Социальная ответственность как фактор обеспечения стабильной работы предприятия (на примере АО "НПЦ Полюс")
|
Введение 14
1 Теоретико-методологические основы социальной ответственности
предприятий 17
1.1 Содержание понятий корпоративная социальная ответственность
предприятия 17
1.2 Структура и функции корпоративной социальной ответственности 36
1.3 Основные модели корпоративной социальной ответственности зарубежных
и российских предприятий 46
2 Анализ реализации корпоративной социальной ответственности предприятий
в современной России 56
2.1 Основные направления реализации корпоративной социальной
ответственности современных российских предприятий 56
2.2 Стандартизация корпоративной социальной ответственности современных
российских предприятий 60
2.3 Современные подходы к формированию социальной отчетности
предприятия 65
2.4 Методы оценки корпоративной социальной ответственности предприятия 71
3 Оценка факторов и направлений социальной ответственности бизнеса на
предприятие 98
3.1 Внешние и внутренние факторы корпоративной социальной
ответственности на предприятие АО «НПЦ Полюс» 98
3.2 Анализ корпоративной социальной ответственности на предприятие АО
«НПЦ Полюс» 101
3.3 Основные направления совершенствования социальной ответственности на
предприятие АО «НПЦ Полюс» 111
Заключение 119
Публикации по теме диссертационного исследования 121
Список используемой литературы 122
Приложение А 131
1 Теоретико-методологические основы социальной ответственности
предприятий 17
1.1 Содержание понятий корпоративная социальная ответственность
предприятия 17
1.2 Структура и функции корпоративной социальной ответственности 36
1.3 Основные модели корпоративной социальной ответственности зарубежных
и российских предприятий 46
2 Анализ реализации корпоративной социальной ответственности предприятий
в современной России 56
2.1 Основные направления реализации корпоративной социальной
ответственности современных российских предприятий 56
2.2 Стандартизация корпоративной социальной ответственности современных
российских предприятий 60
2.3 Современные подходы к формированию социальной отчетности
предприятия 65
2.4 Методы оценки корпоративной социальной ответственности предприятия 71
3 Оценка факторов и направлений социальной ответственности бизнеса на
предприятие 98
3.1 Внешние и внутренние факторы корпоративной социальной
ответственности на предприятие АО «НПЦ Полюс» 98
3.2 Анализ корпоративной социальной ответственности на предприятие АО
«НПЦ Полюс» 101
3.3 Основные направления совершенствования социальной ответственности на
предприятие АО «НПЦ Полюс» 111
Заключение 119
Публикации по теме диссертационного исследования 121
Список используемой литературы 122
Приложение А 131
РЕФЕРАТ
Выпускная квалификационная работа: 142 с., 12 рис., 17 табл., 64 источника, 1 приложение.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, социальная политика, внешние эффекты, доверие.
Объектом исследования является: система социальных практик применяемая на предприятие АО "НПЦ Полюс".
Цель работы: на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик оценки и существующего мирового опыта реализации КСО предприятий разработать рекомендации по совершенствованию политики корпоративной социальной ответственности на предприятии АО «НПЦ Полюс».
В процессе исследования проводилось: Рассмотрение различных социальных практик за рубежом и в России, проводился их сравнительный анализ, а так же были выявлены основные направления развития корпоративной социальной ответственности в российских предприятиях.
В результате исследования: было дано определение таким понятиям, как «Корпоративная социальная ответственность», также была изучена история появления социальной ответственности. Исследовано влияние корпоративной социальной ответственности на стабильную работу предприятия. Рассмотрены мероприятия по улучшению работы предприятия через социальную ответственность.
Экономическая эффективность/значимость работы: состоит в использовании теоретических выводов, методических подходов и практических рекомендаций для развития социальной ответственности в предприятиях Томской области.
Введение
В настоящее время, вопросы связанны с развитием корпоративной социальной ответственности занимают одно из главных мест среда вопросов связанных со стабильной работой предприятия.
Ряд требований предъявляемых к предприятиям как к части системы производства и потребления, вынуждают принимать та себя дополнительные затраты на развитие социальной ответственности.
В результате предприятия стараются найт пути по которым будет достигнута максимальная экономическая выгода, которая может заключатся в повышение конкурентоспособности или укрепления позиций организации на рынке.
Одним го часто встречающихся способов является корпоративная социальная ответственность (КСО).
В настоящее время вопросами связанными с развитием КСО заняты как в России, а так же и за границей.
Исследованию посвящено множество научных трудов и публикаций, хотя для России это сравнительно новое явление. Важную рота в разработке данной концепции сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берта и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона Дж. Макгира и других. В России в связ с поздним началом популяризации данного явления количество рабо с каждым годом увеличивается н остаютс недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Можно выделите таких исследователей, как Ю. Е. Благов Тульчинский Г.Л., О. А. Канаева И. Ю. Беляева. Современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО ка отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии и делово этики.
По сравнению с развитием КСО за границей в России у данной концепции есть ряд особенностей, заключающиеся в отсутствие единог понимания и сущности такого явления как КСО.
Одой из мало изученных облостей социальной ответствености является ее внешняя составляющая. Эта проблема и послужила для выбора данной темы.
Цель работы: на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик оценки и существующего мирового опыта реализации КСО предприятий разработать рекомендации по совершенствованию политики корпоративной социальной ответственности на предприятии АО «НПЦ Полюс».
Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать становление концепции КСО и отразить ее основные составляющие выделя внешне направление реализации.
2. Исследовать преимущества от применения внешней КСО в контексте развития компании и выделить особенности для России.
3. Проанализировать практику социально ответственного поведения компаний, сравнивая компании разных стран.
4. Разработать и обосновать рекомендации применения программ КСО для развития АО «НПЦ Полюс».
Объектом исследования выступает система социальных практик применяемая на предприятие АО «НПЦ Полюс».
Предметом - Система корпоративной социальной ответственности предприятия в условиях российской специфики.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. При выработке исследовательской концепции использованы идеи отечественных и зарубежных ученых по экономической социологии, социологии предпринимательства, социологии труда. Методологический компонент диссертационного исследования представляет собой системный подход к анализу корпоративной социальной ответственности, при котором
последняя понимается как одно из важнейших условий социального развития современной России. Изучение развития корпоративной социальной политики может предполагать применение структурно-функционального и институционального подходов.
Гипотеза: Корпоративная социальная ответственность оказывает влияние на эффективность работы предприятия и влияет на ее стабильное развитие.
Научная новизна: Разработка модели корпоративной социальной ответственности предприятия, как критерий стабильной работы предприятия.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения смогут расширить теоретические основы исследования корпоративной социальной ответственности.
Выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при формировании корпоративной социальной ответственности, для выработки управленческих решений по созданию системы социально-ответственного поведения компаний
Выпускная квалификационная работа: 142 с., 12 рис., 17 табл., 64 источника, 1 приложение.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность бизнеса, социальная политика, внешние эффекты, доверие.
Объектом исследования является: система социальных практик применяемая на предприятие АО "НПЦ Полюс".
Цель работы: на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик оценки и существующего мирового опыта реализации КСО предприятий разработать рекомендации по совершенствованию политики корпоративной социальной ответственности на предприятии АО «НПЦ Полюс».
В процессе исследования проводилось: Рассмотрение различных социальных практик за рубежом и в России, проводился их сравнительный анализ, а так же были выявлены основные направления развития корпоративной социальной ответственности в российских предприятиях.
В результате исследования: было дано определение таким понятиям, как «Корпоративная социальная ответственность», также была изучена история появления социальной ответственности. Исследовано влияние корпоративной социальной ответственности на стабильную работу предприятия. Рассмотрены мероприятия по улучшению работы предприятия через социальную ответственность.
Экономическая эффективность/значимость работы: состоит в использовании теоретических выводов, методических подходов и практических рекомендаций для развития социальной ответственности в предприятиях Томской области.
Введение
В настоящее время, вопросы связанны с развитием корпоративной социальной ответственности занимают одно из главных мест среда вопросов связанных со стабильной работой предприятия.
Ряд требований предъявляемых к предприятиям как к части системы производства и потребления, вынуждают принимать та себя дополнительные затраты на развитие социальной ответственности.
В результате предприятия стараются найт пути по которым будет достигнута максимальная экономическая выгода, которая может заключатся в повышение конкурентоспособности или укрепления позиций организации на рынке.
Одним го часто встречающихся способов является корпоративная социальная ответственность (КСО).
В настоящее время вопросами связанными с развитием КСО заняты как в России, а так же и за границей.
Исследованию посвящено множество научных трудов и публикаций, хотя для России это сравнительно новое явление. Важную рота в разработке данной концепции сыграли работы экономистов М. Фридмана, А. Берта и Г. Минза, Г. Боуэна, А. Кэролла, К. Уолтона Дж. Макгира и других. В России в связ с поздним началом популяризации данного явления количество рабо с каждым годом увеличивается н остаютс недоработанные вопросы, связанные с российской спецификой. Можно выделите таких исследователей, как Ю. Е. Благов Тульчинский Г.Л., О. А. Канаева И. Ю. Беляева. Современное состояние теории и практики социальной ответственности компаний позволяет рассматривать концепцию КСО ка отражение большого массива исследований в области экономики, менеджмента, социологии и делово этики.
По сравнению с развитием КСО за границей в России у данной концепции есть ряд особенностей, заключающиеся в отсутствие единог понимания и сущности такого явления как КСО.
Одой из мало изученных облостей социальной ответствености является ее внешняя составляющая. Эта проблема и послужила для выбора данной темы.
Цель работы: на основе проведенного сравнительного анализа существующих методик оценки и существующего мирового опыта реализации КСО предприятий разработать рекомендации по совершенствованию политики корпоративной социальной ответственности на предприятии АО «НПЦ Полюс».
Для достижения выбранной цели в работе поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать становление концепции КСО и отразить ее основные составляющие выделя внешне направление реализации.
2. Исследовать преимущества от применения внешней КСО в контексте развития компании и выделить особенности для России.
3. Проанализировать практику социально ответственного поведения компаний, сравнивая компании разных стран.
4. Разработать и обосновать рекомендации применения программ КСО для развития АО «НПЦ Полюс».
Объектом исследования выступает система социальных практик применяемая на предприятие АО «НПЦ Полюс».
Предметом - Система корпоративной социальной ответственности предприятия в условиях российской специфики.
Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. При выработке исследовательской концепции использованы идеи отечественных и зарубежных ученых по экономической социологии, социологии предпринимательства, социологии труда. Методологический компонент диссертационного исследования представляет собой системный подход к анализу корпоративной социальной ответственности, при котором
последняя понимается как одно из важнейших условий социального развития современной России. Изучение развития корпоративной социальной политики может предполагать применение структурно-функционального и институционального подходов.
Гипотеза: Корпоративная социальная ответственность оказывает влияние на эффективность работы предприятия и влияет на ее стабильное развитие.
Научная новизна: Разработка модели корпоративной социальной ответственности предприятия, как критерий стабильной работы предприятия.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения смогут расширить теоретические основы исследования корпоративной социальной ответственности.
Выводы и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при формировании корпоративной социальной ответственности, для выработки управленческих решений по созданию системы социально-ответственного поведения компаний
Заключение
Развитие КСО в России близко к общемировой тенденции постепенной интеграции концепции в корпоративную стратегию перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочны! интересам и общества и бизнеса. Несмотря на существующие проблемы и учитывая недолгую историю российских компаний в проектах КСО, текущее состояние КСО в России можно оценить положительно.
В ходе работы были рассмотрены внешние и внутренние аспекты КСО в контексте развития российских компаний. Была проанализирована эволюция развития КСО и рассмотрено само понятие с помощью основных составляющих - благотворительности, спонсорства, социальных инвестиций и устойчивого развития.
Кроме того были раскрыты преимущества от реализации внешней и внутренней КСО, влияющие на развитие компаний Среди ни можно выделит прямые и непрямые внешни выгоды. К прямы непосредственно относятся улучшение репутаци и отношений с стейкхолдерами и повышение публичности компании.
Непрямые выгоды сильне привязаны к развитию компании Реализуя КСО, компания може получить доступ к дополнительным рынка и капиталу, сократить нефинансовые риски.
Для полного раскрытия темы были рассмотрена специфика данной концепции в нашей стран и выделены основные проблемы.
Итогом работы послужили разработанные рекомендации для дальнейшего развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Полученные выводы значимы для деятельности компаний при принятии решений по подготовке программ, направленных н дальнейшее развитие КСО.
Стоит отметить, что в отличии о финансовых показателей, которые легко измеримы количественно, часть оценок КС несет теоретический
характер, что связано со сложность оценивания из-за комплексности показателей, которые невозможно объективно разделить та составляющие. Но на основе данной работы понятно что корпоративна! социальная ответсвенность становится одним го необходимых факторов развития компаний, нацеленных та долгосрочное функционирование. Сокращение рисков, экономия на затратах улучшенный имидж компании привлечение дополнительных инвестиций и улучшенные отношения со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активности, необходимы определенны условия со стороны государства совместное принятие и осуществление мер по создани соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритетных направлений социальной поддержки рынка труда, согласованности благотворительности с стратегиями корпораций, согласование экономических интересо бизнеса общества.
Развитие КСО в России близко к общемировой тенденции постепенной интеграции концепции в корпоративную стратегию перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочны! интересам и общества и бизнеса. Несмотря на существующие проблемы и учитывая недолгую историю российских компаний в проектах КСО, текущее состояние КСО в России можно оценить положительно.
В ходе работы были рассмотрены внешние и внутренние аспекты КСО в контексте развития российских компаний. Была проанализирована эволюция развития КСО и рассмотрено само понятие с помощью основных составляющих - благотворительности, спонсорства, социальных инвестиций и устойчивого развития.
Кроме того были раскрыты преимущества от реализации внешней и внутренней КСО, влияющие на развитие компаний Среди ни можно выделит прямые и непрямые внешни выгоды. К прямы непосредственно относятся улучшение репутаци и отношений с стейкхолдерами и повышение публичности компании.
Непрямые выгоды сильне привязаны к развитию компании Реализуя КСО, компания може получить доступ к дополнительным рынка и капиталу, сократить нефинансовые риски.
Для полного раскрытия темы были рассмотрена специфика данной концепции в нашей стран и выделены основные проблемы.
Итогом работы послужили разработанные рекомендации для дальнейшего развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Полученные выводы значимы для деятельности компаний при принятии решений по подготовке программ, направленных н дальнейшее развитие КСО.
Стоит отметить, что в отличии о финансовых показателей, которые легко измеримы количественно, часть оценок КС несет теоретический
характер, что связано со сложность оценивания из-за комплексности показателей, которые невозможно объективно разделить та составляющие. Но на основе данной работы понятно что корпоративна! социальная ответсвенность становится одним го необходимых факторов развития компаний, нацеленных та долгосрочное функционирование. Сокращение рисков, экономия на затратах улучшенный имидж компании привлечение дополнительных инвестиций и улучшенные отношения со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активности, необходимы определенны условия со стороны государства совместное принятие и осуществление мер по создани соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритетных направлений социальной поддержки рынка труда, согласованности благотворительности с стратегиями корпораций, согласование экономических интересо бизнеса общества.



