Педагогические условия интеграции этнокультурных технологий в проектное обучение
|
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основы интеграции этнокультурных технологий в процесс обучения 13
1.1 Понятие «педагогические условия» и его роль в различных аспектах
образовательного процесса 13
1.2 Этнокультурные образовательные технологии как синтез традиционных и
инновационных элементов обучения 25
1.3 Проектное обучение, как современное направление активизации
познавательной деятельности 44
Глава 2 Этнокультурный компонент в архитектурно-планировочном решении гостиничный комплекса (караван-сарая) 71
2.1 Проблема этноориентированности регионального дизайна в проектной
культуре 71
2.2 Влияние этнокультурных экономических факторов, на формирование
проектной модели караван-сарая 91
2.3 Эволюция генезиса архитектурно-планировочных решений караван-сарая в симбиозе современных гостиничных комплексов в национальном стиле 104
Заключение 127
Список источников и литературы 133
Приложения 141
Иллюстрации
Глава 1 Теоретико-методологические основы интеграции этнокультурных технологий в процесс обучения 13
1.1 Понятие «педагогические условия» и его роль в различных аспектах
образовательного процесса 13
1.2 Этнокультурные образовательные технологии как синтез традиционных и
инновационных элементов обучения 25
1.3 Проектное обучение, как современное направление активизации
познавательной деятельности 44
Глава 2 Этнокультурный компонент в архитектурно-планировочном решении гостиничный комплекса (караван-сарая) 71
2.1 Проблема этноориентированности регионального дизайна в проектной
культуре 71
2.2 Влияние этнокультурных экономических факторов, на формирование
проектной модели караван-сарая 91
2.3 Эволюция генезиса архитектурно-планировочных решений караван-сарая в симбиозе современных гостиничных комплексов в национальном стиле 104
Заключение 127
Список источников и литературы 133
Приложения 141
Иллюстрации
В современный образовательный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. Все чаще методы проектов используются в образовательных учреждениях. Проектная технология получила широкое распространение и в профессиональной подготовке студентов вуза. Наиболее продуктивно применение проектного обучения в художественном образовании, в частности в профессиональной подготовке дизайнеров и специалистов декоративно-прикладного направления. [7].
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной.
Проектная деятельность в полной мере является инновационной и творческой, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Особое место в системе проектного обучения занимают этнокультурные технологии, которые составляют мировоззренческую основу целого ряда художественно- творческих профессий, обладающих ярко выраженной социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией. Опыт показывает, что каждый народ, ориентируясь на лучшие мировые образцы, пытается войти в мировое образовательно¬культурное пространство, и при этом не просто сохранить исторически сложившиеся образовательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее. Исследования закономерностей развития стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством этнокультурно-ориентированных образовательных систем становятся актуальной социально-исторической проблемой, приобретают важное значение в формировании личности современного человека [6].
От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Соединение универсальных идеалов с этнокультурными особенностями обеспечивает воспитание чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, максимальное использование накопленного этнокультурного опыта.
Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Являясь важным инструментом развития социальной практики, этнокультурное проектирование при соответствующих условиях может способствовать росту национального самосознания и одновременно гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности различных регионов страны.
Актуальность исследования обусловлена тем, что содержание, основные направления и уровни этнокультурного проектирования в системе современного художественного образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, не государственных (общественных) и коммерческих структур; что этнокультурное проектирование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса и межэтнических отношений. Самой жизнью востребован качественно новый подход к использованию проектных технологий в учебном процессе художественного вуза, в полной мере адаптированных к условиям современного городского и сельского социума.
Актуальность овладения основами дизайн - проектирования с использованием этнотехнологий обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией такого проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в этнокультурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Умение разрабатывать социально значимый проект, и оформит заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Однако обновление этнокультурного проектирования и его инструментария в учебно-творческой деятельности студентов все еще идет сравнительно медленно, стимулированию этого процесса недостает должной преемственности и непрерывности. Это не позволяет достаточно эффективно использовать весь дидактический и социально-педагогический потенциал этнокультурного проектирования, обеспечить наиболее полное личностное развитие специалиста. В настоящее время ощущается противоречие между острой потребность в квалифицированных специалистах - знатоках своего этноса и этнической культуры, с одной стороны, и уровнем использования современных педагогических технологий, в образовательном процессе, ориентированном на возрождении, обогащение и развитие национальных культурных традиций и народно-педагогического опыта.
Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, современные исследователи исходят из того, что учёт этнорегиональной специфики является неотделимым компонентом современного образования (П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Э. Измайлов, Е.Г. Осовский, М.И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.). Многие исследования касались в основном проблем частных методик и отдельных аспектов обучения и воспитания (М.1Е Палавандишвили, А.Г. Пашков, И.И. Казимирская и др.).
Особое место занимают исследования Е.П. Жиркова «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» (1993 г.), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997 г.), В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998 г.), З.Б. Цаллаговой «Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа» (1998 г.), М.Г. Харитонова
«Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы» (1999 г.), Г.Ф. Хасановой «Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования» (1999 г.), Т.Н. Петровой «Чувашская
педагогика как феномен мировой цивилизации» (1999 г.), Л.Л. Хараевой «Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия» (2000 г.) и др., появившиеся в последние годы. Сущность этнокультурной системы образования трактуется ими как процесс и результат социально-исторического развития этноса.
Идеи личностно ориентированного образования представленны в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.И. Данильчука, B.C. Ильина, М.В. Кларина, В.В. Краевского, С.В. Кульневича, И.Я. Лернера, В.В. Серикова. Принципы культуросообразности и культуротворчества в образовании раскрываются Е.В. Бондаревской и А.Я. Данилюком и распространены ими на проблематику современного этнокультурного образования.
Проблемы взаимодействия личности с окружающей социально-культурной средой рассматриваются в трудах: Т.Г.Киселевой, А.Д.Жаркова, Е.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова и др. Педагогические аспекты проблемы затрагиваются в работах Ю.П.Азарова, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой,
A. С.Каргина и др.
Педагогическое проектирование как проблема, объединяющая индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека, получило отражение в исследованиях ученых-педагогов
B. П.Беспалько, В.И.Загвязинского, Б.Т.Лихачева, С.Л.Рубинштейна,
В.А.Сластенина, С.А.Соловьева и др.
Анализу различных уровней и граней культуры как объекта проектирования, характеристике проблемного поля проектной деятельности посвящены исследования культурологов: А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, А.Я.Флиера, Л.С.Зориловой, а также ведущих специалистов в области социокультурного проектирования: Г.М.Бирженюка, Д.Б.Дондурей,
Т.М.Дридзе, И.В.Жежко, А.П.Маркова, Э.Л.Орловой и др.
Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. Все чаще методы проектов используются в образовательных учреждениях. Проектная технология получила широкое распространение и в профессиональной подготовке студентов вуза. Наиболее продуктивно применение проектного обучения в художественном образовании, в частности в профессиональной подготовке дизайнеров и специалистов декоративно-прикладного направления. [7].
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной.
Проектная деятельность в полной мере является инновационной и творческой, поскольку она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Особое место в системе проектного обучения занимают этнокультурные технологии, которые составляют мировоззренческую основу целого ряда художественно- творческих профессий, обладающих ярко выраженной социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в XXI веке. Самоутверждение этнокультур становится силой, дающей возможность выдержать кризис самобытности, порождённый глобализацией. Опыт показывает, что каждый народ, ориентируясь на лучшие мировые образцы, пытается войти в мировое образовательно¬культурное пространство, и при этом не просто сохранить исторически сложившиеся образовательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее. Исследования закономерностей развития стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры посредством этнокультурно-ориентированных образовательных систем становятся актуальной социально-исторической проблемой, приобретают важное значение в формировании личности современного человека [6].
От ориентации системы образования на этнокультуру как интегративный феномен зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих ценностей. Соединение универсальных идеалов с этнокультурными особенностями обеспечивает воспитание чувства принадлежности к своему народу, желание трудиться ради его процветания и счастья, максимальное использование накопленного этнокультурного опыта.
Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Являясь важным инструментом развития социальной практики, этнокультурное проектирование при соответствующих условиях может способствовать росту национального самосознания и одновременно гармонизации межэтнических отношений в условиях полиэтничности и поликультурности различных регионов страны.
Актуальность исследования обусловлена тем, что содержание, основные направления и уровни этнокультурного проектирования в системе современного художественного образования определяются сегодня социальным заказом со стороны государственных, не государственных (общественных) и коммерческих структур; что этнокультурное проектирование призвано формировать специалиста гуманитарного профиля, который хорошо разбирается не только в истории общества, культуры искусства, религии, современном обществоведении, культурологии, искусствоведении, религиоведении, но и в проблемах этноса и межэтнических отношений. Самой жизнью востребован качественно новый подход к использованию проектных технологий в учебном процессе художественного вуза, в полной мере адаптированных к условиям современного городского и сельского социума.
Актуальность овладения основами дизайн - проектирования с использованием этнотехнологий обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией такого проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в этнокультурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Умение разрабатывать социально значимый проект, и оформит заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Однако обновление этнокультурного проектирования и его инструментария в учебно-творческой деятельности студентов все еще идет сравнительно медленно, стимулированию этого процесса недостает должной преемственности и непрерывности. Это не позволяет достаточно эффективно использовать весь дидактический и социально-педагогический потенциал этнокультурного проектирования, обеспечить наиболее полное личностное развитие специалиста. В настоящее время ощущается противоречие между острой потребность в квалифицированных специалистах - знатоках своего этноса и этнической культуры, с одной стороны, и уровнем использования современных педагогических технологий, в образовательном процессе, ориентированном на возрождении, обогащение и развитие национальных культурных традиций и народно-педагогического опыта.
Развивая идеи Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, современные исследователи исходят из того, что учёт этнорегиональной специфики является неотделимым компонентом современного образования (П.А. Апакаев, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, А.Э. Измайлов, Е.Г. Осовский, М.И. Стельмахович, Я.И. Ханбиков и др.). Многие исследования касались в основном проблем частных методик и отдельных аспектов обучения и воспитания (М.1Е Палавандишвили, А.Г. Пашков, И.И. Казимирская и др.).
Особое место занимают исследования Е.П. Жиркова «Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе» (1993 г.), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997 г.), В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998 г.), З.Б. Цаллаговой «Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа» (1998 г.), М.Г. Харитонова
«Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы» (1999 г.), Г.Ф. Хасановой «Теоретические основы формирования национальной культуры личности в системе общего и профессионального образования» (1999 г.), Т.Н. Петровой «Чувашская
педагогика как феномен мировой цивилизации» (1999 г.), Л.Л. Хараевой «Этносоциолингвокультурная детерминация педагогического общения в условиях двуязычия» (2000 г.) и др., появившиеся в последние годы. Сущность этнокультурной системы образования трактуется ими как процесс и результат социально-исторического развития этноса.
Идеи личностно ориентированного образования представленны в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Давыдова, В.И. Данильчука, B.C. Ильина, М.В. Кларина, В.В. Краевского, С.В. Кульневича, И.Я. Лернера, В.В. Серикова. Принципы культуросообразности и культуротворчества в образовании раскрываются Е.В. Бондаревской и А.Я. Данилюком и распространены ими на проблематику современного этнокультурного образования.
Проблемы взаимодействия личности с окружающей социально-культурной средой рассматриваются в трудах: Т.Г.Киселевой, А.Д.Жаркова, Е.С.Садовской, Ю.А.Стрельцова и др. Педагогические аспекты проблемы затрагиваются в работах Ю.П.Азарова, Н.К.Баклановой, Т.И.Баклановой,
A. С.Каргина и др.
Педагогическое проектирование как проблема, объединяющая индивидуальное, социальное и культурное начала в жизни конкретного человека, получило отражение в исследованиях ученых-педагогов
B. П.Беспалько, В.И.Загвязинского, Б.Т.Лихачева, С.Л.Рубинштейна,
В.А.Сластенина, С.А.Соловьева и др.
Анализу различных уровней и граней культуры как объекта проектирования, характеристике проблемного поля проектной деятельности посвящены исследования культурологов: А.И.Арнольдова, Л.П.Буевой, А.Я.Флиера, Л.С.Зориловой, а также ведущих специалистов в области социокультурного проектирования: Г.М.Бирженюка, Д.Б.Дондурей,
Т.М.Дридзе, И.В.Жежко, А.П.Маркова, Э.Л.Орловой и др.
Современная модель профессионального образования должна учитывать поликультурное окружение многонационального государства и базироваться на принципах этнокультурного плюрализма. С этой целью в современном образовательном процессе должны получить широкое распространение этнокультурные технологии, рассматриваемые как совокупность разнообразных методов и приемов, применяемых в этнокультурном образовании и воспитании личности.
Внедрение этнокультурных технологий в проектное обучение студентов художественных специализаций обладает собственной теоретической и методологической базой. Представляя собой совокупность методологических положений культурологии, теории этноса, этнопедагогики, этнопсихологии, философии, проектные технологии вооружают будущих дизайнеров и специалистов в сфере декоративно - прикладного искусства необходимым понятийно-терминологическим аппаратом, знанием важнейших этно специфических качеств народов, населяющих государство, материализованных особенностях их культуры, традиции, языка, психологического сознания и самосознания в области воспитания и обучения.
Для достижения эффективности применения данных технологий требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности.
Проведенное в настоящей работе исследование роли и места понятия «педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогики, позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие «условие» имеет общенаучный характер и представляет совокупность различных причин, обстоятельств, объектов, которые влияют на функционирование и развитие целостного педагогического процесса;
2. Педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, представляют совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивая ее развитие и реализацию;
3. Обобщив результаты различных научно-педагогических
исследований, мы пришли к выводу, что специалисты выделяют различные виды педагогических условий, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия;
Педагогические условия составляют ту среду, в которой формируется, существует и развивается определенное явление, в нашем случае, этнокультурные технологии.
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить следующие педагогические условия: систематическое использование этнокультурных технологий в образовательном процессе вуза; личностное ориентирование педагогических взаимодействий педагога со студентами; на возрождение национальных обычаев, традиций, промыслов, ремесел и т.п.; направленность педагогического процесса в вузе на этнокультурное образование; развитие толерантности у участников образовательного процесса; методическое сопровождение, внедрения этнокультурных технологий в вуз; создание среды, предполагающей реализацию этнокультурных технологий; компетентность педагога в вопросах этнокультурного образования;
В результате исследования этнокультурных образовательных технологий как синтеза традиционных и инновационных элементов обучения нами было выявлено, что:
1. Основополагающим признаком этнокультурных образовательных технологий является их содержательный, дидактический потенциал, в котором наиболее полно представлены все богатство национальной
культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
2. Этнокультурные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности и других пограничных областях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях;
Обобщение результатов теоретического анализа проектного обучения, как современного направления активизации познавательной деятельности, дало нам возможность установить следующее:
1. Проектное обучение является одной из новых форм познавательной деятельности учащихся, оно в полной мере является инновационным и творческим, поскольку предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
2. Метод проектов показал свою универсальность, найдя широкую сферу применения в образовательном процессе, в частности, в решении таких задач, как: реализация межпредметных связей и практическое применение приобретенных знаний; личностное развитие участников процесса проектирования через повышение мотивации деятельности учащихся, воспитание деловых качеств их личности, развитие творческих способностей и т.д.; формирование навыков осуществления проектной деятельности: целеполагания, анализа, оценки результатов собственного труда; самоопределение учащихся в будущей профессиональной деятельности.
В рамках нашего исследования, рассматривая интеграции внедрения этнокультурных технологий в проектное обучение, мы рассмотрели региональное дизайн-проектирование в республиках Средней Азии и Казахстана на примере караван-сарая.
В результате анализа проблемы этноориентированности регионального дизайна в проектной культуре было установлено, что:
1. Дизайн как сфера художественного проектирования призван не только отражать и преобразовывать в эстетической форме существующую действительность, но и создавать новую реальность в соответствии с гуманистическими и эстетическими идеалами, формируя систему социальных отношений с учетом этно-национального компонента.
2. Для регионального дизайна важна ориентация на этнокультурную идентичность, поскольку она предполагает наличие определенных особенностей, в которых протекает бытие каждой этнической культуры: культурное разнообразие (присущие культуре каждого этноса черты, отличающие ее от других культур); межкультурное взаимодействие (способность культуры влиять на другие этнические культуры и испытывать их влияние); участие в родовой подлинности (самотождественность этноса во времени и других значимых измерениях, достигаемая через преемственность их культуры и средовых черт).
3. Региональный дизайн тесно связан с архитектурой. Сооружения караван-сараев в странах расположенных на территории Великого Шелкового пути достаточно полно показывают взаимовлияния, традиции, самобытность зодчества этих регионов - Средней Азии и Казахстана.
Изучая влияние этнокультурных экономических факторов, на формирование проектной модели караван - сарая мы выявили, что
1. Постройки караван-сараев более тринадцати веков играли основополагающую роль в политической, общественной и культурной жизни регионов находящихся на трассах Великого Шелкового пути. Эстетическая потребность этих сооружений, позволяет сделать вывод, что идеология имела первостепенное значение в формировании архитектуры караван-сараев, их проектной модели.
2. Придорожные караван-сараи являлись самостоятельной социально¬экономической и хозяйственной структурой, зависимой, однако, и от городских центров, поставок ремесленных изделий, зерновых и фруктов и одновременно от степняков-кочевников, которые поставляли мясо-молочные продукты, сыромятные кожи, войлок и т.д.
4. Строительство караван-сараев осуществлялось преимущественно на благотворительные средства, в ряде случаев от имени правительства или купеческими корпорациями. Зачастую от средств, вложенных в строительство караван-сарая зависела и проектная модель сооружения.
3. По территории Казахстана проходила основная трасса Великого
Шелкового пути, вдоль которой выстраивались караван-сараи, которые превращались в поселения, а со временем разрастались и в города. В зависимости от развития хозяйства, социально-политической и культурной жизни общества изменялись и функции караван-сараев и в связи с этим их проектная модель: изменялся внешний и внутренний облик, в некоторых достраивались дополнительные помещения. Часто караван-сараи
перестраивались в оборонительные сооружения (рабаты) с башнями и укрепленными стенами.
Анализируя эволюцию генезиса архитектурно-планировочных решений караван-сарая в симбиозе современных гостиничных комплексов в национальном стиле мы пришли к следующему заключению:
1. В основе плана караван-сараев были заложены модульные закономерности, соподчиненные системе квадратов - их сторон и диагоналей. Художественное воздействие таких сооружений во многом объясняется соразмерностью ее частей. Высота здания, пролеты, проемов, размеры являются производными со стороны центрального квадратного зала. Главный фасад или все внешние стены престижных караван-сараев, часто был подчеркнут декором, покрывался гофрами, кирпичным ковровым орнаментом.
2. Сложность архитектурно-планировочной композиции караван- сараев, масштабы и виды декоративного убранства (или его отсутствие), степень роскоши отделки определялись социальным заказом, важностью отрезка торгового пути, стилем и модой, местной традицией, сложившимися в Средней Азии и Казахстане в тот или иной период времени.
Изучив сохранившиеся караван-сараи на трассе Шелкового пути, их назначение, планировку, условиях проживания мы пришли к тому, что и в наше время караван-сараи, могли бы играть важную роль в развитии туризма также и культурно-туристскому освоению современных трасс древних караванных путей, созданию фольклорно - этнографических центров, музеев, возрождению народных промыслов и ремёсел.
Таким образом, исследуемая проблема имеет большую перспективу, она востребована своевременной практикой профессионального образования специалистов, призванных в начале нового XXI века сохранить и всячески развивать свою национальную культуру, язык, обычаи и традиции.
Выявление путей интеграции этнокультурных технологий в проектное обучение предполагает дальнейшее изучение. В то же время концептуальные осмысления сути и содержания, принципов и условий реализации учебно¬проектной деятельности позволяют уже сегодня успешно решать стратегические, тактические задачи данной актуальной проблемы этнокультурного образования.
Внедрение этнокультурных технологий в проектное обучение студентов художественных специализаций обладает собственной теоретической и методологической базой. Представляя собой совокупность методологических положений культурологии, теории этноса, этнопедагогики, этнопсихологии, философии, проектные технологии вооружают будущих дизайнеров и специалистов в сфере декоративно - прикладного искусства необходимым понятийно-терминологическим аппаратом, знанием важнейших этно специфических качеств народов, населяющих государство, материализованных особенностях их культуры, традиции, языка, психологического сознания и самосознания в области воспитания и обучения.
Для достижения эффективности применения данных технологий требуется создать максимально комфортную обстановку и условия протекания педагогической деятельности.
Проведенное в настоящей работе исследование роли и места понятия «педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогики, позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие «условие» имеет общенаучный характер и представляет совокупность различных причин, обстоятельств, объектов, которые влияют на функционирование и развитие целостного педагогического процесса;
2. Педагогические условия, выступая как один из компонентов педагогической системы, представляют совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивая ее развитие и реализацию;
3. Обобщив результаты различных научно-педагогических
исследований, мы пришли к выводу, что специалисты выделяют различные виды педагогических условий, среди которых наиболее часто встречаются организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия;
Педагогические условия составляют ту среду, в которой формируется, существует и развивается определенное явление, в нашем случае, этнокультурные технологии.
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить следующие педагогические условия: систематическое использование этнокультурных технологий в образовательном процессе вуза; личностное ориентирование педагогических взаимодействий педагога со студентами; на возрождение национальных обычаев, традиций, промыслов, ремесел и т.п.; направленность педагогического процесса в вузе на этнокультурное образование; развитие толерантности у участников образовательного процесса; методическое сопровождение, внедрения этнокультурных технологий в вуз; создание среды, предполагающей реализацию этнокультурных технологий; компетентность педагога в вопросах этнокультурного образования;
В результате исследования этнокультурных образовательных технологий как синтеза традиционных и инновационных элементов обучения нами было выявлено, что:
1. Основополагающим признаком этнокультурных образовательных технологий является их содержательный, дидактический потенциал, в котором наиболее полно представлены все богатство национальной
культуры, уклад жизни населения региона, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;
2. Этнокультурные технологии можно определить как совокупность воспитательных приемов, форм, методов, средств обучения, базирующихся на фундаментальных основах народной педагогики, теории этноса, этнопсихологии, философии, культурологии, фольклористики, социально-культурной деятельности и других пограничных областях научного знания, позволяющих оптимизировать и активизировать процесс освоения, сохранения, приумножения и трансляции этнокультуры в современных условиях;
Обобщение результатов теоретического анализа проектного обучения, как современного направления активизации познавательной деятельности, дало нам возможность установить следующее:
1. Проектное обучение является одной из новых форм познавательной деятельности учащихся, оно в полной мере является инновационным и творческим, поскольку предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующих технологий, которые можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.
2. Метод проектов показал свою универсальность, найдя широкую сферу применения в образовательном процессе, в частности, в решении таких задач, как: реализация межпредметных связей и практическое применение приобретенных знаний; личностное развитие участников процесса проектирования через повышение мотивации деятельности учащихся, воспитание деловых качеств их личности, развитие творческих способностей и т.д.; формирование навыков осуществления проектной деятельности: целеполагания, анализа, оценки результатов собственного труда; самоопределение учащихся в будущей профессиональной деятельности.
В рамках нашего исследования, рассматривая интеграции внедрения этнокультурных технологий в проектное обучение, мы рассмотрели региональное дизайн-проектирование в республиках Средней Азии и Казахстана на примере караван-сарая.
В результате анализа проблемы этноориентированности регионального дизайна в проектной культуре было установлено, что:
1. Дизайн как сфера художественного проектирования призван не только отражать и преобразовывать в эстетической форме существующую действительность, но и создавать новую реальность в соответствии с гуманистическими и эстетическими идеалами, формируя систему социальных отношений с учетом этно-национального компонента.
2. Для регионального дизайна важна ориентация на этнокультурную идентичность, поскольку она предполагает наличие определенных особенностей, в которых протекает бытие каждой этнической культуры: культурное разнообразие (присущие культуре каждого этноса черты, отличающие ее от других культур); межкультурное взаимодействие (способность культуры влиять на другие этнические культуры и испытывать их влияние); участие в родовой подлинности (самотождественность этноса во времени и других значимых измерениях, достигаемая через преемственность их культуры и средовых черт).
3. Региональный дизайн тесно связан с архитектурой. Сооружения караван-сараев в странах расположенных на территории Великого Шелкового пути достаточно полно показывают взаимовлияния, традиции, самобытность зодчества этих регионов - Средней Азии и Казахстана.
Изучая влияние этнокультурных экономических факторов, на формирование проектной модели караван - сарая мы выявили, что
1. Постройки караван-сараев более тринадцати веков играли основополагающую роль в политической, общественной и культурной жизни регионов находящихся на трассах Великого Шелкового пути. Эстетическая потребность этих сооружений, позволяет сделать вывод, что идеология имела первостепенное значение в формировании архитектуры караван-сараев, их проектной модели.
2. Придорожные караван-сараи являлись самостоятельной социально¬экономической и хозяйственной структурой, зависимой, однако, и от городских центров, поставок ремесленных изделий, зерновых и фруктов и одновременно от степняков-кочевников, которые поставляли мясо-молочные продукты, сыромятные кожи, войлок и т.д.
4. Строительство караван-сараев осуществлялось преимущественно на благотворительные средства, в ряде случаев от имени правительства или купеческими корпорациями. Зачастую от средств, вложенных в строительство караван-сарая зависела и проектная модель сооружения.
3. По территории Казахстана проходила основная трасса Великого
Шелкового пути, вдоль которой выстраивались караван-сараи, которые превращались в поселения, а со временем разрастались и в города. В зависимости от развития хозяйства, социально-политической и культурной жизни общества изменялись и функции караван-сараев и в связи с этим их проектная модель: изменялся внешний и внутренний облик, в некоторых достраивались дополнительные помещения. Часто караван-сараи
перестраивались в оборонительные сооружения (рабаты) с башнями и укрепленными стенами.
Анализируя эволюцию генезиса архитектурно-планировочных решений караван-сарая в симбиозе современных гостиничных комплексов в национальном стиле мы пришли к следующему заключению:
1. В основе плана караван-сараев были заложены модульные закономерности, соподчиненные системе квадратов - их сторон и диагоналей. Художественное воздействие таких сооружений во многом объясняется соразмерностью ее частей. Высота здания, пролеты, проемов, размеры являются производными со стороны центрального квадратного зала. Главный фасад или все внешние стены престижных караван-сараев, часто был подчеркнут декором, покрывался гофрами, кирпичным ковровым орнаментом.
2. Сложность архитектурно-планировочной композиции караван- сараев, масштабы и виды декоративного убранства (или его отсутствие), степень роскоши отделки определялись социальным заказом, важностью отрезка торгового пути, стилем и модой, местной традицией, сложившимися в Средней Азии и Казахстане в тот или иной период времени.
Изучив сохранившиеся караван-сараи на трассе Шелкового пути, их назначение, планировку, условиях проживания мы пришли к тому, что и в наше время караван-сараи, могли бы играть важную роль в развитии туризма также и культурно-туристскому освоению современных трасс древних караванных путей, созданию фольклорно - этнографических центров, музеев, возрождению народных промыслов и ремёсел.
Таким образом, исследуемая проблема имеет большую перспективу, она востребована своевременной практикой профессионального образования специалистов, призванных в начале нового XXI века сохранить и всячески развивать свою национальную культуру, язык, обычаи и традиции.
Выявление путей интеграции этнокультурных технологий в проектное обучение предполагает дальнейшее изучение. В то же время концептуальные осмысления сути и содержания, принципов и условий реализации учебно¬проектной деятельности позволяют уже сегодня успешно решать стратегические, тактические задачи данной актуальной проблемы этнокультурного образования.
Подобные работы
- Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной
компетентности педагога профессионального обучения
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия социализации иностранных студентов в пол и культур ной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2021 - ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ЦЕЛОСТНОГО УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование проектного мышления студента-дизайнера в процессе профессиональной подготовки
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - Проведение музейных уроков в целях формирования исторического самосознания учащихся (Южно-Казахстанский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



