Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной речи на материале повествовательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием мнемотехники

Работа №94512

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Онтогенез связной речи детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Характеристика нарушений связной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 14
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 18
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования
детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 23
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ 39
3.1. Основные цели, задачи и принципы логопедической работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 39
3.2. Содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа) с использованием мнемотехники 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54


Речь является основной формой человеческого общения, которая передается через язык, на котором она выражает свои мысли, общается с другими людьми и т. д. Успех в области языка и развития речи у ребенка дошкольника является одним из важнейших условий для их развития и саморазвития [2]. Организация развития речи дошкольников представляет собой одну из главных и актуальных проблем на сегодняшний день. Данная тема остается актуальной несмотря на множество исследований детской связной речи.
При развитии связной речи четко прослеживается тесная связь речевого развития с умственным развитием детей, развитием их мышления, восприятия и наблюдения. Также очень важны умение использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбор слов, подходящих для выражения заданной мысли, умение составлять сложные предложения и использовать лингвистические средства для связи предложений друг с другом.
Проблема изучения связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи изучалась многими авторами . Так, С. А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи [16], Н. А. Никашина формулирует этапы работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. Т. А. Ткаченко предлагает формирование навыков описательного рассказа по моделям и схемам [22].
Объект исследования - лексико-грамматическая система и связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием мнемотехники.
Цель исследования - теоретическое изучение состояния лексико-грамматической системы и связной речи и разработка содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования; характеристика онтогенеза связной речи, описание психолого-педагогической характеристики детей с ОНР и анализ литературы по особенностям связной речи у детей данной категории.
2. Изучение состояния лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Определение содержания логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием мнемотехники.
Реализация целей и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования.
2. Сбор и анализ анамнестических данных.
3. Педагогический констатирующий эксперимент.
Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована начинающими логопедами как базовый материал для работы со старшими дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи III уровня по формированию связной речи (на материале связного высказывания повествовательного типа) с использованием мнемотехники.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, в которых раскрываются основные вопросы, которые касаются проблем формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, заключения, где дается теоретическое обобщение результатов исследования, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимо понимать, что общая недоразвитость речи предусматривает нарушение всех компонентов речевой составляющей человека (личности) - это касается смыслового и лексического (фонетического) аспектов. Дети, имеющие отклонения в развитии речи испытывают сложности в ходе развития данной функции. Такие дети чаще всего испытывают некий дискомфорт при общении и взаимодействии с окружением, то есть могут быть вызваны сложности межличностного контакта, а, как следствие, трудности в процессах воспитания и образования.
Актуальной темы данного исследования обусловлена с насыщенностью проблемы, касающейся детей, имеющих общую недоразвитость речевой составляющей. При проведении аналитической работы в отношении детей рассматриваемой категории, были определены основные характеризующие особенности нарушения связанности текста, актуальные для третьего уровня:
• нарушение грамматического оформления фразы;
• нарушение логического построения текста;
• поиск слов;
• неточное употребление слов;
• длительные паузы или их «заменители»;
• повторение одних и тех же лексических средств, лексических повторов, синтаксических конструкций;
• употребление простых нераспространенных предложений.
По результатам обследования были составлены перспективные планы на каждого ребенка.
Можно сделать вывод, что в проведенной работе была достигнута цель: теоретическое обоснование и практическое апробирование содержания логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами мнемотехники. Для осуществления цели работы успешно решены поставленные задачи:
1. Изучена научная, методическая литература по теме исследования.
2. Проведен теоретический анализ состояния лексико-грамматической системы и связного высказывания в процессе онтогенеза и у детей с изучаемой патологией.
3. Изучено состояние лексико-грамматической системы и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе констатирующего эксперимента.
4. На основании теоретического анализа и данных констатирующего эксперимента сделан выводы об особенностях развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Определены основные направления и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с учетом данных констатирующего эксперимента.
Для наиболее полного преодоления общего речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению необходимо развивать у детей связную монологическую речь.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы достигнуты.



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 400 с.
2. Арсеньева М. В. Коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы. СПб., 2014. 322 с.
3. Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. №7.6. С. 35-38.
4. Воробьева В. К., Белякова Л.И. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. 88 с.
5. Выготский Л. С. Детская речь. М., 1996. 420 с.
6. Глухов В. П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия, 2005. №3. С. 13-24.
7. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М., 2005. 351 с.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М., 2004. 168 с.
9. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием. М., 1985. 112 с.
10. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994. 96 с.
11. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006. 320 с.
12. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975. 255с.
13. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников: обучение рассказыванию по картине. СПб., 2009. 57 с.
14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1967. 105 с.
15. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. 65 с.
16. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1985. 176 с.
17. Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи // Дошкольное воспитание. 2008. № 9. С. 111-116.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. 468 с.
19. Синцова А. А. Занятия по развитию речи. М., Чистые пруды. 2006. 359 с.
20. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979. 223 с.
21. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития, учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М., 1980. 192 с.
22. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М., 1981. 141 с.
23. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2003. 112с.
24. Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты // Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 51 с.
25. Ушакова О. С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного. М., 2004. 288 с.
26. Федоренко Г. А., Фомичева Г.А., Лотарева В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984. 175 с.
27. Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М., 2000. 128 с.
28. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.
29. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). М., 1993. 103 с.
30. Филичева Т. Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993. 76 с.
31. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2007. 96 с.
32. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000. 240 с.
33. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003. 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ