Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса по средствам внеклассной работы

Работа №94448

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2011
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….…… 3.
Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы
1.1. Историко – педагогический аспект проблемы формирования позна¬ватель¬ного интереса……………………………………………………….. 6.
1.2. Формирование познавательного интереса в обучении математике………………………………………………………………….14.
1.3. Общая характеристика и особенности внеклассной работы по мате¬матике в началь¬ной школе……………………………………………… 20.
Глава 2. Методика организации и проведения внеклассной работы в на¬чальной школе
2.1. Методика организации внеклассной работы в начальной школе ….25.
2.2. Математическая игра, как одна из форм внеклассной работы и мето¬дика ее проведения……………………………………………………………. 31.
Глава 3. Экспериментальное исследование мотивов учения учащихся начальных классов
3.1. Проведения анкетирования учителей и учащихся начальных клас-сов………………………………………………………………………………41.
3.2. Изучение влияния математической игры на повышение познаватель¬ного интереса к математике учащихся начальных классов…………………46.
Заключение…………………………………………………………………….. 52.
Список литературы………………………………………………………......... 56.
Приложение………………………………………………………………...….. 58.


Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полез-ными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес в трудах психолог и педагогов изучен доста-точно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.
С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения мате¬матике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении внеклассной работы по матема-тике. Внеклассная работа по математике имеет мощный резерв для реализа¬ции такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса, через все разнообразие форм ее проведения. Одной из таких форм является мате¬матическая игра.
Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у уча¬щихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способст¬вуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заме¬тить, что математическая игра как форма внеклассной работы применяется довольно таки редко, в связи с трудностями организации и проведения. Та¬ким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения математической игры во внеклассной работе по математике реа¬лизуются недостаточно.
А может ли математическая игра являться эффективным средством раз¬вития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и заключа¬ется проблема данного исследования.
Исходя из этой проблемы, можно определить цель исследования – на¬учно обосновать методические особенности развития познавательного инте¬реса учащихся начальных классов.
Объектом исследования будет служить процесс развития познаватель¬ного интереса у учащихся начальных классов, пред¬метом – развитие позна¬вательного интереса учащихся начальных классов средствами внеклассной работы.
Сформулируем гипотезу исследования: Развитие познавательного интереса у учащихся будет проходить успешнее при условии использования математической игры во внеклассной работе.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие познавательного интереса с различных то¬чек зрения, стадии развития, условия его формирования;
2. Изучить пути формирования познавательного интереса при обуче¬нии математике;
3. Рассмотреть цели, задачи, формы организации внеклассной ра-боты по математике как средства развития познавательного интереса;
4. Изучить математическую игру как форму внеклассной работы по математике;
5. Определить цели, задачи, условия проведения, компоненты, виды математических игр, требования к проведению и подбору задач;
6. На основе анализа методической, психолого-педагогической лите¬ратуры, опроса учителей и учащихся, собственного опыта проведения математической игры обосновать необходимость применения математиче-ской игры на внеклассных занятиях по математике.
Для решения данных задач используются следующие методы:
1. Изучение методической, психолого-педагогической литера-туры по рассматриваемой теме;
2. Наблюдение за учащимися;
3. Анкетирование;
4. Опытно-экспериментальная работа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направле¬ния, формы и методы. Внеклассная работа практически совпадает с дополни¬тельным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образователь¬ному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов дея¬тельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка. Внеклассная работа представ¬ляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широ¬кими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, кото¬рые не всегда удаётся рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует у детей ин¬тереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в про¬дуктивной, одобряемой обществом деятельности.
В-четвёртых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллек-тиве, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека.
Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспита¬тельной работой на уроке.
Цели и задачи внеклассной работы:
1) Формирование у ребёнка положительной «Я- концепции», которая характеризуется следующими факторами:
а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;
б) убеждённостью в успешном овладении или тем или иным видом дея¬тельности;
в) чувством собственной значимости;
2) Формированием у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации, ребёнок должен, по¬ложительно относится не только к себе, но и к другим людям.
3) Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одоб¬ряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными ви¬дами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индиви¬дуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков.
4) Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонен¬тов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладения нравственными понятиями.
5) Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной ра¬боты отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, т. к. внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Проблема развития математических способностей школьников наиболее остро встает именно в период начального обучения. Поэтому развитие мате¬матических способностей учащихся должно осуществляться не только в про¬цессе школьного обучения, но и вне его.
Основным средством развития математических способностей школьни¬ков должна стать внеклассная работа по математике, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать те, что наиболее подходят для его класса.
Как показал проводимый нами эксперимент, практикующие учителя в большинстве не проводят внеклассную работу по математике со своими уче¬никами, за исключением внесения элементов занимательности в сам урок. Будущие же учителя неплохо усвоили, что именно следует понимать под ма¬тематическими способностями учеников, однако не до конца осознали необ¬ходимости проведения целенаправленной и систематической внеклассной работы. Ученики же начальных классов любят этот предмет, большинству он дается без особых затруднений.
Основными результатами работы явились:
Теоретически и экспериментально обосновано значение внеклассной ра¬боты по математике для развития математических способностей школьников.
Разработаны общие и частные положения, определяющие построение некоторых форм внеклассной работы по математике в начальной школе.
Разработан комплекс учебно-методических материалов для проведения различных форм внеклассной работы по математике с целью развития мате¬матических способностей учащихся.
В настоящей работе был проведен анализ методической и психолого-пе¬дагогической литературы, по вопросу использования внеклассной работы по математике для развития познавательного интереса младших школьников.
Нами были рассмотрены теоретические основы и методический аспект исследуемой проблемы.
Из проведённого исследования можно сделать вывод: внеклассная ра-бота по математике составляет неразрывную часть учебно – воспитательного процесса в обучении математике, различные виды этой работы в их совокуп¬ности, содействуют развитию познавательного интереса младших школьни¬ков.
Это и было главной задачей этой работы.
Начинающим учителям можно дать следующие рекомендации для проведения внеклассной работы:
1) Педагог организатор должен обладать высокими личностными каче¬ствами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с учеником, установление которого невозможно без определённых личностных качеств педагога.
2) При организации внеклассной работы педагог должен быть в посто¬янном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации.
А самое главное состоит в том, что возникновение интереса к матема-тике у учащихся, зависит в большей степени от методики её преподавания, от того насколько тонко и умело будет построена учебная работа; одним словом от мастерства и таланта самого учителя!



1. Балк М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М: Просвещение, 1671. – 462с.
2. Береснева Э.П., Бабичева А.И. Развитие логического мышления учащихся 2 – 3 классов на внеклассных занятиях по математике. Издательство Смолен¬ского областного института усовершенствования учителей, 1999. –30с.
3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков / Д.И. Во¬дзинский. – М: Учпедгиз, 1963. – 183с.
4. Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе / М.Б. Гельфанд. – М: Просвещение, 1962. – 208с.
5. Горностаев П.В. Играть или учится на уроке // Математика в школе, 2009. – №1.
6. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка / Е.А. Дышинский. – 2008.-142с.
7. Калинин Д. Математический кружок. Новые игровые технологии// Мате-матика. Приложение к газете «Первое сентября», 2010. - №28.
8. Кордемский Б.А. Увлечь школьника математикой: материал для классных и внеклассных занятий / Б.А.Кордемский. - М: Просвещение, 2009. – 112с.
9. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 2008, с.104.
10. Кулько В.Н. Формирование у учащихся умения учиться / В.Н. Кулько, Г.Ц. Цехмистрова. – М: Просвещение, 2007.
11. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы / Н.В. Метельский. – Минск: Издательсто БГУ, 2002. – 308с.
12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М: Просвещение, 2009. – 95с.
13. Пахутина Г.М. Игра как форма организации обучения / Г.М. Пахутина. – Арзамас,2002.
14. Петрова Е.С. Теория и методика обучения математике: Учебно-методиче¬ское пособие для студентов математических специальностей / Е.С. Петрова. – Саратов: Издательство саратовского университета, 2004. – 84с.
15. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя / В.Д. Степанов. – М: Просвещение, 2006. – 80с.
16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М: Знания, 2003. – 96с.
17. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. По¬собие для учителей. М., «Просвещение», 2005. 176с.
18. Ушинский К.Д. Собр. соч., в 11 т. Т 2 М., 1948, с.360.
19. Факультативные занятия по математике в школе / сост. М.Г. Лускина, В.И.Зубарева. - К: ВГГУ, 2005. – 38с
20. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Маркова. - М: Просвещение, 2006. – 192с.
21. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 2003
22. Шаталов Г. Способы повышения мотивации обучения// Математика. Приложение к газете «Первое сентября», 2003. - №23.
23. Шатилова А. Занимательная математика. КВНы, викторины/ А. Шатилова Л. Шмидтова. – М: Айрис-пресс, 2004.- 128с.
24. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике / М.Ю. Шуба. – М: Просвещение, 1995.
25. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. – 190с.
26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 2005. – 160с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ