ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6
1.1. Услуга как вид экономической деятельности 6
1.2. Особенности предоставления услуг в общественном питании.... 13
1.3. Роль дополнительных услуг в развитии предприятия 22
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГ ДЛЯ КАФЕ «ЧАЙНЫЙ ДОМ ПО-ВОСТОЧНОМУ» 29
2.1 Анализ деятельности кафе «Чайный дом по-восточному» 29
2.2. Маркетинговое исследование необходимости проектирования
дополнительных услуг для кафе «Чайный дом по-восточному» . 35
2.3. Описание и экономическое обоснование дополнительной услуги в
кафе «Чайный дом по-восточному» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Затраты на инвентарь и оборудование 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример банкетного меню 60
Рынок услуг берет свои корни еще во времена древности. В период древности происходило зарождение первоначальных отношений в сфере обмена и движения денежных средств, а также отношения в области оказания определенного круга услуг, которые могли удовлетворить потребности населения. С течением времени произошло развитие упомянутого рынка, что, несомненно, оказало благоприятное воздействие не только на взаимодействия внутри рынка, но и послужило одной из особенностей модернизации общества.
На нынешнем этапе развития сферы услуг происходит, включение широкого спектра видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей населения, производственных нужд и в целом всех потребностей общества. Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей: во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это рождает проблему регулирования спроса и предложения услуг, обосабливает торговлю услугами от торговли товарами, в которой многие операции основываются на торговом посредничестве и возможности хранения товаров. Уровень сервиса является двигателем конкурентного преимущества. Сервис - обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни. Независимо от сферы оказания услуг неотъемлемой частью является качество облуживания, от этого показателя зависит степень востребованности и респектабельности предприятия. В условиях
современной рыночной экономики, жесткой конкуренции, а также борьбы за клиентов необходимо постоянное совершенствование деятельности, привносить что-нибудь новое. Каждая фирма, компания, организация, предприятие формирует свой перечень услуг в соответствии с потребностями рынка. Более обширный перечень услуг позволяет организации больше привлечь потребителей, увеличить объемы сбыта продукции и услуг на рынке, в результате чего увеличить свой доход, и повысить уровень конкурентоспособности на рынке, для это необходимо уделять должное внимание постоянно изменяющейся внешней среде, причем не просто внимание, а детального исследования, анализа и прогнозирования рыночной картины, совершенствуя по необходимости организационную структуру организации и добавляя высокоперспективные формы обслуживания потребителей, на современном языке оказывать дополнительные услуги.
На сегодняшний день наибольшая интенсивность развития сферы услуг проявляется в банковской сфере, в сфере страхования, телекоммуникации и информационных технологий, торговли, питания, туризма и в сфере развлечений. Сфера услуг играет немаловажную роль
в обеспечении трудоустройства населения, составляя 56 %. С другой
стороны, роль сферы услуг в экономике России еще мала - около 55 %, в то время как в ВВП развитых стран ее доля превышает 65% [12, с.24].
В сфере развития сервиса услуг также присутствуют определенные проблемы, например, с развитием малого и среднего бизнеса, без помощи государства и крупного бизнеса в традиционных и инновационных отраслях зарубежным компаниям, эти организации сдают свои позиции. Неоднократные попытки государства повторить опыт западных стран, создающих венчурные фирмы, которые обеспечивают наукоемкими услугами малый бизнес, оказались неэффективными. Несмотря на отрицательные стороны, Россия имеет довольно большой потенциал в наращивании рынка внешней торговли услугами.
Таким образом, выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как залогом достижения поставленных целей и задач в малом бизнесе должно быть предоставление качественного обслуживания и его постоянное повышение, что будет способствовать не только росту посещения кафе, но и формированию его постоянной клиентской базы. Иными словами, в условиях современного состояния сфер обслуживания, жестокой конкуренции и экономического кризиса важным направлением деятельности является гостеприимство, разработка обоснованных мероприятий по повышению качества обслуживания.
Объект: услуги предприятия питания.
Предмет: технология проектирования дополнительной услуги для кафе «Чайный дом по-восточному».
Цель: спроектировать дополнительную услугу для кафе «Чайный дом по-восточному».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы предоставления услуги.
2. Рассмотреть понятие качество оказания услуг и управление им.
3. Провести анализ деятельности и качества обслуживания в кафе «Чайный дом по-восточному».
4. Разработать мероприятия, по совершенствованию качества обслуживания в кафе «Чайный дом по-восточному», а также разработать и внедрить в деятельность кафе кейтеринга, а также оценить эффективность ее внедрения.
Теоретической базой исследования послужили работы зарубежных и российских авторов в области менеджмента и сервисного обслуживания, связанные с тематикой работы.
В качестве методов исследования были использованы сравнительный и системный анализ, проведение анкетирования для изучения удовлетворенности обслуживания персоналом. В современное время происходит рост конкуренции в сервисной сфере, которая выдвигает достаточно жесткие требования к качеству обслуживания, основными условиями обеспечения которого являются доступность услуги для потребителя, безопасность, качество и культура обслуживания, профессионализм.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Дополнительные услуги являются залогом хорошей
конкурентоспособности на рынке услуг. Для успешного предоставления дополнительных услуг необходимо учитывать, помимо потребителей, также конкурентов с их предложениями, собственные ресурсы, на основе которых работает предприятие. Достичь высокого уровня конкурентоспособности можно при хорошем, правильном управлении, оригинальном подходе к работе и организации непревзойденных дополнительных услуг, удовлетворяющих потребности потребителей различных категорий. Основополагающим фактором, который мотивирует внедрение дополнительных услуг, является увеличение прибыли в процессе реализации услуги.
В условиях современной рыночной ситуации остро стоит проблема конкуренции и борьбы за клиента в сфере предоставления услуг. Индустрия быстрого питания - стремительно развивающаяся отрасль современного российского бизнеса. Потребители становятся все более искушенными и требовательными.
С каждым днем появляются новые методы и приемы по привлечению своих потребителей, по стимулированию сбыта, по продвижению предоставляемых услуг. В современное время не в коем случае нельзя обойтись без маркетинговых исследований рынка, без хорошей рекламной компанией, без анализа потребителей и конкурентов. Только хорошо налаженное управление и знание своего дела дает свои результаты, предприятие будет получать дополнительную прибыль, сохранит и увеличит число постоянных посетителей.
Внедрение новых технологий, новых услуг, автоматизированных систем значительно облегчает рутинную работу, позволяет осуществлять оперативный контроль и управление, отслеживать спрос на отдельные виды товаров или услуг.
В данной выпускной квалификационной работе была проанализирована деятельность кафе «Чайный дом по-восточному».
В ходе исследования была анализирована теоретическая база, в которой были рассмотрены основные и дополнительные услуги кафе «Чайный дом по-восточному», организационная структура, а также проанализированы основные экономические показатели предприятия, которые достаточно нестабильны и постепенно ухудшаются. Это связано с отсутствием полноценной маркетинговой политики, отсутствием качественного ассортимента дополнительных услуг и сильной конкуренцией.
Поэтому тема дипломной работы по разработке дополнительных услуг в сервисном обслуживании на базе кафе «Чайный дом по-восточному» является актуальной, так как предприятие должно быть конкурентоспособным на рынке быстрого питания.
Из этого можно сделать вывод, что для получения прибыли и успешного функционирования предприятия в сфере быстрого питания, необходимо разрабатывать и осуществлять комплекс дополнительных услуг.
Предложенные мероприятия необходимо осуществлять на предприятии постоянно, а именно совершенствовать правила и технику обслуживания, стимулирование и позиционирование услуг и продукции кафе, отслеживать моду на услуги, востребованность продукции. Обучать персонал новым приемам и техникам приготовления блюд. Менеджеру осуществлять постоянный контроль над обслуживающим персоналом, проводить аттестации, тренинги и мотивировать на высокое качество предоставления услуг.
А также развивать сегодняшний день кейтеринг. Так как она становится всё более популярной и выгодной услугой, так как позволяет провести мероприятие, отметить событие практически на любой площадке, сохранив при этом высокое качество обслуживания. Для кафе «Чайный дом по-восточному» организация данной услуги поможет выйти на новый уровень обслуживания и стать более конкурентоспособным на рынке.
В результате поставленных задач, были изучены теоретические основы предоставления услуги. Рассмотрено понятие оказания услуг и управление им. Проведен анализ деятельности кафе «Чайный дом по-восточному». Было проведено маркетинговое исследование, место проектирования дополнительной услуги кафе «Чайный дом по-восточному», а также разработана дополнительная услуга кейтеринга и произведена оценка эффективности ее внедрения. Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута.
1. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятель- ности предприятия [Текст] : учеб. пособие / М. С. Абрютина. - СПб. : Невский Фонд, Издательский дом Герда, 2016. - 117 с.
2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011.- 318с.
3. Алдакушина Е.С. Современная международная торговля услугами // Внешняя торговля. 2016 №3.
4. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник. М.: ИНФРА -М, 2000.
5. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций [Текст] : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - СПб., Невский фонд, 2013. - 201 с.
6. Беквин, Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 220 с.
7. Беквит, Г. Четыре ключа к маркетингу услуг / Г. Беквит. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 252 с.
8. Бурменко Т. Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т. А. Экономика сферы услуг: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 444 с.
9. Бурменко Т. Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Сфера услуг в современном обществе: Экономика, менеджмент, маркетинг. Курс лекций - М.: Кнорус, 2004.
10. ГОСТ Р. 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия» - Введ. 2016-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014. - 13 с.
11. ГОСТ Р. 52113-2014 "Услуги населению. Номенклатура показателей
качества услуг" [Электронный ресурс] // URL:
http:// docs. cntd.ru/document/1200102288
12. ГОСТ Р. 55051-2012. Услуги общественного питания. Общие требования к кейтерингу [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-55051-2012
13. ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требовании URL: http://docs.cntd.ru/document/1200107325
14. . Ефимкин, А.Е. Конспект лекций по дисциплине «Кейтеринг» /
Ефимкин А.Е. [Электронный ресурс] // URL: http://e-
lib.kemtipp.ru/uploads/41/stf224.pdf
15. . Классификатор услуг ГАТС [Электронный ресурс] // URL: https://docviewer.yandex.ru/view/117242676...