ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЕННО- 11
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущностная характеристика понятия «военно-патриотическое 11 воспитание»
1.2 История развития военно-патриотического воспитания в России и 22 за рубежом
1.3 История развития военно-патриотического воспитания в 35 кадетском образовании
1.4 Анализ современной системы дополнительного образования 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ 68 ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус войск национальной гвардии»)
2.1 Патриотическое воспитание в Екатеринбургском кадетском 68 корпусе войск национальной гвардии Российской Федерации
2.2 Программа секции «Мастер-кадет» 77
2.3 Динамика развития патриотических чувств у обучающихся 93
Екатеринбургского кадетского корпуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 123
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 124
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходят значительные перемены в социально-экономической, политической и духовной сферах. Резкое расслоение общества, девальвация фундаментальных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В результате чего произошли смена мироощущений и ценностных ориентаций общественного сознания, усилившие отчуждение молодёжи от института семьи, государства. У значительной части молодёжи сформировано безразличное отношение к понятиям человеческого достоинства, чести, гражданского долга, личной ответственности, что в свою очередь отрицательно сказалось на духовно-нравственном, психическом и физическом здоровье подрастающего поколения.
Новейшая история Российской Федерации ознаменовалась в конце прошлого века кардинальным ухудшением военно-патриотического воспитания населения страны и, в первую очередь, подрастающего поколения. Вместе с тем любая страна нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания, так как это формирует устойчивую гражданскую позицию личности и выступает в качестве необходимого условия успешного функционирования государственных институтов в интересах укрепления экономического и военного могущества страны. Исторический опыт свидетельствует о том, что основу формирования у людей высоких моральных принципов всегда составляли чувства патриотизма, любви к Родине, готовность сражаться за неё до полной победы.
Военно-патриотическое воспитание - важная задача кадетского образования, ориентированная на формирование глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций. Поле деятельности педагогов и воспитателей по формированию военно-патриотического воспитания огромно, а роль непереоценима.
Военно-патриотическое воспитание кадет включает в себя развитие гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ориентиров, формирование профессионально значимых качеств, связанных с верностью конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Особую роль в формировании патриотизма кадет играет система дополнительного образования.
Дополнительное образование на современном этапе - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [60, ст. 2., п.14].
В современных условиях программы дополнительного образования военно-патриотической направленности являются для подростков школой гражданского становления, а для общества - возможностью и механизмом воздействия на молодых граждан. Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм. Интеграция различных форм патриотической работы в значительной мере преодолевает разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами [68, с. 28].
В настоящее время практически отсутствуют исследования, которые были бы посвящены организации военно-патриотического воспитания кадет в условиях дополнительного образования.
Исходя из этого, было выявлено противоречие между необходимостью повышать уровень военного патриотизма у обучающихся кадетских корпусов и недостаточной разработанностью соответствующих технологий и методик в системе дополнительного образования.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей развития военного патриотизма у обучающихся в кадетских корпусах.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил сформулировать тему диссертационного исследования «Военнопатриотическое воспитание кадет в системе дополнительного образования»
Объект - патриотическое воспитание.
Предмет - военно-патриотическое воспитание кадет в системе дополнительного образования.
Цель: разработать и апробировать программу военно-патриотического воспитания кадет в системе дополнительного образования.
Гипотеза: военно-патриотическое воспитание кадет в системе дополнительного образования будет эффективным, если:
• выявить сущность понятия «военно-патриотическое воспитание»;
• обозначить этапы развития военно-патриотического воспитания в России и кадетских корпусах;
• раскрыть значимость дополнительного образования в формировании и развитии патриотических чувств кадет;
• разработать программу развития военно-патриотических чувств кадет и методику ее реализации;
• использовать современные методы и формы обучения и воспитания...
Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что на сегодняшний день, военно-патриотическое воспитание кадет кадетских корпусах является актуальной и значимой, так как в Российском обществе происходят изменения, которые оказывают большое влияние и влекут изменения в системе образования, что вызывает необходимость в воспитании свободной и ответственной личности, способной в любой момент встать на защиту Отечества.
В первом параграфе первой главы диссертации мы изучили мнения и утверждения ученых и педагогов по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, раскрыли понятия «воспитание», «патриотизм», «гражданско-патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание».
Воспитание, по мнению большинства ученых, - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
На наш взгляд воспитание - это целенаправленное влияние на мотивы и потребности, идеалы и ценности человека.
Патриотизм - социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об ее интересах и готовность к ее защите от врагов
Патриотическое воспитание, по мнению исследователей - это процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству, в условиях усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта в различных видах патриотически ориентированной активности в процессе учебной и внеурочной деятельности.
На наш взгляд, патриотическое воспитание - это процесс, направленный, как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству.
Военно-патриотическое воспитание - это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у человека глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; воспитание чувства гордости за русское оружие; уважение к военной истории; стремление к военной службе; сохранению и приумножению славных воинских традиций.
Во втором параграфе мы обратились к историческому опыту развития военно-патриотического воспитания в России и за рубежом. Патриотическое воспитание в духе государственной идеологии начинается со школы и продолжается в Вооруженных силах и высших учебных заведениях, приобретая идейно-политический характер. Военно-патриотическое воспитание - важная составляющая многих стран мира. Прежде всего оно направлено на защиту собственного Отечества. Система патриотического воспитания России и зарубежных стран включает военный компонент и связана с предвойсковой службой.
В третьем параграфе мы обратились к истории становления и развития Кадетского образования в России. За время своего существования кадетские корпуса прошли сложный и интересный путь, накопив богатый опыт воспитания и общения с подрастающим поколением разных возрастов, в строгом регулировании распорядка дня и военной жизни. Благодаря слаженной работе педагогических коллективов и офицеров-воспитателей, использованию передовых методик в обучении и воспитании, многие выпускники кадетских корпусов добились больших успехов, как в военной, так и в гражданской сферах, получили признание своих талантов на службе России. На наш взгляд, в современных условиях, крайне необходимо использовать положительный опыт патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России.
В четвёртом параграфе мы проанализировали деятельность современной системы дополнительного образования. Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. На наш взгляд наиболее эффективной формой внеучебной деятельности обучающихся являются творческие объединения и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют придать военнопатриотическому воспитанию массовый характер.
В первом параграфе второй главы диссертации мы проанализировали деятельность Екатеринбургского кадетского корпуса по организации патриотического воспитания кадет. Мы выяснили, что патриотическое воспитание в Кадетском корпусе происходит в соответствии с программами дополнительного образования и планами по организации мероприятий патриотической направленности, во время занятий в кружках и секциях, в процессе реализации мероприятий городского, областного, Российского и международного уровня.
Во втором параграфе второй главы нами была рассмотрена программа по военно-патриотическому воспитанию старших кадет, на примере секции «Мастер-кадет», действующей в Екатеринбургском кадетском корпусе. По результатам проведенных нами наблюдений и устного опроса кадет, занимающихся в секции, можно сделать вывод. Секция «Мастер-кадет» пользуется большой популярностью в Кадетском корпусе, это подтверждается 100% посещаемостью занятий, стремлением кадет достичь присвоения звания «Мастер-кадет», повышением среднего балла общего образования, проявлением уважительного отношения кадет к действующим Мастерам-кадетам.
В третьем параграфе второй главы мы провели диагностику. В основе диагностики лежала диагностическая программа «Изучение уровней сформированности гражданственности у подростков», которая включала методики - написание сочинения «Патриотизм и как я его понимаю» и анкетирование на тему «Гражданственность и патриотизм».
Результаты диагностики констатировали положительную динамику развития военного патриотизма в кадетском корпусе.
1. Акопян, М. А. Система гражданско-патриотического воспитания в рамках проекта «Россия - Родина моя» [Текст] / М. А. Акопян. - Саратов: Аск-о, 2006. - 206 с.
2. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С.349 - 52.
3. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. [Текст] / В. Г. Белинский. - М. : АН СССР, 1954. - Т. 4 - 488-489 с.
4. Беляева, Е. В. Патриотизм — основной принцип этики гражданственности [Текст]/ Е. В. Беляева // Гражданское воспитание и демократизация России: Материалы международной научно - практической конференции (Тула, 17-18 мая 2004г.) / науч. ред. О. Е. Глаголева, О. В. Заславская. -М. : 2004. - С.18.
5. Большой энциклопедический словарь [Текст]: изд. 2-е, перераб., доп. / науч. ред. А. М. Прохорова. - СПб. : Большая российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
6. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2 [Текст] / под ред. А. М. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1991. - 702с.
7. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь [Текст]: / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, - М. : ЭКСМО, 2003. - 434с.
8. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - №5(40). - С. 405-412. - URL: https://moluch.ru/archive/40 (дата обращения: 11.08.2019).
9. Буйлова, Л. Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе [Текст] : практическое пособие / Л. Н. Буйлова, Н. В. Кленова . - М. : АРКТИ, 2005. - 288 с.
10. Буковская, Т. И. Кадетские корпуса : История, этапы становления и развития военного образования в России [Текст] : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Т. И. Буковская ; С.-Петерб. гос. унт. - Санкт-Петербург, 2003. - 22 с.
11. Быков, А. К. Патриотическое воспитание в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (литературы, обществознания, истории) [Текст] : Методические рекомендации для образовательных учреждений / А. К. Быков, Н. Н. Казначеева, Е. С. Королькова, А. Ф. Никитин. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2004. - 264 с.
12. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А. К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37 - 42.
13. Ваулин, А. М. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах [Текст] / А. М. Ваулин // Офицерская жизнь. - 1910.- С. 212-213.
14. Введение в культурологию [Текст] : избранный курс лекций для студентов / сост.: О. К. Ефремова, И. Я. Мурзина, Р. Ю. Порозов, Н. С. Смольникова, В. В. Осетров, Б. А. Юферов; под общ. ред. И. Я. Мурзиной. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2012 - 136 с.
15. Волков, А. С. Кадеты России. Исторический аспект [Текст] / А. С. Волков // Формы и методы патриотического воспитания молодежи. Региональный аспект: тезисы докладов региональной научно-практической конференции: октябрь 1996 г. / под ред. Н.И. Булаева; Ряз. обл. ин-т развития образования; Комитет по образованию и молодежной политике администрации Ряз. обл. - Рязань, 1996. - С.91 - 95...