Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей
6-7 лет 6
1.2. Характеристика и методика развития физических
качеств и двигательных навыков детей дошкольного возраста 12
1.3. Методические особенности развития физических качеств у дошкольников посредством подвижных
игр 23
1.4. Классификация подвижных игр 28
Глава 2. Организация и методика исследования 37
2.1. Организация исследования 37
2.2. Методы исследования 38
Глава 3. Анализ результатов исследования 46
3.1. Обсуждение результатов эксперимента 46
3.2. Анализ результатов эксперимента 48
Заключение 58
Список используемой литературы 61
Приложения 66
Актуальность темы. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения всегда находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства [2].
В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему характеру, способствуют самореализации, самовыражению личности, интересны детям, органически вписываются в современные образовательные системы.
Одним из таких средств воспитания является подвижная игра [1].
Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики [34].
Как известно, дети должны постоянно двигаться. Движения способствуют положительному эмоциональному настрою, укрепляют детский организм, положительно влияют на общее физическое состояние детей.
В развитии движений большую и главную роль имеет игра. Игра является ведущим видом деятельности детей. Много исследований проведено по развитию физических качеств в играх. Существуют различные методики по развитию физических качеств в подвижных играх. Но они несколько устарели, потому что уровень развития двигательных способностей на современном этапе другой. Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, у компьютера, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности [22].
Поэтому существует проблема: какова методика использования подвижных игр, направленных на развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс образовательной деятельности детей 6-7 лет дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: методика развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр.
Цель исследования: определить эффективность методики развития физических качеств у дошкольников 6-7 лет посредством подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Разработать методику развития физических качеств дошкольников 6- 7лет, основанную на использовании подвижных игр.
3. Оценить эффективность влияния разработанной методики на уровень развития физических качеств дошкольников 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 80 страницах состоит из введения трёх глав, заключения списка литературы, включающего 36 источников. Текст ВКР снабжён таблицами, рисунками.
Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых подвижных игр и развлечений. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом в виду недостаточного развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что ведущее место в образовательном процессе должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения, повысить эмоциональность занятий. Использование различных подвижных игр по физическому развитию детей 6¬7 летнего возраста способствует развитию быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости.
2. В разработанный экспериментальный комплекс программы подвижных игр «Смелый, быстрый, ловкий», входили игры и задания игрового характера такие как:
• Игры, побуждающие немедленно переходить от одних действий к другим. Игры, требующие сосредоточить внимание одновременно на нескольких действиях (бег, прыжки, действия с увертыванием): «День и ночь», «Паук и мухи», «Пятнашки», Гуси-лебеди», «Лес, озеро, болото», «Перелет птиц», «Успей занять место», «Медведь и пчелы», «Охотники и утки», «Поймай за хвост», «Затейники», «Уголки», «Пустое место», «Перебежки», Заяц без логова», «Сокол и лиса», «Волк и жеребята», «Не давай мяч водящему».
• Игры, побуждающие своевременных ответов на зрительные, звуковые сигналы с короткими перебежками; с преодолением небольших расстояний в кратчайший срок; с бегом на скорости в изменяющихся условиях: «Кто быстрее на лошадке», «Заяц-месяц», «Два Мороза», «Мороз - Красный Нос», «Воевода», «Бубенцы», «Хромая лиса», «Мы, веселые ребята», «Белый шаман», «Бабка-Ежка», «Заводила», «Заря - зареница», «Дедушка - рожок», «Бабушка Пыхтеиха», «Коршун», «Дед Мазай», «Вызов номеров»
• Игры с кратковременными мышечными напряжениями динамического и статистического характера: «Кто дальше», «Белые медведи», «Скакалка - подсекалка», «Стрелок», «Круговые пятнашки», «Чехарда», «Метко в цель», «Перетяжки», «Защита снежной крепости», «Прыжки через санки», «Репка», «Вытолкаш», «Метатели», «Отними ленту», «Лабиринт», «Волк во рву», «Цепи кованы», «Давай руку», «Палка - кидалка»
• Игры с неоднократными повторениями активных, энергично выполняемых действий, связанных с непрерывными интенсивными движениями, в которых активные действия чередуются с короткими паузами для отдыха, переходами от одних видов движений к другим: «Школа мяча», «Чай-чай», «Растеряхи», «Бездомный заяц», «Снежинки, ветер и мороз», «Блуждающий мяч», «Штандер», «Картошка», «Колечко», «Ручеек», «Пирог», «Казаки - разбойники», «»Регулировщик», «Чехарда», «Кондалы», «Шишки, желуди, орехи», «Платок», «Третий лишний», «Липкие пеньки», «Липучка», «Удочка», «Зайцы в огороде»
• В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой, это упражнениями на растягивание: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах: «Ловля обезьян», «Гномики в домики», «Лиса», «Пожарные», «Пятнашки с ленточками», «Капканы», «Аисты», «Юла», «Юрта», «Капуста», «Плетень», «Червяк», «Кузнечики», «Гуськи», «Невод», «Пятнашки - зайки», «Сквозь огонь», «Огонь, вода и медные трубы», «Полоса препятствий», «Эстафета с равновесием и подлезанием»
3. Было доказано, что использование в практике работы по физическому воспитанию подвижными играми для обучения детей двигательным умениям и навыкам, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, помогло повысить эффективность процесса физического воспитания и физической подготовленности, а также оказало влияние на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, и помогло сформировать базу, для усвоения новых игр. Проведенная работа подтвердила эффективность предложенного комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств детей 6-7 летнего возраста с достоверным увеличением показателей в экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
1. Агапова, И. А. Подвижные игры для дошкольников: учеб.-метод. пособи / И. А. Агапова. - Москва: АРКТИ, 2008. - 144 с.
2. Беззубцева, И. В. В дружбе со спортом/И.В. Беззубцева. - Москва: Гном, 2016. - 150 с.
3. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии/Н.А. Бернштейн. - Москва: Физкультура и спорт, 1991. - 160 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. - Москва: Владос, 2017. - 220 с.
5. Вавилова, Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет: система работы. - Москва: Скрипторий, 2017. - 160 с.
6. Вавилова, Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - Москва: Просвещение, 2003. - 160 с.
7. Вавилова, Р. И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - Москва: Просвещение, 2013. - 220 с.
8. Вильчковский, Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. Электрон. дан. http://www.ckofr.com.
9. Волошина, Л. Н. Организация здоровьесберегающего пространства /Л.Н. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 31-34.
10. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: учеб.-метод. пособие /Л.Н. Волошина. - Москва: Сфера, 2005. - 220 с.
11. Воротникина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ / И.М. Воротникова. - Москва: Энас, 2006. - 80 с.
12. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Ст. возраст/ Л.Д. Глазырина. - Москва: Владос, 2010. - 240 с.
13. Дворкина, Н. Методика сопряженного развития физических качеств у детей 3-6 лет на основе подвижных игр / Н. Дворкина. - Москва: Советский спорт, 2005. 260 с.
14. Доломанова, Н. Н. Подвижные игры с песнями в детском саду: хороводы, инсценировки /Н.Н. Доломанова. - М. : Сфера, 2002.
15. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
16. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.В. Кееман. - Москва: Юнити, 2015. - 320 с.
...