ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 7
1.2. Современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей дошкольного возраста 22
1.3. Возможности метода этической беседы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 30
Выводы по первой главе 39
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Характеристика методик, исследующих формирование нравственных
представлений у детей дошкольного возраста 41
2.2. Изучение сформированности нравственных представлений у старших
дошкольников 44
2.3. Применение метода этической беседы в методической работе
воспитателя 54
2.4. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 61
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие нравственного воспитания в теории педагогики 7
1.2. Современные подходы к исследованию нравственного воспитания детей дошкольного возраста 22
1.3. Возможности метода этической беседы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста 30
Выводы по первой главе 39
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Характеристика методик, исследующих формирование нравственных
представлений у детей дошкольного возраста 41
2.2. Изучение сформированности нравственных представлений у старших
дошкольников 44
2.3. Применение метода этической беседы в методической работе
воспитателя 54
2.4. Сравнительная характеристика результатов проведенного
исследования 61
Выводы по второй главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность темы исследования. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), программы дошкольного образования делают упор на становлении личности ребенка и организацию работы педагога с учетом индивидуальных особенностей. Одним из важнейших направлений дошкольного образования является нравственное воспитание. Его основой считается нравственность.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность воспитателя, целью которой является формирование у ребенка нравственных чувств, представлений об этике, привития норм и правил поведения, которые, в свою очередь, определяют их отношение к себе, к окружающим, природе, обществу.
К процессу нравственного развития дошкольников относят происходящие положительные качественные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей. Проводя анализ поступков, совершенных детьми в рамках детского сада и на улицах города, можно сделать вывод, что их главная цель, удовлетворение собственных потребностей, желаний, интересов, не учитывая при этом устремления других, или даже не подозревая о них. Научиться жить среди людей - этому должен научиться ребенок в детском саду.
В работах многих ученых была озвучена проблема процесса становления личности нравственно-развитой. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, Т.А. Маркова установили, что наиболее благоприятным и сензитивным периодом для данного процесса является период дошкольного возраста.
В период старшего дошкольного возраста, нравственные привычки и навыки ребенка подлежат развитию на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. В это время важно организовать процесс воспитания, таким образом, чтоб у ребенка сформировалось осознанное поведение, основанное на нормах морали, на конкретных примерах дать разъяснение, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом, возникает необходимость организовать процесс нравственного просвещения воспитанников детского сада, сформировать у них основы нравственности и норм морали.
Формируя определенное нравственное качество, которое в дальнейшем будет характеризовать отношение дошкольника к обществу, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение детей. Для того чтоб данный процесс был успешным, важно использовать различные формы и методы нравственного воспитания, которые определяются общими методами дошкольного воспитания.
Этическую беседу можно отнести к одному из наиболее эффективных и важных методов формирования нравственных качеств. Ее цель - сформированная личность детей. В процессе применения данного метода происходит формирование важнейших качеств: чувство ответственности, доброта, честность, правдивость, дружба.
Исходя из этого, отмечается явное противоречие между богатым, накопленным теоретическим и практическим материалом нравственного воспитания и ситуацией, характеризующей недостаточное развитие и усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Этическая беседа как метод нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования этических бесед в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - этическая беседа как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Контингент исследования - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности нравственных представлений, практических навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс этических бесед по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы по проблеме становления базиса нравственности личности следующих ученых: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; материалы по изучению отдельных компонентов гуманных взаимоотношений Л. А. Пеньевской, А.М. Виноградовой; работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, авторами которых являются Л.П. Князева, Л.В. Коломийченко, Т.Б. Бабаева, Л.А. Стрелкова; исследования по проблеме использования этических бесед Л.П.Князевой, Е.В. Субботского.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, игра, беседа, эксперимент.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 31» г. Артемовский Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы этических бесед для использования воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями дошкольных образовательных учреждений с целью формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из двух глав, заключения, библиографического списка (53 источников).
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность воспитателя, целью которой является формирование у ребенка нравственных чувств, представлений об этике, привития норм и правил поведения, которые, в свою очередь, определяют их отношение к себе, к окружающим, природе, обществу.
К процессу нравственного развития дошкольников относят происходящие положительные качественные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей. Проводя анализ поступков, совершенных детьми в рамках детского сада и на улицах города, можно сделать вывод, что их главная цель, удовлетворение собственных потребностей, желаний, интересов, не учитывая при этом устремления других, или даже не подозревая о них. Научиться жить среди людей - этому должен научиться ребенок в детском саду.
В работах многих ученых была озвучена проблема процесса становления личности нравственно-развитой. Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, Т.А. Маркова установили, что наиболее благоприятным и сензитивным периодом для данного процесса является период дошкольного возраста.
В период старшего дошкольного возраста, нравственные привычки и навыки ребенка подлежат развитию на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. В это время важно организовать процесс воспитания, таким образом, чтоб у ребенка сформировалось осознанное поведение, основанное на нормах морали, на конкретных примерах дать разъяснение, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом, возникает необходимость организовать процесс нравственного просвещения воспитанников детского сада, сформировать у них основы нравственности и норм морали.
Формируя определенное нравственное качество, которое в дальнейшем будет характеризовать отношение дошкольника к обществу, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение детей. Для того чтоб данный процесс был успешным, важно использовать различные формы и методы нравственного воспитания, которые определяются общими методами дошкольного воспитания.
Этическую беседу можно отнести к одному из наиболее эффективных и важных методов формирования нравственных качеств. Ее цель - сформированная личность детей. В процессе применения данного метода происходит формирование важнейших качеств: чувство ответственности, доброта, честность, правдивость, дружба.
Исходя из этого, отмечается явное противоречие между богатым, накопленным теоретическим и практическим материалом нравственного воспитания и ситуацией, характеризующей недостаточное развитие и усвоение детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Этическая беседа как метод нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования этических бесед в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - этическая беседа как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Контингент исследования - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретический материал по проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности нравственных представлений, практических навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс этических бесед по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы по проблеме становления базиса нравственности личности следующих ученых: Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, П.И. Божович, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова; материалы по изучению отдельных компонентов гуманных взаимоотношений Л. А. Пеньевской, А.М. Виноградовой; работы по проблеме социально-нравственного воспитания дошкольников, авторами которых являются Л.П. Князева, Л.В. Коломийченко, Т.Б. Бабаева, Л.А. Стрелкова; исследования по проблеме использования этических бесед Л.П.Князевой, Е.В. Субботского.
Методы исследования: анализ теоретических источников, наблюдение, игра, беседа, эксперимент.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 31» г. Артемовский Свердловской области.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы этических бесед для использования воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями дошкольных образовательных учреждений с целью формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общий замысел исследования и состоит из двух глав, заключения, библиографического списка (53 источников).
Нравственное развитие человека базируется на следующих терминах: мораль и нравственность. Эти термины рассматриваются как форма сознания, обеспечивающая, соблюдение индивидом норм, существующих в социуме, правил и принципов поведения.
Нравственные качества в человеке не врожденные, они приобретаются и закрепляются в сознании с детства путем нравственного воспитания.
Формирование нравственных качеств основывается на собственном опыте дошкольника и направлено на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует формированию основных нравственных качеств.
Известно, что у ребенка в дошкольном периоде восприимчивость к социальному воздействию находится на высоком уровне. Дети этого возраста уже проявляют самостоятельность, происходит процесс обогащения их социального опыта, появляются сложности в отношениях с окружающими. Это позволяет ему самостоятельно произвести самооценку и оценку своих действий, а так же оценить те черты, которые больше всего важны для окружающих, и от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Так в повседневной жизни детского сада появляются новые возможности углубить и объяснить этические представления у детей.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является этическая беседа. В процессе беседы воспитатель опирается на жизненный опыт дошкольников. Этическая беседа обязательно должна соответствовать возрастным особенностям детей и нести в себе конкретную ситуацию для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.
B проведенном исследовании на констатирующем этапе, был зафиксирован большой процент низкого уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На основе этого результата был разработан план занятий с элементами применения метода этических бесед. Работа велась планомерно и последовательно. В ходе работы были успешно решены ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, нравственности; дети узнали новые понятия и научились использовать их в повседневной жизни, анализировать себя и свое поведение.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
Нравственные качества в человеке не врожденные, они приобретаются и закрепляются в сознании с детства путем нравственного воспитания.
Формирование нравственных качеств основывается на собственном опыте дошкольника и направлено на практику его взаимоотношений с окружающими его взрослыми и сверстниками, и происходит это в старшем дошкольном возрасте. Именно активное умственное развитие в старшем дошкольном возрасте способствует формированию основных нравственных качеств.
Известно, что у ребенка в дошкольном периоде восприимчивость к социальному воздействию находится на высоком уровне. Дети этого возраста уже проявляют самостоятельность, происходит процесс обогащения их социального опыта, появляются сложности в отношениях с окружающими. Это позволяет ему самостоятельно произвести самооценку и оценку своих действий, а так же оценить те черты, которые больше всего важны для окружающих, и от которых в большей степени зависит положение ребенка в группе. Так в повседневной жизни детского сада появляются новые возможности углубить и объяснить этические представления у детей.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в детском саду является этическая беседа. В процессе беседы воспитатель опирается на жизненный опыт дошкольников. Этическая беседа обязательно должна соответствовать возрастным особенностям детей и нести в себе конкретную ситуацию для обсуждения. Также в беседе необходимо присутствие ситуации выбора и наличие связи с последующей деятельностью детей.
B проведенном исследовании на констатирующем этапе, был зафиксирован большой процент низкого уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
На основе этого результата был разработан план занятий с элементами применения метода этических бесед. Работа велась планомерно и последовательно. В ходе работы были успешно решены ранее поставленные задачи. Расширялись и корректировались знания детей о положительных и отрицательных качествах людей, нравственности; дети узнали новые понятия и научились использовать их в повседневной жизни, анализировать себя и свое поведение.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК МЕТОД НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Игра-драматизация как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические аспекты социально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Художественная литература как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на
материале художественной культуры Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



