ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «выносливость» в теории и методике
физического воспитания и её виды 6
1.2. Характеристика упражнений на выносливость в
программе начальной школы 18
1.3. Методика развития общей
выносливости 21
1.4. Тесты для оценки уровня развития общей
выносливости 30
1.5. Особенности физического развития и двигательной
подготовленности детей младшего школьного возраста 32
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений реформирования и развития общеобразовательной школы является сохранение и укрепление здоровья учащегося. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о его значительном ухудшении [37].
Одним из показателей здоровья учащихся, является общая выносливость. Кроме того, она создаёт уверенность в себе, позволяет справиться с работой, требующей значительных физических напряжений, которые есть и всегда будут в нашей жизни.
Одна из причин отставания физической подготовки, школьников - неумение или нежелание трудиться, провоцируемое нашим компьютерным веком, когда малоподвижный образ жизни характерен для многих семей. Возникают серьёзные проблемы при подготовке таких детей к выполнению школьной программы, хотя прилагаемый образовательный стандарт не сложен.
Результатами освоения ФГОС начального общего образования у младших школьников являются:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости) [34].
Высокий уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного здоровья школьника. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.
Известно, что высокий уровень развития выносливости в детском возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей, способствует совершенствованию пластических и трофических функций организма, нормализует деятельность систем кровообращения, дыхания, улучшает функционирование центральной нервной системы.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития выносливости, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на выносливость. Этот возрастной период называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития различных видов выносливости.
Хорошо развитая выносливость является необходимым предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Выносливость ведет к большей плотности и вариативности процессов выполнения движений, к увеличению двигательного опыта.
Главная задача при развитии выносливости у детей младшего школьного возраста, состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.
Проблеме развития выносливости у школьников были посвящены работы О.А. Балыбердина [5], В.И. Ляха [23], М.Ю. Золотовой [3], Л.П.
Матвеева [28], П.В. Квашук [16] и других. Тем не менее, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить эффективность экспериментальной методики развития общей выносливости у младших школьников.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать методику развития общей выносливости у младших школьников на уроках физической культуры.
3. Обосновать эффективность экспериментальной методики развития общей выносливости у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа написана на 59 страницах. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 40 источников, 4 приложений. Выпускная работа представлена иллюстративным материалом: она включает 6 рисунков и 4таблицы.
Выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений.
Уровень развития выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечнососудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. На выносливость оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость обеспечивает экономное расходование энергетических ресурсов школьников, влияет на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Совершенствование выносливости будущих спортсменов, да и просто учащихся становится приоритетной задачей учителя физкультуры, тем более, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в этом отношении.
Выносливость является необходимым физическим качеством в любом виде спорта. Без воспитания выносливости учащийся не сможет пройти на новый уровень физического развития, а, следовательно, не добьется наивысших результатов в избранном виде двигательной деятельности. Развитие выносливости учащихся - важнейшая задача современного учителя физической культуры.
Анализ научно-методической литературы и результатов
педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследования ряда ученых [1,2,7,26,27] и результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МАОУ СОШ № 7, свидетельствуют о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития общей выносливости.
50
2. Для повышения уровня общей выносливости в группах испытуемых применялись апробированные в ходе педагогического эксперимента комплексы специальных упражнений и игровые задания. В комплексы включались следующие средства:
- бег на 500м в медленном темпе;
- бег в течение 2 мин.;
- бег на 200м;
- передвижение в чередовании ходьбы и бега;
- 10минутный бег по треугольнику;
- бег 4Х 100м;
- подвижные игры.
3. В процессе применения экспериментальных средств и методов зафиксирована эффективность их воздействия на уровень развития общей выносливости младших школьников, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
1. Акимжанов, А.Т. Выносливость как одно из важнейших физических качеств / А.Т. Акимжанов, Чернышева И.В. Международный журнал экспериментального образования, / И.В. Чернышева - 2014. - № 7-2.-С. 71-72.
2. Алиев, М.Н. Воспитание общей выносливости младших школьников / М.Н. Алиев, Гаджимурадова Р.Т. Известия ВГПУ. / Р.Т. Гаджимурадова. 2010. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-obschey-vynoslivosti- mladshih-shkolnikov
3. Артюшин, С.А. Используя выносливость и силу в оздоровлении старшекласснику / С. А. Артюшин, Золотова, М.Ю. Физическая культура в школе. / М.Ю. Золотова. - 2014. - №2. - С. 44-47.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физ.культуры) / Б.А. Ашмарин. - Москва: Физическая культура и спорт, 2008. - 223 с.
5. Балыбердин, О. А. Развитие выносливости с помощью подвижных игр / О.А. Балыбердин Физическая культура в школе. - 2014. - №7. - С.42-45.
6. Бахтина, Т.Н. Двигательные качества человека / Т.Н. Бахтина. - Москва: Академия, 2012. - 23 с.
7. Бутин, И.М Физическая культура в начальных классах / И.М. Бутин. - Москва: Владос Пресс. - 2013. - 175 с.
8. Головихин, Е.В. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Е.В. Головихин. - Москва: АСТ, 2014. - 200 с.
9. Городилин, С.К. Основы общей теории физической культуры / С.К. Городилин. - Москва: Академия, 2016. - 327 с.
10. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. / А.А. Гужаловский. - Москва: ФИС, 2012. - 352 с.
11. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А. Гуревич. - Минск: Высшая школа, 2015. - 300 с.
12. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - Москва: АСТ, 2015. - 400 с.
13. Дьячкова, Е.В. Степень развития выносливости как показатель уровня здоровья / Е.В. Дьячкова, Хаирова, Т.Н. Международный студенческий научный вестник / Т.Н. Хаирова - 2015. - № 5 (часть 3) - С. 447-448.
14. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 187 с.
15. Зациорский, В.М. Воспитание выносливости / В.М. Зациорский Теория и методика физического воспитания. - Москва: ФИС, 2014. - 440 с.
16. Корженевский, А.Н. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам / А.Н. Корженевский, Квашук, П.В. Теория и практика физической культуры / П.В. Квашук. - 2012. - №5. - С. 25-27
...