ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие и особенности внеурочной
деятельности 6
1.2 Особенности организации туристско-экскурсионных маршрутов в процессе внеурочной деятельности 11
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-ЭСКУРСИОННЫЕ РЕСУРСЫ НА ТЕРРИТОРИИ ШАЛИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 17
2.1 Общая оценка туристического потенциала Шалинского района
Свердловской области 17
2.2 Историко-культурные объекты туристско-экскурсионной
деятельности 20
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫХ МАРШРУТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ ШАЛИНСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ 33
3.1 Туристско-экскурсионный маршрут «Наше село
Чусовое» 33
3.2. Туристско-экскурсионный маршрут «История Староуткинска » 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Проблема развития туризма и рекреации в Шалинском районе Свердловской области достаточно актуальна. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике, поэтому необходимо стремиться к повышению доходности туризма в бюджете страны. Россия и, в частности, Свердловская область, имеют большой потенциал развития туризма.
В определении актуальности исследования, важнейшее значение приобретает анализ культурно-исторической ситуации в Шалинском районе. Актуальность подтверждается повышенным интересом учреждений образования к организации туристско-экскурсионных маршрутов в процессе внеурочной деятельности учащихся, а также освоением новых мест туристического назначения в Шалинском районе, активным расширением сети экскурсионно-познавательных туристских программ и маршрутов, появлению новых объектов. Все это, несомненно, повлечет за собой дополнительные инвестиции, создание новых рабочих мест, развитие дотационных районов, защиту окружающей среды, появление центров организации туризма в Шалинском районе.
В развитии туристического потенциала исследуемого района существенную роль приобретают природные и культурно-рекреационные ресурсы, потенциал которых в настоящее время используется недостаточно широко. В решении данной проблемы, особую значимость, на наш взгляд, приобретает раскрытие особенностей туристского потенциала, активное и грамотное его использование.
На современном этапе развития экономики большое внимание уделяется сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. В условиях, когда ограничена или полностью прекращена поставка отдельных видов сырья, необходимых для нормального функционирования экономики и социальной сферы, чрезвычайно остро ставиться вопрос научного обоснования использования местных природных лечебных факторов для профилактики и оздоровления населения, рекреации и туризма повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов, эффективного использования природных ресурсов.
Объект исследования: внеурочная деятельность с обучающимися учреждений основного общего образования.
Предмет исследования: организация туристско-экскурсионных
маршрутов с обучающимися во внеурочной деятельности на примере Шалинского района Свердловской области.
Цель работы - оценить туристский потенциал Шалинского района Свердловской области и разработать туристско-экскурсионные маршруты на территории исследуемого района.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие
задачи:
• раскрыть основные теоретические положения организации внеурочной деятельности;
• изучить туристические ресурсы Шалинского района Свердловской области;
• разработать туристско-экскурсионные маршруты на территории Шалинского района Свердловской области.
При написании выпускной работы автором применялись следующие методы исследования: описательный, сравнительный, экспертная географорекреационная оценка, комплексный систематический анализ.
Новизна полученных результатов: разработаны новые туристско- экскурсионные маршруты на территории Шалинского района .
Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-культурные факторы представляют собой надежную базу развития туризма, рекреации и оздоровления населения страны и иностранных туристов. Богатое национально-культурное достояние района является основой развития внутреннего и въездного туризма в Шалинском районе.
2. В процессе исследования были разработаны два туристско- экскурсионных маршрута, которые предназначены для организации внеурочной деятельности учащихся
Структура и объем работы. Работа изложена на 53 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименования. Работа содержит 4 таблицы.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.
Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социальноэкономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.
Таким образом, туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
В последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
Использование туристско-экскурсионных маршрутов в процессе внеурочной деятельности является весьма актуальным. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности - это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Экскурсии - один из основных видов внеурочной деятельности и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка - прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств школьника, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
В процессе исследования нами были разработаны два туристско- экскурсионных маршрута на территории Шалинского района, которые могут быть использованы в процессе организации внеурочной деятельности.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект пресс, 2016. - 470 с
2. Алексеев, Е. П. Памятники монументального искусства Свердловской области / Е. П. Алексеев, В. А. Черепанов, С. П. Ярков. - Екатеринбург: СОКРАТ, 2008. - 151 с
3. Архипова, Н. П. Окрестности Свердловска / Н. П. Архипова. - 3 - е изд. перераб. и доп. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1981. - 191 с.
4. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.
5. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
6. Габай, Т. В. Педагогическая психология. Учебное пособие / Т.В. Габай. - М.: Издательство МГУ, 2011. - 160 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
8. География туризма : учеб. пособие для СПО / М. В. Иванова, Л. В. Сазонкина, Е. Д. Салас Лусуриага, Ю. Л. Кужель ; под науч. ред. Ю. Л. Кужеля. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 443 с.
9. Грачева О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 695 c.
11. Долгов, А. В. Деревянное зодчество Свердловской области / А. В. Долгов. - Екатеринбург: Сократ, 2008. -143 с.
12. Индустрия туризма: Правовые акты: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Меж. - Москва: Мир, 2015. - 344 с.
13. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
14. Капустин, В. Г. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология: учебное пособие для учащихся старших классов по курсу «География Свердловской области». - 2 - е изд., перераб. / В. Г. Капустин, И. Н. Корнеев. - Екатеринбург: У — Фактория, 2004. - 325 с.
15. Колесова С.Н. Теоретические положения стратегического управления туризмом региона // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте 2009». Том 4. Физика и математика, Туризм и рекреация. - Одесса: Черноморье, 2015...