Период изготовления: июнь 2022 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Работа носит методический характер
Введение 3
Раздел 1 Теоретические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 6
1.1 Общая характеристика предметной области «Математика»: требования ФГОС ОО и ПООП 6
1.2 Возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики 14
Раздел 2 Методические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.1 Методика реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.2 Сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции 31
2.3 Комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики 43
Заключение 54
Список использованных источников 57
Процесс обучения математике на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников верных представлений о сущности математики, ее общих и специальных методах, о роли математики для всей системы наук и для математической науки. Роль изучения математики очень велика для общего развития школьников, для правильного формирования навыков логического мышления, формирования верных пространственных представлений, творческих основ.
Проблеме обучения на основе межпредметной интеграции посвящено большое количество исследований. Так теоретико-методологические, общедидактические, технологические аспекты исследовались в работах М.Н. Берулавы, А.И. Гурьева, А.Г. Гейна, Н.С. Дышлюк, А.И. Еремкина, B.C. Елагиной, В.И. Загвязинского, К.Ю. Колесиной, В.Е. Медведева, Л.И. Фишмана, В.М. Филатова, В.Т. Фоменко, И.П. Яковлева, Ф. Янушкевича и др.
Вопросы межпредметной интеграции на уроках математики рассматривались современными авторами: Г.К. Арыслановой, В.Н. Афанасьевой, А.Н. Бредихиным, Р.Ш. Вильдановой, Н.В. Власовой, А.А. Каюповой, Т.В. Логуновой и др. Исследователи обращают внимание на необходимость реализации межпредметной интеграции математики с другими (гуманитарными, естественнонаучными и техническими) дисциплинами школьного курса, которая продиктована дидактическими принципами преподавания, образовательными задачами школы, связью обучения с жизнью и подготовкой учащихся к практической деятельности, развития у школьников не столько частных, сколько более общих умений и знаний, обладающих возможностью широкого переноса в различные области деятельности.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей реализации межпредметной интеграции на уроках математики как необходимого инструмента повышения качества математического образования и личностного развития обучающихся, в целом. Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: каковы возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики в условиях системы основного общего образования?
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Цель исследования – изучить теоретические и методические основы межпредметной интеграции, выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Представить общую характеристику предметной области «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС ОО и ПООП.
2. Выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
3. Изучить методику реализации межпредметной интеграции на уроках математики .
4. Провести сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции.
5. Разработать комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
На основании результатов анализа научно-теоретической и методической литературы, данных экспериментального исследования, проведенного в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, нами были сделаны следующие выводы.
Основной целью современного математического образования в школе в свете требований ФГОС основного общего образования становится овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (координаты, графики и функции, уравнения и т.д.), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении смежных дисциплин.
Систематическое использование на уроках математики межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий, по мнению многих исследователей, обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов, а использование на уроках познавательных задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитие воображения и речи).
Система интегрированного обучения как средство реализации межпредметных связей создает такие условия, которые способствуют появлению у обучающихся ценностного отношения к знаниям. Во время занятий это выражается в успешном применении детьми теоретических знаний из курса того или иного предмета при объяснении явлений и процессов реального мира. В целях повышения эффективности интегрированных уроков необходимо правильно сочетать содержание тем различных предметов и логическую связь между ними, адекватность действий учителя и школьников. Целесообразно подбирать содержание и методы с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников. Интеграция снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы информации, получаемой учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.
В результате сравнительного анализа УМК в аспекте реализации межпредметной интеграции на уроках математики было установлено, что в УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд и др., авторами предлагаются широкие возможности для интеграции математики с другими дисциплинами: русским зыком, историей, географией, обществознанием, информатикой. Авторами предлагается достаточное количество дидактического материала для реализации межпредметной интеграции, однако, не учитывается необходимость данные задания разнообразить. В УМК И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович, можно сделать вывод, что авторы предлагают недостаточно заданий и упражнений, в ходе которых может быть реализована межпредметная интеграция. Межпредметные связи осуществляются с предметными областями: русский язык, история, экономика, обществознание. Заданий в самих учебниках мало, и они не отличаются разнообразием.
С целью повышения эффективности обучения математике в средней школе, совершенствования содержательной стороны преподавания и стимулирования познавательной активности школьников нами были разработаны конспекты занятий, ориентированных на реализацию межпредметной интеграции. Для оценки педагогической ценности разработанных методических и дидактически материалов нами было проведено экспериментальное исследование. Методический инструментарий исследования составил метод экспертной оценки.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что практически все эксперты отметили интересность, занимательность и оригинальность конспектов уроков и дидактического материала, наличие заданий, требующих от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях, проявления творческих способностей и выполнения анализа собственной деятельности и выводов. Помимо оригинальности эксперты отметили хорошую проработанность уроков и реализацию межпредметных связей с другими приметными областями, широкий спектр заданий и упражнении межпредметного характера, расширяющих кругозор школьников и стимулирующих их познавательную активность.
1. Агаркова Н.С. Условия преподавания математики в рамках реализации ФГОС общего образования / Н.С. Агаркова, Л.Е. Колдарь // Современные тенденции развития образования, науки и технологий. – М. : Индивидуальный предприниматель Туголуков Александр Валерьевич, 2018. – С. 258-260.
2. Азизова Л.Р. Межпредметные связи химии и математики / Л.Р. Азизова, Р.М. Гусейнов, Т.Р. Гусейнова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2020. – Т.14. – №1. – С. 25-32.
3. Арысланова Г.К. Межпредметная связь математики с другими предметами школьной программы / Г.К. Арысланова, Д.С. Жарқынбек, А.И. Длимова // Вестник науки Южного Казахстана. – 2020. – № 3(11). – С. 3-9.
4. Асадов М.Х. Межпредметные интеграции в обучении математике / М.Х. Асадов // Colloquium-journal. – 2018. – № 3-2(14). – С. 32-34.
5. Афанасьева В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения математике в школе в условиях реализации ФГОС ООО / В.Н. Афанасьева // Новое слово в науке: стратегии развития. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2019. – С. 37-38.
6. Белозерских А.В. Повышение активности обучающихся на уроках математики с использованием межпредметных связей / А.В. Белозерских, М.И. Лысанова // Развитие современного образования : от теории к практике. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2019. – С. 48-51.
7. Бредихин А.Н. Межпредметные связи - одна из форм активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики / А.Н. Бредихин, В.М. Романенко, О.М. Панкова // Фундаментальные научные исследования : теоретические и практические аспекты. – Кемерово : Западно-Сибирский научный центр, 2019. – С. 11-14.
8. Буракова И.С. Интегративные уроки как средство реализации межпредметных связей по физике и математике / И.С. Буракова, О.С. Смирнова, Г.А. Степаненко // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 4(89). – С. 13-15.
9. Вильданова Р.Ш. Реализация межпредметных связей при обучении математике / Р.Ш. Вильданова// Математическое образование в школе и вузе : опыт, проблемы, перспективы. – Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2019. – С. 77-80.
10. Виноградова Е.Е. Межпредметные связи математики с другими науками / Е.Е. Виноградова // Актуальные вопросы устойчивого развития России в контексте ключевых целей национальных проектов. – Челябинск : Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. – С. 214-216.
11. Власова Н.В. Межпредметная интеграция на уроках математики / Н.В. Власова // Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе. – М. : АКФ «Политоп», 2018. – С. 59-62.
12. Гаврилова Т.Ю. Межпредметные связи курса математики основной ступени образования / Т.Ю. Гаврилова, О.Г. Игнатова // Управление качеством образования : от проектирования к практике. – Ульяновск :УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2018. – С. 169-173.
13. Горохова А.А. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики с позиции требований ФГОС нового поколения / А.А. Горохова // Современная образовательная среда : теория и практика. – Чебоксары : Интерактив плюс, 2018. – С. 189-191.
14. Грань Т.Н. Реализация межпредметных связей при обучении математике и физике / Т.Н. Грань // Проблемы и перспективы развития образования по физике : Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы. – М. : Московский государственный областной университет, 2018. – С. 52-56.
15. Гребенщикова Н.В. Современный урок математики в условиях реализации ФГОС / Н.В. Гребенщикова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9-1. – С. 23-29.
16. Грецкая А.Н. Межпредметные связи математики с дисциплинами естественнонаучного цикла / А.Н. Грецкая // Новая наука : история становления, современное состояние, перспективы развития. – Таганрог :Аэтерна, 2019. – С. 173-176.
17. Грецкая А.Н. Реализация межпредметных связей в процессе обучения математике как педагогическая проблема / А.Н. Грецкая, Л.М. Бронникова // Проблемы управления качеством образования. – СПб. : Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2019. – С. 29-32.
18. Дмитриева Т.Г. Требования к преподаванию математики в условиях введения нового поколения ФГОС / Т.Г. Дмитриева // Современный ученый. – 2020. – № 5. – С. 61-63.
19. Дремова Н.В. Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС / Н.В. Дремова // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа. – Самара : Агентство международных исследований, 2018. – С. 62-64.
20. Евталициди Е.С. Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО / Е.С. Евталициди // Из опыта работы по преподаванию предметной области «Математика» в урочной и внеурочной деятельности. – Краснодар : Институт развития образования Краснодарского края, 2021. – С. 118-121.
21. Жигалова С.В. Формирование межпредметных связей на уроках математики для повышения мотивации к изучению дисциплины / С.В. Жигалова, Е.Г. Зиганшина // Наука. Образование. культура. актуальные проблемы и практика решения (Федеральный и региональный аспекты). – Прокопьевск : филиал КузГТУ в г. Прокопьевске, 2018. – С. 41-43.
22. Игнатова Е.А. О важности формирования межпредметных связей при обучении математике / Е.А. Игнатова // Сборник научно-методических работ. – Донецк : Донецкий национальный технический университет, 2021. – С. 119-121.
23. К вопросу о реализации межпредметных связей при обучении математике / И.А. Аввакумова, Т.А. Самаркина, И.Н. Семенова, Е.С. Ульченко // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. – 2018. – № 3. – С. 115-119.
24. Каюпова А.А. Роль межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике в СОШ / А.А. Каюпова// Актуальные проблемы современного образования. – 2020. – № S2(29). – С. 48-55.
25. Клепукова Т.В. Содержание и организация образовательного процесса по математике в соответствии с ФГОС / Т.В. Клепукова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2019. – № 2. – С. 78-79.
26. Логунова Т.В. Интегрированные уроки и межпредметные связи при обучении математике / Т.В. Логунова // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. – Пенза : Наука и Просвещение, 2019. – С. 236-239.
27. Маркарян Л.Е. Формирование метапредметных результатов в обучении математике на основе использования межпредметных заданий / Л.Е. Маркарян, Е.В. Иващенко // Прикладные вопросы точных наук. – Армавир : Армавирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 314-317.
28. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – Москва : Мнемозина, 2013. – 280 с.
29. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 9-е изд. стер. – Москва :Мнемоина, 2009. – 270 с.
30. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 30-е изд., стер. – Москва : Мнемозина, 2013. – 288 с.
31. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 8-е изд. стер. – Москва :Мнемоина, 2009. – 264 с.
32. Мезенцева О.В. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в соответствии ФГОС / О.В. Мезенцева, Н.В. Уфимцева, Л.Ф. Ширинова // Человекознание. – Кемерово : Издательский дом «Плутон», 2019. – С. 8-9.
33. Московских Т.А. Реализация требований ФГОС при обучении математике в общем образовании / Т.А. Московских, Т.И. Веселова // Математика и проблемы обучения математике в общем и профессиональном образовании. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2019. – С. 170-173.
34. Наумчик Н.С. Текстовые задачи как средство реализации межпредметных связей математики и истории / Н.С. Наумчик, С.А. Васи, А.А. Баханова // Наука среди нас. – 2018. – № 6(10). – С. 361-366.
35. Овчинникова Е.Е. Использование межпредметных связей в обучении математике / Е.Е. Овчинникова, А.В. Басова // Проблемы естественных, математических и технических наук в контексте современного образования. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 78-83.
36. Окорокова А.В. Задания межпредметного характера на уроках математики как средство развития познавательной сферы младших школьников / А.В. Окорокова, С.В. Митрохина // Совершенствование качества профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в области естественно-математического образования. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 145-150.
37. Олейникова В.Т. Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО / В.Т. Олейникова // Традиционная и инновационная наука : история, современное состояние, перспективы. – Уфа : Омега сайнс, 2019. – С. 200-202.
38. Пивоварова Н.В. Построение урока математики в условиях ФГОС / Н.В. Пивоварова, Н.С. Слепынина, Е.В. Провоторова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 3-3(67). – С. 112-113.
39. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/ (дата обращения: 05.04.2022).
40. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения: 05.04.2022).
41. Пушкова М.А. Межпредметные связи как средство формирования общеучебных универсальных учебных действий в процессе обучения математики / М.А. Пушкова // Совершенствование качества профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в области естественно-математического образования. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 172-177.
42. Рощик К.О. Интегрированный урок как средство реализации межпредметных связей по математике в 7–9 классах / К.О. Рощик // Современная математика и математическое образование в контексте развития края : проблемы и перспективы. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2020. – С. 95-96.
43. Самсонова Т.И. Межпредметные связи математики и русского языка как средство развития познавательного интереса на уроках математики / Т.И. Самсонова, Т.Ю. Середа // Наука сегодня: вызовы и решения. – Вологда : Маркер, 2020. – С. 110-113.
44. Самсонова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках математики через межпредметные связи математики и литературы / Т.И. Самсонова, Т.Ю. Середа // Опыт образовательной организации в сфере формирования цифровых навыков. – Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2019. – С. 222-226.
45. Слепынина Н.С. Особенности организации обучения математике в соответствии с ФГОС / Н.С. Слепынина, Е.В. Провоторова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 6-2(58). – С. 100-101.
46. Слепынина Н.С. Реализация ФГОС по математике в основной и старшей школе / Н.С. Слепынина, Е.В. Провоторова, Н.В. Пивоварова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 10-3(62). – С. 117-118.
47. Слинчак А.А. Межпредметные связи математики как основа интегрированных уроков в школе / А.А. Слинчак // Молодость. Интеллект. Инициатива. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. – С. 31-32.
48. Храмушкина Г.Г. Современные подходы к преподаванию математики в общеобразовательной школе по ФГОС / Г.Г. Храмушкина // Образование XXI века : тенденции и взгляд в будущее. – Москва-Берлин Директ-Медиа, 2021. – С. 130-131.
49. Шульгина Е.А. Формирование познавательного интереса на уроках математики через межпредметные связи математики и литературы / Е.А. Шульгина // Студенческий. – 2021. – № 17-1(145). – С. 54-56.