ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
1.1 Сущность понятия «проектная деятельность» 11
1.2 Психолого-педагогические основы формирования культуры здоровья у
младших школьников 20
1.3. Пути формирования культуры здоровья в проектной деятельности .... 29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.1. Диагностика сформированности культуры здоровья у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 38
2.2. Содержание педагогической работы по формированию культуры
здоровья младших школьников посредством проектной деятельности 46
2.3. Сравнительный анализ результатов опытно-поисковой работы 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94
Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации. Здоровый образ жизни обучающихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности. В связи с этим статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентируются вопросы организации охраны здоровья обучающихся. Согласно данной статье ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарнопротивоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи [72].
Задачи сохранения здоровья детей и формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни в современных условиях рассматриваются, как неотъемлемая часть стратегии развития системы начального образования. Это связано с тем, что исследователи в разных регионах России обращают внимание на неблагоприятную динамику основных показателей здоровья учащихся (В.Н. Касаткин, Н.К. Смирнов, Е.А. Стальков, Т.Ф. Орехова и др.). Анализ работ отечественных ученых (М.М. Безруких, Н.А. Голиков, З.Ю. Тюмасева и др.) показывает, что проблема нарастает с переходом детей из класса в класс.
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) выделяется отдельное направление по формированию у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы (ООП) образовательного учреждения.
Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде и сохранить здоровье, необходимо иметь индивидуальную систему поведения на каждый день. Для ее обеспечения ФГОС НОО выделяет специальный раздел. В стандарте отмечается, что этот раздел представляет собой комплексную программу формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП начального общего образования [71].
Жизнь современного ребенка стала чрезмерно напряженной: повсюду подстерегают нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки, опасности разного рода. Перенапряжение и переутомление возникают в процессе учебы, работы, на улице и дома. Не познав себя, учащимся трудно выбрать оптимальную линию поведения, которая помогла бы ему находиться в состоянии душевного равновесия, сохранить свое здоровье и выполнить поставленные жизнью задачи. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс.
Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако, для понимания и осознания ребенком значения понятия «культура здоровья» необходимо проводить занятия в такой форме и использовать такие виды деятельности, чтобы пробудить у детей мотивацию и интерес. Одним из таких видов деятельности и является проектная деятельность. Эффективность проектной деятельности заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество общеучебных умений и навыков: рефлексивные, поисковые (исследовательские), коммуникативные, презентационные, умения аргументировать собственные высказывания, умение отвечать на незапланированные вопросы, умение понимать задания в различных формулировках и контекстах, умение находить требуемую информацию в различных источниках. При выполнении проектно-исследовательской работы учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания, формируют необходимые умения, в соответствующей области, развивают свои творческие способности, навыки проектно-исследовательской работы, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте...
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и практической проверке эффективности использования проектной деятельности, направленной на формирование культуры здоровья у детей младшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали все поставленные задачи.
Проектная деятельность включает в себя ряд условных этапов, которые педагоги-учёные выделяют по-разному. Мы можем сделать вывод, что структура проекта зависит от его типа, специфики учебного предмета, авторских педагогических разработок конкретной темы проекта, поэтому они и содержат разное количество этапов. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, т.к. дети малы, но возможна при правильной организации. Основные условия успешного применения метода проектов заключаются в: существовании значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского поиска, значимости предполагаемых результатов, применении исследовательских методов при проектировании, структурировании этапов выполнения проекта, самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.
Одним из способов формирования культуры здоровья является проектная деятельность, которая более эффективна по сравнению с традиционными формами и методами работа на современном этапе. В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность, которая базируется на методе проектов. Его использование способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной
познавательной деятельности, касающейся формирования собственной культуры здоровья.
Практическое исследование проводилось в МАОУ СОШ № 76 им. Д.Е. Васильева, Свердловская область, г. Лесной, в октябре 2018г. В педагогическом исследовании принимали участие 24 ученика 3 «А» класса (экспериментальная группа) и 3 «Б» класса (контрольная группа).
На основе определения понятий «здоровье», «культура здоровья», «здоровый образ жизни» младшего школьника были выделены показатели и критерии сформированности культуры здоровья, а также разработана характеристика уровней их сформированности у младших школьников. Оценка сформированности каждого критерия определялась с помощью показателей, соотнесенных с четырьмя уровнями: высоким, достаточным, средним и низким
Для диагностики культуры здоровья младших школьников использовалась анкета «ЗОЖ», автор Науменко Ю.В., методика исследования уровня представлений о здоровье и эмоциональное отношение к проблемам здоровья, а также проводилось анкетирование родителей и детей. В результате проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы было выявлено, что третьеклассники и из экспериментальной, и из контрольной группы находятся преимущественно на среднем уровне сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивный (50%-экспериментальная и контрольная группы), эмоциональный (50%- экспериментальная, 41,6%-контрольная группы) и поведенческий (54,2%- экспериментальная, 58,3%-контрольная группы).
В результате диагностики мы установили, что у детей в недостаточной степени сформирован уровень культуры здоровья, у младших школьников недостаточно сформированы знания об отдыхе, труде, сне, питании, также не все дети обладают потребностью вести здоровый образ жизни, не заботятся о собственном здоровье и здоровье окружающих. Нами была разработана система проектов, которая позволяет комплексно способствовать формированию культуры здоровья младших школьников посредством проектной деятельности. Цель комплекса проектов - формирование культуры здоровья младших школьников посредством проектной деятельности.
Направления проектов: формирование когнитивного компонента культуры здоровья младших школьников, формирование эмоционального компонента культуры здоровья младших школьников, формирование поведенческого компонента культуры здоровья младших школьников.
В результате разработки и апробации комплекса проектов были разработаны следующие продукты проектной деятельности: газета «ЗОЖ», проведен конкурс рисунков «Культура здоровья - наша цель», памятка «Правила поведения в школьной столовой», плакаты о культуре здоровья, памятки о здоровом образе жизни, доклады, презентации учеников, распорядок дня школьника, презентации, результаты самобследования, буклеты для родителей, информационный стенд.
В результате проведения завершающего этапа опытно-поисковой работы было выявлено, что третьеклассники из экспериментальной группы находятся преимущественно на достаточном уровне сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивный (58,3%),
эмоциональный (41,6%) и поведенческий (45,8%). В то время, как третьеклассники из контрольной группы показали преимущественно средний уровень сформированности культуры здоровья по всем показателям: когнитивный (33,4%), эмоциональный (41,6%) и поведенческий (50%). Таким образом, разработанная нами система по внедрению комплекса проектов способствует формированию культуры здоровья у детей младшего школьного возраста при учете ряда педагогических условий: в процессе формирования культуры здоровья использовать проектную деятельность в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста; проводить мониторинг уровня сформированности культуры здоровья детей младшего школьного возраста; формирование культуры здоровья младших школьников будет осуществляться в системе, в единстве проектов, их связи друг с другом; привлечение родителей к процессу формирования культуры здоровья детей младшего школьного возраста посредством проектной деятельности.
В целом проведенная нами работа по разработке и апробации комплекса проектов способствовала созданию благоприятных условий для накопления знаний о культуре здоровья, и превращения их необходимые убеждения, создания необходимых и достаточных педагогических условий для накопления младшим школьников опыта поведения, способствующего формированию культуры здоровья. Также мы способствовали изменению эмоционального отношения школьников к своему здоровью, помогали им в формировании установок на самовоспитание и самосовершенствование.
1. Айдаркин, Е.К. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии: учебное пособие / Е.К. Айдаркин, Л.Н. Иваницкая. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. - 176 с.
2. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. - 2017. - №1. - С.24 - 33.
3. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка / Алямовская, В. Г. - Москва: Аркти, 1993. - 132 с.
4. Ангеловски, Кристе. Учителя и инновации: книга для учителей: пер.с макед. / Кристе Ангеловски. - Москва: Просвещение, 2009. - 159 с.
5. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности / В. И. Андреев. - Москва: Высш.шк., 2014. - 240 с.
6. Балл, Г.А. Современный гуманизм и образование: Социальнофилософские и психолого-педагогические аспекты / Г. А. Балл. - Москва: Равно Листа, 2013. - 184 с.
7. Бахтин, Ю. К. Формирование культуры здоровья - ответственная задача
учреждений народного образования / Ю.К. Бахтин, Г.И. Сопко,
М.В. Пазыркина // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 445-447. - URL https://moluch.ru/archive/39/4635/ (дата обращения: 14.04.2019).
8. Бахтин, Ю.К. Формирование культуры здоровья в педагогическом университете / Ю.К. Бахтин // Материалы УШ-й Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности. 15-19 ноября 2004 г.: сб. ст. - Санкт-Петербург: Союз, 2004. - С.35-39.
9. Бахтин, Ю.К. Профессионально - в защиту валеологии, отзыв на статью З.И. Тюмасевой «Невалеологические проблемы валеологии» /
Ю.К. Бахтин, Г.А. Корчагина, В.П. Соломин // Народное
образование. - 2004. - № 2. - С.44-46.
10. Беленький, В. П. Здоровье ребенка - от семьи / В. П. Беленький, А.Л. Богинич, М.А. Машовец. - Москва: СПД, 2006. - 220 с.
11. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей. - Москва, 2010. - С. 40- 50.
12. Бойченко, Я.В. Здоровьесбережение современной молодежи / Я.В. Бойченко. - Харьков: Изд-во И.С. Иванченко, 2013. - С. 195
13. Бурлаков, А.Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии
личности ребенка / А.Н. Бурлаков // Шестая научно-практическая конференция, посвященная 15-летию Центра психолого-медико
социального сопровождения: сб. статей и тезисов. - Бердск: ДАРС, 2007. - 272 с.
14. Вайнер, Э.Н. «Культура здоровья» как правопреемница специальности «Валеология» в профессиональном педагогическом образовании / Э.Н. Вайнер // Материалы 3-его Международного конгресса валеологов: сб. статей / под ред. В.В. Колбанова. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 36-37.
15. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны,
представления, установка / Васильева, О.С. - Москва: Академия, 2001. - 298 с...