ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЯ СЕМЬИ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика, особенности
становления звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Роль семьи в логопедической коррекционной работе
с дошкольниками 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика логопедического обследования устной речи
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 26
2.2. Организация и методика исследования вовлеченности
и компетенций семьи в контексте логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖЕНИЕ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи 55
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 57
3.3. Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 59
3.4. Анализ эффективности разработанных рекомендаций и проведенных
мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность взаимодействия логопеда логопедического пункта до-школьного образовательного учреждения непосредственно с семьей ребенка с псевдобульбарной дизартрией обусловлена повышением эффективности коррекции речи дошкольников. Так как, наличие у ребенка псевдобульбарной дизартрии характеризуется не только первичными нарушениями, но и влечет за собой появление нарушений вторичных, это в дальнейшем повлияет на формирование предпосылок к обучению грамоте. Ответственность за подготовку ребенка к школе возложена на образовательное учреждение, поскольку Закон Российской Федерации «Об образовании» достаточно четко определяет требования к организации условий этой подготовки. Кроме того, ребенок на этапе окончания дошкольного образования должен характеризоваться такими качествами личности, как любознательность, самостоятельность, креативность, инициативность, ответственность. Формирование этих качеств происходит, главным образом, в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание перечисленных качеств затруднено в случае недостаточной сформированности слухоречевых навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В результате оптимизации коррекционного процесса в детских садах прочно утвердились логопедические пункты, на базе которых учитель-логопед осуществляет коррекционно-речевую работу с детьми. Необходимо учитывать, что эффективность логопедических занятий по коррекции звукопроизношения в условиях логопедического пункта зависит не только от работы логопеда с детьми, но и от вовлеченности семьи в процесс логопедической коррекции и взаимодействия логопеда с членами семьи, взаимодействия, направленного непосредственно на закрепление пройденного речевого материала.
Одним из ключевых понятий нашего исследования является термин «дизартрия». Исследования, направленные на изучение дизартрии у детей проводились такими авторами: Г.В. Чиркина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, и др. Исследователи солидарны во мнении, что дизартрия является распространенным речевым нарушением у дошкольников и псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто. Дефект звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии имеет устойчивую форму. Соответственно, встает вопрос о своевременной логопедической коррекции речи дошкольников, а ее эффективность повышается при условии включенности семьи в данный процесс.
С этой точки зрения, проблематику семейного воспитания детей с затруднениями в речевом развитии рассматривали: О. В. Бачина, Т. Г. Визель, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Свободина, Г. В. Чиркина и др. Исследователи отмечают значимость воздействия ближайшего окружения (родителей, семьи) в алгоритме коррекционно-педагогической работы с до-школьниками имеющими речевые нарушения, и полагают что организация корректной воспитательной среды в семьях этих детей является одним из основных условий создания для них полезной развивающей обстановки. Особое значение в данном контексте отводят усовершенствованию педагогических компетенций семьи. Наиглавнейшими предпосылками для повышения эффективности коррекционной работы авторы называют создание у семьи мотивации к совместной коррекционной работе и продуктивное включение в нее. Аспект педагогических компетенций семьи рассмотрен в трудах исследователей: П. П. Блонского, И. В. Гребенщикова, П. Ф. Лесгафта, В. М. Миниярова, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Проблема включения в коррекционную деятельность семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи освещена исследователями: Е. Р. Баенской и А. А. Венгер, Г. Л. Выготской, Э. И. Леонгард, Б. А. Мишиной, О. Б. Половинкиной и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности технологий формирования педагогической активности семьи, повышения ее педагогических компетенций, форм взаимодействия логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые проблемы.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
- необходимостью участия семьи в коррекционно - логопедическом процессе и недостаточностью педагогических и логопедических компетенций;
- необходимостью участия семьи в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий вовлечения семьи в совместную работу по данному направлению.
Данные противоречия определили тему нашего исследования: «Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией».
Стремление найти пути разрешения противоречий определило проблему исследования: поиск эффективных путей взаимодействия с семьей в коррекционно-логопедическом процессе.
Объект исследования - логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - взаимодействие логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного учреждения общеразвивающего вида будет более эффективна, если:
- разработать систему взаимодействия логопеда с семьей, предполагающую поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- использовать различные формы взаимодействия с родителями, направленные на повышение их педагогических навыков и навыков помощи при выполнении домашних заданий от логопеда;
- использовать различные формы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования - разработать и апробировать ряд форм взаимодействия с семьей для повышения эффективности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдо- бульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
- Проанализировать современные теоретические подходы к проблеме исследования организации логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
- Разработать комплекс обследования состояния речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Разработать комплекс обследования и определить уровень педагогических навыков семьи, готовность к участию в коррекционно - логопедической работе.
- Разработать и апробировать перечень рекомендаций и форм взаимодействия, направленных на вовлечение семьи в логопедическую деятельность по коррекции звукопроизношения с целью повышения ее эффективности.
- Оценить эффективность разработанных условий.
Методологической основой исследования являются научные положения гуманистического направления в философии, педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (авторы Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и др.), основные положения о сложной структуре дефекта, компенсации дефекта, зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); концепция о ведущей роли обучения в развитии, о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.), положения о полноценном использовании сензитивных периодов развития (Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.), методологические основы воспитания детей в семье (П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, и др.).
Для решения поставленных задач будут взяты следующие методы исследования:
- теоретический - анализ и обобщение научной литературы по проблеме;
- эмпирический - изучение и анализ документации, имеющейся на логопедическом пункте (речевые карты детей, промежуточная отчетная документация о динамике речи детей на фоне логопедической коррекционной работы), изучение продуктов совместной деятельности дошкольников и их родителей (проверка логопедических домашних заданий по тетрадям);
- педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном варианте;
- методы диагностического анализа - тестирование, диагностические задания, анкетирование, методы качественной и количественной обработки данных проведенных экспериментов.
Исследование и эксперимент проводятся на базе логопедического пункта МАДОУ 39 г. Екатеринбурга.
Актуальность взаимодействия специалиста логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка с псевдобульбарной дизартрией обусловлена повышением эффективности коррекции речи дошкольника. К сожалению, логопеду не всегда удается наладить контакт с родителями и выстроить конструктивную совместную работу. Этому процессу и была посвящена наша разработка.
Проанализировав педагогическую литературу, мы определили, что становление звукопроизношения в онтогенезе происходит последовательно, на звукопроизношение оказывает влияние целая совокупность факторов: физиологических, педагогических и социально - психологических. Выявили, что для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией характерна критичность в анализе собственной речи, которая может привести к негативным последствиям, нарушается личностное становление ребенка, проявляется замкнутость и негативизм. Эта цепочка может привести к нарушению социализации, снижению умственной и познавательной активности, вызовет отставание в усвоении материала школьной программы. Фактором, улучшающим ситуацию, является понимание и поддержка со стороны семьи, они помогут преодолеть дефекты звукопроизношения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, включающий 2 части: анализ речевого развития дошкольников; анализ включенности семьи в процесс коррекции.
В рамках констатирующего эксперимента было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В ходе исследования было выявлено, что у них:
1. Нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата.
2. Преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения.
3. Фонематические процессы сформированы недостаточно у всех обследованных детей.
Для оценки готовности семьи к сотрудничеству с логопедом, мы исследовали несколько аспектов жизни и взаимоотношений в семье и определили уровень развития педагогических компетенций родителей. На момент констатирующего эксперимента, высокий уровень мотивации был в семьях 3 дошкольников, средний уровень в семьях 7 дошкольников, низкий уровень мотивации в семьях двух дошкольников.
Далее, мы провели коррекционные занятия, которые включали: постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков; развитие фонематического восприятия. Работа по коррекции звукопроизношения была проведена с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей дошкольников, с соблюдением педагогических условий, необходимых для максимальной эффективности коррекции. Интенсивность работы семей с логопедом и детьми повлияла на результат процесса. Меньшие изменения показали дети с более тяжелыми проявлениями дизартрии и с наименее активно включившимися в работу семьями: Ваня, София, Марина, Алена. Родители Марины и Вани практически не посещали консультации, игнорировали приглашения, их активность осталась низкой. Соответственно и речевое развитие этих детей повысилось меньше. Лучший результат показал Данил, вовлеченность его семьи в коррекцию была максимальной с момента начала исследования и до момента окончания. У остальных дошкольников коррекция проходит в стандартном темпе.
Несмотря на то, что нам удалось провести не все запланированные мероприятия, мы повысили вовлеченность 5 семей. Это проявилось и в частоте посещения консультаций, и в повышении педагогических компетенций родителей; в регулярности и правильности выполнения домашних заданий от логопеда.
Гипотеза исследования подтвердилась. Логопедическая работа стала более эффективной после того, как:
- была разработана система взаимодействия логопеда с семьей, предполагающая поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- были использованы различные формы взаимодействия с родителями (к сожалению, не все из запланированных), направленные на повышение их педагогических и логопедических компетенций;
- были использованы различные методы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Целью исследования выступала - разработка и апробация перечня мероприятий для повышения эффективности логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Цель достигнута лишь частично.
Проведя эксперимент, мы пришли к такому выводу: есть разница в скорости преодоления речевого дефекта, разница между детьми, с которыми семья дополнительно занимается дома (выполняет домашнее задание) и активно принимает участие в коррекционном процессе и теми дошкольниками, родители которых так и остались не заинтересованы в совместной со специалистом работе над речью. Изначально только 3 семьи из 12 занимали активную позицию и были вовлечены в коррекционный процесс. К сожалению, нам удалось включить в совместную деятельность не всех родителей. Однако, еще 5 семей начали упражняться с детьми дома, научились приемам и методам формирования фонематического слуха, коррекции звуков, автоматизации и дифференциации. Совместная работа логопеда с семьями дошкольников это действенный способ повышения эффективности логопедической коррекции. Задачи исследования выполнены.
Помимо основных направлений работы был проведен опрос о предпочтительных формах взаимодействия логопеда с семьями, чьи дети посещают
логопедический пункт.
1. Акименко, В. Н. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В.Н. Акименко. - Ростов н/Д., 2012. - 79 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - Москава, 2007. - 320 с.
3. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. - Москва, 2010. - 57 с.
4. Васильева, С. А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева, Н. Соколова. - Москва, 1999. - 78 с.
5. Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка : в помощь родителям / Т.Г. Визель. - Москва, 2011. - 146 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия : учеб. пособие / Е.Н. Винарская. - Москва, 2021. - 208 с.
7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии : учеб. пособие / Е.Н. Винарская. - Москва, 2020. - 160 с.
8. Волковская, Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи : учеб.-метод. пособие / Т.Н. Волковская. - Москва, 2021. - 144 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва, 2021. - 576 с.
10. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / Т. Д. Барменкова [и др.] ; сост. И. Ю. Кондратенко. - Москва, 2005. - 220 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург, 2007. - 472 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А.Н. Гвоздев. - Москва, 2019. - 324 с.
13. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи : учебник / Н.С. Жукова. - Москва, 2011. - 128 с.
14. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - Москва,
2017. - 279 с.
15. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р.Е. Левивна // Специальная школа. - 1967. - № 2. - С. 121-130.
16. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И.Ю. Левченко, Ткачева В. В. - Москва, 2008. - 239 с.
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - Москва, 2019. - 216 с.
18. Логопедия : учебник для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва, 2008. - 677 с.
19. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2000. - 192 с.
20. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Москва, 2012. - 320 с.
21. Ляско, Е. Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз : учеб.-метод. пособие / Е.Е. Ляско. - Санкт-Петербург, 2010. - 189 с.
22. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения : сб. ст. / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - Москва, 1975. - С 79-91.
23. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. - Москва, 2003. - 408 с.
24. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / А. В. Ястребова [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва, 2005. - 240 с.
25. Миронова, Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы : альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова. - Москва, 2018. - 32 с.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва, 2002. - 200 с.
27. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ / Г. В. Чиркина [и др.] ; под ред. Г. В. Чиркиной. - Москва, 2003. - 240 с.
28. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - Москва, 1968. - 367 с.
29. Павлов, И. П. Физиология больших полушарий головного мозга / И.П. Павлов. - Москва, 2020. - 80 с.
30. Поле речевых чудес : учеб. пособие / З. А. Репина [и др.]. - Екатеринбург, 1996. - 180 с.
31. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для пед. институтов / О.В. Правдина. - Москва, 1973. - 272 с.
32. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д., 2019. - 174 с.
33. Пятница, Т. В. Развитие речи в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов н/Д., 2016. - 142 с.
34. Свободина, Н. Г. Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения / Н.Г. Свободина // Логопед. - 2007. - № 2. - С. 4-9.
35. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Соботович // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей : сб. науч. работ / науч. ред. Е. С. Иванов. - Ленинград, 1976. - С. 59-97.
36. Селина, В. В. Педагогические условия развития компетентности
родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания / В.В. Селина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2008. - № 45. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya- kompetentnosti-roditeley-v-vospitanii-detey-rannego-vozrasta-v-gruppah- kratkovremennogo (дата обращения: 24.10.2021).
37. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии : диагностика и консультирование / В.В. Ткачева. - Москва, 2007. - 144 с.
38. Ткаченко, И. В. Личностно развивающий ресурс семьи : онтология и феноменология / И.В. Ткаченко. - Москва, 2008. - 277 с.
39. Ткаченко, Т. А. Логопед у вас дома / И.В. Ткаченко. - Москва, 2021. - 288 с.
40. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учеб.-метод. пособие / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
41. Ушакова, О. С., Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 11-13.
42. Филичева, Т. Б., Основы дошкольной логопедии : проф. рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т.Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - Москва, 2015. - 317 с.
43. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей до-школьного возраста : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. / Т.Б. Филичева. - Москва, 2000. - 148 с.
44. Филичева, Т. Б., Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием: воспитание и обучение : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва, 2000. - 78 с.
45. Филичева, Т. Б., Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва, 1989. - 224 с.
46. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А.Г. Харчев. - Москва, 2003. - 339 с.
47. Хилько, М. Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М. С. Ткачева. - Москва, 2013. - 192 с.
48. Хрусталькова, Н. А. Организация педагогической деятельности социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей / Н.А. Хрусталькова. - Пенза, 2008. - 136 с.
49. Хямяйлянен, Ю. Воспитание родителей : концепции, направления и перспективы : книга для воспитателей дет. сада и родителей / Ю. Хямяйлянен. - Москва, 1993. - 109 с.
50. Чиркина, Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией / Г.В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 45-50.
51. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие / Г.Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А. Зимина. - Москва, - 2014. - 253 с.
52. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология : учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. - Москва, 2010. - 718 с.