ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания в дошкольном детстве 7
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста 11
1.3. Организация в образовательном процессе ДОО условий, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 18
ГЛАВА II. ОНЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Методика диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста 29
2.2. Изучение начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста 32
2.3. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста 38
Заключение 56
Библиографический список 60
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ 7
1.1. Самообслуживание как составляющая часть трудового воспитания в дошкольном детстве 7
1.2. Возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста 11
1.3. Организация в образовательном процессе ДОО условий, способствующих формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста 18
ГЛАВА II. ОНЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Методика диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста 29
2.2. Изучение начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста 32
2.3. Реализация в образовательном процессе ДОУ условий формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста 38
Заключение 56
Библиографический список 60
Актуальность. В настоящее время особое внимание в дошкольных образовательных организациях уделяется формированию различных навыков самообслуживания, так как при поступлении в детский сад у детей появляются новые обязанности и виды деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности при надевании одежды, поддержании порядка в одежде, соблюдении культуры еды и т.п. Согласно ФГОС ДО у детей младшего дошкольного возраста воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в одежде и окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [27, с. 10].
Формирование навыков самообслуживания должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В ходе повседневной работы с детьми необходимо создавать специальные педагогические условия, направленные на то, чтобы выполнение правил самообслуживания для дошкольников были естественными, а все полученные навыки с возрастом совершенствовались.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемами воспитания навыков самообслуживания у детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
В теории и практике воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений самообслуживание включено в содержание труда детей и изучалось такими учеными как Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др. Л.В. Куцакова разработала А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, А.Д. Шатовой и других представителей российской педагогики и психологии.
Анализ научной литературы показывает, что на данный момент для развития умений и навыков самообслуживания в ДОУ для детей раннего возраста не созданы необходимые психолого-педагогические условия, не используется педагогические методы, способствующие их эффективному формированию. Тогда как развитие навыков самообслуживания как структурная часть самостоятельности, необходима каждому ребенку для формирования уверенности в себе, в свои силах и возможностях, и помогает охране и укреплению здоровья.
Объект исследования: процесс формирования элементарных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у младших дошкольников.
Цель работы: выявить эффективные педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у младших дошкольников и апробировать их в педагогическом процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания и выделить педагогические методы, способствующие формированию элементарных навыков самообслуживания.
2. Охарактеризовать возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста.
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
4. Провести диагностику сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать календарно-тематический план занятий и обосновать методы, направленные на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
6. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования: вопросами организации взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина; воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей занимались Р.С. Буре, И.В. Гурина, Е.Ю. Конина, Е.В. Моржина, С.В. Петерина, Л.М. Шипицина и др. Все авторы указывают на то, что формирование у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В. А. Моржина в своих работах описывает процессы формирования навыков самообслуживания, В.Г. Нечаева разработала методику формирования навыков самообслуживания в младшем возрасте.
В научной литературе достаточно изучена проблема формирования навыков самообслуживания у дошкольников, а так же многие ученые изучали вопросы организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи, однако особенности методов и форм взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания изучены недостаточно.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение.
База исследования: Исследование было проведено с сентября 2019 г по май 2020 г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №17» г. Верхотурье. В исследовании принимали участие группа детей раннего возраста (10 чел.), группа № 1 (6 мальчиков, 4 девочки).
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап. В сентябре 2019 г. было проведено изучение начального уровня сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста, обработка и анализ полученных результатов.
2 этап. В октябре 2019 г. на основании выводов по результатам первичного обследования был составлен План мероприятий по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, учитывающий все необходимые психолого-педагогические условия, методы, формы сотрудничества с семьями воспитанников, который был реализован в период с октября по май на выбранной группе детей.
3 этап. В мае 2020 г. было проведено повторное обследование воспитанников группы с целью определения их уровня сформированности навыков самообслуживания и проверки эффективности проведенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составлен календарно-тематический план занятий и обоснованы методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Формирование навыков самообслуживания должно осуществляться под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В ходе повседневной работы с детьми необходимо создавать специальные педагогические условия, направленные на то, чтобы выполнение правил самообслуживания для дошкольников были естественными, а все полученные навыки с возрастом совершенствовались.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемами воспитания навыков самообслуживания у детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.
В теории и практике воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений самообслуживание включено в содержание труда детей и изучалось такими учеными как Г.Н. Годиной, Д.В. Сергеевой, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич и др. Л.В. Куцакова разработала А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А. Марковой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф. Островской, А.Д. Шатовой и других представителей российской педагогики и психологии.
Анализ научной литературы показывает, что на данный момент для развития умений и навыков самообслуживания в ДОУ для детей раннего возраста не созданы необходимые психолого-педагогические условия, не используется педагогические методы, способствующие их эффективному формированию. Тогда как развитие навыков самообслуживания как структурная часть самостоятельности, необходима каждому ребенку для формирования уверенности в себе, в свои силах и возможностях, и помогает охране и укреплению здоровья.
Объект исследования: процесс формирования элементарных навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у младших дошкольников.
Цель работы: выявить эффективные педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у младших дошкольников и апробировать их в педагогическом процессе ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания и выделить педагогические методы, способствующие формированию элементарных навыков самообслуживания.
2. Охарактеризовать возрастные особенности самообслуживания детей раннего возраста.
3. Подобрать методики диагностики уровня сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
4. Провести диагностику сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать календарно-тематический план занятий и обосновать методы, направленные на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
6. Сделать выводы об эффективности проведенной работы.
Теоретико-методологическая основа исследования: вопросами организации взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина; воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей занимались Р.С. Буре, И.В. Гурина, Е.Ю. Конина, Е.В. Моржина, С.В. Петерина, Л.М. Шипицина и др. Все авторы указывают на то, что формирование у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В. А. Моржина в своих работах описывает процессы формирования навыков самообслуживания, В.Г. Нечаева разработала методику формирования навыков самообслуживания в младшем возрасте.
В научной литературе достаточно изучена проблема формирования навыков самообслуживания у дошкольников, а так же многие ученые изучали вопросы организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи, однако особенности методов и форм взаимодействия детского дошкольного учреждения и семьи по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания изучены недостаточно.
Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, метод целенаправленного наблюдения с фиксацией полученных результатов, включающий анализ полученных результатов, обобщение.
База исследования: Исследование было проведено с сентября 2019 г по май 2020 г. на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №17» г. Верхотурье. В исследовании принимали участие группа детей раннего возраста (10 чел.), группа № 1 (6 мальчиков, 4 девочки).
Работа проходила в несколько этапов:
1 этап. В сентябре 2019 г. было проведено изучение начального уровня сформированности элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста, обработка и анализ полученных результатов.
2 этап. В октябре 2019 г. на основании выводов по результатам первичного обследования был составлен План мероприятий по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста, учитывающий все необходимые психолого-педагогические условия, методы, формы сотрудничества с семьями воспитанников, который был реализован в период с октября по май на выбранной группе детей.
3 этап. В мае 2020 г. было проведено повторное обследование воспитанников группы с целью определения их уровня сформированности навыков самообслуживания и проверки эффективности проведенных мероприятий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что составлен календарно-тематический план занятий и обоснованы методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В рамках данной работы нами была поставлена цель теоретически обосновать и разработать педагогический проект по формированию самообслуживания у детей раннего возраста. Для достижения поставленной цели мы поэтапно реализовали теоретические и практические задачи: проанализировали сущность понятия навыка в психолого-педагогических исследованиях, охарактеризовали навык самообслуживания, рассмотрели методы и приемы формирования первичных навыков самообслуживания у детей раннего возраста, организовали и провели диагностику уровня сформированности простейших навыков самообслуживания у детей раннего возраста, разработали педагогический проект по формированию простейших навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
На основании анализа научных источников выяснено, что формирование навыков самообслуживания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях и является важным направлением психофизического развития ребенка, от уровня сформированности навыков, степени их автоматизированности, умения применять в аналогичных ситуациях в значительной степени зависит успешность обучения и развития детей дошкольного возраста, формирование личности.
В исследовании уточнена сущность понятия «самообслуживание», которое мы определяем, как деятельность, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка, связанных с жизненной необходимостью ухода за телом, одеждой, обувью и тому подобное. Соответственно, «навыками самообслуживания» выступают автоматизированные действия ребенка по уходу за собственным телом, предметами личной гигиены, выполнение гигиенических процедур, потребление пищи, одевание, раздевание и тому подобное.
Самостоятельность - это качество человека, неотрывно сопровождающее каждого человека в течении жизни и чем раньше начинается его формирование, тем легче дальнейшее воспитание полноценного человека.
В самом раннем возрасте можно приучать ребенка к самостоятельности используя формирование гигиенических и культурных навыков у малыша. Забота о здоровье ребенка требует от родителей и педагогов формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Это первостепенная задача, которая требует, как у воспитателя, так и у воспитываемого большого терпения. Одна из целей повседневного общения с ребенком - стремление к тому, чтобы правила личной гигиены стали для него естественной потребностью, привычкой. Необходимо донести до ребенка, что гигиенические навыки с возрастом совершенствуются, и это не только правила «чистоты».
Ребенок должен понять, что соблюдение этих несложных правил продиктовано нормами отношений между людьми, что это уважение к себе и окружающим людям, что уход за собой приносит приятные ощущения красоты и здоровья.
Формирование самостоятельности длительный и сложный процесс. Задача педагога и родителей состоит не в том, чтобы ребенок научился самостоятельно одеваться и умываться, а в том, чтобы развить у ребенка стремление действовать, применяя полученные знания и навыки.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под самообслуживанием понимается труд ребенка-дошкольника, направленный на обслуживание им самого себя. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи и навыки одевания и раздевания. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи: расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать сенсорное восприятие, речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также формировать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка, восприятие носит предметный характер, развивается речь и наглядно-действенное мышление, внимание и память носят непроизвольные характер, преобладает двигательная память, воображение развито слабо, ведущим видом деятельности становится игра. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи: расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать сенсорное восприятие, речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также формировать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Для формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников необходимо соблюдение ряда педагогических условий: использование в образовательном процессе художественного слова, использование разнообразных методов и приемов при обучении навыкам самообслуживания, соблюдение единых требований в ДОУ и семьи, использование дидактических игр и упражнений, создание воспитывающих ситуаций, соблюдение твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов. Главными методами обучения дошкольников являются: практические (при-учение, упражнение, опыты, моделирование), игровые (использование литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, вопросы к детям) и метод примера (личный пример, словесный).
Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ могут включать различные мероприятия, направленные на формирования навыков: художественное слово (русские народные песенки и потешки); для соблюдения единых требований в ДОУ и семьи проводят консультации для родителей; используют дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыков самообслуживания, ежедневные воспитывающие ситуации в повседневной деятельности детей и обеспечен личный пример педагога. Следовательно, создание педагогических условий формирования навыков самообслуживания в игровой деятельности способствует успешному повышению уровня сформированности такие навыков как мытье рук, навыков поведения за столом и навыков снимания и надевания одежды в определенном порядке.
Результаты непосредственного изучения уровня сформированности навыков самообслуживания детей показали недостаточный уровень их сформированности, что актуализировало проблему разработки педагогической программы. В ходе ее реализации нам удалось реализовать следующие задачи: формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком; формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела; формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Повторное обследования сформированности навыков самообслуживания детей раннего возраста показало эффективность реализованной программы: уровень навыков мытья рук и личной гигиены, поведения за столом, снимания и надевания одежды в определенном порядке значительно повысился.
Таким образом, можно заключить, что цель данной работы полностью достигнуты через реализацию поставленных задач.
На основании анализа научных источников выяснено, что формирование навыков самообслуживания занимает особое место в психолого-педагогических исследованиях и является важным направлением психофизического развития ребенка, от уровня сформированности навыков, степени их автоматизированности, умения применять в аналогичных ситуациях в значительной степени зависит успешность обучения и развития детей дошкольного возраста, формирование личности.
В исследовании уточнена сущность понятия «самообслуживание», которое мы определяем, как деятельность, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка, связанных с жизненной необходимостью ухода за телом, одеждой, обувью и тому подобное. Соответственно, «навыками самообслуживания» выступают автоматизированные действия ребенка по уходу за собственным телом, предметами личной гигиены, выполнение гигиенических процедур, потребление пищи, одевание, раздевание и тому подобное.
Самостоятельность - это качество человека, неотрывно сопровождающее каждого человека в течении жизни и чем раньше начинается его формирование, тем легче дальнейшее воспитание полноценного человека.
В самом раннем возрасте можно приучать ребенка к самостоятельности используя формирование гигиенических и культурных навыков у малыша. Забота о здоровье ребенка требует от родителей и педагогов формирования у детей привычки к здоровому образу жизни. Это первостепенная задача, которая требует, как у воспитателя, так и у воспитываемого большого терпения. Одна из целей повседневного общения с ребенком - стремление к тому, чтобы правила личной гигиены стали для него естественной потребностью, привычкой. Необходимо донести до ребенка, что гигиенические навыки с возрастом совершенствуются, и это не только правила «чистоты».
Ребенок должен понять, что соблюдение этих несложных правил продиктовано нормами отношений между людьми, что это уважение к себе и окружающим людям, что уход за собой приносит приятные ощущения красоты и здоровья.
Формирование самостоятельности длительный и сложный процесс. Задача педагога и родителей состоит не в том, чтобы ребенок научился самостоятельно одеваться и умываться, а в том, чтобы развить у ребенка стремление действовать, применяя полученные знания и навыки.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под самообслуживанием понимается труд ребенка-дошкольника, направленный на обслуживание им самого себя. Самообслуживание включает в себя сформированности следующих навыков: навыки опрятности, навыки приема пищи и навыки одевания и раздевания. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи: расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать сенсорное восприятие, речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также формировать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
В младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка, восприятие носит предметный характер, развивается речь и наглядно-действенное мышление, внимание и память носят непроизвольные характер, преобладает двигательная память, воображение развито слабо, ведущим видом деятельности становится игра. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи: расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать сенсорное восприятие, речь, мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, а также формировать умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.
Для формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников необходимо соблюдение ряда педагогических условий: использование в образовательном процессе художественного слова, использование разнообразных методов и приемов при обучении навыкам самообслуживания, соблюдение единых требований в ДОУ и семьи, использование дидактических игр и упражнений, создание воспитывающих ситуаций, соблюдение твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов. Главными методами обучения дошкольников являются: практические (при-учение, упражнение, опыты, моделирование), игровые (использование литературных произведений, рассматривание иллюстраций, картин, вопросы к детям) и метод примера (личный пример, словесный).
Педагогические условия формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ могут включать различные мероприятия, направленные на формирования навыков: художественное слово (русские народные песенки и потешки); для соблюдения единых требований в ДОУ и семьи проводят консультации для родителей; используют дидактические игры и упражнения, направленные на формирование навыков самообслуживания, ежедневные воспитывающие ситуации в повседневной деятельности детей и обеспечен личный пример педагога. Следовательно, создание педагогических условий формирования навыков самообслуживания в игровой деятельности способствует успешному повышению уровня сформированности такие навыков как мытье рук, навыков поведения за столом и навыков снимания и надевания одежды в определенном порядке.
Результаты непосредственного изучения уровня сформированности навыков самообслуживания детей показали недостаточный уровень их сформированности, что актуализировало проблему разработки педагогической программы. В ходе ее реализации нам удалось реализовать следующие задачи: формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком; формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом; формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела; формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни; активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Повторное обследования сформированности навыков самообслуживания детей раннего возраста показало эффективность реализованной программы: уровень навыков мытья рук и личной гигиены, поведения за столом, снимания и надевания одежды в определенном порядке значительно повысился.
Таким образом, можно заключить, что цель данной работы полностью достигнуты через реализацию поставленных задач.
Подобные работы
- Педагогические методы формирования элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей трехлетнего возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия формирования социальных навыков у детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Просветительская работа с родителями по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



