Глава 1. Методические основы обучения элементам баскетбола учащихся младшего
школьного возраста 5
1.1. Особенности развития детей младшего школьного возраста 5
1.2. Методы обучения учащихся младшего школьного возраста на уроках физической
культуры 8
1.3. Методика начального обучения игре в баскетбол 13
Глава 2. Исследование двигательной подготовленности учащихся 4 классов по разделу
программы спортивные игры 17
2.1. Организация исследования 17
2.2. Анализ уровня развития двигательных способностей учащихся 20
2.3. Анализ уровня обученности учащихся двигательным умениям игры в баскетбол
Глава 3. Проектирование содержания уроков физической культуры для учащихся 4 классов
по разделу программы подвижные и спортивные игры 29
3.1. Поурочный тематический план уроков физической культуры 29
3.2. Соревновательно-игровые задания для формирования умений игры в
баскетбол 32
3.3. Комплексы специально-подготовительных упражнений 40
Заключение 49
Список Литературы 51
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четность и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.
Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.
Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и физической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.
Объект исследования: процесс обучения элементам баскетбола детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: средства и методы обучения элементам баскетбола детей младшего школьного возраста.
Цель: Обоснование содержания уроков физической культуры по обучению учащихся младшего школьного возраста элементам баскетбола.
Задачи:
1. Раскрыть методические основы обучения элементам баскетбола учащихся младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень развития двигательных способностей учащихся 4 классов МБОУ СОШ № 84.
3. Выявить уровень обученности учащихся 4 классов двигательным умениям игры в баскетбол.
4. Подобрать средства и методы обучения игре в баскетбол учащихся младшего школьного возраста и составить поурочный план уроков по физической культуре.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Контрольные испытания (двигательные тесты, контрольные упражнения).
3. Математическая обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии методических основ обучения элементам баскетбола учащихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость. В работе представлена методика определения уровня развития двигательных способностей и обученности учащихся младшего школьного возраста двигательным умениям игры в баскетбол. Представлен поурочный тематический план уроков физической культуры, соревновательно-игровые задания, эстафеты, специально¬подготовительные упражнения для овладения учащимися младшего школьного возраста элементами игры в баскетбол.
Баскетбол имеет не только оздоровительное значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия баскетболом помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.
Способности к азам баскетбола проявляются уже в младшем школьном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие. На уроках физической культуры с младшими школьниками обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола.
Многочисленные исследования показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1 -2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Практическая часть курсовой работы проводилась с целью выявления уровня развития двигательных способностей и владения базовыми умениями игры в баскетбол. Проанализировав результаты тестирования в беге на 30 метров с высокого старта, можно сказать что: уровень развития скоростных качеств у мальчиков высокий, а девочки имеют средний уровень развития.
Анализ результатов тестирования в челночном беге 3х10 м, можно сказать что: уровень развития координации у мальчиков высокий, девочки имеют средний уровень развития.
Тест прыжок в длину с места выявил, что уровень развития скоростно-силовых качеств у мальчиков высокий, девочки имеют средний уровень.
Анализ обученности учащихся двигательным умениям игры в баскетбол показал, что уровень обученности ведению мяча на месте составил 69%, ведению мяча в движении 68%, передачам мяча на месте 71%, передачам мяча в движении 70%.
Рассматривая результаты проведённых тестов, следует отметить, что с развитием скоростных качеств у учащихся на хорошем уровне. Входе тестов было выявлено хорошее владение базовыми навыкам игры в баскетбол. Проблемы возникали в тесте передача мяча в движении, поскольку это сложно-координационное упражнение.
В третьей главе представлен методический материал по разделу программы «Подвижные и спортивные игры»: поурочный тематический план на 1 и 4 четверти, подборка подвижных игр, соревновательно-игровых заданий, эстафет с мячом, комплексы специально-подготовительных упражнений для развития «чувства мяча», овладения ведением, передачами и ловлей мяча. Данный материал направлен на формирование у детей 4 классов элементами техники игры в баскетбол. Даны методические обоснования, указания и рекомендации по применению представленного материала в образовательном процессе, обозначены планируемые результаты.
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что цель и задачи исследования решены.
1. Анискина С.Н. Методика обучения техники игры в баскетбол. - М., 1991. - 225 - 230 с.
2. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, 1985 - 310 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология. Учебник для ВУЗов - М.: Изд. центр Академия, 2001. - 520с.
4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 классы: Метод. пособие и программа. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
5. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. пособие. - Минск, Высшая школа, 1992 -319с.
6. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
7. Козин В.В. Анализ методик, направленных на улучшение бросковой подготовки юных баскетболистов / Козин В.В., Гераськин А. А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / под ред. Ермакова С.С.; М-во образования и науки Украины, Харьков. Гос. акад. дизайна и искусств (Харьков. Худ.-пром. Ин-т). Харьков, 2009 - 47-53с.
8. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов / В.И. Лях,
A. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2008.
9. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников
B. И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2011.
10. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов ССУЗов. - М.: Владос-пресс,2003-248с
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана - М.: Физкультура и спорт,1998. - 496с.
12. Настольная книга учителя физической культуры /Автор-сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 496 с.
13. Портнова Ю.М. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения: М.: Издательство «ACADEM»,2004.
14. Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры: учеб. для средних учебных заведений физической культуры. М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1977.
15. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448с.
16. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений /Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.-272с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
...