Глава 1. Теоретическое обоснование формирования 5
эстетического воспитания у старшеклассниц на уроках гимнастики
1.1. Возрастные особенности девушек
старшеклассниц 5
1.2. Эстетическое воспитание как одна из сторон 8
воспитания личности
1.3. Взаимосвязь физического и эстетического
воспитания 10
1.4. Гимнастика как средство эстетического
воспитания 16
Глава 2. Организация и методы исследования 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 41
Заключение 45
Список используемой литературы 46
Приложения 51
В соответствии с требованиями ФГОС и введением третьего часа по физической культуре расширились возможности формирования эстетического воспитания школьника. Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Эти способности выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, предмета «Физическая культура». К результатам освоение обучающимися содержание программы по физической культуре являются умение видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека. Так же оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие обучающегося посредством физического воспитания, закладывает у него всестороннее развития физических и духовных способностей. Занятия физической культурой и спортом создают наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания, а также всестороннего, гармоничного развития личности.
Расстановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку обучающихся двух классов и вести обучение по разным разделам программного материала. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», элементы йоги, дыхательной гимнастики, виды фитнеса и т.д., а для юношей - совершенствование техники игры в футбол, баскетбол, включение тренажерного зала и т.д. При такой организации уроков учитываются интересы обучающихся: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость [10].
Актуальность темы в том, что, к сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Поэтому для учителей становиться, все более актуальным вводить, новые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовать обучающихся. Именно поэтому тема гимнастика, как средство формирования эстетического воспитания у девушек старшего школьного возраста на уроке физической культуры актуальна на сегодняшний момент. Так же обучающиеся, получившие эстетическую подготовку, располагает большими возможностями для освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений. Их широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. [23]
В программе по физической культуре, есть раздел гимнастика. Сейчас она переживает свое второе рождение. Гимнастика на снарядах потихоньку уходит из школы в связи с их отсутствием. Вот и появляются новые виды гимнастики - такие, как аэробика или ритмическая гимнастика для девушек.
Таким образом, противоречие сложилось между необходимостью оптимизировать процесс эстетического воспитания в системе физического воспитания обучающихся.
Исходя из выделенного противоречия, проблема исследования состоит в том, чтобы выявить, является ли гимнастика средством формирования эстетического воспитания у девушек старшего школьного возраста на уроках физической культуре, а так же направлена на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его обучающихся.
Объект исследования - процесс формирования эстетического воспитания как одна из сторон воспитания личности.
Предмет исследования - развитие эстетического воспитания у старшеклассниц на уроках гимнастики.
Цель исследования - Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом, за счёт эстетического воспитания на уроках по гимнастике.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть эстетическое воспитание как одну из сторон воспитания личности
2. Разработать комплекс гимнастических упражнений
3. Доказать эффективность применение комплекса гимнастических упражнений на уроках физической культуры в старших классах под музыкальное сопровождение, направленных на формирования эстетического воспитания.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР изложена на 76 страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Рассмотрев эстетическое воспитание, как одну из сторон воспитания личности девушек старшего школьного возраста, мы сделала вывод, что это направление мотивирует, целенаправленно формирует эстетическое отношение к внешнему виду, позволяет так же понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему. Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании личности, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на формирование эстетического воспитания у девушек старшего школьного возраста и развитие определенных групп мышц, осанки, снятия напряжения.
3. Доказана эффективность применения комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития эстетического воспитания в экспериментальном классе у девушек старшего школьного возраста на уроке по гимнастике.
1. Бакшева, Т.В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорту / Т.В. Бакшева //Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. -Москва, 2016. - С. 50-51.
2. Бервинова, Н.С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой / Н.С. Барвинова. - Дис.канд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.79. - Москва, 2019. - С.172
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2002. - С.416
4. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн// - Москва.: Книга по требованию, 2012. - С.496
5. Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура / Э.Н. Вайнер. - Москва.: КноРус, 2017. - С.480
6. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - Москва.: Кнорус, 2016. - С.214
7. Гольдентрихт, С.С. Эстетическое воспитание студентов/ С.С. Гольдентрихт//- Москва.: Изд-во МГУ-2018.- С.5-7.
8. Грудницкая, Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий/ Н.Н, Грудницкая//- Москва.: Дис. Канд. пед. наук., 2017. - С.125
9. Губа В.П. Основы спортивной подготовки. Методы оценки и прогнозирования / В.П. Губа// - Москва.: Советский спорт, 2012. - С.384
10. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов// - Москва.: ИНЭП, 2015. - С.360
11. Затямина.Т. А. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие / Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова// - Москва.: Изд-во: «Глобус», 2010 - С.112
12. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров// - 6 изд., перераб. - Москва: Академия, 2013. - С.288
13. Кальянов, В.Т. Эстетическая подготовка преподавателя в школе/ В.Т. Кальянов// Дис.канд. - Москва.:,2012.- С.4-6.
14. Королева, Г.И., Петрова, Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях/ Г.И., Королева Г.А Петрова// - Москва,. 2016.- С.180.
15. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя / Под ред. Е.А. Аконьшина, В.Р. Аронова, М.Ф. Овсянникова// — Москва.: Просвещение, 2010. - С.224
16. Маймин, Е.А. Эстетика - наука о прекрасном/ Е.А. Маймин// - Москва Просвещение, -2017.-С.12-26.
...