МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К
УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика понятия «интерес к учению» в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Условия, способствующие проявлению интереса к учению у младших
школьников 14
1.3 Методы, средства и формы организации учебной деятельности, способствующие повышению интереса к учению у младших школьников 22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 39
2.1 Характеристика диагностических методик развития интереса к учению
у младших школьников 39
2.2 Результаты диагностики развития интереса к учению у младших
школьников 43
2.3 Опытно-поисковая работа по развитию интереса к учению младших
школьников на уроках 56
2.4 Итоги опытно-поисковой работы по повышению интереса к учению у
младших школьников 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К
УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика понятия «интерес к учению» в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Условия, способствующие проявлению интереса к учению у младших
школьников 14
1.3 Методы, средства и формы организации учебной деятельности, способствующие повышению интереса к учению у младших школьников 22
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ И УСЛОВИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ 39
2.1 Характеристика диагностических методик развития интереса к учению
у младших школьников 39
2.2 Результаты диагностики развития интереса к учению у младших
школьников 43
2.3 Опытно-поисковая работа по развитию интереса к учению младших
школьников на уроках 56
2.4 Итоги опытно-поисковой работы по повышению интереса к учению у
младших школьников 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Одной из задач Федерального государственного стандарта начального общего образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.
На сегодняшний день в России создаются условия для перехода к гуманитарному, личностно-ориентированному обучению, направленному на формирование духовно богатой личности, с возможностями раскрытия потенциальных способностей каждого человека. Стремительное развитие технологий ставит перед образованием новые задачи, требующие пересмотра содержания образования, форм, методов, приемов обучения. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения.
Интерес к обучению - это один из базовых критериев успеха ребенка в процессе обучения. На сегодняшний день проблема формирования интереса к обучению у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных.
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам: интеллектуальность, грамотность, высокие и прочные знания. Однако, успех в решении учебных и воспитательных на уроках в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащимся нравятся уроки, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.
Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Психологи и педагоги всегда решали одну важнейшую задачу - как сделать так, чтобы смотивировать ребенка к обучению. Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция человека, совершенствующего самого себя. Многочисленные исследования показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [Щукина Г.И.]. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г.Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на уроках в школе методы и средства, направленные на повышение интереса к учению у младших школьников.
Объект исследования - процесс повышения интереса к учению у младших школьников.
Предмет исследования - методы и средства, направленные на повышение интереса к учению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выделить показатели познавательного интереса, подобрать диагностические методики, провести диагностику учащихся и проанализировать результаты.
3. Подобрать методы и средства развития познавательного интереса и апробировать их в педагогическом процессе начальной школы.
4. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Теоретической базой исследования : научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах С.В. Арутюняна, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицкого и других, а также исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, посвященные поиску методов и средств активизации учебной деятельности учащихся.
База исследования - МАОУ гимназия № 37 г. Екатеринбург, 3 «А» класс, 25 учеников.
Структура работы состоит из введения, практической главы, заключения, списка литературы и ряда приложений, помогающих раскрыть тему.
На сегодняшний день в России создаются условия для перехода к гуманитарному, личностно-ориентированному обучению, направленному на формирование духовно богатой личности, с возможностями раскрытия потенциальных способностей каждого человека. Стремительное развитие технологий ставит перед образованием новые задачи, требующие пересмотра содержания образования, форм, методов, приемов обучения. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения.
Интерес к обучению - это один из базовых критериев успеха ребенка в процессе обучения. На сегодняшний день проблема формирования интереса к обучению у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных.
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам: интеллектуальность, грамотность, высокие и прочные знания. Однако, успех в решении учебных и воспитательных на уроках в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащимся нравятся уроки, то учебный процесс идет легко, знания, умения и навыки учеников отличаются прочностью и глубиной. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна.
Интерес - один из базовых постулатов обучения и входит в число опорных психологических закономерностей. Психологи и педагоги всегда решали одну важнейшую задачу - как сделать так, чтобы смотивировать ребенка к обучению. Д.Б. Эльконин отмечал, что позиция школьника — это не просто позиция ученика, посещающего школу, слушающего учителя и аккуратно выполняющего домашние задания, это — позиция человека, совершенствующего самого себя. Многочисленные исследования показали, что главный путь формирования познавательных мотивов лежит через правильную организацию учебной деятельности школьников, через отработку всех ее компонентов.
Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [Щукина Г.И.]. Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г.Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на уроках в школе методы и средства, направленные на повышение интереса к учению у младших школьников.
Объект исследования - процесс повышения интереса к учению у младших школьников.
Предмет исследования - методы и средства, направленные на повышение интереса к учению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Выделить показатели познавательного интереса, подобрать диагностические методики, провести диагностику учащихся и проанализировать результаты.
3. Подобрать методы и средства развития познавательного интереса и апробировать их в педагогическом процессе начальной школы.
4. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Теоретической базой исследования : научные исследования развития познавательных интересов младших школьников в трудах С.В. Арутюняна, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицкого и других, а также исследования Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Л.С. Выготского, П.И. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Л.М Фридмана, Т.И. Шамовой, Г.М. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, посвященные поиску методов и средств активизации учебной деятельности учащихся.
База исследования - МАОУ гимназия № 37 г. Екатеринбург, 3 «А» класс, 25 учеников.
Структура работы состоит из введения, практической главы, заключения, списка литературы и ряда приложений, помогающих раскрыть тему.
В рамках данной работы была сформулирована цель работы, которая была достигнута поэтапной реализацией теоретических и практических задач.
Интерес представляет собой положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. Проблема развития интереса обучающихся младшего школьного возраста в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях.
Проведенный анализ литературы показал, что учение представляет собой специфический вид человеческой деятельности с целью усвоения знаний, умений и навыков, развития психики и личности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.
Анализ литературы позволил также определить научные подходы к изучению интереса к учению младших школьников. Они рассматриваются в основном с точки зрения группового повышения мотивации к тем или иным предметам. Проведенный анализ существующего научного знания и реальной педагогической практики позволил определить теоретическую проблематику учебной мотивации младшего школьника в виде следующих противоречий между: необходимостью создания и особенности мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.
Интерес к учению младших школьников является одной из основных проблем современной школы. В настоящее время по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.
Опытно-поисковая работа по формированию интереса к учению у младших школьников проходила на базе МАОУ гимназия №37 г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие обучающиеся 2(3) «А» класса в количестве 25 человек.
Выбор методик, использованных в исследовании, отличается доступностью для изучаемого контингента и пригодностью для группового обследования. В ходе диагностики использовались следующие методики:
1. Методика «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» Э.А. Баранова.
2. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой.
3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Среди компонентов общей способности младших школьников к учению на первый план выдвигаются характеристики продуктивно-поискового познавательного интереса. Его проявлениями являются неустойчивость познавательного интереса, подверженность колебаниям, стремление к интеллектуальному напряжению. Кроме того, прослеживается зависимость актуализации интереса от стимулирующих воздействий, а также от типа и степени сложности, стоящей перед учащимися познавательной задачи и от характера возникающих в процессе деятельности трудностей . У детей наблюдается склонность к конструктивно-пробовательному пути поиска решения и выявляются некоторые недостатки в способности осуществлять самоконтроль, оценку процесса и результатов своей деятельности.
Проведенное нами исследование и последующая работа показали, что в 3 «А» классе присутствуют дети с различными уровнями интереса к учению, которые у многих повысились при повторной диагностике. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов формирования интереса к учению у детей младшего школьного возраста усиливает желание школьников овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.
Интерес представляет собой положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. Проблема развития интереса обучающихся младшего школьного возраста в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях.
Проведенный анализ литературы показал, что учение представляет собой специфический вид человеческой деятельности с целью усвоения знаний, умений и навыков, развития психики и личности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью. Интерес вызывает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.
Анализ литературы позволил также определить научные подходы к изучению интереса к учению младших школьников. Они рассматриваются в основном с точки зрения группового повышения мотивации к тем или иным предметам. Проведенный анализ существующего научного знания и реальной педагогической практики позволил определить теоретическую проблематику учебной мотивации младшего школьника в виде следующих противоречий между: необходимостью создания и особенности мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения.
Интерес к учению младших школьников является одной из основных проблем современной школы. В настоящее время по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, на наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватной учебной мотивации.
Опытно-поисковая работа по формированию интереса к учению у младших школьников проходила на базе МАОУ гимназия №37 г. Екатеринбург. В исследовании принимали участие обучающиеся 2(3) «А» класса в количестве 25 человек.
Выбор методик, использованных в исследовании, отличается доступностью для изучаемого контингента и пригодностью для группового обследования. В ходе диагностики использовались следующие методики:
1. Методика «Комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению» Э.А. Баранова.
2. Методика «Направленность на получение знаний», «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой.
3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Среди компонентов общей способности младших школьников к учению на первый план выдвигаются характеристики продуктивно-поискового познавательного интереса. Его проявлениями являются неустойчивость познавательного интереса, подверженность колебаниям, стремление к интеллектуальному напряжению. Кроме того, прослеживается зависимость актуализации интереса от стимулирующих воздействий, а также от типа и степени сложности, стоящей перед учащимися познавательной задачи и от характера возникающих в процессе деятельности трудностей . У детей наблюдается склонность к конструктивно-пробовательному пути поиска решения и выявляются некоторые недостатки в способности осуществлять самоконтроль, оценку процесса и результатов своей деятельности.
Проведенное нами исследование и последующая работа показали, что в 3 «А» классе присутствуют дети с различными уровнями интереса к учению, которые у многих повысились при повторной диагностике. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов формирования интереса к учению у детей младшего школьного возраста усиливает желание школьников овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.



