Реализация межпредметной интеграции на уроках математики
|
Период изготовления: июнь 2022 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Работа носит методический характер
Введение 3
Раздел 1 Теоретические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 6
1.1 Общая характеристика предметной области «Математика»: требования ФГОС ОО и ПООП 6
1.2 Возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики 14
Раздел 2 Методические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.1 Методика реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.2 Сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции 31
2.3 Комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики 43
Заключение 54
Список использованных источников 57
Учебное заведение: неизвестно.
Работа носит методический характер
Введение 3
Раздел 1 Теоретические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 6
1.1 Общая характеристика предметной области «Математика»: требования ФГОС ОО и ПООП 6
1.2 Возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики 14
Раздел 2 Методические основы реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.1 Методика реализации межпредметной интеграции на уроках математики 26
2.2 Сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции 31
2.3 Комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики 43
Заключение 54
Список использованных источников 57
Процесс обучения математике на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников верных представлений о сущности математики, ее общих и специальных методах, о роли математики для всей системы наук и для математической науки. Роль изучения математики очень велика для общего развития школьников, для правильного формирования навыков логического мышления, формирования верных пространственных представлений, творческих основ.
Проблеме обучения на основе межпредметной интеграции посвящено большое количество исследований. Так теоретико-методологические, общедидактические, технологические аспекты исследовались в работах М.Н. Берулавы, А.И. Гурьева, А.Г. Гейна, Н.С. Дышлюк, А.И. Еремкина, B.C. Елагиной, В.И. Загвязинского, К.Ю. Колесиной, В.Е. Медведева, Л.И. Фишмана, В.М. Филатова, В.Т. Фоменко, И.П. Яковлева, Ф. Янушкевича и др.
Вопросы межпредметной интеграции на уроках математики рассматривались современными авторами: Г.К. Арыслановой, В.Н. Афанасьевой, А.Н. Бредихиным, Р.Ш. Вильдановой, Н.В. Власовой, А.А. Каюповой, Т.В. Логуновой и др. Исследователи обращают внимание на необходимость реализации межпредметной интеграции математики с другими (гуманитарными, естественнонаучными и техническими) дисциплинами школьного курса, которая продиктована дидактическими принципами преподавания, образовательными задачами школы, связью обучения с жизнью и подготовкой учащихся к практической деятельности, развития у школьников не столько частных, сколько более общих умений и знаний, обладающих возможностью широкого переноса в различные области деятельности.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей реализации межпредметной интеграции на уроках математики как необходимого инструмента повышения качества математического образования и личностного развития обучающихся, в целом. Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: каковы возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики в условиях системы основного общего образования?
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Цель исследования – изучить теоретические и методические основы межпредметной интеграции, выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Представить общую характеристику предметной области «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС ОО и ПООП.
2. Выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
3. Изучить методику реализации межпредметной интеграции на уроках математики .
4. Провести сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции.
5. Разработать комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
Проблеме обучения на основе межпредметной интеграции посвящено большое количество исследований. Так теоретико-методологические, общедидактические, технологические аспекты исследовались в работах М.Н. Берулавы, А.И. Гурьева, А.Г. Гейна, Н.С. Дышлюк, А.И. Еремкина, B.C. Елагиной, В.И. Загвязинского, К.Ю. Колесиной, В.Е. Медведева, Л.И. Фишмана, В.М. Филатова, В.Т. Фоменко, И.П. Яковлева, Ф. Янушкевича и др.
Вопросы межпредметной интеграции на уроках математики рассматривались современными авторами: Г.К. Арыслановой, В.Н. Афанасьевой, А.Н. Бредихиным, Р.Ш. Вильдановой, Н.В. Власовой, А.А. Каюповой, Т.В. Логуновой и др. Исследователи обращают внимание на необходимость реализации межпредметной интеграции математики с другими (гуманитарными, естественнонаучными и техническими) дисциплинами школьного курса, которая продиктована дидактическими принципами преподавания, образовательными задачами школы, связью обучения с жизнью и подготовкой учащихся к практической деятельности, развития у школьников не столько частных, сколько более общих умений и знаний, обладающих возможностью широкого переноса в различные области деятельности.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения возможностей реализации межпредметной интеграции на уроках математики как необходимого инструмента повышения качества математического образования и личностного развития обучающихся, в целом. Проблему исследования можно сформулировать в виде вопроса: каковы возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики в условиях системы основного общего образования?
Объект исследования – процесс обучения математике.
Предмет исследования – возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Цель исследования – изучить теоретические и методические основы межпредметной интеграции, выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Представить общую характеристику предметной области «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС ОО и ПООП.
2. Выявить возможности реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
3. Изучить методику реализации межпредметной интеграции на уроках математики .
4. Провести сравнительный анализ УМК по математике на предмет реализации межпредметной интеграции.
5. Разработать комплекс уроков по реализации межпредметной интеграции на уроках математики.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.
На основании результатов анализа научно-теоретической и методической литературы, данных экспериментального исследования, проведенного в рамках настоящей выпускной квалификационной работы, нами были сделаны следующие выводы.
Основной целью современного математического образования в школе в свете требований ФГОС основного общего образования становится овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (координаты, графики и функции, уравнения и т.д.), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении смежных дисциплин.
Систематическое использование на уроках математики межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий, по мнению многих исследователей, обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов, а использование на уроках познавательных задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитие воображения и речи).
Система интегрированного обучения как средство реализации межпредметных связей создает такие условия, которые способствуют появлению у обучающихся ценностного отношения к знаниям. Во время занятий это выражается в успешном применении детьми теоретических знаний из курса того или иного предмета при объяснении явлений и процессов реального мира. В целях повышения эффективности интегрированных уроков необходимо правильно сочетать содержание тем различных предметов и логическую связь между ними, адекватность действий учителя и школьников. Целесообразно подбирать содержание и методы с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников. Интеграция снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы информации, получаемой учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.
В результате сравнительного анализа УМК в аспекте реализации межпредметной интеграции на уроках математики было установлено, что в УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд и др., авторами предлагаются широкие возможности для интеграции математики с другими дисциплинами: русским зыком, историей, географией, обществознанием, информатикой. Авторами предлагается достаточное количество дидактического материала для реализации межпредметной интеграции, однако, не учитывается необходимость данные задания разнообразить. В УМК И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович, можно сделать вывод, что авторы предлагают недостаточно заданий и упражнений, в ходе которых может быть реализована межпредметная интеграция. Межпредметные связи осуществляются с предметными областями: русский язык, история, экономика, обществознание. Заданий в самих учебниках мало, и они не отличаются разнообразием.
С целью повышения эффективности обучения математике в средней школе, совершенствования содержательной стороны преподавания и стимулирования познавательной активности школьников нами были разработаны конспекты занятий, ориентированных на реализацию межпредметной интеграции. Для оценки педагогической ценности разработанных методических и дидактически материалов нами было проведено экспериментальное исследование. Методический инструментарий исследования составил метод экспертной оценки.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что практически все эксперты отметили интересность, занимательность и оригинальность конспектов уроков и дидактического материала, наличие заданий, требующих от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях, проявления творческих способностей и выполнения анализа собственной деятельности и выводов. Помимо оригинальности эксперты отметили хорошую проработанность уроков и реализацию межпредметных связей с другими приметными областями, широкий спектр заданий и упражнении межпредметного характера, расширяющих кругозор школьников и стимулирующих их познавательную активность.
Основной целью современного математического образования в школе в свете требований ФГОС основного общего образования становится овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. Межпредметные связи в обучении математике являются важным средством достижения прикладной направленности обучения математике. Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (координаты, графики и функции, уравнения и т.д.), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства) находят применение при изучении смежных дисциплин.
Систематическое использование на уроках математики межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий, по мнению многих исследователей, обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов, а использование на уроках познавательных задач межпредметного характера значительно активизирует учебную деятельность (напряжение памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развитие воображения и речи).
Система интегрированного обучения как средство реализации межпредметных связей создает такие условия, которые способствуют появлению у обучающихся ценностного отношения к знаниям. Во время занятий это выражается в успешном применении детьми теоретических знаний из курса того или иного предмета при объяснении явлений и процессов реального мира. В целях повышения эффективности интегрированных уроков необходимо правильно сочетать содержание тем различных предметов и логическую связь между ними, адекватность действий учителя и школьников. Целесообразно подбирать содержание и методы с учетом возрастных особенностей и возможностей школьников. Интеграция снижает перегрузки учащихся, расширяет сферы информации, получаемой учащимися, подкрепляет мотивацию обучения.
В результате сравнительного анализа УМК в аспекте реализации межпредметной интеграции на уроках математики было установлено, что в УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурд и др., авторами предлагаются широкие возможности для интеграции математики с другими дисциплинами: русским зыком, историей, географией, обществознанием, информатикой. Авторами предлагается достаточное количество дидактического материала для реализации межпредметной интеграции, однако, не учитывается необходимость данные задания разнообразить. В УМК И.И. Зубаревой, А.Г. Мордкович, можно сделать вывод, что авторы предлагают недостаточно заданий и упражнений, в ходе которых может быть реализована межпредметная интеграция. Межпредметные связи осуществляются с предметными областями: русский язык, история, экономика, обществознание. Заданий в самих учебниках мало, и они не отличаются разнообразием.
С целью повышения эффективности обучения математике в средней школе, совершенствования содержательной стороны преподавания и стимулирования познавательной активности школьников нами были разработаны конспекты занятий, ориентированных на реализацию межпредметной интеграции. Для оценки педагогической ценности разработанных методических и дидактически материалов нами было проведено экспериментальное исследование. Методический инструментарий исследования составил метод экспертной оценки.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что практически все эксперты отметили интересность, занимательность и оригинальность конспектов уроков и дидактического материала, наличие заданий, требующих от учащихся применения знаний в нестандартных ситуациях, проявления творческих способностей и выполнения анализа собственной деятельности и выводов. Помимо оригинальности эксперты отметили хорошую проработанность уроков и реализацию межпредметных связей с другими приметными областями, широкий спектр заданий и упражнении межпредметного характера, расширяющих кругозор школьников и стимулирующих их познавательную активность.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Реализация межпредметных связей на уроках технологии в начальной школе («Школа России»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ В 9-М КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В 5 - 9 КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - Некоторые пути осуществления межпредметных связей в обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Организация изучения прикладных математических вопросов с применением
электронного курса «Физические основы математики» в старшей школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Развитие предметных компетенций старшеклассников на
уроках физики средствами межпредметных связей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (на примере 6-х классов)
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Методика использования электронных средств обучения на уроках математики в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



