Введение…………………………………………………………………….…… 3.
Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы формирования позна¬ватель¬ного интереса……………………………………………………….. 6.
1.2. Формирование познавательного интереса в обучении математике………………………………………………………………….14.
1.3. Общая характеристика и особенности внеклассной работы по мате¬матике в началь¬ной школе……………………………………………… 20.
Глава 2. Методика организации и проведения внеклассной работы в на¬чальной школе
2.1. Методика организации внеклассной работы в начальной школе ….25.
2.2. Математическая игра, как одна из форм внеклассной работы и мето¬дика ее проведения……………………………………………………………. 31.
Глава 3. Экспериментальное исследование мотивов учения учащихся начальных классов
3.1. Проведения анкетирования учителей и учащихся начальных клас-сов………………………………………………………………………………41.
3.2. Изучение влияния математической игры на повышение познаватель¬ного интереса к математике учащихся начальных классов…………………46.
Заключение…………………………………………………………………….. 52.
Список литературы………………………………………………………......... 56.
Приложение………………………………………………………………...….. 58.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полез-ными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах психолог и педагогов изучен доста-точно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения мате¬матике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по матема-тике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализа¬ции такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является мате¬матическая игра.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у уча¬щихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способст¬вуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заме¬тить, что математическая игра как форма внеклассной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения. Та¬ким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения математической игры во внеклассной работе по математике реа¬лизуются недостаточно.
А может ли математическая игра являться эффективным средством раз¬вития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и заключа¬ется проблема данного исследования.
Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования – на¬учно обосновать методические особенности развития познавательного инте¬реса учащихся начальных классов.
Объектом исследования будет служить процесс развития познаватель¬ного интереса у учащихся начальных классов, пред¬метом – развитие позна¬вательного интереса учащихся начальных классов средствами внеклассной работы.
Сформулируем гипотезу исследования: Развитие познавательного интереса у учащихся будет проходить успешнее при условии использования математической игры во внеклассной работе.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса с различных то¬чек зрения, стадии развития, условия его формирования;
2. Изучить пути формирования познавательного интереса при обуче¬нии математике;
3. Рассмотреть цели, задачи, формы организации внеклассной ра-боты по математике как средства развития познавательного интереса;
4. Изучить математическую игру как форму внеклассной работы по математике;
5. Определить цели, задачи, условия проведения, компоненты, виды математических игр, требования к проведению и подбору задач;
6. На основе анализа методической, психолого-педагогической лите¬ратуры, опроса учителей и учащихся, собственного опыта проведения математической игры обосновать необходимость применения математиче-ской игры на внеклассных занятиях по математике.
Для решения данных задач используются следующие методы:
1. Изучение методической, психолого-педагогической литера-туры по рассматриваемой теме;
2. Наблюдение за учащимися;
3. Анкетирование;
4. Опытно-экспериментальная работа.
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направле¬ния, формы и методы. Внеклассная работа практически совпадает с дополни¬тельным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образователь¬ному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов дея¬тельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представ¬ляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широ¬кими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, кото¬рые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у детей ин¬тереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в про¬дуктивной, одобряемой обществом деятельности.
В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллек-тиве, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспита¬тельной работой на уроке.
Цели и задачи внеклассной работы:
1) Формирование у ребёнка положительной «Я- концепции», которая характеризуется следующими факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убеждённостью в успешном овладении или тем или иным видом дея¬тельности;
в) чувством собственной значимости;
2) Формированием у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации, ребёнок должен, по¬ложительно относится не только к себе, но и к другим людям.
3) Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одоб¬ряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными ви¬дами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индиви¬дуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков.
4) Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонен¬тов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладения нравственными понятиями.
5) Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной ра¬боты отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, т. к. внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Проблема развития математических способностей школьников наиболее остро встает именно в период начального обучения. Поэтому развитие мате¬матических способностей учащихся должно осуществляться не только в про¬цессе школьного обучения, но и вне его.
Основным средством развития математических способностей школьни¬ков должна стать внеклассная работа по математике, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать те, что наиболее подходят для его класса.
Как показал проводимый нами эксперимент, практикующие учителя в большинстве не проводят внеклассную работу по математике со своими уче¬никами, за исключением внесения элементов занимательности в сам урок. Будущие же учителя неплохо усвоили, что именно следует понимать под ма¬тематическими способностями учеников, однако не до конца осознали необ¬ходимости проведения целенаправленной и систематической внеклассной работы. Ученики же начальных классов любят этот предмет, большинству он дается без особых затруднений.
Основными результатами работы явились:
Теоретически и экспериментально обосновано значение внеклассной ра¬боты по математике для развития математических способностей школьников.
Разработаны общие и частные положения, определяющие построение некоторых форм внеклассной работы по математике в начальной школе.
Разработан комплекс учебно-методических материалов для проведения различных форм внеклассной работы по математике с целью развития мате¬матических способностей учащихся.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-пе¬дагогической литературы, по вопросу использования внеклассной работы по математике для развития познавательного интереса младших школьников.
Нами были рассмотрены теоретические основы и методический аспект исследуемой проблемы.
Из проведённого исследования можно сделать вывод: внеклассная ра-бота по математике составляет неразрывную часть учебно – воспитательного процесса в обучении математике, различные виды этой работы в их совокуп¬ности, содействуют развитию познавательного интереса младших школьни¬ков.
Это и было главной задачей этой работы.
Начинающим учителям можно дать следующие рекомендации для проведения внеклассной работы:
1) Педагог организатор должен обладать высокими личностными каче¬ствами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с учеником, установление которого невозможно без определённых личностных качеств педагога.
2) При организации внеклассной работы педагог должен быть в посто¬янном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации.
А самое главное состоит в том, что возникновение интереса к матема-тике у учащихся, зависит в большей степени от методики её преподавания, от того насколько тонко и умело будет построена учебная работа; одним словом от мастерства и таланта самого учителя!