Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности (Оренбургский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет».
Выборка: 80 студентов .
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение............3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности......7
1.1. Проблема понимания и определения психологического благополучия.....7
1.2. Особенности психологического благополучия в студенческом возрасте..12
1.3. Особенности формирования психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности..........22
Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности...........30
2.1 Организация эмпирического исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности...................30
2.2 Результаты эмпирического исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности..................35
2.3 Рекомендации по организации психологического сопровождения студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности..................42
Заключение...........45
Список используемой литературы......50
Приложение...............58
База исследования: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет».
Выборка: 80 студентов .
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Введение............3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности......7
1.1. Проблема понимания и определения психологического благополучия.....7
1.2. Особенности психологического благополучия в студенческом возрасте..12
1.3. Особенности формирования психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности..........22
Глава 2. Эмпирическое исследованиепсихологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности...........30
2.1 Организация эмпирического исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности...................30
2.2 Результаты эмпирического исследования психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности..................35
2.3 Рекомендации по организации психологического сопровождения студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности..................42
Заключение...........45
Список используемой литературы......50
Приложение...............58
Социальные и экономические преобразования в России активизируют исследования свойств личности, помогающих ей жить в настоящих условиях. Вопросы социализации личности в социуме, ее ценности на разных этапах онтогенеза в реальных условиях существования стоят особенно остро, о чем констатируют исследования межвозрастных проблем. Актуальным является изучение благополучия студенческой молодежи в реальных социальных условиях. Социум, воздействуя на психическое становление человека, определяет систему отсчета переменам на тех или иных этапах его развития. Особенно актуальным становится исследование новообразований в юношеский период, поскольку данная возрастная категория стремится идти в ногу с требованиями времени, быть социально активной, смелой, понимать свои настоящие заслуги и потенции. Однако показать себя в соответствии с возникающими потребностями могут не все, так как определить границы рамок настойчивости и напористости студенты часто затрудняются. Им надо быть мотивированными на успешность деятельности и адекватными в соответствии со своими возможностям, иначе появляется вероятность появления конфликтов с окружением, что в итоге может привести к формированию ролевой виктимности.
В соответствии с опубликованными научными работами В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, которые посвящены рассмотрению вопросов виктимологии, необходимо подчеркнуть, что в деятельности по обучению студенческой молодежи простейшим нормам и правилам безопасного поведения на данный момент уделено мало внимания.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема изучения психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности, помогающей юношеству в социальном взаимодействии, становится актуальной.
Степень изученности проблемы исследования. Интерес к проблеме психологического благополучия нашел отражение в работах многих ученых, как в отечественной психологии (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, Е.Н. Панина, Р.М. Шамионов), так и за рубежом (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс). Можно выделить несколько направлений изучения психологического благополучия:
– психологическое благополучиеличности (И.В. Дубровина, М.И. Воловикова, М.Е. Зеленова, Е.А. Сергиенко и др.);
– психологическое благополучие студентов (С.А. Водяха, Л.Е. Тарасова, Ж.А. Левшенова, Л.Б. Козьмина, Н.Е. Ширинская, Д.С. Корниенко, Я.И. Павлоцкая и др.);
– психологическое благополучие студентов в контексте их ролевой виктимности(О.Г. Мотовилин, И.Д. Булюбаш, В.Н. Феофанов и др.).
Психологическое благополучие также рассматривалосьв контексте изучения удовлетворенности трудом в профессиональных коллективах (И.В. Заусенко, Н.Л. Шлыкова и др.), как фактор успешности учебной деятельности учеников (Р.М.Шамионов, С.А. Водяха и др.). В психологии также были сделаны попытки дифференцировать понятия: «психологическое благополучие» (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева), «субъективное благополучие» (Е.Н. Панина, Р.М. Шамионов), «эмоциональное благополучие» (О.И. Бадулина, О.А. Идобаева).
В целом, благополучие считается субъективным феноменом, напрямую зависящим от системы внутренних оценок самого носителя переживания (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко).
Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить противоречие между представлениями о влиянии психологического благополучия на развитие личности и дефицитомисследований, посвященных рассмотрению его особенностей в контексте ролевой виктимности в юности. Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему: каковы особенности психологического благополучияпри разном уровне ролевой виктимности в юности? Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности».
Цель исследования: выявить особенности психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Объект исследования: психологическое благополучие студентов.
Предмет исследования: особенности психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при разном уровне ролевой виктимности в юности существуют различия в уровневых особенностях психологического благополучия, а именно: для низкого уровня ролевой виктимности более характере высокий уровень психологического благополучия, а для высокого – более низкий, умеренный уровеньпсихологического благополучия.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ и уточнить понятие «психологическое благополучие», уточнить его структурно–содержательное описание;
2. охарактеризовать особенности психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности;
3. обосновать эмпирические методы и методики исследования структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности;
4. провести эмпирическое исследование структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности;
5. разработать систему рекомендаций для психологовпо работе со студенческой молодежью с разным уровнем ролевой виктимности.
Методы и методики исследования:
–общетеоретические (теоретический анализ научных источников, сравнительный анализ, обобщение);
–общепсихологические (опрос: (методика «Шкала психологического благополучия»К. Рифф; методика «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцова и Н.П. Радчикова));
–математико-статистические (непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в своей практике социальными педагогами, психологами, педагогами как в школе, так и в иных образовательных учреждениях.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет».
Выборка исследования включила 80 человек в возрасте 18–20 лет, в числе которых 10 юношей и 70 девушек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 65 страниц.
В соответствии с опубликованными научными работами В.И. Загвязинского, Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, которые посвящены рассмотрению вопросов виктимологии, необходимо подчеркнуть, что в деятельности по обучению студенческой молодежи простейшим нормам и правилам безопасного поведения на данный момент уделено мало внимания.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема изучения психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности, помогающей юношеству в социальном взаимодействии, становится актуальной.
Степень изученности проблемы исследования. Интерес к проблеме психологического благополучия нашел отражение в работах многих ученых, как в отечественной психологии (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, Е.Н. Панина, Р.М. Шамионов), так и за рубежом (М. Аргайл, Н. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф, М. Селигман, Р. Эммонс). Можно выделить несколько направлений изучения психологического благополучия:
– психологическое благополучиеличности (И.В. Дубровина, М.И. Воловикова, М.Е. Зеленова, Е.А. Сергиенко и др.);
– психологическое благополучие студентов (С.А. Водяха, Л.Е. Тарасова, Ж.А. Левшенова, Л.Б. Козьмина, Н.Е. Ширинская, Д.С. Корниенко, Я.И. Павлоцкая и др.);
– психологическое благополучие студентов в контексте их ролевой виктимности(О.Г. Мотовилин, И.Д. Булюбаш, В.Н. Феофанов и др.).
Психологическое благополучие также рассматривалосьв контексте изучения удовлетворенности трудом в профессиональных коллективах (И.В. Заусенко, Н.Л. Шлыкова и др.), как фактор успешности учебной деятельности учеников (Р.М.Шамионов, С.А. Водяха и др.). В психологии также были сделаны попытки дифференцировать понятия: «психологическое благополучие» (Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева), «субъективное благополучие» (Е.Н. Панина, Р.М. Шамионов), «эмоциональное благополучие» (О.И. Бадулина, О.А. Идобаева).
В целом, благополучие считается субъективным феноменом, напрямую зависящим от системы внутренних оценок самого носителя переживания (Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко).
Анализ имеющихся работ в исследуемой области позволил выделить противоречие между представлениями о влиянии психологического благополучия на развитие личности и дефицитомисследований, посвященных рассмотрению его особенностей в контексте ролевой виктимности в юности. Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему: каковы особенности психологического благополучияпри разном уровне ролевой виктимности в юности? Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность определили выбор темы исследования: «Психологическое благополучие студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности».
Цель исследования: выявить особенности психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Объект исследования: психологическое благополучие студентов.
Предмет исследования: особенности психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при разном уровне ролевой виктимности в юности существуют различия в уровневых особенностях психологического благополучия, а именно: для низкого уровня ролевой виктимности более характере высокий уровень психологического благополучия, а для высокого – более низкий, умеренный уровеньпсихологического благополучия.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ и уточнить понятие «психологическое благополучие», уточнить его структурно–содержательное описание;
2. охарактеризовать особенности психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности;
3. обосновать эмпирические методы и методики исследования структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности;
4. провести эмпирическое исследование структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности;
5. разработать систему рекомендаций для психологовпо работе со студенческой молодежью с разным уровнем ролевой виктимности.
Методы и методики исследования:
–общетеоретические (теоретический анализ научных источников, сравнительный анализ, обобщение);
–общепсихологические (опрос: (методика «Шкала психологического благополучия»К. Рифф; методика «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцова и Н.П. Радчикова));
–математико-статистические (непараметрический критерий различий U-Манна-Уитни).
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в своей практике социальными педагогами, психологами, педагогами как в школе, так и в иных образовательных учреждениях.
База исследования: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет».
Выборка исследования включила 80 человек в возрасте 18–20 лет, в числе которых 10 юношей и 70 девушек.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём работы составляет 65 страниц.
Целью выпускной квалификационной работы было выявление особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
В соответствии с первой задачей выпускной квалификационной работы мы провели теоретический анализ и уточнили понятие «психологическое благополучие», конкретизировали его структурно–содержательное описание.
Психологическое благополучие (И.М. Юсупов и Г.В. Юсупова) – это простой феномен, оценка, с помощью которых человек описывает свою существующую жизненную ситуацию. За такой оценкой стоит большой спектр переживаний субъективного ощущения этого благополучия индивида. Психологическое благополучие определяется уровнем проявления. Крайние уровни проявлений (крайне высокий или крайне низкий) психологического благополучия указывают на то, что его переживание личностью неадекватно – от чрезмерного спокойствия до напряженности даже по малым, незначительным поводам. Уровень психологического благополучия – один из важнейших параметров индивидуальных различий.
В соответствии со второй задачей выпускной квалификационной работы мы охарактеризовали особенности психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности.
Юношеский возраст характеризуется неустойчивостью, лабильностью эмоциональных состояний. Снижению уровня психологического благополучия могут способствовать как объективно существующие условия действительности, особенности деятельности и отношений, так и внутренние противоречия, связанные со стремлением познать и понять себя, обрести некоторую уверенность в ценности собственной личности. Длительное влияние неблагоприятных факторов, эмоциональное неблагополучие может способствовать развитию низкого уровня психологического благополучия. Юноши и девушки с низким уровнем психологического благополучия отличаются чувствительностью, мнительностью, неуверенностью в себе и своих силах, подавленным настроением. В юношеском возрасте психологическое благополучие уже может являться устойчивым индивидуальным свойством, но относительно обратима при условии своевременной коррекции.
Рассмотренные точки зрения и результаты исследований психологического благополучия в юности позволяют сделать вывод о том, что переживание психологического благополучия в юности опосредовано решением ряда возрастных задач самоопределения, вызывающих переживание неопределенности будущего и ответственности за совершаемый выбор, что, в свою очередь, может приводить к эмоциональному дискомфорту и ролевой виктимности. Данные особенности относительно юношеского возраста имеют большое значение в силу множества кризисных переживаний, поиска смысла жизни, становления экзистенциальных ценностей и пр. Наиболее значимой индивидуально–психологической особенностью представляется ролеваявиктимность, особенности которой могут усилить или минимизировать негативные тенденции снижения психологического благополучия.
В соответствии с третьей задачей выпускной квалификационной работы мы обосновали эмпирические методы и методики исследования структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Эмпирическое исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Участники исследования обучаются очно на разных факультетах.Выборка исследования включила 80 студентов. Нами использовался метод стандартизированного опроса, достоинством которого является надежность получаемых сведений, а также валидность (соответствие целям исследования и возрасту испытуемых). Недостатком метода является субъективность предоставляемых данных, однако, в случае стандартизированных опросников, этот недостаток нивелируется характером формулировки вопросов, предполагающим непрямое получение информации об изучаемой переменной.
В соответствии с полученными теоретическими выводами нами были выбраны следующие методики: методика «Шкала психологического благополучия», автор К. Рифф; методика «Тип ролевой виктимности», авторыМ.А. Одинцова и Н.П. Радчикова.
В соответствии с четвертой задачей выпускной квалификационной работы мы провели эмпирическое исследование структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
При высоком уровне ролевой виктимностивыявляются преимущественно низкие (50%) и средние (45%) показатели психологического благополучия, а высокий уровень психологического благополучия встречаются редко (8%). Это свидетельствует о том, что студенты склонны к типу игровой роли жертвы, общительны, контактны, обладают хорошим эмоциональным интеллектом. Испытуемые мягкосердечны, умеют сочувствовать, утешить. Почти со всеми поддерживают хорошие отношения. Статистически достоверно уровень ролевой виктимностипри высоком уровне психологического благополучия в юности является более низким, в сравнении с показателями ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01);
При среднем уровне ролевой виктимностивыявляются преимущественно средние показатели психологического благополучия (50%), тогда как низкие (30%) и высокие (20%) показатели встречаются реже. Средняя ролевая виктимностьпредполагает, что испытуемые умеют блестяще манипулировать другими, пытаясь получить поддержку, в которой по собственным предположениям нуждаются. Они инфантильны, демонстрируют окружающим свои несчастья и страдания, также боятся ответственности. Также данный факт свидетельствует о наличии у испытуемых акцентуированного экспрессивного характера. Они проявляют агрессию, если не получается добиться желаемого, считают себя обессиленной жертвой ситуаций, обстоятельств, других людей. В результате чего испытуемые обвинять всех, считают, что жизнь к ним несправедлива, всячески с помощью манипуляций пытаются привлечь к себе внимание.
Статистически достоверно уровень ролевой виктимностипри среднем уровне психологического благополучия в юности является более низким, в сравнении с показателями ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01); при низком уровне ролевой виктимности выявлено преобладание высоких (72%) показателей психологического благополучия, тогда как ролевая виктимность среднего уровня встречается реже (25%). Это значит, что студенты склонны к неустанной рефлексии своих поступков и переживаний. Отсюда следует, что испытуемые чувствуют себя одинокими, ненужными, и глубоко страдают по этому поводу. Окружающий мир кажется им враждебным. Других людей считают более привлекательными и успешными чем они сами. Очень обидчивы и склонны к самообвинению. Также студенты считают себя неудачниками, обвиняют других в своих несчастьях. Переживая свою изолированность, привыкают к ней и считают, что одиночество – это их судьба, в результате чего считают себя вечными изгоями. Таким образом, такие испытуемые постоянно возмущены, печальны, часто испытывают чувство страха перед каким–либо важным делом. Эти испытуемые имеют низкий уровень жизнестойкости, предпочитают неконструктивный стиль поведения, им свойственна переменчивость в настроении, они очень беспокойны и рассеяны. Также они очень напряжены и обидчивы. Они постоянно снимают с себя ответственность и перекладывают ее на других. Испытуемые с высоким уровнем ролевой виктимности склонны уходить от проблем, не решая их, так как считают, что это бесполезно. При этом статистически достоверно показатели ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия являются наиболее высокими (с достоверностью при р≤0,01).
Подтверждена гипотеза о том,что при разном уровне ролевой виктимности в юности существуют различия в уровневых особенностях психологического благополучия, а именно: для низкого уровня ролевой виктимности более характере высокий уровень психологического благополучия, а для высокого – более низкий, умеренный уровень психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01).
В соответствии с пятой задачей выпускной квалификационной работы мы разработали систему рекомендаций для психологов по работе со студенческой молодежью с разным уровнем ролевой виктимности.Мы предполагаем, что данные рекомендации будут эффективны.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи проработана, гипотеза нашла свое подтверждение.
В соответствии с первой задачей выпускной квалификационной работы мы провели теоретический анализ и уточнили понятие «психологическое благополучие», конкретизировали его структурно–содержательное описание.
Психологическое благополучие (И.М. Юсупов и Г.В. Юсупова) – это простой феномен, оценка, с помощью которых человек описывает свою существующую жизненную ситуацию. За такой оценкой стоит большой спектр переживаний субъективного ощущения этого благополучия индивида. Психологическое благополучие определяется уровнем проявления. Крайние уровни проявлений (крайне высокий или крайне низкий) психологического благополучия указывают на то, что его переживание личностью неадекватно – от чрезмерного спокойствия до напряженности даже по малым, незначительным поводам. Уровень психологического благополучия – один из важнейших параметров индивидуальных различий.
В соответствии со второй задачей выпускной квалификационной работы мы охарактеризовали особенности психологического благополучия студенческой молодежи в контексте ролевой виктимности.
Юношеский возраст характеризуется неустойчивостью, лабильностью эмоциональных состояний. Снижению уровня психологического благополучия могут способствовать как объективно существующие условия действительности, особенности деятельности и отношений, так и внутренние противоречия, связанные со стремлением познать и понять себя, обрести некоторую уверенность в ценности собственной личности. Длительное влияние неблагоприятных факторов, эмоциональное неблагополучие может способствовать развитию низкого уровня психологического благополучия. Юноши и девушки с низким уровнем психологического благополучия отличаются чувствительностью, мнительностью, неуверенностью в себе и своих силах, подавленным настроением. В юношеском возрасте психологическое благополучие уже может являться устойчивым индивидуальным свойством, но относительно обратима при условии своевременной коррекции.
Рассмотренные точки зрения и результаты исследований психологического благополучия в юности позволяют сделать вывод о том, что переживание психологического благополучия в юности опосредовано решением ряда возрастных задач самоопределения, вызывающих переживание неопределенности будущего и ответственности за совершаемый выбор, что, в свою очередь, может приводить к эмоциональному дискомфорту и ролевой виктимности. Данные особенности относительно юношеского возраста имеют большое значение в силу множества кризисных переживаний, поиска смысла жизни, становления экзистенциальных ценностей и пр. Наиболее значимой индивидуально–психологической особенностью представляется ролеваявиктимность, особенности которой могут усилить или минимизировать негативные тенденции снижения психологического благополучия.
В соответствии с третьей задачей выпускной квалификационной работы мы обосновали эмпирические методы и методики исследования структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
Эмпирическое исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». Участники исследования обучаются очно на разных факультетах.Выборка исследования включила 80 студентов. Нами использовался метод стандартизированного опроса, достоинством которого является надежность получаемых сведений, а также валидность (соответствие целям исследования и возрасту испытуемых). Недостатком метода является субъективность предоставляемых данных, однако, в случае стандартизированных опросников, этот недостаток нивелируется характером формулировки вопросов, предполагающим непрямое получение информации об изучаемой переменной.
В соответствии с полученными теоретическими выводами нами были выбраны следующие методики: методика «Шкала психологического благополучия», автор К. Рифф; методика «Тип ролевой виктимности», авторыМ.А. Одинцова и Н.П. Радчикова.
В соответствии с четвертой задачей выпускной квалификационной работы мы провели эмпирическое исследование структурно–содержательных особенностей психологического благополучия студенческой молодежи с разным уровнем ролевой виктимности.
При высоком уровне ролевой виктимностивыявляются преимущественно низкие (50%) и средние (45%) показатели психологического благополучия, а высокий уровень психологического благополучия встречаются редко (8%). Это свидетельствует о том, что студенты склонны к типу игровой роли жертвы, общительны, контактны, обладают хорошим эмоциональным интеллектом. Испытуемые мягкосердечны, умеют сочувствовать, утешить. Почти со всеми поддерживают хорошие отношения. Статистически достоверно уровень ролевой виктимностипри высоком уровне психологического благополучия в юности является более низким, в сравнении с показателями ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01);
При среднем уровне ролевой виктимностивыявляются преимущественно средние показатели психологического благополучия (50%), тогда как низкие (30%) и высокие (20%) показатели встречаются реже. Средняя ролевая виктимностьпредполагает, что испытуемые умеют блестяще манипулировать другими, пытаясь получить поддержку, в которой по собственным предположениям нуждаются. Они инфантильны, демонстрируют окружающим свои несчастья и страдания, также боятся ответственности. Также данный факт свидетельствует о наличии у испытуемых акцентуированного экспрессивного характера. Они проявляют агрессию, если не получается добиться желаемого, считают себя обессиленной жертвой ситуаций, обстоятельств, других людей. В результате чего испытуемые обвинять всех, считают, что жизнь к ним несправедлива, всячески с помощью манипуляций пытаются привлечь к себе внимание.
Статистически достоверно уровень ролевой виктимностипри среднем уровне психологического благополучия в юности является более низким, в сравнении с показателями ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01); при низком уровне ролевой виктимности выявлено преобладание высоких (72%) показателей психологического благополучия, тогда как ролевая виктимность среднего уровня встречается реже (25%). Это значит, что студенты склонны к неустанной рефлексии своих поступков и переживаний. Отсюда следует, что испытуемые чувствуют себя одинокими, ненужными, и глубоко страдают по этому поводу. Окружающий мир кажется им враждебным. Других людей считают более привлекательными и успешными чем они сами. Очень обидчивы и склонны к самообвинению. Также студенты считают себя неудачниками, обвиняют других в своих несчастьях. Переживая свою изолированность, привыкают к ней и считают, что одиночество – это их судьба, в результате чего считают себя вечными изгоями. Таким образом, такие испытуемые постоянно возмущены, печальны, часто испытывают чувство страха перед каким–либо важным делом. Эти испытуемые имеют низкий уровень жизнестойкости, предпочитают неконструктивный стиль поведения, им свойственна переменчивость в настроении, они очень беспокойны и рассеяны. Также они очень напряжены и обидчивы. Они постоянно снимают с себя ответственность и перекладывают ее на других. Испытуемые с высоким уровнем ролевой виктимности склонны уходить от проблем, не решая их, так как считают, что это бесполезно. При этом статистически достоверно показатели ролевой виктимностипри низком уровне психологического благополучия являются наиболее высокими (с достоверностью при р≤0,01).
Подтверждена гипотеза о том,что при разном уровне ролевой виктимности в юности существуют различия в уровневых особенностях психологического благополучия, а именно: для низкого уровня ролевой виктимности более характере высокий уровень психологического благополучия, а для высокого – более низкий, умеренный уровень психологического благополучия (с достоверностью при р≤0,01).
В соответствии с пятой задачей выпускной квалификационной работы мы разработали систему рекомендаций для психологов по работе со студенческой молодежью с разным уровнем ролевой виктимности.Мы предполагаем, что данные рекомендации будут эффективны.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи проработана, гипотеза нашла свое подтверждение.



