ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Психофизиологические основы письма, их становление у обучающихся с
нормотипичным развитием 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
дизартрией 9
1.3. Нарушения письма у младших школьников с дизартрией 15
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 23
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов обследования устной речи и письма у младших
школьников с дизартрией 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 58
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация работы по
коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией 58
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших
школьников с дизартрией 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность - дисграфия является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.
Значимым показателем готовности к школьному обучению является сформированность у младших школьников предпосылок к овладению письмом. Аналитический обзор литературы позволил выделить, что именно недостаточная сформированность предпосылок к овладению письмом у дошкольников с дизартрией является причиной возникновения у них в младшем школьном возрасте нарушений письменной речи.
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б. Н. Алмазов, Н. М. Трубникова, Е. М. Мастюкова, Л. Т. Журба). У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая, мелкая, артикуляционная моторика, что приводит к нарушениям речи и, соответственно, к трудностям обучения письму [24], [37],
В настоящее время в литературе представлено много исследований, посвященных формированию готовности детей дошкольного возраста к обучению письму. Необходима организация специальной логопедической работы с детьми школьного возраста с дизартрией по подготовке к обучению грамоте.
Решение данной проблемы связано со сложностью коррекционной работы, имеющая комплексный характер и требует продолжительного времени коррекционного воздействия. Данная работа будет направлена на решение вопросов коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, систематизировать, определить основные направления и разработать содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Объект исследования - общая, мелкая и артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематические процессы, активный словарь, грамматический строй речи, чтение и письмо у младших школьников с дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Определить закономерности становления психофизиологического аспекта письма у детей с нормальным речевым развитием, дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам с дизартрией, на основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушений письма у младших школьников с дизартрией.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление дисграфии у детей данной категории, и проанализировать полученные результаты обследования в качественном и количественном плане у младших школьников с дизартрией, изучить принципы, организацию и методику логопедического обследования по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
3. На основе теоретической и методической литературы определить содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический метод, который включал в себя анализ логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, который заключается в проведении констатирующего эксперимента. Проведение логопедического обследования с использованием рекомендаций Н. М. Трубниковой и анализ полученных данных с целью содержания коррекционной работы по проблеме исследования.
База исследования: обследование детей проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка № 152 «Аистёнок», г. Екатеринбург, ул. Черепанова, д. 28А.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части работы, включающая три главы, состоящая из параграфов и выводов, заключения, списка источников и литературы, включающий сорока шести наименований, пяти приложений.
Во введении обозначена актуальность проблемы исследования, определены цель, объект и предмет, сформулированы задачи исследования.
В первой главе проанализированы теоретические источники по проблеме исследования, рассмотрены психофизиологические основы письма, их становление у обучающихся с нормотипичным развитием, психолого-педагогическая характеристика и нарушения письма у младших школьников с дизартрией.
Во второй главе представлены организация и методика констатирующего эксперимента, где описаны обследования речи и письма, проанализированы результаты логопедического обследования устной речи и письма у младших школьников с дизартрией.
В третьей главе представлены теоретическое обоснование, принципы и организация работы по коррекции дисграфии, а также написано содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
В заключении изложены проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования, описаны итоги констатирующего эксперимента и составлено содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
В приложении представлена речевая карта на ребёнка, таблицы по обследованию детей, перспективные индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка, а также подобраны коррекционные упражнения по всем направлениям, написано 3 индивидуальных конспектов, 2 конспекта фронтальных занятий.
В результате проведенной работы нами были решены все поставленные задачи, а именно, проведен анализ литературных источников по проблеме исследования (Р. Е. Левина, М. Е. Хватцев, И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев, Т. В. Ахутина), рассмотрены теоретические подходы к классификациям и исследованиям дизартрии, изучены психолого-педагогические особенности младших школьников с дизартрией, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на преодоление дисграфии у детей младшего школьного возраста с дизартрией. Также нами были проанализированы результаты констатирующего этапа эксперимента в качественном и количественном плане. Были определены направления и содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
Анализ литературных данных показал, что вопрос по коррекции у младших школьников с дизартрией освещен достаточно полно. Сведения, которые получили в процессе анализа специальной литературы, говорит о том, что нарушения в фонематических процессах находят свое отражение в - собственной речи и на письме.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей данной категории недостаточно сформированными оказались моторная сфера, фонематические процессы, фонетическая сторона речи, грамматическая сторона речи, активный словарь, собственно процессы чтения и письма.
Таким образом, можно сказать, что у детей с дизартрией страдают все компоненты речи, приводящие к возникновению нарушений звукопроизношения и письма.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, по методикам констатирующего эксперимента. Нами было спланировано содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей, также были подобраны необходимые методы и приемы для проведения коррекционной работы. В ходе обследования всех речевых и неречевых функций, выяснилось, что у одного ребёнка оптическая форма дисграфии, у двоих детей акустическая форма дисграфии, у двоих детей артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
В особенностях логопедической работы по коррекции вышеперечисленных форм дисграфии у младших школьников с дизартрией будет являться устранение нарушений в звукопроизношении, фонематической стороны речи и лексико-грамматической с помощью разнообразных специальных приёмах, дидактических игр и упражнений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена актуальность, которая необходима для своевременного проведения логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией, как предотвращение возникновения трудностей в усвоении учебной программы в дальнейшем.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута, а именно, разработали содержание логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников с дизартрией.
1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях. М., 2007. 27 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006. 319 с.
3. Бадалян Л. О. Невропатология: учеб. для студ. деф. фак. высш. пед. учеб. зав. М., 2013. 400 с.
4. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2003. 203 с.
5. Волкова Л. С. Логопедия: уч. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. зав. М., 2009. 703 с.
6. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. зав. М., 2000. 200 с.
7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб, 2007. 480 с.
8. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Самара, 2003. 83 с.
9. Гурьянов М. С. Нарушение письма у младших школьников. М., 1989. 36 с.
10. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики: учеб. пособ, 2011. 228 с.
11. Зайцева Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекци: учеб.-метод. пособ. М., 2001. 74 с.
12. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2018. 279 с.
13. Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. М., 2010. 64 с.
14. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Методы и дидактические материалы. СПб, 2006. 128 с.
15. Кумарина Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб. пособ. для студ. М., 2001. 320 с.
16. Лавская Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей. М., 2014. 514 с.
17. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М.,1967. 542 с.
18. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пособ. СПб, 2000. 160 с.
19. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб, 2005. 192 с.
20. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для вузов. М., 2003. 384 с.
21. Лурия А. Р, Волкова Л. С, Селиверстова В. И. Психологическое содержание процесса письма: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. зав. М., 973. 511 с.
22. Мазанова Е. В. Логопедия. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты для логопедов. М., 2006. 88 с.
23. Мартынова Р. И, Волкова Л. С, Селиверстова В. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. М., 1997.218 с.
24. Мастюкова Е. М, Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. Книга для логопеда. М., 1985. 210 с.
25. Мухина B. C. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. -М., 2006. 608 с.
26. Павлова Л. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистящие. СПб, 2004. 240 с.
27. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. СПб, 2004. 352 с.
28. Поваляева С. А. Справочник логопеда. Ростов-н/Д, 2008. 405 с.
29. Правдина О. В. Логопедия: учеб. пособ. для студ. деф. фак-тов пед. ин- тов. М., 1973. 272 с.
30. Прищепа И. М. Нейрофизиология. Минск, 2013. 288 с.
31. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и пути их преодоления. М., 1995. 293 с.
32. Селиверстова, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М., 1997. 400 с.
33. Спивак Е. Н. Звуки С, Сь, 3, Зь, Ц... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М., 2007. 88 с.
34. Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ... Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М., 2007. 88 с.
35. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно- метод. пособ. Екатеринбург, 1998. 51 с.
36. Трубникова Н. М. Технология обследования моторных функций: учеб.- метод. пособ. Екатеринбург, 2010. 7 с.
37. Трубникова Н. М. Технология обследования речи: учеб.-метод. пособ. Екатеринбург, 2005. 69 с.
38. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов по спец. М., 1989, 223 с.
39. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Практикум по логопедии: учеб. пособ. для уч. пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». М., 1989. 239 с.
40. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками, пособие для логопедов и родителей. М. ; СПб, 1996. 384 с.
41. Цветкова Л. С. Диагностика и коррекция нарушений письменной речи у детей: метод. пособ. для логопедов. М., 2001. 211 с.
42. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. зав. М., 2000. 240 с.
43. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособ. для лог., восп. дет. садов, учит. нач. клас., студ. пед. уч. М., 2002. 240 с.
44. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М., 2002. 240 с.
45. Шашкина Г. Р, Зернова, И. А. Зимина. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2014. 256 с.
46. Яковлева Н. Н. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 172 с.