ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО 11 ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1 Сущностная характеристика понятия «патриотическое 11 воспитание»
1.2 Федеральный государственный образовательный стандарт как 18 основа патриотического воспитания школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ 33 ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1 Программа патриотического воспитания школьников в 33
образовательном учреждении МАОУ СОШ № 208 г.
Екатеринбурга
2.2 Опытно-поисковая работа по реализации программы 63 патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении МАОУ СОШ № 208 г. Екатеринбурга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Актуальность исследования. В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России» определен современный национальный идеал воспитания — это «высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций» [23, с. 8].
Исходя из этого, возрастает роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно - патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни; а также предпринимаются меры по созданию систем военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание школьников - это деятельность, формирующая у учащихся высокие патриотические чувства, сознание гражданина своей страны, верность своему Отечеству, готовность защитить интересы Родины. Это деятельность, которая носит систематический и целенаправленный характер.
Патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы и содержит в себе экологическое воспитание.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране.
Настоящий патриотизм носит гуманистический характер и включает в себя как любовь и преданность к своей стране, так и уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости. Как было сказано Л.Н. Толстым «...настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов» [56, с. 14].
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. Оно предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области культуры, науки, техники. Это направление воспитательной работы достигается также в процессе знакомства подрастающего поколения с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, художников, актеров, ученых.
Развитию патриотических чувств обучающихся способствуют многие дисциплины общеобразовательного цикла - история, обществознание, литература, искусство, география и др. Огромную роль в формировании патриотического сознания играет внеурочная деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС ООО), внеурочная деятельность приобретает новую актуальность: новые стандарты закрепили обязательность ее организации. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Внеурочной деятельностью можно назвать любую организуемую педагогами деятельность школьников вне урока. Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как «...кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.» [64, с. 25].
Внеурочная деятельность может быть организована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, педагогами - организаторами, вожатыми, учителями-предметниками и другими специалистами.
В настоящее время практически отсутствуют исследования, которые были бы непосредственно направлены на развитие патриотического сознания современных школьников во внеурочной деятельности.
Исходя из этого, было выявлено противоречие между необходимостью повышения уровня патриотического сознания у обучающихся основной школы и недостаточной разработанность соответствующих технологий и методик, направленных на формирование патриотизма у школьников.
Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей развития патриотизма у обучающихся.
Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил сформулировать тему диссертационного исследования «Программа патриотического воспитания в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»...
Теоретическое изучение проблемы и результаты опытно -поискоывой работы позволили сформулировать следующие выводы.
На сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях. Государство и общество относит ее к разряду общенациональных.
Патриотизм являет собой главную социальную основу жизнеспособности государства и нации, выступает ресурсом для развития гражданского общества.
Под воспитанием большинство ученых понимают целенаправленный, систематический процесс формирования личности, направленный на подготовку к активной общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание включает в себя несколько компонентов: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое.
Патриотическое воспитание - это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг.
Патриотическое воспитание включает несколько направлений: военнопатриотическое, гражданское, духовно-нравственное, историко
краеведческое воспитание.
Федеральные государственные образовательные стандарты
закладывают основу патриотического воспитания в систему современного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты - это документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Формирование патриотическое сознания у обучающихся на уровне основного общего образования происходит как в урочное время, так и во внеурочное время.
Основная образовательная программа основного общего образования школы состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности. Часть, составленная участниками образовательного процесса, предусматривает, курсы, отвечающие потребностям обучающихся, в том числе направленные на формирование этнокультурной идентичности и патриотического сознания.
Внеурочная деятельность - это часть образовательного процесса в школе, позволяющая решать задачи обучения и воспитания за пределами урока, вне классной комнаты.
Чередование урочной и внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса в процессе осуществления работы определяет организация, ведущая образовательную деятельность. Это отражено в основной образовательной программе основного общего образования, составленной организацией.
Патриотическое воспитание реализуется через ряд современных технологий, методов и форм работы с обучающимися.
Педагогическая технология - это выстроенная система педагогических методов, сочетающихся между собой и направленных на реализацию достижимых целей.
Под методами и формами патриотического воспитания большинство ученых-педагогов понимают способы взаимодействия педагога и школьника, направленные на формирование патриотического сознания.
Наиболее эффективными методами, на наш взгляд, являются беседа, анализ воспитывающих ситуаций, поручение, создание воспитывающей ситуации, метод естественных последствий.
К эффективным формам развития патриотических чувств мы отнесли тематическое, практическое занятие и мероприятие, экскурсии, коллективные творческие дела, исследовательские, поисковые, волонтерские проекты, диспуты, круглые столы.
Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт и особенности образовательных программ основного общего образования, нами была разработана программа патриотического воспитания для подростков 7-9 классов.
Программа соответствовала всем требованиям ФГОС и социальным запросам.
Во время реализации данной программы были задействованы все участники образовательных отношений - дети, родители, учителя.
Критериями эффективности предложенной программы стали: когнитивный критерий, мировоззренческо-ценностный критерий, мотивационно-потребностный критерий, деятельностно-поведенческий критерий.
Опытно-поисковая работа включала исходную диагностику (констатирующий этап), реализацию разработанной программы по формированию патриотических чувств (формирующий этап), наблюдение за обучающимися во время реализации программы, итоговую диагностику (контрольный этап).
Результаты исследования доказали эффективность разработанной программы.
1. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи / Н.Арсеньев // Воспитание школьников. - 1998. - № 3,4. - С. 31 - 34, 43 - 45.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. / Культурно -историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов - М.: Академия, 2011. - 265с.
3. Афанасьев В.Г. О целостных системах / Вопросы философии / В.Г. Афанасьев. - 1980. - № 6. - С. 66.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М. Педагогика, 1989. - 560с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1985. - 560с.
6. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Наука, 1987. - 304с.
7. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько - М .: Педагогика, 1995. - 412с.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192с.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадёжиной. - М.: Педагогика, 1972 - 351с.
10. Болотина Т.В., Иоффе А.Н. Гражданское образование: демократическое обучение. Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование: сетевой журнал. - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2013.
11. Большая советская энциклопедия 3-е издание, Т 5. URL: http://bse.uaio.ru/BSE/0502.htm (дата обращения 21.03.2017)
12. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - №4. - С. 11-17.
13. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогическая мысль России XVIII века / Т.С.Буторина. - Вологда: Изд-во Вологодского гос. пед. ин-та, 1990. - 94с.
14. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н.Волков. - М.: Издательский дом «Академия», 1999. - 168с.
15. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432с...