ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И
КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Психофизиологические основы чтения, становление навыка чтения у
детей с нормативным речевым развитием 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
тяжелым нарушением речи 14
1.3. Специфические нарушения чтения - дислексия у младших
школьников с тяжелым нарушением речи 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ
ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 25
2.1. Организация, принципы и методика логопедического обследования
младших школьников с тяжелым нарушением речи 25
2.2. Результаты обследования неречевых и речевых функций чтения
младших школьников с тяжелым нарушением речи 27
2.3. Сопоставительный анализ результатов констатирующего
эксперимента 42
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи 52
3.2. Основные направления и содержание работы по коррекции
дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи 56
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования: в логопедии одной из актуальных проблем является повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи у младших школьников с тяжелым нарушением речи, так как у многих из них недоразвитие устной речи приводит к нарушениям письма и чтения.
Актуальной логопедической проблемой в обучении младших школьников является дислексия. Она имеет практическое и теоретическое значение в актуальных логопедических исследованиях.
Указанная проблема объясняется тем, что чтение имеет одно из главных мест в усвоении знаний. Роль чтения повышается в условиях современного мира тем что, возрастает объем цифровой информации, совершенствуется система образования, когда в обучении детей применяется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дает возможность самообразованию школьника.
Для успешного развития речевой культуры детей, творческих способностей и интеллектуальных реализаций, необходимо в начальной школе приобрести прочный навык чтения.
Современная логопедическая наука и взгляды на нарушения чтения у обучающихся с тяжелым нарушением речи основаны на исследованиях Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева и Н. И. Жинкина, трактующих речевую деятельность как сложное системное функциональное единство.
На основе устной речи, формируется письменная речь. В связи с этим определяется уровень овладения письменной речи и глубиной речевого недоразвития (Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, И. К. Колдовская, и др.).
Предварительный круг знаний детей с нарушением чтения обуславливается речевым недоразвитием, это проявляется в характерной направленности для создания полноценной языковой базы основанной на методике обучения чтению.
Трудность овладения читательской деятельностью школьников происходит в связи с отклонениями в невербальном психическом развитии (А. Н. Корнев, Ю. Г. Демьянов, Н. А. Ципина, и др.).
Для успешного обучения чтению детей с тяжелым нарушением речи, необходимо учитывать своеобразие речевого развития, а также развитие невербальной психической сферы.
Для успешного обучения чтению детей с тяжелым нарушением речи необходимо проводить вспомогательную коррекционно -развивающую деятельность. Для школьников с тяжелым нарушением речи необходимо включать в коррекционную работу чтение и практические занятия с текстовой информацией, это способствует развитию устной и письменной речи учащихся.
Для успешного усвоения общеобразовательной программы и успешной дальнейшей социализации детей с нарушением речи в городе Полевской в МАОУ ПГО «СОШ №8» был создан класс реализующий программу начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи.
Целью исследования является разработка и апробация содержания логопедической работы по коррекции дислексии у обучающихся младших классов с тяжелым нарушением речи.
Объект исследования - неречевые функции, устная речь и навык чтения у младших школьников с тяжёлым нарушением речи.
Предмет исследования - процесс коррекции дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи.
Гипотеза: Предполагаем, что коррекция дислексии у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи будет проходить успешнее, если включить в работу задания, направленные на коррекцию дислексии в каждое логопедическое занятие и в структуру уроков по литературному чтению.
Для успешного достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме дислексии у детей младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи.
2. Планирование, разработка, организация и анализ констатирующего этапа эксперимента, направленного на исследование дислексии у младших школьников в тяжелым нарушением речи.
3. Разработка содержания логопедической работы, направленной на последовательное, поэтапное устранение дислексии у младших школьников с ТНР, реализация формирующего этапа эксперимента по коррекции дислексии у обучающихся начальной школы с ТНР и проверка его эффективности.
Методы исследования:
Теоретические: обзор научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ учебных пособий и методических материалов; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Эмпирический: проведение констатирующего. Формирующего и контрольного этапов эксперимента.
База исследования и контингент испытуемых: г. Полевской МАОУ ПГО «СОШ №8». Обучающиеся младших классов в возрасте 8-9 лет имеющие протокол территориального ПМПК с диагнозом «Общее Недоразвитие Речи». Класс, где обучаются дети, реализующий адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определена методика выявления дислексии у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР;
- определены направления, обосновано и разработано содержание работы по коррекции дислексии у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи.
Теоретическая значимость исследования выражается в том, что подтверждена важность работы по развитию психофизиологической основы чтения для коррекции дислексии у обучающихся младших классов с тяжелым нарушением речи.
Практическая значимость заключается в том, что:
- разработано, апробировано и внедрено в учебный процесс содержание логопедической работы по коррекции дислексии у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи.
- материалы коррекционной работы могут быть применены в работе учителей-логопедов и учителей младших классов, работающих в классах компенсирующего вида, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи.
Практическая значимость исследования: игры, методики, конспекты, раздаточный материал для обследования устной речи обучающихся подобранный и разработанный может использоваться учителями-логопедами для обследования и коррекции дислексии у обучающихся младших классов с тяжелым нарушением речи.
Методологическая основа исследования: психофизиологические основы формирования и развития речи, представленные в работах Л. С. Выгодского, П. К. Анохина, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна.
В современном мире распространенность нарушений чтения, связанная со смысловой стороной речи, среди детей довольно велика. В ходе коррекционной работы были проанализированы теоретические основы проблемы дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи. В ходе работы были подобраны методики исследования состояния предпосылок дислексии и навыков чтения у младших школьников с тяжелым нарушением речи; исследован грамматический строй речи у обучающихся.
При анализе научно-методической литературы и специальной литературы по изучению дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи, сравнили определения дислексии, ученых изучающих это нарушение у детей.
Р. И. Лалаева трактовала определение дислексии как частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, она выделила шесть уровней этого нарушения (фонематическая, аграмматическая, семантическая, мнестическая, оптическая, тактильная).
Экспериментальное исследование предусматривало выявление предпосылок к дислексии и навыков процесса чтения у второклассников с тяжелым нарушением речи. С этой целью были рассмотрены и применены две методики: «Методика раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) А. Н. Корнева» [1982 г.], «Тестовая методика экспресс- диагностики устной реч младших школьников Т. А. Фотековой и Л. И. Переслени» (в методике использованы речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой.
Экспериментальные данные показывают, что у всех обследованных детей была выявлена предрасположенность к дислексии. Данные констатирующего эксперимента показывают то, у детей затруднено выполнение заданий на «Верификацию предложений», это задание выполнило только 59,5% обучающихся, с образованием существительных справилось 50,35%. Так же дети затруднялись в задании по образованию относительных прилагательных 57 % и притяжательных прилагательных 73,5%. Так же низкий показатель 60 % в правильном употреблении предлогов в предложениях.
При составлении логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников с тяжёлым нарушением речи были выделены основные направления работы:
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Работа над звукопроизношением.
3. Формирование морфологических и синтаксических обобщений.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
5. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.
Раскрыто содержание по формированию грамматической стороны речи у обучающихся: морфология, которая включает почти все грамматические формы (самое большое место занимают существительные и глаголы); словообразование одного слова на базе другого однокоренного слова с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксов) и синтаксис - обучение способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные.
В логопедической работе по коррекции дислексии у младших школьников с тяжелым нарушением речи применялись различные приемы и методы: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, задания по составлению рассказов по сюжетным картинкам.
Все коррекционные занятия учителя-логопеда строятся по определенной структуре. Организационный момент (введение детей в тему занятия, создание положительного настроя на совместную работу, пробуждение интереса к познанию, а также релаксационные, мимические и имитирующие упражнения - элементы психофизической гимнастики); объяснение нового материала (переход к теме занятия); закрепление полученных знаний на фронтальном наглядном материале (отработка грамматической категории); динамическая пауза (снятие усталости и напряжения, совершенствование общей моторики, выработка четких координированных действий во взаимосвязи с речью); закрепление полученных знаний на индивидуальном наглядном материале (закрепление грамматической категории); игры и упражнения на развитие психических процессов в рамках темы (развитие психических процессов в играх и упражнениях); итог занятия (определение результативности).
Контрольный эксперимент также проводился по методике Т. А. Фотековой «Экспресс-диагностика обследования устной речи младших школьников». Эксперимент показал, что при совместной работе учителя - логопеда, педагога начальных классов, педагога-психолога и родителей (законных представителей) по коррекции дислексии у младших школьников с ТНР показатели устной речи детей улучшились.
После проведенной работы по коррекции дислексии, дети начали выстраивать свои предложения более грамотно, правильно употреблять в собственной речи предлоги, согласовывать слова в словосочетаниях, находить правильно заданные слоги в словах, а также выстраивать логическую цепочку в пересказе прочитанного.
Таким образом, положительная динамика в устной речи обучающихся показывает, что спланированная коррекционно-развивающая работа учителя - логопеда с детьми, имеющими предпосылки к дислексии, является эффективной.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И.Яшина. - Москва, 2000. - 400 с.
2. Аманатова, М. М. Справочник школьного логопеда / М. М. Аманатова. - Ростов-н/Д, 2019. - 318 с.
3. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1955. - № 70. - 106 с.
4. Андрущенко, Т. Ю. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения / Т. Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова // Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С. 16-22.
5. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина. - Москва, 2015. - 48 с.
6. Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет : руководство по тестированию и обработке результатов / М.М. Безруких. - Москва, 2016. - 188 с.
7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - Москва, 2020. - 256 с.
8. Брагинский, В. А. Почему не каждому даётся грамота? / В. А. Брагинский // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 20-22.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т.Г. Визель. - Москва, 2005. - 400 с.
10. Виноградов, В. В., Грамматика русского языка : в 2 т. / В. В. Виноградов, Е. С. Истрин, С. Г. Бархударов. - Москва, 2002. - Т. 1. - 720 с.
11. Врублевская, Н. А. Коррекция нарушений письменной речи /
Н. А. Врублевская. - Санкт-Петербург, 2013. - 208 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения: 22.10.2021).
12. Галкина, О. И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе / О. И. Галкина. - Москва, 2002. - 201 с.
13. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического
обследования : метод. пособие / О.Е. Грибова. - Москва, 2008. - 91 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г.
Егоров. - Москва, 1953. - 31 с.
15. Егоров, Т. Г Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - Москва, 2002. - 238 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - Москва, 2003. - 336 с.
17. Ефименкова, Л. Н., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - Москва, 2002. - 239 с.
18. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова // Логопедия сегодня. - 2013. - № 4. - С. 83-86.
19. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова. - Санкт-Петербург, 2017. - 319 с.
20. Каше, Г. А. Обучение грамоте людей с фонетико¬фонематическим недоразвитием речи / Г. А. Каше // Дефектология. - 1985. - № 1. - С 74-85.
21. Каше, Г. А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше. - Москва, 1965. - 215 с.
22. Каше, Г. А., Виды работ по исправлению нарушений чтения и письма, связанные с недостатками произношения / Г. А. Каше, Р. И. Шуйфер // Логопедическая работа в школе / под ред. Р. Е.Левиной. Москва, 1953. - С. 18-48.
23. Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. -
Москва, 1994. - 223 с.
24. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург, - 2002. - 220 с.
25. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб. -метод. пособие / А.Н. Корнев. - Санкт-Петербург, 2002. - 286 с.
26. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников : учеб. пособие для студентов дефектологов фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - Москва, 2002. - 136 с.
27. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Р.И. Лалаева. - Москва, 1983. - 136 с.
28. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург, 1998. - 224 с.
29. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р.И. Лалаева. - Санкт-Петербург, 2002. - 22 с.
30. Лалаева, Р. И., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л. В.Венедиктова. - Санкт- Петербург, 2011. - 224 с.
31. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. - Москва ; Воронеж, 2001. - 447 с.
32. Логопедия : учеб. для студентов дефектологов фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. Москва, 2008. - 703 с.
33. Меттус, Е. В. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс) : кн. для логопедов и психологов / Е. В. Меттус. Санкт-Петербург, 2008. - 112 с.
34. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. Москва, 2002. - 400 с.
35. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д., 2009. - 173 с.
36. Речевое развитие ребенка в современном образовательном пространстве : метод. пособие для негосударств. ДОО. Екатеринбург, 2015. - 150 с.
37. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография / М. Н. Русецкая. - Санкт- Петербург, 2007. - 192 с.
38. Садовникова, И. Н. Нарушение речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. - Москва, 2002. - 256 с.
39. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь
логопеда : учеб.-метод. пособие / В. И. Селиверстов / под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт-Петербург, 2011. - 160 с. URL:
http://www.iprbookshop.ru/19456 (дата обращения: 17.10.2017).
40. Спирова, Л. Ф. Коррекция нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова // Дефектология. - 2002. - № 2. - С. 19-23.
41. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва, 2004. - 288 с.
42. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 4-16.
43. Федина, В. В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения : пособие для студентов специальностей 031800 (логопедия) и 031700 (олигофренопедагогика) / В.В. Федина. - Великий Новгород, 2004. - 82 с.
44. Фотекова, Т. А., Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. - Москва, 2002. - 136 с.
45. Хватцев, М. Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - Москва, 2009. - Кн. 2. - 293 c. - URL: http://www.iprbookshop.ru/18489 (дата обращения: 10.08.2016).
46. Хотылева, Т. Ю. Педагогические условия преодоления трудностей в образовательной работе с дошкольниками 5-7 лет : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / Т.Ю. Хотылева. - Москва, 2006. - 144 с.
47. Хотылева, Т. Ю., Графические диктанты : дидакт. пособие / Т. Ю. Хотылева, Н. М. Пылаева. - Москва, 2010. - 116 с.
48. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. - Москва, 2001. - 237 с.
49. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. - Москва, 2002. - 215 с.
50. Чиркина, Г. В. Современные тенденции в изучении дислексии у детей / Г. В. Чиркина, А. Н. Корнев // Дефектология. - 2015. - № 3. - С.89-93.
51. Шевченко, Л. Е. Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в условиях реализации ФГОС / Л. Е. Шевченко, О. М. Тосуниди. - Москва, 2017. - 244 с.
52. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1956. - № 5. - C. 38-54.
53. Яковлев, С. Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи / С.Б. Яковлев // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 66-74.
54. Ястребова, А. В., Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - Москва, 1996. - 176 с.
55. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е. А. Яструбинская // Логопедия. 2014. - № 2 (4). - С. 60-70.