ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Успешность в обучении: психолого-педагогические подходы
1.2. Ситуация успеха в учебной деятельности
1.3. Особенности создания ситуации успеха для обучающихся в начальной школе
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 29
2.1. Диагностики успешности обучения младшего школьника
2.2. Рекомендации педагогам по созданию ситуации успеха для
учащихся в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
Младший школьный возраст можно считать периодом позитивных изменений и преобразований. Если ученик в этом возрасте не испытает радость познания, не сформирует умение учиться, общаться, дружить, то в будущем он может не обрести уверенность в себе и в своих силах.
В наше время встречается множество случаев отсутствия внимания у детей. Именно поэтому у учителей возникают сложности с организацией учебного процесса. Оно выражается в неспособности или неумении школьника сосредоточить своё внимание на усвоение новой информации, а также на выполнение поставленных перед ним задач. Такое поведение во многом связано с недостатком внимания, прежде всего произвольного, которое считается основным в учебной деятельности ребёнка. Так каким же образом стоит организовать работу школьника, что бы это не привело к подобному исходу?
В своих педагогических трудах А.С. Белкин, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Е. В. Коротаева выделяют условия, которые способствуют созданию ситуации успеха. Тем не менее, в наше время данный процесс всё ещё недостаточно изучен. В связи с этим, можно сделать вывод, что тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной.
К. Д. Ушинский пришёл ко мнению, что главный стимулятор, который движет детьми, благодаря которому они проявляют интерес к учению, является успех. Если ребёнок никогда не испытывал радости труда в учении, никогда не переживал гордости, за очередное преодоление препятствий, то со временем он теряет какое-либо желание и интерес к учебной деятельности.
Объект исследования: организация ситуации успеха в образовательном процессе начальной школы.
Предмет исследования: приёмы и методы создания ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе.
Цель: теоретически и практически обосновать приёмы и методы ситуации успеха для успешного обучения детей младшего школьного возраста.
Для достижение обозначенной цели были выделены следующие задачи:
• рассмотреть успешность в обучении и психолого-педагогические подходы;
• ознакомиться с ситуацией успеха в учебной деятельности;
• изучить особенности создания ситуации успеха для обучающихся в начальной школе;
• проанализировать диагностики успешности обучения младшего школьника;
• разработать рекомендации для педагогов по созданию ситуации успеха для учащихся в начальной школе.
Для достижения цели и реализации поставленных задач мною были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) и практические (наблюдение и сравнение).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из следующих элементов: введения, двух глав («Теоретические основы создания ситуации успеха в образовательном процессе начальной школы» и «Создание ситуации успеха для младшего школьника: практические аспекты»), заключения, списка литературы и приложений.
Успешность ребёнка на уроке во многом зависит от действий учителя. Педагог должен помнить, что именно положительные эмоции считаются главным стимулом для ребёнка. Каждый школьник желает испытать радость познания, приобрести новые умения и получить одобрение со стороны взрослых, в том числе и от учителя.
Практическая значимость работы заключается в подборе диагностик успешности обучения и разработке рекомендаций по созданию ситуации успеха для детей младшего школьного возраста. Данные рекомендации могут быть использованы учителями на разных этапах урока.
Основная задача учителя - сформировать у ребёнка источник внутренних сил, который будет подпитывать внутреннюю энергию ребёнка для преодоления трудностей. Создать условия, при которых ученик сможет испытать уверенность в себе. Именно для этого необходима ситуация успеха.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организацию ситуации успеха на успешность обучения младшего школьника. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.
Создание ситуация успеха - это сочетание педагогом психолого-педагогических приёмов, благодаря которым ребёнок может добиться положительных результатов. Ученик, испытывающий проблемы при обучении, больше всего нуждается в такой ситуации.
Всего выделяют несколько этапов ситуации успеха в учебной деятельности:
• мотивационный этап;
• организационный этап;
• результативный этап.
Каждый из этапов затрагивает очень значимые мотивы учебной деятельности. Учитель начальных классов должен быть хорошо знаком с особенностями создания ситуации успеха, для того, чтобы каждый его ученик смог ощутить радость от успеха, поверил в себя и испытал внутреннее удовлетворение.
Для того, чтобы оживить интерес детей к учебной деятельности, педагог может использовать необычное оценивание, наглядные методы, головоломки, кластер-технологии.
Технологические приёмы создания ситуации успеха:
• снятие страха;
• авансирование успешного результата;
• скрытое инструктирование;
• внесение мотива;
• персональная исключительность;
• мобилизация активности;
• высокая оценка деталей.
Успех считается основным источником внутренних сил ребёнка, с помощью которым он сможет преодолевать сложные ситуации. Зная об особенностях создания ситуации успеха, педагог сможет вселить в ребёнка веру в его силы и возможности.
Педагог должен не только знать об особенностях создания ситуации успеха, но и уметь диагностировать уровень мотивации, степень выраженности познавательной активности ребёнка, а также его уровень самооценки, который будет непосредственно важен на этапе рефлексии. Диагностика делается для того, чтобы учитель мог, на каждом из этапов создания ситуации успеха, своевременно среагировать и прийти на помощь к детям с низким уровнем мотивации, познавательной активности, а также к ученикам имеющих проблемы с самооценкой.
На мотивационном этапе педагог может повышать мотивацию ребёнка с помощью похвалы, разноуровневых заданий и интерактивного обучения. К интерактивным подходам обучения относят: работа детей в группе и команде, выполнение творческих заданий, социальные проекты, участие школьников в разных олимпиадах и конкурсах.
На организационном этапе учитель должен применять такие методы, которые увлекут и заинтересуют детей, это может быть творческое задание, дидактические игры, практические или лабораторные работы, наглядные пособия, создание ситуации взаимопомощи. Для успешной активизации познавательной деятельности учащегося педагогу понадобится помощь со стороны родителей ученика. Учитель может предложить им некоторые рекомендации, с помощью которых родители помогут своему ребёнку развить в себе особые способности, а также вызвать у него интерес к процессу обучения.
На результативном этапе педагог должен так сбалансировать работу на уроке, чтобы при достижении поставленной цели ученик мог столкнуться с трудной, но преодолимой задачей. Учитель должен научить детей рефлексировать, с этой целью, в начале урока, можно использовать эмоциональный контакт, для этого хорошо подойдут карточки «смайлики». К условиям формирования мотивации рефлективной деятельности можно отнести создание интриги, обращения к эмоциям и чувствам, столкновение различных мнений.
Используя предложенные рекомендации, педагог сможет эффективно воздействовать на ученика и развить в нём мотивацию к учёбе, сформировать интерес к процессу познания, а также развить положительные черты характера.
Таким образом, задачи решены в полном объёме, цель работы достигнута.
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Батуева, К. А. Приёмы создания мотивации к учебной деятельности на
уроках истории / К.А. Батуева. - URL: https://xn--j1ahfl.xn--
p1ai/library/priyomi sozdaniya motivatcii k uchebnoj deyatelnosti n 120817.html (дата обращения: 24.10.2021).
3. Билюк, Е.Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика / Е.Г. Билюк, Н.С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования, 2014. - URL:http: //www. expeducation.ru/ru/article/view?id=5562(дата обращения: 25.10.2021).
4. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: научно-методический журнал. - 2009. - № 16. - 2-9 с.
5. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М.: Просвещение, 1975. - 208 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997. - 352 с.
7. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник экспериментальных исследований / ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. - Москва: Педагогика, 1972. - 7-44 с.
8. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2014. - № 3. - 84-92 с.
9. Васильева, Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе / Е. Н. Васильева. - Научно-методический электронный
журнал «Концепт». - 2015.- С. 411-415 - URL: https://e-
koncept.ru/2015/95367.htm(дата обращения: 28.10.2021).
10. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника / Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. - М., 2015. - 119-124 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
12. Горчинская, А.А. Развитие познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.01 / А.А. Горчинская; Челябинск, 1999. - 187 с.
13. Додонов, Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. - 1984.- № 4. - 57-68 с.
14. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // М. - Москва: АНО ПЭБ, 2008 - 303¬308 с.
15. Зайцева, Е. А. Возможности учебного диалога в обучении и развитии младшего школьника / Е.А. Зайцева, Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12. - 166-170 с.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 382 с.
17. Иоффе, А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию // Преподавание истории в школе. -2009. - №6. - 5-6 с.
18. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология / Е.Н. Каменская. - М.: Феникс, 2008. - 206 с.
19. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. - 192 с.
20. Коротаева, Е.В. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации / Е.В. Коротаева // Директор школы. -2001. -№3.- 38-44 с.
21. Коротаева, Е. В. Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности младших подростков / Е.В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 118 с.
22. Кувалдина, Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника / Е. А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. - Киров, 2004. - 118-119 с.
23. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в процессе развития
отношений сотрудничества между учителем и учащимися// Педагогическое образование в России. 2014. №9. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/situatsiya-uspeha-v-protsesse-razvitiya-otnosheniy-sotrudnichestva-mezhdu-uchitelem-i-uchaschimisya(дата обращения: 30.11.2021).
24. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее
формирования: монография / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во
«Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. - 264 с.
25. Леонтьев, В.Г. Мотивация и активность личности / В.Г. Леонтьев // Ежегодник РПО: материалы IV Всерос. съезда РПО. - В 3 т. - Т.3. -Ростов- на-Дону, 2007. - 236-237 с.
26. Липкина, А. И. Самооценка школьника / А. И. Липкина. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
27. Лусканова, Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учебно- метод. пособие / Н.Г. Лусканова. - 2-е изд. - М.: Фолиум, 1999. - 31 с.
28. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко - М., 1985 - 623 с.
29. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 150 с.
30. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкина // Вопросы психологии .-1982. - №4. - 67-75 с.
31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе/ Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 1997. - 95 с.
32. Рафальская, Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии / Е.С. Рафальская // Психология и школа. -2004.- №2 - 86-91 с.
33. Сапронов, И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника / И. А. Сапронов // ЗПУ. - 2008. - №3. - 185-188 с.
34. Смирнова, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студентов педвузов / С. А. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 521 с.
35. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Радянська школа, 1973. - 288 с.
36. Трайон, Р. С. Кластерный анализ. - Лондон: Энн-Арбор Эдвардс Бразерс, 1939. - 139 с.
37. Троицкая, И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой учёный. - 2017. - №6(140) - 207-209 с.
38. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. - 2012. - № 2. - 89-94 с.
39. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948. - 740 с.
40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1986. - 406 с.
41. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.А. Шамова - М.; Педагогика, 1982. - 208 с.
42. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
43. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1971. - 351 с.
44. Щукина, Г.И. Учебник для вузов / Г.И. Щукина - М.: Изд-во «Педагогика», 1971. - 456 с.
45. Щуркова, Г.М. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 112 с.
46. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков / Г. Эйестад - М.: Литагент «Альпина», 2016. - 294 с.
47. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин - М.; Воронеж, 1995. - 416 с.
48. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2008. - 325 с.
49. Эйестад, Г. Самооценка у детей и подростков / Г. Эйестад. - М.: Литагент «Альпина», 2016. - 294 с.
50. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - 83-92 с.
51. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.