Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме исследования развития силы 6
1.1. Характеристика понятий: физические качества, 6
двигательные способности, сила
1.2. Средства развития силы у обучающихся 25-30 лет 13
1.3. Методы развития силы у обучающихся 25-30 лет 16
1.4. Особенности физического развития людей молодого и зрелого
возраста 19
1.5. Характеристика физкультурно-оздоровительных систем
силовой направленности и силовых видов спорта 21
Глава 2. Организация и методы исследования 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методы исследования 27
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 33
3.1. Обсуждение результатов констатирующего этапа
эксперимента 33
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 36
Заключение 46
Список используемой литератур 49
Приложения 52
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни, в связи с этим достаточно остро встаёт проблема пропаганды здорового образа жизни и привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой.
Физическая культура и спорт представляют собой субъективные аспекты жизни людей и являются составной частью формирования здорового образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом [17]. Правильные, систематические занятия физической культурой и спортом с учетом возраста и состояния здоровья без сомнения приносят пользу для занимающихся, способствуя, прежде всего развитию основных физических качеств и повышению функциональных возможностей организма.
В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже трёх раз в неделю с дополнительным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать двух часов для лиц молодого возраста и полутора часов для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не должна превышать 40-45% МПК [33].
Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека при выполнений физических упражнений обусловлено работой мышц. Величину развиваемого при этом усилия принято называть - силой мышц.
Мышечная сила - это способность человека преодолевать внешне сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных напряжений [13].
Различают следующие виды силовых способностей: собственно силовые, и их соединение с другими двигательными (физическими) способностями (скоростно-силовые, силовая выносливость, силовая ловкость).
Развитие силы и силовых способностей обеспечивает общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности [33].
Кроме этого развитие силы и силовых способностей у мужчин имеет большое прикладное значение в повседневной жизни.
В процессе развития силы и силовых способностей последовательно решаются следующие задачи:
Первая задача - общее гармоничное развитие всех мышечных групп опорно¬двигательного аппарата. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений.
Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.
Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии [33].
В настоящее время в теории и практике физической культуры и спорта уже достаточно глубоко раскрыт вопрос о средствах и методах развития силовых способностей у мужчин. Многие авторы отдают предпочтение упражнениям с использованием различных тренажеров, снарядов и отягощений, считая, что они положительно влияют на динамику развития силовых способностей у мужчин 25-30 лет.
Актуальность и выявленные противоречия обусловили научную проблему исследования, которая заключалась в поиске и выборе средств и методов развития силы у мужчин 25-30 лет.
Объект: процесс развития двигательных (физических) способностей у мужчин 25-30 лет.
Предмет: методика развития силы у мужчин 25-30 лет.
Цель работы: определить и обосновать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие силы у мужчин 25-30 лет.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Разработать комплексы упражнений направленных на развитие силы у мужчин 25-30 лет.
3. Обосновать эффективность применения разработанных комплексов упражнений направленных на развитие силы у мужчин контрольной и экспериментальной групп.
Структура выпускной аттестационной работы. ВКР изложена на 56 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 35 источников и приложений. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
В повседневной жизни взрослому человеку даже очень далёкому от физической культы и спорта приходится постоянно перемещаться, (например, идти на работу, подниматься по лестнице), длительное время удерживать различные статические позы (сидя или стоя), перемещать тяжёлые бытовые предметы, а так же просто заниматься физическим трудом. Деятельность такого рода требует от человека постоянного проявления силы и силовых способностей.
Сила - как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений. Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Направленное развитие силовых способностей происходит лишь тогда, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы обеспечить в процессе выполнения упражнений достаточно высокую степень мышечных напряжений [33].
Занятия физическими упражнениями силового характера позволяют человеку повысить уровень развития силы и силовых способностей, что в свою очередь положительно сказывается на функциональном состоянии организма, общем гармоничном развитии всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. При развитии силы используют упражнения с повышенным сопротивлением - силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы: упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса собственного тела, изометрические упражнения.
Основными методами развития силы и силовых способностей являются: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод статических (изометрических) усилий, статодинамический метод, метод динамических усилий, «ударный» метод.
Выше перечисленные группы средств и методы широко используются для развития силы и силовых способностей в различных физкультурно-оздоровительных системах и силовых видах спорта (например, шейпинг, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, тяжёлая атлетика и др.).
2. Разработанные нами комплексы упражнений направлены на повышение уровня развития силы у мужчин 25-30 лет. В содержании данных комплексов, мы использовали упражнения с внешним отягощением 70% от максимума, а так же силовые упражнения отягощенные весом собственного тела. Учитывая уровень подготовленности и стаж занятий (1-1,5 года) участников эксперимента, недельный тренировочный цикл был построен следующим образом: понедельник - мышцы груди и спины, вторник - отдых, среда - мышцы ног и брюшного пресса, четверг - отдых, пятница - мышцы рук, дельты, предплечья, суббота, воскресенье - отдых.
Данная схема недельного тренировочного цикла позволяет, последовательно прорабатывать основные мышечные группы, постепенно увеличивать вес отягощений, а чередование тренировочных дней и дней отдыха способствует хорошему восстановлению организма занимающихся.
3. Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента позволили определить уровень силы мужчин принимающих участие в нашем эксперименте. Существенных различий между результатами контрольной и экспериментальной групп не выявлено.
Сравнительный анализ результатов тестирования в ходе педагогического эксперимента позволяет констатировать следующее:
- у мужчин экспериментальной группы выявлено, увеличение показателей высокого уровня на 35%, уменьшение показателей среднего уровня на 12,5% и показателей низкого уровня на 22,5%.
- у мужчин контрольной группы были получены следующие результаты: на 5% увеличились показатели высокого уровня, на 10% увеличились показатели среднего уровня, и показатели низкого уровня уменьшились на 15%.
Анализ динамики результатов тестирования в экспериментальной группе в ходе педагогического эксперимента показал, что наибольший прирост результатов произошёл в тестах:
- «Толкание набивного мяча весом 2кг. двумя руками от груди» - средний прирост - 0,8м;
- «Подтягивания из виса на гимнастической перекладине» - средний прирост - 2 раза;
- «Прыжок в длину с места» - средний прирост - 9,4 см.
Таким образом, анализ результатов контрольного этапа эксперимента позволяет утверждать, что разработанные комплексы упражнений, достаточно эффективны т.к. они положительно повлияли на динамику показателей уровня развития силы у мужчин 25-30 лет.
Однако стоит отметить, что наименьший прирост наблюдался в результатах теста «Поднимание туловища из положения лежа, за 40 секунд» - средний прирост составил - 0,7 раза, это означает, что разработанные нами комплексы упражнений не достаточно эффективны в направлении повышения уровня развития силовой выносливости мышц брюшного пресса участников экспериментальной группы и требуют доработки в этом направлении.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б,А. Ашмарин. - Москва, 1990. - 287 с.
2. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В.В. Бойко. - Москва: Физкультура и спорт, 1987. - 143 с.
3. Вейдер, Д. Строительство тела / Д. Вейдер. - Москва: Физкультура и с порт, 1991. - 300 с.
4. Волков, Л. В. Теория и методика детского юношеского спорта / Л.В. Волков. - Москва , 2012. - 294 с.
5. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский. - Москва, 1988. - 352 с.
6. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика / Л.С. Дворкин. - М. : Современный спорт, 2015. 600 с.
7. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : Учеб. пособие / Ю. И. Евсеев. - Ростов н / Д. : Феникс, 2002.
8. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : Учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - Москва : Издательский центр «Академия», 2001.
9. Жиглова, Т. Ю. Физическая культура / Т. Ю. Жиглова. - Москва : Спорт, 2001. - 198 с.
10. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасева, Сафонов А.А. - Москва: Лептос, 1994. - 368 с.
11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. - Москва : Физкультура и с порт, 1970. - 200 с.
12. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания / А. В. Кенеман. - Москва : Сфера, 2002.
13. Курамшин, Ю. Д. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю. Д. Курамшина. - Москва, 2014. - 464 с.
14. Лагутин, Б. Н. Специальное упражнение тяжелоатлета / Б. Н. Лагутин. - Москва : Физическая культура и спорт, 1969. - С. 34-38.
15. Лях, В. И. Силовые способности школьников / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 1997. - №1. - С. 6-13.
16. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. - Москва , 1998. - 270 с.
...