Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Работа №94661

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы172
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 14
1.1. Модернизация экологического образования младших школьников в
контексте идей устойчивого развития 14
1.2. Проблема воспитания экологической культуры младших школьников в
педагогических исследованиях 26
1.3. Модель воспитания экологической культуры младших школьников в
процессе освоения образовательной области «окружающий мир» 39
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 50
2.1. Диагностика уровня воспитанности экологической культуры младших
школьников 50
2.2. Реализация модели воспитания экологической культуры младших
школьников при изучении окружающего мира 62
2.3. Результаты исследования по воспитанию экологической культуры
младших школьников 73
Выводы по второй главе 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 147
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 168

Актуальность исследования. В настоящее время в образовании происходят изменения, связанные с модернизацией его содержания и структуры. Они затрагивают все сферы, в том числе и решение задач воспитания экологической культуры, развития экологического образования школьников. На фоне возникших актуальных противоречий в сфере развития экологического образования, а также нарастающих экологических проблем планетарного масштаба в современных условиях устоявшийся в среде исследователей и практиков экологического образования (психологов и педагогов) термин «экологическое образование в интересах устойчивого развития» (далее ЭОУР) приобретает новое значение, которое связывается прежде всего с модернизацией новых подходов к обучению.
Практически любая из острых проблем современности, что касается всех без исключения жизненных интересов человека, так или иначе связана с экологическим состоянием окружающей среды. В то же время практически любые виды или сферы общественной деятельности имеют антиэкологическую направленность: современная наука и техника, индустрия, сельское хозяйство, туризм, развлечения и тому подобное. Глобальный экологический кризис приобрел системный характер. Нужны новая философия, новая политика, новые моральные императивы - обязательства каждого человека и человечества в целом.
В целом речь идет о системе ценностей, составляющих культурного мировоззрения, которая не зависела бы от экономических всплесков или упадков, изменений политической власти, в которой бы защита и сохранение природы считались такими же важными, как и, собственно, жизнь. Именно на таких принципах сформировалось понятие «устойчивое развитие» (англ. - sustainable development).
Последовательный переход России, как и всего мирового сообщества, к устойчивому развитию происходит в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде (ЮНСЕД). Идя в ногу с мировым сообществом, Россия задекларировала свою ориентацию на стратегию устойчивого развития. Очевидно, что развитие экологического образования для устойчивого развития требует новых педагогических моделей, новых условий, нового педагогического содержания.
В национальной стратегии образования для устойчивого развития в РФ указано, что основной целью перехода нашей страны к устойчивому развитию является формирование российского общества, осознанно
эволюционирующего в соответствии с духовными, нравственными, историческими и общечеловеческими ценностями во благо ныне живущих и будущих поколений. Экологизация образования признается одним из главных стратегических направлений развития государства, но также указано, что к основным проблемам образования относится и его медленная экологизация. Данный процесс регламентируется «Концепцией экологического образования в РФ» (от 2017 года), «Основами государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», «Стратегией экологической безопасности в РФ на период до 2025 года».
Основополагающие Федеральные нормативные документы
(Федеральный закон «Об охране окружающей среды», «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» и др.) предусматривают воспитание экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания в качестве одной из основных задач государственной политики. Изменения затронули начальное образование после принятия «Программы воспитания экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». В системе непрерывного экологического образования все большее значение имеет начальная школа.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) указывает на необходимость формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности, как основы экологической культуры личности. Важную роль в воспитании экологической культуры младших школьников играет учебный предмет «Окружающий мир», который знакомит детей с мировой экологической культурой, с культурой сохранения и поддержания здоровья окружающей среды и своего собственного здоровья.
В этих условиях возникает проблема выбора новых стратегий совершенствования процесса начального экологического образования и разработки инновационных моделей воспитания экологической культуры младших школьников.
Анализ литературы показал, что проблемой экологического образования и воспитания занимались многие ученые. Исходными идеями в проблеме становления экологической культуры выступают идеи исторической взаимосвязи общества с природой (Д.Н. Гумилёв, В.О. Ключевский, В. Хесле и др.). Ценные результаты, характеризующие различные аспекты экологической культуры, содержатся в работах В.Г. Бганба, П.А. Водопьянова, Э.В. Гирусова, A.M. Гапеевой, Е.И. Ефимовой, C.B. Куликовой, и H.H. Киселева, Е.В. Никоноровой, и др. Актуальность воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста раскрыта в работах Г.Б. Барышниковой, Н.Ф. Виноградовой, Н.С. Дежниковой, Л.В. Моисеевой, Л.П. Салеевой и др. Исследованию экологического образования в контексте идей устойчивого развития посвящены работы С.В. Алексеева, Е.Н. Дзятковской, А.Н. Захлебного, Д.С. Ермакова, М.А. Жевлаковой и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку решений проблемы воспитания экологической культуры младших школьников в условиях модернизации экологического образования в контексте устойчивого развития и позволяет сделать выводы, поясняющие решение поставленных задач.
1. Сущность понятия «экологическая культура младшего школьника» целесообразно интерпретировать как новый тип культуры с переосмысленными ценностями, совокупностью материальных и духовных ценностей, а также способов деятельности, которая включает в себя не только систему экологических знаний, но и экологически продуманную стратегию поведения младшего школьника, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития личности. Были определены составляющие экологической культуры детей младшего школьного возраста с учетом стратегий образования для устойчивого развития:
• когнитивный - представления об основах экологической культуры и социально поощряемых стереотипах поведения в окружающей среде; способность применять экологические знания при решении задач в реальной жизни и рассматривать жизненные ситуации с экологической точки зрения;
• мотивационно-ценностный - способность ценностного выбора, принятия решения и действий в разных социальных ролях; ценностные установки на активные действия в интересах устойчивого развития общества и природы;
• деятельностный - поведение в рамках экологических норм в интересах безопасности окружающей среды и собственной жизни; опыт участия в социально значимых практиках в интересах устойчивого развития территории.
2. В настоящее время проблемы экологического образования приобретают новую актуальность в контексте идей устойчивого развития общества, придается новый смысл обновлению содержания экологического образования младших школьников, насыщению новыми требованиями и нормами. Модернизация экологического образования в контексте идей устойчивого развития предполагает обновление его содержания. Экологическое образование должно быть качественным, основанным на эколого-гуманистических ценностях, способствовать переходу от трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологически ориентированной деятельности на основе социального партнерства, от описания и объяснения мира - к умениям ответственного, экологически безопасного управления природными процессами.
3. Модель воспитания экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира с учетом стратегий образования для устойчивого развития была разработана и экспериментально проверена в рамках исследования. Данная модель включает целевой, содержательный, процессуальный и результативный блоки. Содержание модели соответствует принципам ЭОУР: обогащено современными методами и приемами, дискуссионными формами занятий, коллективной творческой деятельностью, инновационными педагогическими технологиями - интерактивными и игровыми, проектной деятельностью; основано на личностно­ориентированном, деятельностном, ноосферном, компетентностном подходах; идеях педагогики «эмпауэрмента» - создание условий для формирования уверенности в собственных силах, возможностях и ответственности за результаты обучения, самостоятельном познании и действии, самообучении и взаимообучении, принятии самостоятельных решений относительно собственного стиля жизни (понимание своего влияния на состояние ближайшего окружения и окружающую среду, образ жизни, и, исходя из этого, выбор личных ценностей).
4. Для воспитания экологической культуры младших школьников в процессе освоения образовательной области «Окружающий мир» с учетом
стратегий образования для устойчивого развития были разработаны
следующие педагогические условия:
• расширение массового участия младших школьников в социальной жизни местных сообществ, объединений, движений, различных видах повседневных экокультурных практик;
• экологизация и расширение содержания курса «Окружающий мир» через внедрение программы внеурочной деятельности «Уроки для устойчивого развития», разработанной с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей города Екатеринбурга;
• включение школьников в экологически ориентированную проектную деятельность и социокультурные практики на основе взаимодействия с семьями и социальными партнерами;
• сбалансированное сочетание традиционных и инновационных форм, технологий и методов обучения.
Для определения уровня сформированности каждого из компонентов экологической культуры младших школьников был разработан диагностический инструментарий: анкета «Что я знаю об окружающем мире?» (по методике «Натурафил» В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо), тест «Мое отношение к природе» (по методике «Элементы экологической культуры» С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева), тест «Экологическая деятельность» (по методике «Экологические ситуации» Е.В. Асафовой); тест «Природа и человек» (по методике «Элементы экологической культуры» С.С. Кашлева, С.Н. Глазачева), опросник «Отношение к природе» (по методике «Натурафил»
B. А. Ясвина, С. Д. Дерябо), тест «Мои действия по отношению к природе» (по методике «Элементы экологической культуры» С.С. Кашлева,
C. Н. Глазачева).
5. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показало значительное различие между ними - результаты по каждому из показателей улучшились: большинство ребят экспериментальной группы перестали воспринимать себя отделенными от природы, стали чувствовать себя ее частью, что показали проведенные беседы с детьми и наблюдения за ними. У школьников сформировались представления об экологически целесообразном поведении в окружающей среде, стала более выраженной постоянная готовность активно участвовать в природоохранных мероприятиях с осознанием личной ответственности за состояние и дальнейшую судьбу окружающей среды, пониманием необходимости бережного отношения к природе.
6. Для воспитания экологической культуры младших школьников была разработана программа внеурочной деятельности «Уроки для устойчивого развития» с учетом природно-территориальных и социокультурных особенностей города Екатеринбурга. Содержание занятий программы было направлено на формирование у обучающихся экологически активной позиции, позитивного восприятия своего будущего, стремления действовать для сохранения окружающей среды и достижения устойчивого развития общества. Итогом занятий стала разработка детско-родительского проекта «Экология Екатеринбурга».
Проведенный анализ полученных результатов подтвердил, что разработанная нами модель воспитания экологической культуры младших школьников с учетом стратегий образования для устойчивого развития является продуктивной. Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного исследования решены, цель исследования достигнута.


1. Аргунова, М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / М. В. Аргунова ; Моск. гос. гум. ун-т. - Москва, 2010. - 381 с.
2. Багова, Л. Л. Экологическое образование младших школьников в рамках интегративного курса «Окружающий мир» / Л. Л. Багова // Концепт. - 2017. - № 25. - С. 6. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75308 (дата обращения 08.07.2018).
3. Бегека, А. Д. Экологическое образование: состояние и задачи /
А. Д. Бегека // Начальная школа. - 2017. - № 6. - С. 32-34.
4. Бойчук, Ю. Д. Эколого-валеологическая культура : теоретико­методологические аспекты / Ю. Д. Бойчук. - Томск: Университетская книга, 2016. - 357 с.
5. Вальвакова, Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Т. В. Валькова // Теория и практика образования в современном мире: сб. статей и тезисов : в 2 ч. - Санкт-Петербург, 2015. - Ч.1. - С. 24-29.
6. Васильева, Т. В. Подготовка педагогов-экологов в условиях модернизации социокультурного типа: проблемы, подходы. Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования. / Т. В. Васильева // сб. статей и тезисов - Санкт-Петербург, 2016. - С.83-87.
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. - Москва : Вентана Граф, 2017. - 240 с.
8. Волкова, А. С. Экологическое воспитание школьников /
А. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 2015. - 307 с.
9. Гирусов, Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э. В. Гирусов // Философия и общество. - 2009. - № 4. - С. 74-92.
10. Глазачев, С. Н. Пределы устойчивого развития / С. Н. Глазачев // О
необходимых чертах цивилизации будущего : сб. статей / под ред.
A. Т. Никитина и С. А. Степанова. - Москва, 2008. - С. 118-123.
11. Глазачев, С. Н. Актуальные аспекты модернизации образовательных технологий формирования экологической культуры личности / С. Н. Глазачев
B. И., Косоножкин, Ю. М. Гришаева // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2013. - № 2. - С. 66-71.
12. Горлачев, В. П. Экологическое образование в контексте устойчивого развития / В. П. Горлачев // Вестник ЧитГУ. - 2015. № 4. - С.21-26.
13. Гринева Е. А. Методики диагностики экологической воспитанности младших школьников / Е. А. Гринева, С. Ю. Прохорова // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 1. - С. 90-94.
14. Гришаева, Ю. М. Экологическое образование в русле концепции
устойчивого развития / Ю. М. Гришаева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ekologicheskoe-obrazovanie-v-rusle-kontseptsii- ustoychivogo-razvitiya (дата обращения: 07.10.2019).
15. Гришин, И. А. Концепция устойчивого развития в контексте глобализации / И. А. Гришин // Экология и международные отношения. - 2014.
• № 6. - С. 66- 79...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ