Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника

Работа №94434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
219
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ СЕМЬИ 7
1.1. Семья и её роль в жизни ребенка 7
1.2. Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ с
родителями 15
1.3. Взаимодействие ДОУ и семьи: цели, проблемы, формы 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 39
2.1. Анализ уровня взаимодействия педагогов детского сада с семьями
воспитанников 39
2.2. Использование современных форм взаимодействия педагогов с
родителями воспитанников, для эффективного и своевременного
информирования родителей о работе педагога с детьми 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

Современная ситуация в России характеризуется проведением коренных реформ, которые затрагивают абсолютно все сферы жизнедеятельности общества - экономическую, политическую, социальную и др. Развивающееся общество требует перемен и в системе образования, которые повлекли за собой введение изменения в развитии общества, затронувшие образовательный процесс в целом.
Данные изменения коснулись и дошкольного образования. Их основа была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию этой сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников был введен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) дошкольного образования, утверждены Санитарные правила и нормы (СанПин) к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г., введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Согласно данным документам, дошкольные учреждения могут выбирать приоритетные направления, программы, виды образовательных услуг, новые формы работы, ориентированные на интересы педагогического коллектива и родителей. Также дошкольное образование выводится на стартовый первый уровень общего образования.
В период дошкольного детства расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, появляются более сложные виды деятельности, зарождается деятельность, совместная со сверстниками. Для дошкольника открывается мир человеческих взаимоотношений, законов по которым живет общество, так называемых норм поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. В период дошкольного детства закладывается фундамент социальных знаний и навыков, формируется характер поведения, происходит становление личности ребенка, приобщение к культуре и искусству.
Воспитание детей является одной из самых важных областей нашей жизни, так как дети - это будущие творцы истории нашего государства, будущие граждане страны и мира. Важная роль в их воспитании принадлежит семье. Семейное воспитание направлено на процессы воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Но важная роль в воспитании детей отводится не только семье, но и дошкольному учреждению, в котором ребенок проводит большую часть детства. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для роста и развития детей.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В тоже время, многое зависит от складывающихся отношений между педагогом и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач образовательных учреждений является установление положительных взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время большинство исследований в области педагогики посвящено образованию подрастающего поколения, но остается мало разработанной проблема нахождения оптимальных форм взаимодействия между ДОУ и родителями, чтобы этот процесс был эффективным.
Многие родители не могут уделять детям должное внимание, не знают форм и методов воспитания и развития дошкольников. Конечно, сотрудники дошкольных учреждений приходят на помощь молодым супругам, берут на себя ответственность за обучение и воспитание детей, забывая, что родители тоже должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для их ребенка.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью включения родителей дошкольников в образовательный процесс ДОУ и не разработанностью эффективных форм такого взаимодействия.
Из вышеизложенного вытекает проблема: какие существуют эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи?
Цель исследования: определить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника.
Объект исследования - процесс взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.
Предмет исследования - формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить семью как институт воспитания ребенка.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы
взаимодействия ДОУ с родителями.
3. Определить формы и способы взаимодействия ДОУ и семьи.
4. Проанализировать формы взаимодействия ДОУ с семьей на примере детского сада г.Камышлов.
Теоретическая основа исследования:
Теоретической основой исследования являются труды А.А.
Абакумовой , В.И. Блинова В.И., Джуринского А.Н., Константинова В.А., Пискунова А.И., Позднякова А.Н.. В работах В. И. Загвязинского, Л. А. Левшина, Х.Й. Лийметса изучалось понятие «педагогическое взаимодействие» и было выявлено, что оно состоит из дидактических, социально-педагогических и воспитательных компонентов. А. И. Захаров, Р. Ж. Мухамедрахимов доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Д. Гилязева, М.С. Гончаренко, Т. Далинина, Т.Н. Доронова изучали взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.
Практическая значимость: выводы, которые были получены в процессе опытно - поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагога ДОО для развития эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
- изучение и анализ передового педагогического опыта;
- сравнение, обобщение.
Структура работы: данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив семью как институт воспитания ребенка, было выявлено, что в семье ребенок проводит большое количество времени, именно семья - первый институт социализации ребенка, там он осваивает правила и нормы поведения, учиться говорить, размышлять, фантазировать, общается, играет. В большинстве семей устанавливаются доброжелательные отношения с детьми, но встречаются семьи, в которых дети часто болеют, что влечет за собой проблемы в детско-родительских отношениях. Заболеваемость детей связана с ранним детским возрастом, с физическими особенностями организма, а также с экологической обстановкой в стране. Важная роль в формировании и развитии личности ребенка принадлежит семье и дошкольному учреждению. Семья - место, где ребенок растет, познает окружающий мир, учится ходить, говорить, осваивает предметы. Родители как никто другой знают и подбирают индивидуальный подход к ребенку, применяют нужные меры, педагоги стремятся поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении воспитательных задач.
Изучив психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ с родителями, педагоги пришли к выводу, что для лучшего роста и развития детей необходимо продуктивно взаимодействовать с родителями: в виде сотрудничества, сотворчества, соорганизации, содружества. Взаимодействие должно быть партнерским.
Рассуждая о формах взаимодействия с семьей, педагоги выделяют традиционные и нетрадиционные формы. В настоящее время наиболее популярными становятся нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьями. Это семинары-практикумы, тематические консультации, родительские собрания в нетрадиционной форме, педагогические конференции, педагогические советы, открытые занятия, дни открытых дверей, стенды, уголки, вестники, журналы, ток - шоу, выставки и т.д. Данные формы увеличивают интерес родителей к жизни детей в дошкольном учреждении, привлекают внимание родителей своей занимательностью, способствуют тому, что родители начинают восхищаться продуктами детского творчества, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Среди нетрадиционных форм работы с родителями эффективными являются - семинары-практикумы, открытые занятия, тематические консультации, проекты. С помощью данных форм педагоги знакомят родителей с работой в детском саду, дают практические советы и рекомендации, помогают развивать умения и навыки дошкольников в домашних условиях.
Именно поэтому в дошкольных учебных заведениях должна быть создана целостная система взаимодействия с семьями, которая содержала бы интересные для обеих сторон формы взаимодействия. Основной целью такой деятельности должна быть заинтересованность дошкольного учреждения в трансформации интереса к учебно-воспитательному процессу на интерес семейный, помощь современной семьи в деле воспитания и образования детей, предупреждения проявлений отчуждения между ребенком и его семьей. В перспективе важным является исследование средств формирования доверительного отношение детей к сверстникам и взрослым в условиях совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений и семьи.
Итак, можно сделать вывод, что выстраивание качественных взаимоотношений между родителями и ДОУ возможно через активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий.
И можно с уверенностью сказать, что профиль в социальных сетях является эффективным информационно-техническим средством, при помощи которого выстраивается понимание родителями происходящего в ДОУ и как следствие устанавливаются более доверительные отношения между участниками образовательных отношений
Цели и задачи исследования были решены.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - Москва: Политическая литература, 1987. - 238 с.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. - Москва: 2002. - 264 с.
3. Бу-Гусаим, И.А. Особенности детско-родительских отношений в семье в рамках очно-заочных курсов повышения квалификации / И.А.Бу- Гусаим // Мир психологии. - 2014. URL: http://www.persev.ru/article/detsko- roditelskie-otnosheniya(дата обращения 10.03.2019).
4. Бутрим, С.Р. Современные подходы в работе с родителями: методические рекомендации/ С.Р. Бутрим // Вестник образования. — 2003. - № 6. — 24 с.
5. Варга, А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / А.Я. Варга. Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. - Москва: Просвещение, 1985. - 180 с.
6. Веретенникова, Т.С. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО / Т.С. Веретенникова, О.Н. Зиновьева // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833-835. — URL https://moluch.ru/archive/116/31711/ .
7. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение, 1960. - С. 327 - 350 с.
8. Галкина, Л. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях: Старшая группа / Л. Галкина, С. Бобылева // Дошкольное воспитание. - 1991. - №2. - С.11-16 .
9. Гилязева, Д. Детский сад и семья - единое образовательное пространство // Международный образовательный портал maam.ru- 2017. URL:https://www. maam.ru/detskij sad/detskii-sad-i-semj a-edinoe-obrazovatelnoe-prostranstvo.html(дата обращения 10.03.2019).
10. Глебова, С.В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. / С.В. Глебова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.- 111с.
11. Г ончарова, Е.К проблеме изучения компетенций дошкольников в познавательной сфере / Е. Гончарова, Т. Захараш // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 10. - С. 13-18.
12. Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 41-49.
13. Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л.В. Доманецкая. Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 212 с.
14. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова - Москва: Просвещение, 2011. - 198 с.
15. Доронова, Т.Н. Защита прав и достоинств маленького ребенка // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 9. - 64 с.
16. Дорохина, Н.А. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей при подготовке ребенка к школе / Н.А. Дорохина // Управление ДОУ - 2014 - № 6 - С. 76-79.
17. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин.-3-е изд.. Санкт- Петербург [и др.]: Питер, 2005. - 176 с.
18. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2009. - 128 с.
19. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Учебно-методическое пособие. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012- 72с.
20. Колягина, О.В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - Москва: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.
21. Комарова, И. И. Обзор зарубежных исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на дошкольников за 50 лет / И. И. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 50-56.
22. Кондаков, А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. - М., 2011.
23. Кузнецова, Г. Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей // Международный образовательный портал maam.ru09.01.2017. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-problemy-vzaimodeistvija-dou-s-semei.html(дата обращения 10.03.2019).
24. Лазарева, М. В. Особенности целевого и содержательного компонентов теоретической модели интегрированного обучения дошкольников / М. В. Лазарева // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №1. - С.19-23.
25. Лобанок, Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей/ Т.С. Лобанок. - Москва: "Белый Ветер", 2011.
26. Материалы II Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3 частях. Часть I / Под ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. Москва: 2005. С. 234-239.
27. Молодой ученый. / Н.В. Чекунова, О.А. Баркалова, О.В.
Москалева [и др.]; 2020. — № 26 (316). — С. 321-323. — URL:
https://moluch.ru/archive/316/72188/(дата обращения: 24.11.2021).
28. Монахова, А.Ю. Психология семья: активные методы
взаимодействия : методические указания / А. Ю. Монахова. - Ярославль: Академия развития ; Ярославль : Академия Холдинг, 2002. - 160 с.
29. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 6-е изд., стереотип. / В.С. Мухина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
30. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон № 273 - ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. - Москва : ИНФРА-М, 2002. - 54 с.
31. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования Приказ Минобрнауки РФ 17.10.2013. № 1155. - URL : https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki- Rossii-ot-17.10.2013-N-1155(дата обращения 14.03.2019).
32. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование: Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014. № 1351. Доступ из справ. - прав. системы «КонсультантПлюс».
33. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф- Сысоева [и др.] ;. - Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с. ISBN 5-98032-427-5
34. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. / Е.И. Рогов. - Москва: Владос, 1996. - 529 с.
35. Сетевое сообщество учителей начальной школы «КМ- Школы». Сетевая педагогика, сетевое взаимодействие. - Екатеринбург. 2012.
36. Смирнова, О. Е. Детская психология: учебник для вузов. / О.Е. Смирнова. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 369 с.
37. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А.С. Спиваковская. - Москва: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2000. - 464 с.
38. Стребкова, И.В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. / И.В. Стребкова. - Балаково. 2011.
39. Сулейменова, Ж.А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 27-30.
40. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю.М. Тонкова, Н.Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.
41. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с
42. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
43. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье // Под ред. В.К. Котырло. Москва: Педагогика, 1987. - 342 с.
44. Чеботарева, Е.Ю. Внутрисемейные факторы развития личности / Е.Ю. Чеботарева. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2006, № 2. - С. 28-36.
45. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин // — 4-е изд., стер. — Москва: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ