ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРАГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 9
1.1. Эффективность образовательной деятельности и факторы, ее
определяющие 9
1.2. Особенности состояния здоровья младших школьников и
здоровьесберегающие технологии 16
1.3. Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе как
условие эффективности обучения 27
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ 41
2.1. Исследование эффективности обучения младших школьников на
начальном этапе исследования 41
2.2. Организация здоровьесберегающей среды в экспериментальной
группе 53
2.3. Результаты эксперимента и их обсуждение 58
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105
Актуальность исследования
Современный образовательный процесс, к сожалению, оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. Медицинская статистика доказывает, что 50% детей уже в начальной школе имеют хронические заболевания. При этом первый год обучения, как правило, либо обостряет, либо выявляет эти заболевания. Очевидно, что учеба больного, ослабленного ребенка не будет эффективной, а ненадлежащая организация учебного процесса усугубит, имеющиеся проблемы со здоровьем. В свою очередь условия обучения в среднестатистической российской школе часто не исправляют эту ситуация, напротив, отягчают анамнез ребенка. Поэтому основной задачей образовательного учреждения должно стать обеспечение возможности сохранения здоровья школьника за весь период обучения в школе, о чем прямо говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения [2, с. 3]. Создание здоровьесберегающей среды обучения является залогом успешности и эффективности обучения.
Но при возникает следующее противоречие: современная организация образовательного процесса в начальных классах не обеспечивает сохранение здоровья детей, а напротив, усугубляет его состояние, что соответственно снижает эффективность обучения.
Таким образом, возникает актуальная проблема создания в школе здоровьесберегающей среды как условия повышения эффективности образовательной деятельности обучающихся начальных классов.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования: каким образом можно создать для учеников начальных классов такую здоровьесберегающую среду, которая бы способствовала повышению эффективности образовательной деятельности обучающихся при условии сохранения их физического и психологического здоровья.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования, которая была сформулирована следующим образом: «Система работы по здоровьесбережению, как условие повышения эффективности образовательной деятельности обучающихся начальных классов».
Объектом исследования является образовательная деятельность обучающихся начальных классов.
Предмет исследования - организация работы по здоровьесбережению с целью повышения эффективности образовательной деятельности обучающихся начальных классов.
Цель исследования - обосновать и разработать систему деятельности по повышению эффективности образовательной деятельности учащихся младших классов на основе здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого -педагогической и научно-методической литературы по проблеме эффективности образовательной деятельности учащихся начальной школы, выявить ее составляющие.
2. Определить факторы, влияющие на эффективность образовательной деятельности и значение средств здоровьесбережения.
3. Разработать систему деятельности педагога по повышению эффективности образовательной деятельности учащихся начальной школы.
4. Оценить, как повлияли применяемые технологии здоровьесбережения на эффективность образовательной деятельности учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: применение комплексных здоровьесберегающих технологий способно значительно повысить эффективность образовательной деятельности младших школьников, при соблюдении следующих условий:
• применяемые технологии соответствуют возрасту детей;
• применяемые технологи являются комплексными;
• здоровьесберегающие факторы действуют систематически и в течении длительного времени.
Методы исследования:
1) теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы, моделирование, сравнение, синтез и анализ;
2) эмпирические, в том числе тестирование, наблюдение с последующим анализом полученных данных.
Теоретико-методологическая основа исследования
Вопросы создания здоровьесберегающей среды изучали такие авторы, как Е. В. Архаменко, В. Ф. Базарный, О. М. Баянов, О. В. Белозёрова, М. Н. Валюх, В. И. Ковалько, Н. В. Нищева и др. Проблемы эффективности образовательной деятельности рассматриваются в работах Т. Г. Новиковой, Л. Н. Клариной, С. Г. Молчанова, Б. П. Мартиросян.
Теоретическая значимость исследования
Теоретическую значимость исследования заключается в том, что в работе собрана и систематизирована информация по использованию здоровьесберегающих технологий в младшей школе.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющие повысить эффективность обучения младших школьников.
Положения, выносимые на защиту.
1. Эффективность деятельности образовательной организации может быть оценена с позиции взаимодействия и выполнения задач членами коллектива. Условия эффективности образовательной деятельности таковы: соответствие образовательной деятельности законодательству РФ, надлежащее кадровое обеспечение образовательного процесса, высокое качество обучения и воспитания, создание условий для внеурочной деятельности и ДО, использование современных образовательных технологий, обеспечение комплексной безопасности и охраны труда. Одно из условий эффективности учебной деятельности - это наличие здоровьесберегающей среды. Эффективность обучения учащихся можно оценивать по таким показателям как успеваемость, положительная динамика различных психологически показателей - внимание, память, врабатываемость, утомляемость.
2. Здоровьесберегающая среда создается с помощью соответствующих технологий. Проведенный эксперимент доказал, что внедрение здоровьесберегающих технологий успешно влияет на эффективность обучения младших школьников. При этом положительная динамика наблюдается по отношению ко всем показателям: внимание,
работоспособность, настроение, самочувствие, активность.
Апробация работы
Войнова В. А. Исследование динамики работоспособности учащихся начальных классов// Экологическая безопасность, здоровье и образование: сборник научных трудов X Всероссийской (очно -заочной) научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов / Под науч. ред. проф. З. И. Тюмасевой. - Челябинск : ЗАО «Цицеро», 2017. - С. 78-82.
Малоземова И. И., Войнова В. А. Пути оптимизации работоспособности учащихся начальной школы// Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: матер. X Междун. науч. - практ. конф., г. Челябинск, 8-9 нояб. 2018 г./ Под науч. ред. З. И. Тюмасевой. - Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - С. 110-113.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в МБОУ СОШ № 18 г. Екатеринбурга.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 55 источников и 9 приложений. Объем работы составляет 107 страниц, из них 85 страниц - текста, 22 страницы - приложений.
Проведённое теоретико-экспериментальное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы применения
здоровьесберегающих технологий для повышения эффективности обучения. В результате изучения проблемы были сделаны следующие выводы.
В качестве рабочего было выбрано следующее определение: «Образовательная деятельность - это работа по обучению и воспитанию детей. Образовательная деятельность является видом практической педагогической деятельности, целью которой является передача культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться». Эффективность образовательной деятельности зависит от нескольких факторов, в том числе от количества и качества вовлекаемых ресурсов для достижения целей. Среда, помогающая сохранить здоровье обучающихся, является одним из таких ресурсов.
Условия эффективности образовательной деятельности таковы: соответствие образовательной деятельности законодательству РФ, надлежащее кадровое обеспечение образовательного процесса, высокое качество обучения и воспитания, создание условий для внеурочной деятельности, использование современных образовательных технологий, использовнаие здоровьесберегающих технологий, обеспечение комплексной безопасности и охраны труда.
Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия.
Здоровьесберегающая среда создается с помощью соответствующих технологий. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих технологий - помочь учащимся сохранить здоровье на протяжении всего периода обучения в школе, сформировать у них необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.
Современный образовательный процесс, к сожалению, оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. По данным Госкомстата, среди детей, оканчивающих школу, здоровых детей не более 10%. Имеет место выраженная тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков школьного возраста. Основные негативные фаторы, влияющие на здоровье детей:
1) макрофакторы (экологическая, социальная, политическая и экономическая ситуация в стране);
2) микрофакторы: низкая физическая культура детей и их родителей, неприспособленные школьные здания, помещения, мебель, отсутствие зелёных насаждений вокруг школы и внутри школы, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований, перегрузки школьников, несоблюдение режима школьных занятий, плохая организация питания в школе, вредные привычки школьников.
Было проведено исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выявить, как здоровьесберегающие технологии влияют на эффективность образовательной деятельности обучающихся начальных классов.
Исследование было проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения - МБОУ СОШ №18 г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 24 обучающихся 2 «Е» и 22 обучающихся 2 «Д» класса. Исследование проводилось в 2018-2019 учебных годах.
Для диагностики эффективности обучения учащихся использовались три методики:
1) Тест Крепелина - изучение устойчивости внимания, переключаемости внимания, умственной работоспособности и психического темпа.
2) Тест САН - оценка самочувствия, активности и настроения младших школьников.
3) Тест Бурдона - исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Для повышения эффективности образовательной деятельности разработана систама деятельности педагога включающая:
1) Рациональную организацию рабочего места школьника.
2) Соблюдение режима труда и отдыха.
3) Соблюдение требований СанПиН.
4) Обеспечение оптимальной двигательной активности.
5) Обеспечение благоприятного психологического климата.
Коэффициент работоспособности в ЭГ вырос с 0,67 до 0,91 баллов, в КГ он вырос он практически не изменился (0,80 и 0,82 балла).
В экспериментальной группе работоспособность улучшилась принципиально. Количество учащихся, у которых утомления не происходит, увеличилось в два с половиной раза. Улучшилась врабатываемость.
Концентрация внимания в экспериментальной группе явно повысилась с 46,4 баллов до 53,8 баллов. В контрольной группе такого повышения концентрации внимания не наблюдалась. Аналогично изменились и показатели устойчивости внимания. В экспериментальной группе они выросли с 4,9 до 5,4 балла, в контрольной - только с 5,9 до 6,0 балла.
Что касается активности, самочувствия и настроения, то в контрольной группе показатели практически не изменились. В экспериментальной группе значимо выросли показатели самочувствия детей - с 4,7 баллов до 5,3 баллов. При этом снизилось количество детей с плохим самочувствием. Общий уровень оценки настроения ни в контрольной, ни в экспериментальной группах значимо не изменился. Но в экспериментальной группе количество детей с «плохим» настроением снизилось до нуля, а количество детей с «хорошим» настроением выросло с трех до семи человек. В контрольной группе такой положительной динамки не наблюдалось.
Что касается активности учащихся, то в контрольной группе ее показатели не изменились вообще, в экспериментальной изменились незначительно - с 4,6 до 4,8 баллов. Это естественно. Дети этого возраста, как правило, отличаются нормальной или даже высокой активностью в любой среде.
Проведённый анализ показал, что активное внедрение здоровьесберегающих технологий успешно влияет на эффективность обучения школьников. При этом положительная динамика наблюдается по отношению ко всем показателям: внимание, работоспособность, настроение, самочувствие.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 3. - Ст. 78. - Текст: непосредственный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва : Просвещение, 2016. - 47 с. - Текст: непосредственный.
3. СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - Москва : Феникс. - 2015. - 64 с. - Текст: непосредственный.
4. Свод правил СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 635/10) (с изменениями и дополнениями) - Москва : Феникс, 2015. - 74 с. - Текст: непосредственный.
5. Демография и образование в РФ. 2017- 2018 гг. Статистический сборник - Москва : Росстат, 2019. - 48 с. - Текст: непосредственный.
6. Ангеловски, К. Н. Учителя и инновации: Книга для учителя / К.Н. Ангеловски - Москва : Педагогика, 2011. - 392 с. - Текст: непосредственный.
7. Ахраменко, Е. В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся / Е. В. Ахраменко// Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 91-92. - Текст: непосредственный.
8. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. - Москва : АРКТИ, 2015. - 176 с. - Текст: непосредственный.
9. Баскаев, Р. В. В режиме инновационного развития / Р. В. Баскаев // Учитель. - 2015. - №5. - С. 25-26. - Текст: непосредственный.
10. Баскакова, Ю. В. Проблема умственной работоспособности младших школьников / Ю. В. Баскакова, А. С. Обухов // Начальная школа плюс: до и после. - 2017. - № 2. - С. 6-7. - Текст: непосредственный.
11. Баянов, О. М. Школа как центр организации
здоровьесберегающей деятельности обучающихся / О. М. Баянов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018.- № 4. - С. 1241. - Текст: непосредственный.
12. Белозёрова, О. В. Формирование здоровьесберегающей
социально адаптированной среды в условиях ведомственной направленности школы-интерната // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 2. - С. 21-32. - Текст: непосредственный.
13. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации обучения в начальной школе / Р. В. Бессолицина // Методист. - 2016.- №1.- С. 12-25. - Текст: непосредственный.
14. Бургин, М. С. Инновация и новизна в педагогике / М. С. Бургин - Новосибирск : Сибирь, 2019. - 391 с. - Текст: непосредственный.
15. Бутова, С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова // Начальная школа. - 2016. - № 8. - С. 98-100. - Текст: непосредственный...