ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Патриотическое воспитание: понятие, цель, задачи,
принципы 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 14
1.3. Формы, методы средства, критерии патриотического
воспитания детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Критерии и методики для диагностики уровня
патриотического воспитания 34
2.2. Результаты диагностики уровней патриотического
воспитания младших школьников на констатирующем этапе 43
2.3. Квест-игра, как способ патриотического воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности 52
2.4. Результаты диагностики уровней патриотического
воспитания младших школьников на контрольном этапе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87
Духовно-нравственное и социокультурный компоненты воспитательной работы с подрастающим поколением - это основа личностного развития обучающихся, а целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств создает фундаментальную базу для воспитания истинного патриотизма в детях нашей страны.
В идеологии, политике, культуре, духовной жизни, педагогике, - во всех сферах общественной деятельности, во все времена, патриотизм занимал значимое место. Патриотизм формировался и формируется сейчас по единым законам синтеза гражданственности, духовности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Родиной. Патриотизм органично включается в идеологию, содержится в программах образования молодёжи XXI века, а его духовно-нравственное, ценностное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования [26].
Актуальность работы основана на том, что для современного этапа развития российского общества характерны глубинные преобразования во всех сферах жизни, которая требует изменений в педагогической теории и практике относительно воспитания патриотизма. Также воспитание патриотизма в молодом поколении, в частности у младших школьников, занимает одну из ведущих задач, потому что патриотизм и гражданственность служат укреплению и развитию государства. Серьёзная заинтересованность государства проявляется в разработке и внедрении новых программ, так, 29 мая 2015 года в Российской Федерации постановлением Правительства утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, которая отражает актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Патриотизм - это сложное многоаспектное явление, объединяющее в своём содержании совокупность духовно-нравственных, социальных, политических, культурно-исторических и других составляющих. В первую очередь, он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Родине, к Отечеству.
Патриотизм - это один из основных критериев характеризующих духовное богатство личности и высокий уровень ее социальной значимости [30].
Основой государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Согласно статье 7 закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» ГОС должны обеспечивать «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего образования. Патриотизм является одной из характеристик «портрета выпускника».
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [48]. Отражает современные возможности по преодолению негативных тенденций, связанных с потерей патриотических ценностей в современном обществе. Рассматриваемая программа утверждает основные направления формирования концепции патриотического воспитания граждан РФ, включает основы патриотического воспитания и направления воспитания патриотизма. Новые радикальные преобразования в российском обществе привели к изменению и в общественном заказе на образование.
Современное образование должно стать главной движущей силой, которое, в свою очередь, обеспечивает социокультурную составляющую, ставит и решает задачи развития личности, преобразуясь тем самым в эффективный фактор развития государства. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» отдельное внимание обращено на становление и воспитание личности, обладающей чертами гражданина-патриота Родины, умеющего успешно исполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Многие ученые и исследователи занимались вопросами патриотизма в практике диагностики образования. Это Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.Н. Новикова, В.А. Фокин, Т.М. Маслова, Л.М. Манина, А.В. Зосимовский, Т.В. Козлова, они внесли неоценимый вклад в разработку методов и программ по формированию патриотического воспитания.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности является государственной, значимой. Патриотизм призван дать мощный импульс духовному оздоровлению народа и общества в целом. Поэтому разработка новых подходов и концепций в организации патриотического воспитания, его теоретических основ является своевременной и актуальной.
Понимая необходимость патриотического воспитания с самого раннего возраста все - и представители государственной власти, и исследователи в области педагогики осознают, что современных обновленных методических пособий для учителей начального образования далеко недостаточно. Материалы, которые на сегодня доступны педагогам-практикам, в большинстве созданы в годы советской власти и требуют определенной переработки и коррекции.
Объект исследования патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать использование квест-игр в патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: предполагается, что патриотическое воспитание младших школьников будет проходить успешно, если разработать квест-игры, как инновационные формы и методы патриотического воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность патриотического воспитания в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Изучить методы, формы и средства, направленные на патриотическое воспитание младших школьников.
4. Подобрать методики для диагностики патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста.
5. Провести диагностическое исследование уровня сформированности патриотического воспитания у младших школьников 3 класса на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы.
6. Разработать квест-игры по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические методы: в том числе анкетирование, моделирование.
Исследования проходили на базе МАОУ «СОШ №14 имени Героя России Д. Шектаева» Свердловской области, г. Североуральска, п. Калья. Участие принимали обучающиеся 3 «А» класса в количестве 22 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Понятие «патриотизм» очень объёмное и многогранное, патриотизм - это любовь к своей земле, своему Отечеству и культуре, готовность служить своей Родине. Патриотическое воспитание - это одно из основных направлений воспитания, которое активно поддерживается и стимулируется государством, школой, начиная с начальных образовательных учреждений и детскими общественными организациями.
Цель патриотического воспитания - формирование патриота своей страны, любящего и готовым ей служить. Мы выяснили, что цель достигается путем решения стратегических, тактических и оперативных задач. Мы определили, что задача побудить и сформировать патриотические качества и ценности у каждого младшего школьника.
Очень важно в работе образования и воспитания учитывать психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста, их наклонности и способности, так как это возраст интенсивного интеллектуального развития, смены образа и уклада жизни, возникновения новых требований и новых социальной роли - ученика. Учебная деятельность должна проходить в синтезе с игровой и трудовой деятельностью.
Зная все возрастные особенности, должно происходить воспитание патриотизма с использованием всего разнообразия с использованием традиционных и инновационных методов и форм обучения во время уроков и во внеурочное время. Воспитание и образование должно быть личностно - ориентированным, которое осуществляется с помощью чётких, отработанных приемов педагогического убеждения, побуждения, поощрения, личностного примера, коллективного дела и других.
Во второй главе, мы провели опытно-поисковое исследование, которое осуществлялось на базе МАОУ «СОШ № 14 имени Героя России Дмитрия Шектаева». В эксперименте принимало участие 22 ребенка, обучающихся 3 «А» класса. Исследование проходило в три этапа: констатирующие, формирующее и контрольное исследование.
В основу исследования сформированности патриотического воспитания у младших школьников были положены критерии разработанные Л.И. Маниной: чувственный, эмоциональный и поведенческий.
Для выявления уровня сформированности патриотического воспитания были использованы методики: методика «Незаконченное предложение» Л.И. Царёва (когнитивный (познавательный) критерий); методика «Пословицы» разработано С.М. Первовой (эмоциональный критерий); методика «Я - Патриот» Н.В. Савельева (поведенческий критерий).
Исходя из полученных результатов, проведенных по данным методикам, можно говорить, что уровень патриотического воспитания обучающихся 3 «А» класса соответствует среднему. В ходе исследования был выявлен недостаточный объем знаний о «малой родине».
Разработаны и апробированы квест-игры: «Моя малая родина - Калья», «Мы помним, мы гордимся», «День русских традиций». Игры соответствует общей цели патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Цели и задачи четко сформулированы, соответствуют возрастным особенностям и потребностям обучающихся.
На контрольном эксперименте была проведена повторная диагностика обучающихся после квест-игр, где было доказано, что уровень патриотизма вырос.
Таким образом, поставленные нами цели достигнуты, задачи мероприятий реализованы полностью. Хотелось бы отметить, что данные мероприятия не должны иметь разовый характер, для повышения уровня патриотического воспитания младших школьников нужны регулярные мероприятия патриотической направленности.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2014. - 794 с.
2. Абросимова, Г.Н., Трубачева М.Е. Опыт патриотического
воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской
деятельности [Текст] / Г.Н. Абросимова. - М.: "АРКТИ", 2004. - 206 с.
3. Агапова, И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М., Айрис пресс, 2002. - 224 с.
4. Акулич, М.М. Патриотическое воспитание современной студенческой молодежи в вузе [Текст] / М.М. Акулич // Вестник Тюменского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 42 - 53.
5. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л. В. Левина. - М., 2006. - 166 с.
6. Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореф.дисс... канд. пед. наук / М.Л. Афанасьева. - М.: Просвещение, 2008. - с. 206.
7. Афанасьева, М.Л. Патриотическое воспитание младших
подростков как направление деятельности классного руководителя [Текст]: автореферат дис., кандидата педагогических наук: 13.00.01 / М.Л.
Афанасьева; - М: гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2008. - 26 с.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К.Бабанский - М.: Просвещение, 1985. - 208с.
9. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Южно -Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с.
10. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - № 10 (69). С. 349-352.
11. Богатенкова, Я. А. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения [Текст] / Я. А. Богатенкова. // Образование и воспитание. - 2020. - № 2 (28). С. 20-22.
12. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 240 с.
13. Быков, А. К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников [Текст] / А.К. Быков // Воспитание школьников. - 2009. - №7. - С.21 - 24.
14. Быкова, А.К., Вырщикова А.Н, Патриотическое воспитание [Текст]: Словарь-справочник / под ред. А.К. Быкова и А.Н. Вырщикова. - Волгоград: ВГАПКРО, 2009, - 180 с.
15. Вилюнас, В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций [Текст]
В.К. Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: Издательство Московского
университета, 1984. - 288 с.
16. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков. М.: Академический Проект, 2005, - 208 с.
17. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст]. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
18. Грицанов, А.А. Новейший социологический словарь [Текст] / А.А.Грицанов и др.; редкол.: А.А.Грицанов и др. - Минск: Книжный Дом,
2010. - 1310 с.
19. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. - М.: Юрайт, 2013.
20. Дымникова, М.Ю. Квест как форма музейно-педагогической
деятельности [Электронный ресурс] // Науки об образовании /Вестник СПбГИК. - № 1, - 2019. - URL:https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kvest-kak-
forma-muzeyno-pedagogicheskoy-deyatelnosti/viewer (Дата обращения:
13.10.2021).
21. Егорова ,Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка [Текст] / Т.В.Егорова. - М.:«Аделант», 2014. - 800 с.
22. Истомина, В.В. Квест как форма практико-ориентированного дополнительного образования [Электронный ресурс] // Инновационное развитие профессионального образования. - № 1 (25). - 2020. - 43-49 с. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-kak-forma-praktiko-orientirovannogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer(Дата обращения: 17.11.2021).
23. Калугина, Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии [Текст] /Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Преподаватель / XXI век. - 2016. C. 253-259.
24. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст]: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. -176 с.
25. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова // Интеграция образования. - 2012. - №1. - С. 67-70.
26. Корниенко, Н.А. Ценности гражданственности и патриотизма как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности [Текст] / Н.А. Корниенко // Вестник. - 2011. - №2. - С.9.
27. Кравцов, И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм [Текст] / И.Е. Кравцов. - Киев : Наукова думка, 1965. - 391 с.
28. Кудрявцева, Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика в сфере дополнительного образования на примере собственной педагогической практики [Текст] / Т.А. Кудрявцева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН,
2011. - 321 - 326 с.
29. Кузнецов, С. А. Современный толковый словарь русского языка.
[Электронный ресурс] СПб: «НОРИНТ». - 2007. - URL:
https://gufo.me/dict/kuznetsov(Дата обращения: 19.09.2021).
30. Лузина, Л.М. Словарь педагогического обихода [Текст] /. Л.М. Лузина. - Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.
31. Лушников, И.Д. Системная методика изучения патриотического воспитания: методические рекомендации [Текст] / И.Д. Лушников. - Вологда: ВИРО, 2014. - 64 с.
32. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
33. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. - 2008. - №7. - С. 285-288.
34. Маслова, Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] Национально-региональный компонент: ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» - М, 2016. - № 4. - С.11¬12.
35. Мороз, О.В, Косярский А. А., Борзов К.А. Игровая квест- технология в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] // Школьные технологии // Внедрение и практика. - №6. - 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-kvest-tehnologiya-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer(Дата обращения: 15.12.2021).
36. Морозов, Д.Д. Использование квест-технологий на уроке литературы [Электронный ресурс] //Уральский филологический вестник. - №3. - 2020. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvest-tehnologiy-na-uroke-literatury/viewer(Дата обращения: 18.10.2021).
37. Морозов, С. И., Чемерилова И. А. Патриотическое воспитание современных школьников [Текст] / С.И Морозов // Инновационная наука. - 2016. - № 12, С.119-121.
38. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с.
39. Мухарева, Л. Д. Дополнительное образование и воспитание [Текст] / Л.Д. Мухарева // Научно-методический журнал, 2007. - №7. - С.45.
40. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст] / А.С. Обухов. - М.: Юрайт, 2016. - 583 с.
41. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров [Текст] / Л. Ф. Обухова. М.: Издательство Юрайт, 2013. 460 с.
42. Огоновская, И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: метод, пособие для педагогов [Текст]/ И. С. Огоновская. - Екатеринбург: ООО «Школьный формат», 2016. -176 с.
43. Ожегов, С. И.Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. [Текст] / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. - 28 е изд., перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. - 1376 с.
44. Педагогика [Текст] / Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
45. Пономарёва, И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика [Текст] / И.А. Пономарева - СПб.: АСТЕРИОН, 2011. - 308-311 с.
46. Попов, А.И. Развитие образа Родины у школьников [Текст] / А.И. Попов. - Волгоград: Аист, 2005. - 176 с.
47. Приказ Минобрнауки РФ « Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Электронный ресурс] // - URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=382735 (Дата
обращения: 17.05.2021).
48. Распоряжение правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», [Электронный ресурс] // - URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf(Дата обращения: 17.05.2021).
49. Рожков, С. Воспитываем патриотов [Текст]: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Педагогический вестник. - 2003. - № 12. - С.7.
50. Савинова, Л.Ю. Педагогические условия воспитания у младших
школьников ценностного отношения к Родине [Текст]: автореф.
канд.пед.наук /Л.Ю.Савинова . С - П.: «БЛИЦ», 2003. - 14 с.
51. Сафонова, Е.В. Образовательный квест: смысл, содержание,
технологические приёмы [Электронный ресурс] // Науки об образовании // Народное образование. - №1-2. - 2018. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-kvest-smysl-soderzhanie-tehnologicheskie-priyomy/viewer(Дата обращения: 10.09.2021).
52. Сафонова, Е.В. Технологическая концепция образовательного квеста [Электронный ресурс] // Школьные технологии. - №3. - 2018. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskaya-kontseptsiya-obrazovatelnogo-kvesta/viewer(Дата обращения: 15.09.2021).
53. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2016. - 280 с.
54. Требухина, Н.В., Устинова Н.П. Квест-технология один из
двигателей современной методики преподавания [Электронный ресурс] // Педагогика // Гуманитарные и социальные науки. - №6. - 2018. -
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kvest-tehnologiya-odin-iz-dvigateley-sovremennoy-metodiki-prepodavaniya/viewer(Дата обращения: 27.11.2021).
55. Фаритов, А.Т. Некоторые аспекты классификации и применения
квест- игр в школе [Электронный ресурс] / Т.А. Фаритова // Школьные технологии. - №4. - 2018. - URL:https://cyberleninka.ru/article/nZnekotorye-aspekty-klassifikatsii-i-primeneniya-kvest-igr-v-shkole/viewer(Дата обращения: 15.11.2021).
56. Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст]: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2010. - 145 с.
57. Циулина, М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды [Текст] / М. Циулина // Воспитание в школе. - 2014. - № 3.- С. 24-32.
58. Шилова, В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи [Текст] / В.С.Шилова // Сетевой научно-практический журнал.
- 2015. - №1. - С. 75-78.
59. Юнусова, Э. А-Г. Содержательная структура патриотического воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Э.А-г. Юнусова. - URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/soderzhatelnaya-struktura-patrioticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov(Дата обращения: 17.11.2021).
60. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П.М. Якобсон. - Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1988.
- 304 с.
61. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. - М.: Просвещение, 2018 . - 230с.