Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94639

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ 11
1.1. Становление и перспектива развития экологического образования 11
1.2. Особенности формирования знаний об окружающем мире в процессе
экологического образования младших школьников 21
1.3. Теоретическое обоснование виртуальных экскурсий, как эффективного
условия формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников 28
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОНЫТНО-НОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ 36
2.1. Уровень сформированности знаний об окружающем мире в процессе
экологического образования младших школьников на начальном этапе исследования 36
2.2. Внедрение виртуальных экскурсий, как условие формирования знаний об
окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников 46
2.3. Анализ сформированности знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников на заключительном этапе
исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 121
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 124
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 129

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образо­вания. Программа планируемых результатов обучения ориентирована на личностные, предметные и метапредметные результаты. Личностные резуль­таты включают в себя первоначальные представления об экологической культуре, интерес к культуре других народов. В качестве основного резуль­тата образования выступает овладение младшими школьниками универсаль­ными учебными действиями: познавательными, коммуникативными, регуля­тивными УУД. Предметные результаты изучения учебного предмета "Окру­жающий мир" должны быть ориентированы на формирование у обучающих­ся целостной картины природного и социокультурного мира, осознание обу­чающимися отношений человека с природой, уважительного отношения к России, родному краю, истории, культуре, природе нашей страны. Вышеска­занных результатов можно добиться с помощью внедрения в учебную дея­тельность такой инновационной формы урока, как виртуальные экскурсии [128].
Актуальность исследования:
о на социально-педагогическом уровне актуальность предопределена потребностью общества в формировании знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников;
о на научно-теоретическом уровне актуальность обусловлена недо­статочной теоретической разработанностью такой формы обучения, как вир­туальная экскурсия;
о на научно-методическом уровне актуальность продиктована недо­статочным методическим обеспечением по формированию знаний об окру­жающем мире с помощью виртуальных экскурсий.
Степень изученности. В последние годы проблеме использования вир­туальных экскурсии на уроках уделяли внимание В. В. Рябова, Е. В. Алек­сандрова, М. В. Лисейко, О. В. Алексеева, О. Ю. Токарева, Н. В. Устюжанина и другие. Их работы содержат информацию о том, что такое виртуальные экскурсии и как их использовать в учебной деятельности.
Работы этих авторов не могут быть в чистом виде применены для ре­шения проблемы эффективного формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников, так как со­держат информацию об использовании виртуальных экскурсий на других предметах.
Проблема формирования знаний об окружающем мире в процессе эко­логического образования младших школьников рассматривалась в различных трудах авторов, а именно Л. В. Моисеевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, В. И. Волкова, Л. П. Симоновой, И. Т. Суравегиной, Т. Богданец и других. Их работы в значительной мере способствовали изучению формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. Каждый автор подчеркивает важность изучения окружающего мира для детей и эффективность использования на уроках разных форм, ме­тодов и средств организации учебного процесса.
Однако в трудах этих ученых не рассматривается внедрение виртуаль­ных экскурсии, как условие формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников.
Вопрос о формировании знаний об окружающем мире в процессе эко­логического образования младших школьников довольно часто ставится, но остается недостаточно изученным. Нет чётко разработанного методического обеспечения по организации урока с помощью виртуальных экскурсий. Тем самым появляются противоречия:
о на социально-педагогическом уровне противоречие проявляется между потребностью общества в формировании знаний об окружающем ми­ре в процессе экологического образования младших школьников и неготов­ностью школы формировать знания об окружающем мире с помощью вирту­альных экскурсий;
о на научно-теоретическом уровне актуализируется противоречие между множеством работ по формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников и недостаточной теоретической разработанностью такой формы обучения, как виртуальная экскурсия;
о на научно-методическом уровне противоречие находится между по­требностью учителей обеспечить эффективное формирование знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школь­ников и недостаточным методическим обеспечением по формированию зна­ний об окружающем мире с помощью виртуальных экскурсий.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследова­ния: будут ли виртуальные экскурсии способствовать эффективному форми­рованию знаний об окружающем мире в процессе экологического образова­ния младших школьников?
Актуальность, выделенные противоречия и сформулированная пробле­ма исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Виртуальные экскурсии как условие формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников».
Цель исследования - теоретически обосновать, что виртуальные экс­курсии способствуют формированию знаний об окружающем мире в процес­се экологического образования младших школьников и опытно-поисковым путем подтвердить эффективность проведенных виртуальных экскурсий...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовательской работе проанализирована психолого­педагогическая специальная литература по проблеме исследования. Изучено становление экологического образования, в зарубежной и отечественной пе­дагогике, от истоков его зарождения до нашего времени;
Выделены особенности формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников, такие как: обу­чение с учетом возраста, следование этапам усвоения нового учебного мате­риала, определены направления формирования знаний об окружающем мире, подобрана подходящая учебная программа. Нами было выделено определе­ние «знание» как проверенный практикой продукт познания окружающего мира, полученный с помощью познавательной деятельности, ставший досто­янием личности.
Теоретически обосновано использование виртуальных экскурсий, как эффективного условия формирования знаний об окружающем мире в процес­се экологического образования младших школьников. Выделены преимуще­ства виртуальных экскурсии, которые способствуют поддержанию интереса и формированию знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. В работе определен алгоритм организа­ции виртуальной экскурсии на уроке и приведен список онлайн-ресурсов, где можно найти множество виртуальных экскурсий и включить их в урок.
Для диагностики уровня знаний об окружающем мире в процессе эко­логического образования младших школьников использовалась методика Л. В. Моисеевой и выделенные И. Я. Лернером качества усвоенных знаний. На этой основе была разработана новая методика оценки уровня сформирован- ности знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. В результате констатирующей диагностики было вы­явлено, что в диагностируемых классах преобладает уровень ниже базового и было принято решение о разработке методического обеспечения для прове­дения виртуальных экскурсий в начальной школе.
Разработано методическое обеспечение для проведения уроков по окружающему миру для вторых классов с использованием виртуальных экс­курсии. Тематическое планирование построено на основе учебной програм­мы «Школа России» А. А. Плешаков. В процесс экологического образования младших школьников внедрены виртуальные экскурсии, как эффективное условие формирования знаний об окружающем мире. Внедрение виртуаль­ных экскурсий осуществлялось в течении учебного года на базе МАОУ-СОШ № 142 г. Екатеринбурга в естественных условиях учебного процесса.
Опытно - поисковым путем подтверждена эффективность внедрения виртуальных экскурсий для формирования знаний об окружающем мире в процессе экологического образования младших школьников. Сравнивая ре­зультаты контрольного и экспериментального классов, можно сделать вывод, что внедренные нами виртуальные экскурсии в учебный процесс, поспособ­ствовали эффективному усвоению учебного материала и заинтересованности учеников на уроке, тем самым обеспечили рост знаний об окружающем мире.
Уникальность исследовательской работы состоит в том, что мы скон­струировали тематическое планирование с использованием виртуальных экс­курсий для 1-4 классов на основе учебной программы А. А. Плешакова «Школа России» (приложения 11-13) и разработали конспект урока (таблица 8) и фрагменты уроков по окружающему миру с использованием виртуаль­ных экскурсий для второго класса (приложения 1-10).
Перспектива дальнейшего исследования обуславливается редактирова­нием тематического планирования и разработкой конспектов уроков для 1, 3 и 4 классов. Внедрение разработанного методического обеспечения в 1, 3 и 4 классы. А также в перспективе исследование влияния виртуальных экскур­сий на личностные и метапредметные результаты освоения учебного предме­та «окружающий мир».
При внедрении виртуальных экскурсий в процесс экологического обра­зования младших школьников мы столкнулись с трудностью, связанной с мало скоростным интернетом в школе. Проблемы, с которыми можно столк­нуться при внедрении виртуальных экскурсий в процесс экологического об­разования младших школьников описаны в нашей статье «Проблемы исполь­зования виртуальных экскурсий в российских школах» (приложение 14).
При разработке конспектов уроков по «Окружающему миру» трудно­сти встречались при отыскивании в сети Интернет виртуальной экскурсии по теме урока. Решение этой проблемы описано в нашей статье на тему: «Со­здание виртуальной экскурсии в образовательных целях» (приложение 15). В статье рассматриваются два способа создания виртуальной экскурсии для использования в школьной практике и описан алгоритм её создания.
Исследовательская работа в современное время актуальна и разрабо­танное в ней методическое обеспечение может быть использовано учителями для ведения уроков окружающего мира в начальной школе.


1. Айсберги Гренландии. - URL: https://www.airpano.ru/-
360photo/Greenland-Ilulissat/ (дата обращения: 06.04.2019).
2. Акрополь, Афины, Греция. - URL: https://www.airpano.ru/- 360photo/Acropolis-Athens-Greece/ (дата обращения: 06.04.2019).
3. Александрова, Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффек­тивных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 22-24.
4. Алтай. Цветные горы Кызыл-Чина. - URL:
https://www.airpano.ru/- 360photo/altay-mars/ (дата обращения: 06.04.2019).
5. Амстердам, Нидерланды. - URL: https://www.airpano.ru/360photo/ -Amsterdam-Netherlands/ (дата обращения: 06.04.2019).
6. Арасланова, Л. З. Диковинные музеи России : виртуал. экскурсия, посвящ. Междунар. Дню музеев для учащихся 1-6 кл. / Л. З. Арасланова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2015. - № 1. - С. 74-78.
7. Арасланова, Л. З. «Есть в мире памятников много». О скульптур­ных памятниках, посвященных животным : виртуал. прогулка для учащихся 1-6 кл. / Л. З. Арасланова // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2015. - № 1. - С. 79-82.
8. Атлас музеев Свердловской области. - URL: http://museums- at- las.cityscanner.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
9. Афанасьева, С. В. Становление и развитие экологического обра­
зования и просвещения / С. В. Афанасьева // Вестник ДВГСГА. Естественно­научные знания. - 2010. - № 2 (6). - С. 14-25. - URL: http://pgusa.ru/sites/default/files/vestnik/1330/014-025_afanaseva_s.v.pdf (дата
обращения: 16.03.2019).
10. Байкал. - URL: http://baikalake.ru/tour/26/bz.html (дата обращения: 06.04.2019).
11. Байкалика. - URL: https://www.baikalika.ru/ (дата обращения: 06.04.2019).
12. Башкирова, М. Виртуальная экскурсия в учебно-воспитательном процессе / М. Башкирова // Учитель. - 2013. - № 4. - С. 27-29.
13. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры : энцикл. слов. педа­гога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : УГТУУПИ, 2000. - 937 с.
14. Беляев, Г. Ю. Эволюция представлений о природосообразности
обучения в контекстах изменения теории воспитания / Г. Ю. Беляев // Сибир­ский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-predstavleniy-o-prirodosoobraznosti- obucheniya-v-kontekstah-izmeneniya-teorii-vospitaniya (дата обращения: 12.02.2019).
15. Вена, Австрия. - URL: https://www.airpano.ru/360photo/- Vienna- Austria/ (дата обращения: 06.04.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ