ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ 11
1.1. Становление и перспектива развития экологического образования 11
1.2. Особенности формирования знаний об окружающем мире в процессе
экологического образования младших школьников 21
1.3. Теоретическое обоснование виртуальных экскурсий, как эффективного
условия формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников 28
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОНЫТНО-НОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ 36
2.1. Уровень сформированности знаний об окружающем мире в процессе
экологического образования младших школьников на начальном этапе исследования 36
2.2. Внедрение виртуальных экскурсий, как условие формирования знаний об
окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников 46
2.3. Анализ сформированности знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников на заключительном этапе
исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 129
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа планируемых результатов обучения ориентирована на личностные, предметные и метапредметные результаты. Личностные результаты включают в себя первоначальные представления об экологической культуре, интерес к культуре других народов. В качестве основного результата образования выступает овладение младшими школьниками универсальными учебными действиями: познавательными, коммуникативными, регулятивными УУД. Предметные результаты изучения учебного предмета "Окружающий мир" должны быть ориентированы на формирование у обучающихся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обучающимися отношений человека с природой, уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны. Вышесказанных результатов можно добиться с помощью внедрения в учебную деятельность такой инновационной формы урока, как виртуальные экскурсии [128].
Актуальность исследования:
о на социально-педагогическом уровне актуальность предопределена потребностью общества в формировании знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников;
о на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена недостаточной теоретической разработанностью такой формы обучения, как виртуальная экскурсия;
о на научно-методическом уровне актуальность продиктована недостаточным методическим обеспечением по формированию знаний об окружающем мире с помощью виртуальных экскурсий.
Степень изученности. В последние годы проблеме использования виртуальных экскурсии на уроках уделяли внимание В. В. Рябова, Е. В. Александрова, М. В. Лисейко, О. В. Алексеева, О. Ю. Токарева, Н. В. Устюжанина и другие. Их работы содержат информацию о том, что такое виртуальные экскурсии и как их использовать в учебной деятельности.
Работы этих авторов не могут быть в чистом виде применены для решения проблемы эффективного формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников, так как содержат информацию об использовании виртуальных экскурсий на других предметах.
Проблема формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников рассматривалась в различных трудах авторов, а именно Л. В. Моисеевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, В. И. Волкова, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной, Т. Богданец и других. Их работы в значительной мере способствовали изучению формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. Каждый автор подчеркивает важность изучения окружающего мира для детей и эффективность использования на уроках разных форм, методов и средств организации учебного процесса.
Однако в трудах этих ученых не рассматривается внедрение виртуальных экскурсии, как условие формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников.
Вопрос о формировании знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников довольно часто ставится, но остается недостаточно изученным. Нет чётко разработанного методического обеспечения по организации урока с помощью виртуальных экскурсий. Тем самым появляются противоречия:
о на социально-педагогическом уровне противоречие проявляется между потребностью общества в формировании знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников и неготовностью школы формировать знания об окружающем мире с помощью виртуальных экскурсий;
о на научно-теоретическом уровне актуализируется противоречие между множеством работ по формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью такой формы обучения, как виртуальная экскурсия;
о на научно-методическом уровне противоречие находится между потребностью учителей обеспечить эффективное формирование знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников и недостаточным методическим обеспечением по формированию знаний об окружающем мире с помощью виртуальных экскурсий.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: будут ли виртуальные экскурсии способствовать эффективному формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников?
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Виртуальные экскурсии как условие формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников».
Цель исследования - теоретически обосновать, что виртуальные экскурсии способствуют формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проведенных виртуальных экскурсий...
В исследовательской работе проанализирована психологопедагогическая специальная литература по проблеме исследования. Изучено становление экологического образования, в зарубежной и отечественной педагогике, от истоков его зарождения до нашего времени;
Выделены особенности формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников, такие как: обучение с учетом возраста, следование этапам усвоения нового учебного материала, определены направления формирования знаний об окружающем мире, подобрана подходящая учебная программа. Нами было выделено определение «знание» как проверенный практикой продукт познания окружающего мира, полученный с помощью познавательной деятельности, ставший достоянием личности.
Теоретически обосновано использование виртуальных экскурсий, как эффективного условия формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. Выделены преимущества виртуальных экскурсии, которые способствуют поддержанию интереса и формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. В работе определен алгоритм организации виртуальной экскурсии на уроке и приведен список онлайн-ресурсов, где можно найти множество виртуальных экскурсий и включить их в урок.
Для диагностики уровня знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников использовалась методика Л. В. Моисеевой и выделенные И. Я. Лернером качества усвоенных знаний. На этой основе была разработана новая методика оценки уровня сформирован- ности знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. В результате констатирующей диагностики было выявлено, что в диагностируемых классах преобладает уровень ниже базового и было принято решение о разработке методического обеспечения для проведения виртуальных экскурсий в начальной школе.
Разработано методическое обеспечение для проведения уроков по окружающему миру для вторых классов с использованием виртуальных экскурсии. Тематическое планирование построено на основе учебной программы «Школа России» А. А. Плешаков. В процесс экологического образования младших школьников внедрены виртуальные экскурсии, как эффективное условие формирования знаний об окружающем мире. Внедрение виртуальных экскурсий осуществлялось в течении учебного года на базе МАОУ-СОШ № 142 г. Екатеринбурга в естественных условиях учебного процесса.
Опытно - поисковым путем подтверждена эффективность внедрения виртуальных экскурсий для формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. Сравнивая результаты контрольного и экспериментального классов, можно сделать вывод, что внедренные нами виртуальные экскурсии в учебный процесс, поспособствовали эффективному усвоению учебного материала и заинтересованности учеников на уроке, тем самым обеспечили рост знаний об окружающем мире.
Уникальность исследовательской работы состоит в том, что мы сконструировали тематическое планирование с использованием виртуальных экскурсий для 1-4 классов на основе учебной программы А. А. Плешакова «Школа России» (приложения 11-13) и разработали конспект урока (таблица 8) и фрагменты уроков по окружающему миру с использованием виртуальных экскурсий для второго класса (приложения 1-10).
Перспектива дальнейшего исследования обуславливается редактированием тематического планирования и разработкой конспектов уроков для 1, 3 и 4 классов. Внедрение разработанного методического обеспечения в 1, 3 и 4 классы. А также в перспективе исследование влияния виртуальных экскурсий на личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета «окружающий мир».
При внедрении виртуальных экскурсий в процесс экологического образования младших школьников мы столкнулись с трудностью, связанной с мало скоростным интернетом в школе. Проблемы, с которыми можно столкнуться при внедрении виртуальных экскурсий в процесс экологического образования младших школьников описаны в нашей статье «Проблемы использования виртуальных экскурсий в российских школах» (приложение 14).
При разработке конспектов уроков по «Окружающему миру» трудности встречались при отыскивании в сети Интернет виртуальной экскурсии по теме урока. Решение этой проблемы описано в нашей статье на тему: «Создание виртуальной экскурсии в образовательных целях» (приложение 15). В статье рассматриваются два способа создания виртуальной экскурсии для использования в школьной практике и описан алгоритм её создания.
Исследовательская работа в современное время актуальна и разработанное в ней методическое обеспечение может быть использовано учителями для ведения уроков окружающего мира в начальной школе.
1. Айсберги Гренландии. - URL: https://www.airpano.ru/-
360photo/Greenland-Ilulissat/ (дата обращения: 06.04.2019).
2. Акрополь, Афины, Греция. - URL: https://www.airpano.ru/- 360photo/Acropolis-Athens-Greece/ (дата обращения: 06.04.2019).
3. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 22-24.
4. Алтай. Цветные горы Кызыл-Чина. - URL:
https://www.airpano.ru/- 360photo/altay-mars/ (дата обращения: 06.04.2019).
5. Амстердам, Нидерланды. - URL: https://www.airpano.ru/360photo/ -Amsterdam-Netherlands/ (дата обращения: 06.04.2019).
6. Арасланова, Л. З. Диковинные музеи России : виртуал. экскурсия, посвящ. Междунар. Дню музеев для учащихся 1-6 кл. / Л. З. Арасланова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2015. - № 1. - С. 74-78.
7. Арасланова, Л. З. «Есть в мире памятников много». О скульптурных памятниках, посвященных животным : виртуал. прогулка для учащихся 1-6 кл. / Л. З. Арасланова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2015. - № 1. - С. 79-82.
8. Атлас музеев Свердловской области. - URL: http://museums- at- las.cityscanner.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
9. Афанасьева, С. В. Становление и развитие экологического обра
зования и просвещения / С. В. Афанасьева // Вестник ДВГСГА. Естественнонаучные знания. - 2010. - № 2 (6). - С. 14-25. - URL: http://pgusa.ru/sites/default/files/vestnik/1330/014-025_afanaseva_s.v.pdf (дата
обращения: 16.03.2019).
10. Байкал. - URL: http://baikalake.ru/tour/26/bz.html (дата обращения: 06.04.2019).
11. Байкалика. - URL: https://www.baikalika.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
12. Башкирова, М. Виртуальная экскурсия в учебно-воспитательном процессе / М. Башкирова // Учитель. - 2013. - № 4. - С. 27-29.
13. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры : энцикл. слов. педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : УГТУУПИ, 2000. - 937 с.
14. Беляев, Г. Ю. Эволюция представлений о природосообразности
обучения в контекстах изменения теории воспитания / Г. Ю. Беляев // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-prirodosoobraznosti- obucheniya-v-kontekstah-izmeneniya-teorii-vospitaniya (дата обращения: 12.02.2019).
15. Вена, Австрия. - URL: https://www.airpano.ru/360photo/- Vienna- Austria/ (дата обращения: 06.04.2019)...