Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЯ СЕМЬИ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика, особенности
становления звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Роль семьи в логопедической коррекционной работе
с дошкольниками 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика логопедического обследования устной речи
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 26
2.2. Организация и методика исследования вовлеченности
и компетенций семьи в контексте логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖЕНИЕ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи 55
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 57
3.3. Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 59
3.4. Анализ эффективности разработанных рекомендаций и проведенных
мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТНОШЕНИЯ СЕМЬИ К ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Становление звукопроизношения у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика, особенности
становления звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Роль семьи в логопедической коррекционной работе
с дошкольниками 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 26
2.1. Организация и методика логопедического обследования устной речи
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 26
2.2. Организация и методика исследования вовлеченности
и компетенций семьи в контексте логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. Результаты и анализ полученных данных 32
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖЕНИЕ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 55
3.1. Теоретическое обоснование коррекционной работы с детьми
дошкольного возраста, имеющими нарушения речи 55
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 57
3.3. Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции
звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 59
3.4. Анализ эффективности разработанных рекомендаций и проведенных
мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность взаимодействия логопеда логопедического пункта до-школьного образовательного учреждения непосредственно с семьей ребенка с псевдобульбарной дизартрией обусловлена повышением эффективности коррекции речи дошкольников. Так как, наличие у ребенка псевдобульбарной дизартрии характеризуется не только первичными нарушениями, но и влечет за собой появление нарушений вторичных, это в дальнейшем повлияет на формирование предпосылок к обучению грамоте. Ответственность за подготовку ребенка к школе возложена на образовательное учреждение, поскольку Закон Российской Федерации «Об образовании» достаточно четко определяет требования к организации условий этой подготовки. Кроме того, ребенок на этапе окончания дошкольного образования должен характеризоваться такими качествами личности, как любознательность, самостоятельность, креативность, инициативность, ответственность. Формирование этих качеств происходит, главным образом, в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание перечисленных качеств затруднено в случае недостаточной сформированности слухоречевых навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В результате оптимизации коррекционного процесса в детских садах прочно утвердились логопедические пункты, на базе которых учитель-логопед осуществляет коррекционно-речевую работу с детьми. Необходимо учитывать, что эффективность логопедических занятий по коррекции звукопроизношения в условиях логопедического пункта зависит не только от работы логопеда с детьми, но и от вовлеченности семьи в процесс логопедической коррекции и взаимодействия логопеда с членами семьи, взаимодействия, направленного непосредственно на закрепление пройденного речевого материала.
Одним из ключевых понятий нашего исследования является термин «дизартрия». Исследования, направленные на изучение дизартрии у детей проводились такими авторами: Г.В. Чиркина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, и др. Исследователи солидарны во мнении, что дизартрия является распространенным речевым нарушением у дошкольников и псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто. Дефект звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии имеет устойчивую форму. Соответственно, встает вопрос о своевременной логопедической коррекции речи дошкольников, а ее эффективность повышается при условии включенности семьи в данный процесс.
С этой точки зрения, проблематику семейного воспитания детей с затруднениями в речевом развитии рассматривали: О. В. Бачина, Т. Г. Визель, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Свободина, Г. В. Чиркина и др. Исследователи отмечают значимость воздействия ближайшего окружения (родителей, семьи) в алгоритме коррекционно-педагогической работы с до-школьниками имеющими речевые нарушения, и полагают что организация корректной воспитательной среды в семьях этих детей является одним из основных условий создания для них полезной развивающей обстановки. Особое значение в данном контексте отводят усовершенствованию педагогических компетенций семьи. Наиглавнейшими предпосылками для повышения эффективности коррекционной работы авторы называют создание у семьи мотивации к совместной коррекционной работе и продуктивное включение в нее. Аспект педагогических компетенций семьи рассмотрен в трудах исследователей: П. П. Блонского, И. В. Гребенщикова, П. Ф. Лесгафта, В. М. Миниярова, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Проблема включения в коррекционную деятельность семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи освещена исследователями: Е. Р. Баенской и А. А. Венгер, Г. Л. Выготской, Э. И. Леонгард, Б. А. Мишиной, О. Б. Половинкиной и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности технологий формирования педагогической активности семьи, повышения ее педагогических компетенций, форм взаимодействия логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые проблемы.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
- необходимостью участия семьи в коррекционно - логопедическом процессе и недостаточностью педагогических и логопедических компетенций;
- необходимостью участия семьи в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий вовлечения семьи в совместную работу по данному направлению.
Данные противоречия определили тему нашего исследования: «Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией».
Стремление найти пути разрешения противоречий определило проблему исследования: поиск эффективных путей взаимодействия с семьей в коррекционно-логопедическом процессе.
Объект исследования - логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - взаимодействие логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного учреждения общеразвивающего вида будет более эффективна, если:
- разработать систему взаимодействия логопеда с семьей, предполагающую поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- использовать различные формы взаимодействия с родителями, направленные на повышение их педагогических навыков и навыков помощи при выполнении домашних заданий от логопеда;
- использовать различные формы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования - разработать и апробировать ряд форм взаимодействия с семьей для повышения эффективности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдо- бульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
- Проанализировать современные теоретические подходы к проблеме исследования организации логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
- Разработать комплекс обследования состояния речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Разработать комплекс обследования и определить уровень педагогических навыков семьи, готовность к участию в коррекционно - логопедической работе.
- Разработать и апробировать перечень рекомендаций и форм взаимодействия, направленных на вовлечение семьи в логопедическую деятельность по коррекции звукопроизношения с целью повышения ее эффективности.
- Оценить эффективность разработанных условий.
Методологической основой исследования являются научные положения гуманистического направления в философии, педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (авторы Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и др.), основные положения о сложной структуре дефекта, компенсации дефекта, зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); концепция о ведущей роли обучения в развитии, о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.), положения о полноценном использовании сензитивных периодов развития (Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.), методологические основы воспитания детей в семье (П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, и др.).
Для решения поставленных задач будут взяты следующие методы исследования:
- теоретический - анализ и обобщение научной литературы по проблеме;
- эмпирический - изучение и анализ документации, имеющейся на логопедическом пункте (речевые карты детей, промежуточная отчетная документация о динамике речи детей на фоне логопедической коррекционной работы), изучение продуктов совместной деятельности дошкольников и их родителей (проверка логопедических домашних заданий по тетрадям);
- педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном варианте;
- методы диагностического анализа - тестирование, диагностические задания, анкетирование, методы качественной и количественной обработки данных проведенных экспериментов.
Исследование и эксперимент проводятся на базе логопедического пункта МАДОУ 39 г. Екатеринбурга.
Одним из ключевых понятий нашего исследования является термин «дизартрия». Исследования, направленные на изучение дизартрии у детей проводились такими авторами: Г.В. Чиркина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, и др. Исследователи солидарны во мнении, что дизартрия является распространенным речевым нарушением у дошкольников и псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто. Дефект звукопроизношения при псевдобульбарной дизартрии имеет устойчивую форму. Соответственно, встает вопрос о своевременной логопедической коррекции речи дошкольников, а ее эффективность повышается при условии включенности семьи в данный процесс.
С этой точки зрения, проблематику семейного воспитания детей с затруднениями в речевом развитии рассматривали: О. В. Бачина, Т. Г. Визель, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Н. Г. Свободина, Г. В. Чиркина и др. Исследователи отмечают значимость воздействия ближайшего окружения (родителей, семьи) в алгоритме коррекционно-педагогической работы с до-школьниками имеющими речевые нарушения, и полагают что организация корректной воспитательной среды в семьях этих детей является одним из основных условий создания для них полезной развивающей обстановки. Особое значение в данном контексте отводят усовершенствованию педагогических компетенций семьи. Наиглавнейшими предпосылками для повышения эффективности коррекционной работы авторы называют создание у семьи мотивации к совместной коррекционной работе и продуктивное включение в нее. Аспект педагогических компетенций семьи рассмотрен в трудах исследователей: П. П. Блонского, И. В. Гребенщикова, П. Ф. Лесгафта, В. М. Миниярова, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Проблема включения в коррекционную деятельность семьи, воспитывающей ребенка с нарушением речи освещена исследователями: Е. Р. Баенской и А. А. Венгер, Г. Л. Выготской, Э. И. Леонгард, Б. А. Мишиной, О. Б. Половинкиной и др.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности технологий формирования педагогической активности семьи, повышения ее педагогических компетенций, форм взаимодействия логопеда с семьей ребенка, имеющего речевые проблемы.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения ряда противоречий между:
- необходимостью участия семьи в коррекционно - логопедическом процессе и недостаточностью педагогических и логопедических компетенций;
- необходимостью участия семьи в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий вовлечения семьи в совместную работу по данному направлению.
Данные противоречия определили тему нашего исследования: «Взаимодействие логопеда и семьи в работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией».
Стремление найти пути разрешения противоречий определило проблему исследования: поиск эффективных путей взаимодействия с семьей в коррекционно-логопедическом процессе.
Объект исследования - логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - взаимодействие логопеда дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования. Логопедическая работа с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного учреждения общеразвивающего вида будет более эффективна, если:
- разработать систему взаимодействия логопеда с семьей, предполагающую поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- использовать различные формы взаимодействия с родителями, направленные на повышение их педагогических навыков и навыков помощи при выполнении домашних заданий от логопеда;
- использовать различные формы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования - разработать и апробировать ряд форм взаимодействия с семьей для повышения эффективности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдо- бульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
- Проанализировать современные теоретические подходы к проблеме исследования организации логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
- Разработать комплекс обследования состояния речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
- Разработать комплекс обследования и определить уровень педагогических навыков семьи, готовность к участию в коррекционно - логопедической работе.
- Разработать и апробировать перечень рекомендаций и форм взаимодействия, направленных на вовлечение семьи в логопедическую деятельность по коррекции звукопроизношения с целью повышения ее эффективности.
- Оценить эффективность разработанных условий.
Методологической основой исследования являются научные положения гуманистического направления в философии, педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (авторы Л. С. Выготский, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и др.), основные положения о сложной структуре дефекта, компенсации дефекта, зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); концепция о ведущей роли обучения в развитии, о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, Ж. И. Шиф и др.), положения о полноценном использовании сензитивных периодов развития (Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и др.), методологические основы воспитания детей в семье (П. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский, П. Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, и др.).
Для решения поставленных задач будут взяты следующие методы исследования:
- теоретический - анализ и обобщение научной литературы по проблеме;
- эмпирический - изучение и анализ документации, имеющейся на логопедическом пункте (речевые карты детей, промежуточная отчетная документация о динамике речи детей на фоне логопедической коррекционной работы), изучение продуктов совместной деятельности дошкольников и их родителей (проверка логопедических домашних заданий по тетрадям);
- педагогический эксперимент в констатирующем, формирующем и контрольном варианте;
- методы диагностического анализа - тестирование, диагностические задания, анкетирование, методы качественной и количественной обработки данных проведенных экспериментов.
Исследование и эксперимент проводятся на базе логопедического пункта МАДОУ 39 г. Екатеринбурга.
Актуальность взаимодействия специалиста логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка с псевдобульбарной дизартрией обусловлена повышением эффективности коррекции речи дошкольника. К сожалению, логопеду не всегда удается наладить контакт с родителями и выстроить конструктивную совместную работу. Этому процессу и была посвящена наша разработка.
Проанализировав педагогическую литературу, мы определили, что становление звукопроизношения в онтогенезе происходит последовательно, на звукопроизношение оказывает влияние целая совокупность факторов: физиологических, педагогических и социально - психологических. Выявили, что для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией характерна критичность в анализе собственной речи, которая может привести к негативным последствиям, нарушается личностное становление ребенка, проявляется замкнутость и негативизм. Эта цепочка может привести к нарушению социализации, снижению умственной и познавательной активности, вызовет отставание в усвоении материала школьной программы. Фактором, улучшающим ситуацию, является понимание и поддержка со стороны семьи, они помогут преодолеть дефекты звукопроизношения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, включающий 2 части: анализ речевого развития дошкольников; анализ включенности семьи в процесс коррекции.
В рамках констатирующего эксперимента было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В ходе исследования было выявлено, что у них:
1. Нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата.
2. Преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения.
3. Фонематические процессы сформированы недостаточно у всех обследованных детей.
Для оценки готовности семьи к сотрудничеству с логопедом, мы исследовали несколько аспектов жизни и взаимоотношений в семье и определили уровень развития педагогических компетенций родителей. На момент констатирующего эксперимента, высокий уровень мотивации был в семьях 3 дошкольников, средний уровень в семьях 7 дошкольников, низкий уровень мотивации в семьях двух дошкольников.
Далее, мы провели коррекционные занятия, которые включали: постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков; развитие фонематического восприятия. Работа по коррекции звукопроизношения была проведена с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей дошкольников, с соблюдением педагогических условий, необходимых для максимальной эффективности коррекции. Интенсивность работы семей с логопедом и детьми повлияла на результат процесса. Меньшие изменения показали дети с более тяжелыми проявлениями дизартрии и с наименее активно включившимися в работу семьями: Ваня, София, Марина, Алена. Родители Марины и Вани практически не посещали консультации, игнорировали приглашения, их активность осталась низкой. Соответственно и речевое развитие этих детей повысилось меньше. Лучший результат показал Данил, вовлеченность его семьи в коррекцию была максимальной с момента начала исследования и до момента окончания. У остальных дошкольников коррекция проходит в стандартном темпе.
Несмотря на то, что нам удалось провести не все запланированные мероприятия, мы повысили вовлеченность 5 семей. Это проявилось и в частоте посещения консультаций, и в повышении педагогических компетенций родителей; в регулярности и правильности выполнения домашних заданий от логопеда.
Гипотеза исследования подтвердилась. Логопедическая работа стала более эффективной после того, как:
- была разработана система взаимодействия логопеда с семьей, предполагающая поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- были использованы различные формы взаимодействия с родителями (к сожалению, не все из запланированных), направленные на повышение их педагогических и логопедических компетенций;
- были использованы различные методы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Целью исследования выступала - разработка и апробация перечня мероприятий для повышения эффективности логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Цель достигнута лишь частично.
Проведя эксперимент, мы пришли к такому выводу: есть разница в скорости преодоления речевого дефекта, разница между детьми, с которыми семья дополнительно занимается дома (выполняет домашнее задание) и активно принимает участие в коррекционном процессе и теми дошкольниками, родители которых так и остались не заинтересованы в совместной со специалистом работе над речью. Изначально только 3 семьи из 12 занимали активную позицию и были вовлечены в коррекционный процесс. К сожалению, нам удалось включить в совместную деятельность не всех родителей. Однако, еще 5 семей начали упражняться с детьми дома, научились приемам и методам формирования фонематического слуха, коррекции звуков, автоматизации и дифференциации. Совместная работа логопеда с семьями дошкольников это действенный способ повышения эффективности логопедической коррекции. Задачи исследования выполнены.
Помимо основных направлений работы был проведен опрос о предпочтительных формах взаимодействия логопеда с семьями, чьи дети посещают
логопедический пункт.
Проанализировав педагогическую литературу, мы определили, что становление звукопроизношения в онтогенезе происходит последовательно, на звукопроизношение оказывает влияние целая совокупность факторов: физиологических, педагогических и социально - психологических. Выявили, что для дошкольников с псевдобульбарной дизартрией характерна критичность в анализе собственной речи, которая может привести к негативным последствиям, нарушается личностное становление ребенка, проявляется замкнутость и негативизм. Эта цепочка может привести к нарушению социализации, снижению умственной и познавательной активности, вызовет отставание в усвоении материала школьной программы. Фактором, улучшающим ситуацию, является понимание и поддержка со стороны семьи, они помогут преодолеть дефекты звукопроизношения.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, включающий 2 части: анализ речевого развития дошкольников; анализ включенности семьи в процесс коррекции.
В рамках констатирующего эксперимента было проведено обследование состояния речевых и неречевых функций у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В ходе исследования было выявлено, что у них:
1. Нарушен тонус мышц артикуляционного аппарата.
2. Преобладают полиморфные нарушения звукопроизношения.
3. Фонематические процессы сформированы недостаточно у всех обследованных детей.
Для оценки готовности семьи к сотрудничеству с логопедом, мы исследовали несколько аспектов жизни и взаимоотношений в семье и определили уровень развития педагогических компетенций родителей. На момент констатирующего эксперимента, высокий уровень мотивации был в семьях 3 дошкольников, средний уровень в семьях 7 дошкольников, низкий уровень мотивации в семьях двух дошкольников.
Далее, мы провели коррекционные занятия, которые включали: постановку, автоматизацию, дифференциацию звуков; развитие фонематического восприятия. Работа по коррекции звукопроизношения была проведена с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей дошкольников, с соблюдением педагогических условий, необходимых для максимальной эффективности коррекции. Интенсивность работы семей с логопедом и детьми повлияла на результат процесса. Меньшие изменения показали дети с более тяжелыми проявлениями дизартрии и с наименее активно включившимися в работу семьями: Ваня, София, Марина, Алена. Родители Марины и Вани практически не посещали консультации, игнорировали приглашения, их активность осталась низкой. Соответственно и речевое развитие этих детей повысилось меньше. Лучший результат показал Данил, вовлеченность его семьи в коррекцию была максимальной с момента начала исследования и до момента окончания. У остальных дошкольников коррекция проходит в стандартном темпе.
Несмотря на то, что нам удалось провести не все запланированные мероприятия, мы повысили вовлеченность 5 семей. Это проявилось и в частоте посещения консультаций, и в повышении педагогических компетенций родителей; в регулярности и правильности выполнения домашних заданий от логопеда.
Гипотеза исследования подтвердилась. Логопедическая работа стала более эффективной после того, как:
- была разработана система взаимодействия логопеда с семьей, предполагающая поэтапное сопровождение на протяжении всего периода логопедической коррекции;
- были использованы различные формы взаимодействия с родителями (к сожалению, не все из запланированных), направленные на повышение их педагогических и логопедических компетенций;
- были использованы различные методы вовлечения семьи в логопедическую работу по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения.
Целью исследования выступала - разработка и апробация перечня мероприятий для повышения эффективности логопедической работы с семьей по коррекции звукопроизношения у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Цель достигнута лишь частично.
Проведя эксперимент, мы пришли к такому выводу: есть разница в скорости преодоления речевого дефекта, разница между детьми, с которыми семья дополнительно занимается дома (выполняет домашнее задание) и активно принимает участие в коррекционном процессе и теми дошкольниками, родители которых так и остались не заинтересованы в совместной со специалистом работе над речью. Изначально только 3 семьи из 12 занимали активную позицию и были вовлечены в коррекционный процесс. К сожалению, нам удалось включить в совместную деятельность не всех родителей. Однако, еще 5 семей начали упражняться с детьми дома, научились приемам и методам формирования фонематического слуха, коррекции звуков, автоматизации и дифференциации. Совместная работа логопеда с семьями дошкольников это действенный способ повышения эффективности логопедической коррекции. Задачи исследования выполнены.
Помимо основных направлений работы был проведен опрос о предпочтительных формах взаимодействия логопеда с семьями, чьи дети посещают
логопедический пункт.
Подобные работы
- Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией во взаимодействии логопеда и педагогов
образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Взаимосвязь в работе логопеда и родителей дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция нарушений фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии посредством дидактических игр
в условиях логопункта ДОУ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематических процессов у дошкольников с дизартрией средствами логопедических технологий
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией через использование дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022



