ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 6
1.1 Определение понятий специальной выносливости 6
1.2 Виды специальной выносливости 8
1.3 Средства и методы развития специальной выносливости 9
1.4. Особенности воспитания специальных типов выносливости 24
1.5 Выносливость и возраст 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДНИЕ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
Проблема совершенствования выносливости с детского возраста является одной из важнейших в физическом воспитании и спортивной тренировке. Воспитание выносливости в спортивных целях должно спо-собствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения, что особенно важно в связи с имеющей место гипокинезией (Гипокинезия (греч. бло — снизу, под; Kivpoic; — движение) — состояние недостаточной двигательной активности организма с ограничением темпа и объёма движений) у детей школьного возраста. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию.
Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов спорта, особенно в тех, которые связаны с продолжи-тельной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости.
В настоящее время высокие спортивные результаты в беге на выносливость стали доступны для девушек 16-17 лет и юношей 18-19 лет. Вместе с тем это не является препятствием к повышению результатов при переходе их в категорию взрослых спортсменов.
Современная возрастная физиология, биохимия и морфология накопи¬ли значительный экспериментальный материал по отдельным вопросам раз¬вития выносливости в онтогенезе в связи с возрастно-половыми особенно¬стями организма. Также известно, что этот возраст является благоприятным и для развития быстроты движений. Однако в теории физического воспитания вопросы совершенствования выносливости в спортивных целях у детей, подростков, юношей и девушек изучены еще недостаточно, полноценно.[10].
Множество видов специальной выносливости на вряд ли зависимы друг от друга или не зависят вообще. К примеру, если иметь хорошую скоростной переносимость, но подходящей силой или недостающей координационной и прыгательными показателями выносливости [20].
По мнению многих специалистов, к числу основных, ведущих педагогических показателей, от них зависим оценка развития специальной выносливости в, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки.
Вполне естественно, что в настоящее время актуальными вопросами педагогической практики становится повышение эффективности методики развития выносливости, управление учебным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах воздействий и на основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в методику учебного процесса.
Лёгкая атлетика одна из доступных и результативных видов спорта. База спортивного развития в лёгкой атлетике содержит специальная выносливость. Её проявления на всяких этапах спортивной карьеры способствуют показанию высшего и постоянного результата. Почти единственным из важнейших методов развития здоровья существуют физические нагрузки, занятия например должны быть организованы с предусмотренными положениями организационно-разработанными
требованиями процесса физического воспитания. Базовой формой занятий физическими тренировками соответствует учение физической подготовке, тот самый даёт ряд ощущаемых льгот для внеплановых форм занятий по раскачиванию двигательных качеств. Так как из постоянных и нужных двигательных качеств - Специальная выносливость. В нашем занятии разбираются средства и навыки развития специальной выносливости юношей 14-15 лет на занятиях физической культуры
Объект исследования является учебно-тренировочный процесс юношей. Этап физического улучшения учащихся 14-15 лет нацеленный на развитие специальной выносливости.
Предмет исследования - средства и методы развития специальной выносливости учащихся в школе 14-15 лет.
Цель исследования: - определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленного на развития специальной выносливости у школьников на уроках физической культуры.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости юношей 14-15 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие направленный на развитие специальной выносливости юношей 14-15 лет.
В ходе проведения данной работы была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Многие авторы занимались изучением данного вопроса, каждый из них давал свое определение этому физическому качеству, но все авторы сходились на том, что выносливость - это способность человека длительное время выполнять работу, преодолевая утомление. Также были раскрыты основные понятия такие как : «физические качества», «двигательные способности», «выносливость» и рассмотрены виды выносливости.
Были определены средства и методы развития как общей, так и специальной выносливости. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а наоборот, к снижению уровня тренированности.
На начальном этапе развития выносливости необходимо сосредоточиться на развитии аэробных возможностей, одновременно улучшая функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляя опорно-двигательный аппарат, т. е. на развитии общей выносливости.
На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, используя непрерывную равномерную работу в виде темпового бега, бега по пересеченной местности, плавания и др.
На третьем этапе необходимо увеличить объем тренировочных нагрузок за счет использования более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Нагрузку следует увеличивать постепенно.
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основной целью физического воспитания как педагогического процесса является всестороннее развитие и формирование высокой физической подготовленности каждого студента. Немалую роль в этом играет воспитание у студентов выносливости.
В современном образовании система физического воспитания направлена на создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных возможностей и способностей обучающегося.
Мотивация, направленная на всестороннее развитие студента, предполагает овладение основами личной физической культуры, под которой понимается единство знаний, умений, навыков, высокий показатель здоровья и физического развития .На развитие выносливости учащихся учебными программами предусмотрен довольно большой объём времени. В основном оно определено подготовкой к выполнению учебных требований.
Однако очень часто это время используется неэффективно. Причин несколько:
Во-первых, недостаточное знание и недооценка студентами эффективных методов развития выносливости;
Во-вторых, неспособность преодолеть психологический барьер, неуверенность в себе и связанная с этим застенчивость перед сверстниками обусловлены плохой физической подготовкой, которая часто связана с индивидуальными способностями учащихся (высокий рост, избыточный вес);
В-третьих, недостаточная сформированность целевого отношения к осознанной потребности в развитии выносливости;
В-четвертых, вариативность нагрузок, разнообразие нестандартных приспособлений, используемых при развитии выносливости.
Факторы от которых зависит уровень проявления и развития специальной выносливости [4, 20]:
- общая выносливость;
- расход внутримышечной выносливости (интенсивность ослабевания источников энергии);
- волевые качества имеют особое значение, например благодаря им спортсмен способен выполнять упражнение при усталости - технико-тактическое мастерство, т.е. техника владения двигательным действием, связанная с экономичностью техники и тактики, а так же и рациональностью выполнения упражнения;
- возможности нервно-мышечного аппарата;
- показатели скорости (к ним, помимо непосредственного показателя скорости работы мышц, относится показатель их гибкости);
- способность быстро и рационально координировать движения (важный показатель: точность движения);
- силовые показатели, рассматриваемые вкупе с другими двигательными способностями, развиваемые идентично.
Различные типы выносливости практически не зависят друг от друга. Например, здесь можно иметь высокую скоростную выносливость, но недостаточную силовую или низкую координационную и прыжковую выносливость [20].
По мнению многих специалистов, к числу основных, ведущих педагогических факторов, от которого зависим уровень развития специальной выносливости в, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки.
Вполне естественно, что в настоящее время актуальными вопросами педагогической практики становится повышение эффективности методики развития выносливости, управление учебным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах воздействий и на основе полученных данных вносить соответствующие коррективы в методику учебного процесса.
Лёгкая атлетика один из доступных и эффективных видов спорта. Основу спортивного совершенствования в лёгкой атлетике составляет Специальная выносливость. Её проявления на разных этапах спортивной карьеры способствуют показанию высокого и стабильного результата. Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания.
Основной формой занятий физическими упражнениями является урок физической подготовке, который имеет ряд существенных преимуществ перед неурочными формами занятий по развитию двигательных качеств. Одно из основных и важных двигательных качеств - выносливость. В работе рассматриваются средства и методы развития специальной выносливости юношей 14-15 лет на занятиях по физической подготовке.
1. Ахмадеев, Р. Р. Физиологические основы физического
воспитания и спорта Учебное пособие / Р. Р. Ахмадеев. - Уфа, 2005. - 130 с.
2. Ашмарин, Б. А. О тестах и тестировании / Б. А. Ашмарин. -М.: Физкультура в школе, 2005. - 19 с.
3. Благуш, П. К. Теории тестирования двигательных способностей / П. К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 165с.
4. Богданов, Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников / Г. П. Богданов. - М.: Просвещение, 2001. - 85 с.
5. Лях В.И. Скоростные способности. Основы тестирования и методики развития.// Физическая культура в школе. 1997. № 3. с.2-8.
6. Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в средней школе / Г. П. Богданов. - М.: Просвещение, 2000. - 114 с.
7. Бойко, А.Ф. Основы лёгкой атлетики / А. Ф. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 188 с.
8. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 240 с.
9. Вайцеховский С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 255 с.
10. Валик Б. В. Тренерам юных легкоатлетов / Б. В. Валик. -М.: Физкультура и спорт, 2004. - 261 с.
11. Валик, Б. В. Легкая атлетика для юношей / Б. В. Валик. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 288 с.
12. Ивочкин В.В. Нормативные требования к многолетней
подготовке юных бегунов на средние дистанции. Москва.1990. с 31-38.с.
13. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В. П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 215 с.
14. Годик М.А. Спортивная метрология учебник для ин-тов физ. культуры ./ М.А. Годик - М: Физкультура и спорт, 2008 - 197с.
15. М. Курцер, А. Румянцев. Врачебный контроль за здоровьем ребенка. / М. Курцер, А. Румянцев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 376с.
16. Касаткина Л.В. Бег - это жизнь. Санкт-Петербург. 1993. 88 с.
17. Никитюк, Б. А. Спортивная морфология: предпосылки возникновения и творческая роль Центрального института физической культуры и ее формирование / Б. А. Никитюк // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №4. - С.37-39.
18. Озолин, Н. Г. Лёгкая атлетика / Н. Г. Озолин, В. И. Ворнкина, Ю. Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 288 с.
...