Глава 1. Аналитический обзор литературы 6
1.1. Бег и его принадлежность к видам спорта. Основные
особенности техники бега 6
1.2. Особенности физиологического развития детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Принципы обучения бегу детей старшего дошкольного
возраста 21
1.4. Выносливость и способы ее развития у старших дошкольников 29
Глава 2. Организация и методы исследования 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 38
Глава. 3. Результаты исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения 54
Растущий организм любого возраста испытывает большую потребность в движении. Это стремление физиологически и биологически обусловлено. Именно в дошкольном возрасте начинают зарождаться основы крепкого здоровья и гармоничного физиологического становления. И хотя это становление считается естественным биологическим процессом, на него возможно влиять в требуемом общественной необходимости направлении для всесторонней физической подготовленности к жизни социуме. [2] Специалисты в области здоровья и педагогики утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровой личностью. Двигательная активность - это целебное средство, эффективность которого проверена на многих человеческих поколениях. Оно содействует предупреждению различного рода болезней, связанных с сердечно-сосудистой, дыхательной системами, нервно-психической сфере. Все известные педагоги с античных времен до нашего времени отмечают, что движение - это еще и наиважнейшее средство во спитания человека как личности. Двигаясь, ребенок узнает окружающий его неизвестный и загадочный мир, учится любить его и целенаправленно взаимодействовать с ним. [30]
Генетически заложенные физические качества в индивиде, необходимо развивать с ранних лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовлен. Верное исполнение различных движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике физического во спитания выделяют пять о сновных физических качеств: ловко сть, гибко сть, быстрота, сила и выносливость. Сензитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. [18]
В данной работе мы рассмотрим выносливость как основополагающее качество требующее развития и совершенствования.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития общей выносливости у детей дошкольного возраста.
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что на протяжении долгого времени наблюдается сдвиг уровня здоровья в худшую сторону и малая степень физической подготовленности, в частности, невысокая выносливость среди дошкольников. Главная из причин — трудности в системе физического воспитания, не удовлетворяющей современным требованиям к физической подготовленности человека. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без коих невозможно плодотворно принимать участие в подвижных играх, а в последующем благополучно заниматься спортивной деятельностью. При активных движениях, требующих работы большого количества мышц, в особенности циклических, таких, как бег, совершенствуются функции систем организма и некоторые физиологические проце ссы, улучшается вентиляция легких. Дозированное использование бега в до ступной, ребятам, и соответствующей их возрастным возможностям количе ствах, может помочь увеличить их общую выносливость.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста посредством бега.
Цель исследования: показать, что бег является важнейшим средством развития общей выносливости у старших дошкольников.
В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть методы, направленные на развитие общей выносливости у дошкольников;
3. Разработать и апробировать методику развития общей выносливости у старших школьников посредством бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр-эстафет.
Структура выпускной квалификационнаяработы(ВКР). ВКР изложена на 57 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 25 источников и приложения. Текст работы имеет таблицы, сопровождается рисунками.
Наилучшее развитие физического состояния дошкольника - это в основе своевременное воспитание двигательных способностей и умений, привлечение внимания к всем доступным ребенку видам движений и физических свойств его тела. Выносливость является одним из важнейших физических качеств человека. Общая выносливость организма помогает лучше адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей действительности, что важно для растущего молодого организма ребенка.
В системе современного развивающего физического воспитания детей дошкольного возраста, огромный смысл содержится в комплексности нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и во спитательных задач. Основные виды движений как ходьба, бег, прыжки и пр. свойственны для обычной деятельности человека и являются неотъемлемым средством физического воспитания. Регулярное выполнение этих движений оказывает благоприятное воздействие на всестороннее физическое становление детского организма, улучшает работу систем жизнеобеспечения, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др. [1].
При обучении бегу в старшем дошкольном возрасте основное значение имеют объяснения и показ упражнений. От ребят в этом возрасте уже возможно потребовать о сознанного выполнения необходимых упражнений.
Значимость обучения бегу заключается в том, что он больше прочих движений применяется в повседневной деятельности. Дополнительно на основании бега строятся более сложные виды движений, если ребенок способен правильно выполнять бег, то ему без труда дадутся, и прыжки в высоту, и в длину с разбега, выполнение различных спортивных упражнений, включающих элементы игр в футбол, волейбол, баскетбол и т.д.
Средством улучшения общей выносливости у ребенка старшего школьного возраста может быть не только бег, выполняемый как изолированное упражнение, но и подвижные игры с бегом, игры-эстафеты, что особенно нравится детям всех возрастов. Известно, что в игре, кроме развития выносливости, происходит развитие многих других физических качеств, а также улучшаются навыки во взаимодействии ребенка с окружающими его сверстниками.
В предоставленной работе была применена методика развития общей выносливости у дошкольников посредством бега на основе принципа адекватной организации физкультурных занятий с использованием комплекса различных видов бега, подвижных игр с бегом, беговых упражнений и игр- эстафет.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Ребята старшего дошкольного возраста имеют относительно высокую степень координации движений, что позволяет им выполнять довольно трудные упражнения. 6-7 летний возраст является оптимальным для того чтобы начать развивать выно сливо сть посредством бега.
2. Выявлен экспериментальный комплекс беговых упражнений и подвижных игр, направленных на развитие общей выно сливо сти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подтверждена эффективность применения бега как средства развития общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста и показана вероятно сть ее использования в практике, на физкультурных занятиях в детском саду. Был выявлен уровень увеличения развития общей выно сливо сти в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста.
1. Билич Г. Л. Анатомия и физиология: большой популярный атлас / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. - Москва: «Э», 2017. - 272 с.
2. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада. / Е. Н. Вавилова. Москва: Просвещение, 1983. - 144 с.
3. Вебер, Р А. Психолого-педагогические основы физического развития личности, / Молодой ученый. 2018. № 3 / режим доступа: https://molueh.ru.
4. Верхошанский, Ю. К. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость / Ю. К. Верхошанский. - Москва: Советский спорт, 2014. - 80 с.
5. Википедия - свободная энциклопедия. / статья Легкая атлетика / режим доступа: https://ru.wikipedia.org
6. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э. С. Вильчковский. - Киев: Здоровья, 1979. - 232 с.
7. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников: практическое пособие / Н. Э. Власенко. - Москва: Айрис-пресс, 2011. - 160 с.
8. Воронова, Е. К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет: практическое пособие / Москва: Аркти, 2009. - 88 с.
9. Голощапов, Б. Р. История физиче ской культуры и спорта: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. - Москва: Академия, 2002. - 312 с.
10. Громова, О. Е. Игры-эстафеты для дошкольников и младших школьников / О. Е. Громова. - Москва: Сфера, - 2003. - 128 с.
11. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - Москва: Просвещение, 2003. - 110 с.
12. Жилкин, А. И. Легкая атлетика: пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин. - Москва: Академия, 2003. - 464 с.
13. Жуков, М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. / М. Н. Жуков. - Москва: Академия, 2000. - 160 с.
14. Зайцев, А. А. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / А. А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук, С. А. Соллогуб. - Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. - 71 с.
15. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. - Москва: Просвещение, 1978. - 272 с.
16. Кобринский, М. Е. Легкая атлетика: учебник / Под ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. - Минск: Тесей, 2005. - 336 с.
...