Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94485

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Понятие мотивации. Основные подходы к изучению 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Информационно-коммуникационные технологии как средство
развития учебной мотивации младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
учебной мотивации детей младшего школьного возраста 33
2.2. Анализ результатов диагностического исследования учебной
мотивации младших школьников 35
2.3. Описание хода работы с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, способствующих развитию учебной
мотивации младших школьников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Актуальность исследования. Проблема развития учебной мотивации у младших школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности, а также стимулирование творческой активности к изучению материала.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Именно мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. А так как получение образования является непременным требованием к любой личности, необходимо именно с начальных классов мотивировать учащихся к учебной деятельности [20].
Проблема мотивации привлекает к себе пристальное внимание многих учёных. Формирование учебной мотивации изучалось Л.И. Божович, B.C. Ильиным, А.Н. Леонтьевым, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Г.И. Щукиной и др.
Одним из эффективных условий развития мотивации является использование информационно-коммуникационных технологий. Однако проблема использования ИКТ для развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста, недостаточно изучена в современной литературе.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста и недостаточной подготовкой педагогов в области использования современных информационных компьютерных технологий.
- между необходимостью развивать у младших школьников мотивацию к обучению и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития учебной мотивации младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Информационно-коммуникационные технологии в развитии учебной мотивации младших школьников».
Объект исследования - процесс развития учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования - приемы развития учебной мотивации младших школьников с помощью ИКТ.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития учебной мотивации младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития учебной мотивации учебной в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной мотивации младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Подобрать и реализовать на практике приёмы развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста с использованием ИКТ.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (тестирование, анкетирование).
Практическая база исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия №45 г. Екатеринбург. В исследовании приняло участие 20 обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 65 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Информационно-коммуникационные технологии в развитии учебной мотивации младших школьников» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития учебной мотивации учебной в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики учебной мотивации младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику учебной мотивации младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Подобрать и реализовать на практике приёмы развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста с использованием ИКТ.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие мотивации. Основные подходы к изучению» дано понятие «мотивации» разных авторов, таких как Л.И. Божович, Е.П. Ильин и др. Мы сделали вывод о том, что в научной литературе отсутствует единое мнение по вопросу разграничения понятий «мотивация», «мотив», «учебная мотивация». В психолого-педагогической литературе данные термины используются как синонимы в широком или узком смысле. Если рассматривать в более широком смысле, то данные понятия рассматриваются как совокупность мотивирующих факторов, которые вызывают активность субъекта и определяют направленность мотивации. В узком смысле данные термины определяются, как сложные системы мотивов.
В параграфе «2» показаны особенности развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
В параграфе «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития учебной мотивации младших школьников» доказано, что - ИКТ - это самое эффективное средство для развития учебной мотивации у второклассников.
Выделены показатели учебной мотивации - отношение к школе, получение оценок и познавательная активность. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня развития учебной мотивации младших школьников нами использовались следующие методики:
1) Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников (Н. Лусканова);
2) Методика «Познавательная активность младших школьников» (А.А. Горчинская);
3) Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова).
Диагностическое исследование уровня развития учебной мотивации детей показало, что у 11 детей (55%) был выявлен средний уровень развития, у 5 детей (25%) - низкий уровень развития и у 4 детей (20%) - высокий уровень развития.
В ходе проведённого исследования было выявлено, что показатель отношения к школе хуже всего развит в изучаемой группе детей. У детей наблюдалась незаинтересованность в учебной деятельности, на уроках часто отвлекаются и отвлекают других, все ученики очень разные и требуют индивидуального подхода педагога.
В практической части нашей работы были подобраны игры, задания, упражнения с использованием ИКТ на развитие положительного отношения к школе младших школьников.
Описаны основные условия реализации упражнений с использованием ИКТ в ходе развивающих занятий, которые были реализованы в данном классе.
Цель и задачи достигнуты.



1. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования 2012. Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов. - Барнаул : АлтГПА, 2012. - 381 с.
2. Аристова, Л. П. Активность учения школьника [Текст] / Л. П. Аристова. - М. : Просвещение, 2011. - 452 с.
3. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие [Текст] / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. - М. : Логос, 2006. - 184 с.
4. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. - 2008. - №10. - С. 36-38.
5. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. - 2008. - №10. - С. 36-38.
6. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения [Текст] / С. П. Баранов. - СПб. : Нева, 2014. - 287 с
7. Батюта, М. Б. Возрастная психология : Учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М. : Логос, 2012. - 304 с.
8. Битянова, М. Р. Система развивающей работы школьного
психолога. Лекции 1-3. - М. : Педагогический университет «Первое
сентября», 2005. - 36 с.
9. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2011. - 234 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 400 с.
11. Брейтигам, Э. К. Уровни понимания учебного материала и условия их достижения обучаемыми в образовательном процессе [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 77-84.
12. Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Бузарова, Т. Н. Четых // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - №3. - С. 327-338.
13. Вергелес, Т. Н. Младший школьник : помоги ему учиться [Текст] / Т. Н. Вергелес. - СПб. : Лань, 2011. - 144 с.
14. Волков, А. А. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования [Текст] / А. А. Волков. Ставрополь : ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл; Эксмо, 2014. - 115 с.
16. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Смысл: Эксмо, 2003. - 116 с.
17. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : Звезда, 2012. - 455 с.
18. Гевал, М. А. Общие принципы использования компьютера на уроках различных типов [Текст] / М. А. Гевал // Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 3. - С. 33-34.
19. Гордеева, Т. О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности [Текст] / Т. О. Гордеева // Психология в вузе. - 2011. - № 4. - C. 3-27.
20. Григорьева, М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации [Текст] / М. Григорьева. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Саратов., 2009. - 52 с.
21. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов. - Томск : «Пеленг», 2012. - 89 с.
22. Давыдова, М. Формирование учебной деятельности школьников [Текст] / М. Давыдова. - М., 2012. - 216 с.
23. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В. И. Даль. - М. : Издательство Республика. 1997. - 167 с.
24. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2009. - №5. - С. 7-27.
25. Джакупов, С. М. Психологическая структура процесса обучения [Текст] / С. М. Джакупов. - Алматы : Казак, университет, 2009. - 308 с.
26. Долгова, В. И. Исследование учебной мотивации младших школьников [Текст] / В.И. Долгова, Ю. А. Рокицкая, Я. А. Антипина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 1¬
5.
27. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия [Текст] / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 2005. - 368 с.
28. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И. В. Дубровина. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.
29. Егошина, Е. В. Методика исследования мотивов учения [Текст] / Е. В. Егошина // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 121-128.
30. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Изд-во Ростов-н/Д., 2011. - 39 с.
31. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013. - 512 с.
32. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Карпова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Ярославль, - 2009. - 42 с.
33. Князева, Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе [Текст] / Т. Н. Князева. - СПб. : Речь, 2007. - 118 с.
34. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В. И. Ковалев. - М. : Издательство Наука, 2013. - 191с.
35. Кондаков, А. М. Концепция федеральных образовательных
стандартов общего образования [Текст] / А. М. Кондаков. - М. :
Просвещение, 2008. - 39 с.
36. Корнетов, Г. Б. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: возможности общественно-активных школ [Текст] / Г. Б. Корнетов. - М., 2012. - 120 с.
37. Крайг, Г. Психология развития: учебное пособие [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб. : Питер, 2012. - 940 с.
38. Крыжановская, Н. В. Исследование учебной мотивации у младших школьников [Текст] / Н. В. Крыжановская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121-125.
39. Кудинов, С. И. Психология младшего школьника [Текст] / С. И. Кудинов, Е. В. Козлова. - Бийск, 2011. - 333 с.
40. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Издательство Прогресс, 2013. - 304 с.
41. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.
42. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
43. Маркова, А. К. Учебная деятельность как предмет психологического исследования [Текст] / А. К. Маркова, Г. С. Абрамова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 88-93.
44. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников [Текст] / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. - М. : Педагогика, 1983. - 64 с.
45. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2003. - 352 с.
46. Матвеева, О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях [Текст] / О. Н. Матвеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - №20. - 2010. - С. 151-157.
47. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - М., 2014. - 285 с.
48. Моргун, В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения [Текст] / В. В. Моргун // Вопросы психологии. - 2011. - № 6. - С. 45-54.
49. Мороз, О. М. Опыт исследования информативности самооценки в связи с некоторыми личностными особенностями [Текст] / О. М. Мороз // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. - М., 1976. - С. 189-191.
50. Низовских, Н. А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека [Текст] / Н. А. Низовских. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М., 2010. - 44 с.
51. Никитина, Н. Н. Личностно-ориентированное обучение : теории и технологии. Учебное пособие [Текст] / Н. Н. Никитина. - Ульяновск : ИПК ПРО, 1998. - 104 с.
52. Определение и виды ИКТ. ИКТ в образовании [Электронный ресурс] - URL:https://sites.google.com/site/iktobrazovanie09/opredelenie-i-vidy-ikt(дата обращения: 13.07.2021).
53. Орел, А. А. Психологические особенности активизации мотивации учебной деятельности [Текст] / А. А. Орел // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - Т. 6. - С. 177-180.
54. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И. Осипова. - М., 2014. - 88 с.
55. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.
56. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство Питер, 2011. - 712 с.
57. Семёнов, А. П. Проблемы информатизации образования [Текст] / А. П. Семенов // Мир школы. - 2011. - № 1. - С. 24-31.
58. Серегин, Г. М. О диагностике уровней понимания учебного материала [Текст] / Г. М. Серегин // Образование и наука. - 2012. - № 8. - С. 80-85.
59. Скрипкин, И. Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса [Текст] / И. Н. Скрипкин. - Липецк, 2010. - 245 с.
60. Смирнов, А. В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза [Текст] / А. В. Смирнов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара : КГТУ, 2011. - 22 с.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.
62. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. Т.1-2. - М. : Издательство «Шпрингер», 2011. - 855 с.
63. Чащухина, А. В., Данилова, И. В. Использование новых информационных технологий в начальной школе [Электронный ресурс] - URL:http://pedsovet.org/component/option,com(дата обращения: 20.11.2021).
64. Шевырева, Т. П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе. Творческое наследие А.С. Посникова и современность [Текст] / Т. П. Шевырева. - 2015. - № 8. - С. 177-181.
65. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] / В. А. Якунин. - СПб. : Издательство «Полиус», 2011. - 72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ