Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №94611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2022
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1. Роль моторного праксиса в речевом развитии детей 9
1.2. Закономерности развития моторного праксиса и произносительной
системы речи у детей в норме 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с псевдобульбарной дизартрией 25
1.4. Характеристика моторных и произносительных нарушений у
младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 31
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТОРНОГО ПРАКСИСА И
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 38
2.1. Организация, принципы и методики исследования моторного
праксиса, звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 38
2.2. Анализ результатов исследования моторного праксиса,
звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 55
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 55
3.2. Содержание работы логопеда по формированию моторного праксиса
в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 59
3.3. Результаты экспериментального обучения младших школьников с
псевдобульбарной дизартрией 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86

Актуальность исследования. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной речевой патологией среди детей младшего школьного возраста. Нарушение произносительной стороны речи - один из ведущих дефектов при псевдобульбарной дизартрии. Проблемой исследования произносительных нарушений занимались такие ученые, как: Е. Ф. Архипова, Л. С. Волкова, Н. В. Горина, В. К. Орфинская, и др. Они утверждают, что понятие «произносительная сторона речи» охватывает как фонетическое оформление речи, так и её просодическую сторону. Таким образом, произносительная сторона речи объединяет такие компоненты речевой деятельности как звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация речи) [42].
Нарушения данных компонентов речи возникают в результате органического поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушение звукопроизношения, просодики и фонематического слуха влекут за собой комплекс вторичных нарушений, что обуславливает необходимость комплексной диагностики и коррекции. Многие ученые, такие как, Р. И. Лалаева [36], Р. Е. Левина [32], О. В. Правдина [52], И. П. Панченко [32], А. В. Ястребова [41], указывают на системный характер нарушений при дизартрии.
Одной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия. Для того, чтобы данная работа была эффективной, необходимо развивать не только произносительную сторону речи обучающихся, но и совершенствовать моторную сферу. Поскольку именно развитие компонентов моторного праксиса: общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук, артикуляционной моторики, является одним из немаловажных аспектов данной работы. Которая и должна вестись на всех этапах обучения.
Моторика обучающихся данной категории отличается общей неловкостью, недостаточной скоординированностью движений. Часто такие обучающиеся не могут соревноваться в точности и ловкости движений со сверстниками. На уроках письма можно заметить, что готовность руки ребенка к овладению данным навыком - задерживается. Из-за неудач часто у ребёнка не возникает интерес к творческим видам деятельности и другим видам ручного труда. Таким образом, вопрос преодоления недоразвития моторного праксиса обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией в процессе обучения в начальной школе является одним из актуальных для коррекционной педагогики.
М. С. Рузина, М. М. Кольцова, проведя ряд исследований, отмечают, что существенное влияние на правильное функционирование речевых зон корковых отделов головного мозга оказывает своевременная стимуляция моторики пальцев рук. Как указывает М. М. Кольцова: «Движения пальцев рук исторически, в процессе развития, оказались тесно связанными с функцией речи» [25, с. 65].
Кроме того, другими учеными были проведены многочисленные исследования, подтвердившие: уровень развития детской речи напрямую зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Например, взаимосвязь мелкой моторики и речи изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как А. А. Леонтьев [33], А. Р. Лурия [35], И. П. Павлов [42].
На уроках в школе, для повышения уровня развития моторного праксиса, часто используются только традиционные приёмы работы. Мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук. Педагоги не используют большое разнообразие имеющихся упражнений и материалов для повышения уровня развития моторного праксиса обучающих. Только на кратковременных физкультминутках применяются подвижные или пальчиковые игры, способствующие развитию общей и мелкой моторики.
Таким образом, недостаточная разработанность методов и приемов предотвращения и преодоления недоразвития моторного праксиса у детей с дизартрией, отсутствие методических рекомендаций, определяют актуальность данной проблемы.
Теоретическая значимость исследования выражается в углублении представлений о механизмах нарушения моторного праксиса и произносительной стороны речи у детей указанной категории, обосновании необходимости последовательного и систематического повышения уровня развития общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики с целью повышения эффективности преодоления речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы коррекционной работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления нарушений звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у обучающихся младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией, которая в дальнейшем может быть успешно использована в практической деятельности учителями-логопедами, учителями начальных классов и родителями, воспитывающими детей с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: моторный праксис, звукопроизношение, просодика и фонематический слух, их взаимосвязь, методики формирования и коррекции моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза исследования: предполагаем, что включение традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы над моторным праксисом в коррекционный процесс по преодолению произносительных нарушений обучающихся младших классов школы с псевдобульбарной дизартрией позволит повысить эффективность коррекционной работы с детьми данной категории.
Цель исследования: изучить особенности формирования моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией, определить основные направления и содержание коррекционной работы, составить и реализовать коррекционную программу по формированию моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений и проверить её эффективность.
В связи с этим были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования моторного праксиса и нарушений произносительной стороны речи обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией .
2. Подобрать методики, отобрать испытуемых, провести
констатирующий этап экспериментального исследования, направленного на изучение моторного праксиса, звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у обучающихся младших классов.
3. Составить и реализовать коррекционную программу по формированию моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов школы с псевдобульбарной дизартрией, проанализировать результаты и эффективность проведенной работы.
Методологическую базу данного исследования составили научные труды известных отечественных неврологов, психиатров, педагогов и психологов, таких как, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Р. Е. Левина, И. Ю. Левченко, А. А. Леонтьев, Л. В. Лопатина, А. Р. Лурия, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Т. Б. Филичева, Л. М. Шипицына.
Методы исследования:
1. Изучение и теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ учебной и методической литературы.
2. Изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации младших классов школы с псевдобульбарной дизартрией.
3. Наблюдение.
4. Проведение различных этапов экспериментальных исследований.
5. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, личных наблюдений и изучения документации.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено формированию моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов школы с псевдобульбарной дизартрией.
Одной из актуальных проблем логопедии является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений произносительной стороны речи у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия. Для того, чтобы данная работа была эффективной, необходимо развивать не только произносительную сторону речи обучающихся, но и совершенствовать моторную сферу.
Учёными, например, А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия, М. М. Кольцовой проводились многочисленные исследования, которые подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому, именно развитие компонентов моторного праксиса: общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук, артикуляционной моторики, является одним из немаловажных аспектов данной работы.
Целью исследования стало изучение особенностей формирования моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией, определение основных направлений и содержание коррекционной работы, составление и реализация коррекционной программы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы коррекционной работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления нарушений звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у обучающихся младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией, которая в дальнейшем будет успешно использоваться в практической деятельности учителями- логопедами и родителями обучающихся начальных классов.
Первая глава, в которой представлен анализ научно-педагогической литературы по проблеме формирования моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией - состоит из четырёх параграфов.
Изучение научно-педагогической литературы по проблеме исследования позволило констатировать, что, речь - это деятельность, которая осуществляется согласованной работой зрительного, слухового, двигательного и кинестетического анализаторов под контролем многих областей головного мозга и нервной системы [35].
Можно предположить, что работа речевых и мыслительных центров головного мозга напрямую связана с развитием моторной сферы ребенка или даже зависит он него.
Развитие моторного праксиса имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом, под «моторикой» понимается «вся сфера двигательных функций организма человека», такое определение приведено в большом психологическом словаре Моторный праксис развивается естественным образом начиная с младенческого возраста, в основном все дети проходят одинаковые этапы в развитии моторной сферы, в работе они представлены со страницы 15.
В параграфе 1.3 дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся с псевдобульбарной дизартрией, даны определения понятия Дизартрия, псевдобульбарная дизартрия, определение О. В. Правдиной и других авторов, дана классификация дизартрий.
В параграфе 1.4, были проанализированы труды педагогов и психологов, таких как М. О. Гуревич, С. Д. Забрамная. В результате анализа было выявлено, что у большинства обучающихся с псевдобульбарной дизартрией наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, - на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
Для обучающихся с псевдобульбарной дизартрией характерны такие особенности движений как, чрезвычайная неловкость, плохая координация, чрезмерная замедленностью или, наоборот, импульсивность. Это отличает их от обучающихся с нормативным развитием и служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми бытовыми умениями и навыками самообслуживания
Вторая глава, описывает экспериментальное изучение сформированности моторного праксиса обучающихся в параграфе 2.1. дана характеристика базы исследования, представленная на странице 38, определены методы исследования. В экспериментальном исследовании было задействовано 12 обучающихся 1 «а» дополнительного класса образовательной организации реализующей АООП.
В параграфе 2.2. описан диагностический инструментарий, направленный на изучение уровней развития моторного праксиса обучающихся с псевдобульбарной дизартрией, методики, с помощью которых проводилось исследование представлены на слайде. Все методики были разделены на 5 блока:
1) анализ анамнестических данных;
2) изучение уровней сформированности общей моторики;
3) изучение уровней сформированности мелкой моторики;
4) изучение артикуляционной моторики обучающихся;
5) изучение произносительной стороны речи.
При помощи данных методик был проведен констатирующий этап экспериментального исследования, и проанализированы результаты исследования моторного праксиса, звукопроизношения, просодики и фонематического слуха у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. Показатели уровней развития моторной и произносительной сферы в работе представлены в виде таблиц и гистограмм. Итоговый анализ, представленный на слайде в виде круговой диаграммы, показал, что у 45% обучающихся уровень развития моторной сферы выше среднего, у 55% - средний.
Данные результаты позволили выявить зависимость между развитием общей, мелкой, артикуляционной и мимической моторикой и фонетической стороной речи, особенно это можно отследить по результатам обследования уровней сформированности моторики рук. Можно сделать вывод, что моторная сфера у обучающихся младших классов с псевдобульбарной дизартрией по уровню развития не соответствует возрасту, поэтому и со стороны их звукопроизношения мы наблюдаем полиморфные нарушения.
Данные результаты говорят о необходимости проведения у обучающихся занятий по программам коррекционно-развивающего курса, позволяющие повысить не только произносительные навыки детей, но и уровень моторного праксиса
Всё вышеперечисленное не самым лучшим образом сказывается на усвоении обучающимися с псевдобульбарной дизартрией учебной программы начальной школы и вызывает необходимость организации специальных коррекционно-развивающих занятий по программе коррекционно-развивающего курса. Было решено провести формирующий эксперимент, для всех обучающихся с псевдобульбарной дизартрией, вне зависимости от полученных баллов и результатов констатирующего эксперимента.
Цель обучающего эксперимента: разработать и провести формирующий эксперимент по формированию моторного праксиса у детей вышеуказанной категории и проанализировать эффективность проведенной работы.
На основании первичного логопедического обследования, была разработана тактика коррекционно-логопедического воздействия, определены основные направления и формы работы и количество занятий. В соответствии с учебным планом школы проводились индивидуальные логопедические занятия - 2 раза в неделю, развитие речи - 2 раза, произношение - 2 раза, также упражнения на развитие и формирование моторного праксиса обучающихся с ТНР включались в уроки обучения письму, технологии. Кроме того, с обучающимися проводились внеурочные занятия по программе коррекционно развивающего курса, направленные на развитие мелкой моторики обучающихся с ТНР.
Для каждого ребенка был составлен индивидуальный план программы коррекционной работы, включающий конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время. Так же были составлены планы занятий «Речевая практика» и «Произношение». Кроме того, развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков проводилось на внеклассных занятиях, для которых была так же составлена коррекционно развивающая программа.
Для представленных программ были определены следующие задачи работы:
1. Нормализация тонуса артикуляционной, мимической, пальцевой и общей мускулатуры.
2. Формирование кинестетического и кинетического ощущения общих, ручных и артикуляционных движений.
3. Развитие артикуляционного и ручного праксиса.
Кроме того, на логопедических занятиях решались такие задачи, как:
- Нормализация просодической системы речи: общего и речевого дыхания, голоса.
- Формирование правильного произношения звуков.
- Формирования функций фонематического слуха и восприятия.
Занятиям соответствовали еженедельные темы, утвержденные в программе образовательного учреждения. На занятиях сочетались различные виды и формы и методы работы. Все упражнения, которые выполнялись на занятиях, а также конспекты занятий представлены в приложении.
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования. Далее был проведён контрольный этап экспериментального исследования, который призван выявить эффективность реализации программ коррекционно-развивающего курса, из него видно, что у большинства обучающихся уровень развития как моторного праксиса, так и произносительной стороны речи повысился.
После проведения, констатирующего и контрольного этапов экспериментальных исследований, была составлена сравнительная характеристика выполнения заданий до и после реализации элемента программы.
При обследовании общей моторики отмечается улучшение статической координации, увеличение темпа работы, улучшение двигательной памяти.
В мелкой моторике можно отметить у большинства обучающихся повысился темп выполнения заданий, задания стали выполняться более уверенно, исчезла моторная неловкость действий при обследовании статической и динамической координации.
Обследование артикуляционной и мимической моторики показало, что у обучающихся появилось гораздо меньше медленных неточных движений, персевераций, застревание на отдельных позах, ошибок, хотя при выполнении сложных заданий они встречаются.
У некоторых обучающихся движение губ стали более уверенными и подвижными, реже стали наблюдаться такие явления как напряжение языка гиперкинезы, можно отметить, улучшение двигательных возможностей губ.
После проведение обучающего этапа экспериментального исследования можно заметить, что уровень сформированности произносительной стороны речи повысился у всех обучающихся.
Все звуки изолированно произносят Артем, Саша, Ярослав, но нужна автоматизация Р. У большинства обучающихся появились шипящие звуки, Роберту, Дамиру и Савелию У., нужно время для их автоматизации и дифференциации.
У всех обучающихся, кроме Дамира, свистящие автоматизированы и введены в речь.
Обследование фонематического слуха и восприятия у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией выявило множественные ошибки воспроизведения серий слогов акустические близкими звуками речи, но полученные результаты имеют положительную динамику у 25% обучающихся. Дифференциация звуков на слух в норме у Александра и Артема. Савелий Д., Ярослав - единичные ошибки воспроизведения серий слогов акустические близкими звуками речи.
После выполнения упражнений на угадывание эмоций, многие обучающиеся научились показывать от 2 до 5 различных эмоции при помощи мимики.
Некоторые обучающиеся научились контролировать силу и высоту своего голоса, Савелий У. научился говорить шепотом. Дамир научился более четко и медленно произносить звуки, из-за чего его речь стала понятнее.
Благодаря занятиям «Развитие речи» у обучающихся увеличился словарный запас, особенно это заметно по темам «Зима. Признаки зимы» и «Моя семья. Наш дом».
Благодаря воспитанию фонематического восприятия: практически все обучающиеся научились различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, давать полную характеристику звуку, выделение звука из слова. Это помогает им проводить звуко-буквенный анализ и составлять цветовые схемы слов на уроках обучения грамоте.
Таким образом, проанализировав полученные результаты исследования, можно говорить о том, что после реализации в образовательной организации элемента программы коррекционно-развивающего курса по повышению уровня развития моторного праксиса у обучающихся младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией на начальном уровне образования наблюдается положительная динамика. Это можно наблюдать в итоговой сравнительной характеристике уровней развития моторного праксиса испытуемых. А значит выбранная и реализованная нами тактика работы подтвердила свою эффективность.
По итогам теоретической и практической работы, направленной на изучение уровней сформированности моторного праксиса в структуре преодоления произносительных нарушений у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 3. С. 46-49.
2. Беликов В. А. Философия образования личности : деятельностный аспект : монография. М., 2004. 357 с.
3. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. М., 1990. 494 с.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. М., 2004. 666 с.
5. В. А. Сухомлинский об умственном воспитании / под ред. М. И. Мухина. М., 1983. 203 с.
6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2010. 141 с.
7. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия
«организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2.
C. 143-152.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. М., 1983. Т. 2. 503 с.
9. Галкина В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов частности // Дефектология. 1999. № 3. С. 37-42.
10. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М., 1990. 120 с.
11. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные,
развивающие и адаптирующие игры : метод. пособие для педагогов и психологов. СПб., 2002. 64 с.
12. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М. ; Л., 1930. Ч. 2. 176 с.
13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 184 с.
14. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в обучении и
воспитании дошкольников с отклонениями в развитии // Дефектология. 2003. № 6. С. 51-54.
15. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб., 2008. 32 с.
16. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб.-метод. пособие. М., 1994. 96 с.
17. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию : материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкол. учреждениях и начал. кл. шк. М., 1998. 144 с.
18. Зворыгина Е. В. Формирование игровой деятельности в группах раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1983. № 12. С. 25-27.
19. Ипполитова А. П. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе // Из опыта логопедической работы. М., 1953. С. 5-29.
20. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические
условия»: сущность, классификация // General and Professional
Education. 2012. № 1. С. 8-14.
21. Киселева В. А. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. 2006. № 1. С. 65-69.
22. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста : рук. для врачей. М., 1995. 560 с.
23. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка). М., 1973. 144 с.
24. Кольцова М. М. Формирование двигательных функций ребенка // Психология развития : хрестоматия / ред. Е. Строганова. СПб., 2001. С. 163-177.
25. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 1970. 158 с.
26. Кондаков И. М. Психология : иллюстрир. справ. СПб., 2003. 512 с.
27. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2005. 940 с.
28. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры для младших. СПб., 2006. 32 с.
29. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2001. № 2. С. 101-104.
30. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика : комплекс упражнений. М., 2015. 184 с.
31. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1968. 173 с.
32. Леонтьев А. А. Психология учения и обучения в дошкольном возрасте // Школа 2000. 1998. Вып. 2. С. 29-32.
33. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2010. 214 с.
34. Лобанова Н. А., Соловьев А. Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. 2015. № 9-10. С. 46-47.
35. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М., 1973. 374 с.
36. Мастюкова Е. М. Дизартрия : хрестоматия по логопедии. М., 1997. 254 с.
37. Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. М., 1990. 207 с.
38. Методика коррекции и развития мелкой моторики рук у младших школьников с нарушением речи : учеб. пособие / Л. А. Суянгулова [и др]. М., 2007. 113 с.
39. Микадзе Ю. В. Нейрофизиология детского возраста : учеб. пособие. СПб., 2008. 288 с.
40. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М., 2004. 272 с.
41. Мухина В. С. Психология детства и отрочества : учеб. для студентов психолого-пед. фак. М., 1998. 488 с.
42. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1996. 928 с.
43. Павлов И. П. Об уме вообще, о русском уме в частности. М, 2014. 35 с.
44. Певзнер М. С., Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 174 с.
45. Петров А. В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает : метод. пособие. Великий Новгород, 2002. 44 с.
46. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. 160 с.
47. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997. 400 с.
48. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. URL: https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/primernaj a-
adaptirovannaja- osnovnaja- obshcheobrazovatelnaja-programma- nachalnogo-obshchego-obrazovanij a-obuchajushchihsj a-s-tj azhelymi- narushenijami-rechi.pdf (дата обращения: 06.10.20).
49. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. М., 1999. 48 с.
50. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., 2006. 72 с.
51. Сидоренко Л. А. Новые пальчиковые игры и упражнения для дошкольников // Логопед. 2008. № 3. С. 54-61.
52. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии : практ. рук. для учителей и родителей. М., 2001. 128 с.
53. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. 1974. № 4. С. 20-26.
54. Соковых С. В. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики // Логопед. 2009. № 3. С. 63-67.
55. Специальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова [и др.]. М., 2005. 400 с.
56. Степанова О. А. Программа развития движений пальцев и кистей рук первоклассников // Начальная школа плюс До и После. 2005. № 8. С. 3-9.
57. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты. Екатеринбург, 1998. 51 с.
58. Трубникова Н. М. Технология обследования речи : учеб.-метод. пособие для логопедов и студентов, обучающихся по специальности «Логопедия». Екатеринбург, 2010. 98 с.
59. Универсальная энциклопедия школьника : биология и анатомия / сост.
A. А. Воротников. Минск, 1995. 528 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : (утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598). URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70862366/
paragraph/6:0(дата обращения: 15.11.2021).
61. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
62. Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1999. 520 с.
63. Хрестоматия по логопедии / К. А. Семенова [и др.]. М., 1997. Т. 1. 560 с.
64. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2002. 96 с.
65. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение : орг.-пед. аспекты : метод. пособие для учителей кл. коррекционно-развивающего обучения. М., 1999. 136 с.
66. Энциклопедический словарь медицинских терминов / ред.-сост.
B. И. Покровский. 2005. 960 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ