Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Работа №94599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период 6
1.1 Проблема адаптации в современной зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2 Психологические особенности адаптации первоклассников к
условиям обучения 15
1.3 Анализ подходов к психолого-педагогическому сопровождению первоклассников в адаптационный период 23
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно — поисковая работа по реализации психолого­педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период 31
2.1. Организация и методы исследования. Результаты первичной
диагностики 31
2.2. Описание программы психолого-педагогического сопровождения
первоклассников в адаптационный период 38
2.3. Анализ полученных результатов 50
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список литературы 58
Приложения 61

В наше время весьма акутальной темой является проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению. Развитие и обучение детей в учебном учреждении вомногом зависит от готовности учеников. Под готовностью к школе подразумевается готовность к обучению. Наблюдения показывают, что если ребенок готов к учебе, то это не значит, что он полностью готов к школьному обучению. В данном случае большую роль играет адаптация ребенка к школьному обучению, так как она во многом влияет на успешность освоения школьной программой.
Придя в школу, у детей появляется новая социальная роль, непривычные для них виды деятельности, меняется окружающие люди, новый класс, учитель, именно поэтому адапатция в первом классе является сложным жизненным периодом для учеников.
Переступив школьный порог ученик должен принять новую модель поведения, в его жизни появляется новый значимый человек, которого надо слушать, появляются новые требования и задачи.
Адаптация сложна как для детей 6 так и 7 лет. Период адаптации настигает всех детей, даже если они хорошо готовы к учебной деятельности. Адаптация длится по разному, одни дети привыкают к новой роли за два месяца, другим мало и пол года. От того, как адаптируется ребенок, будет зависеть его самооценка.
Если ребенок чувсвтует в школе себя хорошо, получает новые знания, имеет учебные достижения, общается со сверстниками, все это говорит о том, что ребенок успешно адаптировался к школьному обучению.
Сейчас, остро встает надобность в подготовке системы педагогической поддержки учащихся первых классов в период адаптации к учебной деятельности.
Таким образом, существует проблема разработанности программ психолого-педагогического сопровождения первоклассников с учётом современных условий обучения, обязанных положениям Федерального государственного образовательного стандарта.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
Объект исследования: процесс адаптации учащихся первых классов к условиям обучения в школе.
Предмет исследования: программа психолого-педагогического
сопровождения адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в адаптационный период, включающее комплекс мероприятий, направленных на развитие у обучающихся школьной мотивации, снижения школьной тревожности и на снятие эмоционального напряжения, будет эффективным, так как позволит нивелировать основные причины возникновения школьной дезадаптации первоклассников.
Опираясь на выдвинутые цель и гипотезу исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать основные подходы к рассмотрению понятия «адаптация» в зарубежных и отечественных трудах.
2. Провести анализ основных теоретических подходов к рассмотрению особенностей психолого-педагогической адаптации у первоклассников.
3. Проанализировать существующие подходы сопровождения первоклассников в адаптационный период.
4. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников в адаптационный период.
5. Провести анализ результатов апробации программы, сформулировать выводы исследования.
База и этапы исследования ВКР. Исследование проводилось в 2019­2020 году на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 46, г. Екатеринбурга.
Теоретическими основаниями исследования выступают:
• подход к изучению особенностей адаптации в процессе обучения (А.В. Сухарев, И.Л. Степанов, А.Н. Струкова, С.С. Луговский);
• подходы к пониманию психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович; Н. И. Гуткина; Г. Г. Кравцова; Р. Овчарова).
Методы исследования:
• обзорно-аналитическое теоретическое исследование
психологической литературы по изучаемой проблеме;
• методика психологического исследования с помощью анкеты для определения школьной мотивации (Н.Г.Лусканова), проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан), методика «Мое настроение в школе».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная и апробированная нами программа психолого­педагогического сопровождения первоклассников может быть использована в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что понятие адаптация в различных источниках трактуется по-разному.
На основе анализа всех понятий, мы выдвинули свое, адаптация — это процесс приобщения личности к условиям окружающего мира.
Анализ литературы помог выявить уровни положительной адаптации учеников первого класса к обучению в школе. Их можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, т.к от нее зависит развитие познавательных интересов, уровня, который требуется для реальног о осуществления деятельности.
Мы пришли к выводу, что от того, как будут сопровождать первоклассников в адаптационный период, будет зависеть успешность их обучения.
В соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы было проведено исследование психолого-педагогического
сопровождения первоклассников в адаптационный период. Выборку составили 50 детей из двух первых классов Исследование проводилось в два этапа на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №46, г. Екатеринбурга. Первичная диагностика проводилась в сентябре 2019 года.
На основе полученных результатов на констатирующем этапе, мы пришли к выводу, о необходимости разработки программы для психолого­педагогического сопровождения учеников первого класса в период адаптации к школьному обучению.
После формирующего этапа, на котором мы апробировали разработанную нами программу, был проведен контрольный этап. На данном этапе мы использовали те же диагностические методики, что и на первом, для проверки эффективности нашей программы.
После повторной диагностики мы пришли к выводу, что уровень школьной адаптации учеников первых классов значительно увеличился, что говорит о пользе и эффективности разработанной нами программы.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза доказана.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. -- М.: Деловая книга, 2012. -- 624 с.
2. Амонашвили, Ш.А. В школу -- с шести лет [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -- М.: Просвещение, 2013. -- 132 с.
3. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. -- М.: Просвещение, 2013. -- 128 с.
4. Бардин, К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты) [Текст] / К.В. Бардин. -- М.: Знание, 2013. -- 96 с.
5. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. -- М.: Академия, 2014. -- 240 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование [Текст] / Л.И. Божович. -- М.: Педагогика, 2012. -- 372 с.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] // Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. -- М.: Просвещение, 2014. -- 225 с.
8. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. -- М.: Владос, 2014. -- 159 с.
9. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -- М.: Просвещение, 2013. -- 335 с.
10. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младшего школьника: Межвуз. сб. науч. тр. [Текст] // Под ред. С.П. Баранова. -- М.: Прогресс, 2014. -- 186 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] // Под ред. И.В. Дубровиной, В.В. Зацепина, А.М. Прихожан. -- М.: Академия, 2013. -- 368 с.
12. Возрастная психология: Личность от молодости до старости: Учебное пособие для вузов [Текст] // Под ред. М.В. Герасимова, М.В. Гомезо, Г.В. Горелова, Л.В. Орлова. -- М.: Педагогика, 2014. -- 272 с.
13. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - СПб.: Питер, 2014. - 192 с.
14. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей [Текст] // Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 2012. - 536 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ