ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме исследования 5
1.1. Понятие «силовые способности» 5
1.2. Средства и методы развития силовых способностей 11
1.3. Особенности тренировочного процесса на занятиях
мотокроссом 21
1.4. Методика развития силовых способностей у
занимающихся мотокроссом 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список используемой литературы 51
Приложение 55
Актуальность. Мышечная сила является способностью человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему благодаря усилию мышц (их напряжение). Силовые способности - это такие проявления человека в какой-либо деятельности, основа которых заключается в понятии «сила». Силовые навыки не проявляются самостоятельно, а лишь посредством какой-либо двигательной активности.
При этом на проявление силы влияют различные факторы, вклад которых в каждом определенном случае корректируется в зависимости от определенных двигательных действий или условий реализации этих действий, а также от вида силовых навыков, возраста, половых и личностных особенностей человека [14].
На улучшение системы физического воспитания детей влияет уровень научной обоснованности методов физической подготовки в этом возрасте. Таким образом, методика воспитания школьников - это, прежде всего, переложение теории и методики физической культуры, приспособление ее положений к физическому воспитанию школьников.
Но выработка как таковых методов воспитания нереализуема, если при этом не понимать, как же развиваются основные физические качества при влиянии различного рода факторов, прежде всего, от двигательной активности ребенка.
В связи с тем, что возрастные характеристики развития двигательной активности, а также различия в физическом воспитании и обучении детей недостаточно исследованы, то данная тема приобретает особую актуальность. Ведь именно в детском возрасте происходит формирование жизненно важных локомоторных навыков и умений, строится фундамент двигательного опыта, идет освоение двигательной азбуки. Благодаря этому и идет развитие всей двигательной активности человека. Особенно, если учитывать, что сама двигательная активность детей и их силовая подготовленность является главным фактором в процессе гармоничного развитого ребенка.
Проблемой является недостаточно эффективный выбор средств и методов для развития силовых способностей, занимающихся мотокроссом.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс у детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом.
Предмет исследования - средства и методы, используемые в процессе развитие силы у детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом.
Цель исследования - выявление эффективности использования разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие силовых способностей в мотокроссе у школьников 15-16 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме развития силовых способностей у детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития силовых способностей у детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом.
3. Экспериментально доказать эффективность средств и методов развития силовых способностей у детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом.
Мотокросс является одним из самых сложных технических видов спорта. Вопросы физической подготовки и, в особенности, методики совершенствования силовых способностей являются ведущими в мотокроссе. Результаты, проведенного нами исследования, показали, что способность к силовым проявлениям является самостоятельным качеством, требующим адекватных ему средств тренировки, соответствующих основному спортивному движению по временным и динамическим характеристикам.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Согласно данным, полученным в ходе анализа научно-методической литературы, проведение специальной физической подготовки является существенным фактором для достижения высоких результатов мотокроссменов 15-16 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития необходимых для данного вида спорта качеств всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Нами разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие силовых способностей мотокроссменов 15-16 лет. В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Вис на турнике различным способом;
• Присед с отягощением;
• Скручивание запястий одной рукой;
• Подтягивания с отягощением;
• Интервальный бег;
• Бёрпи с выпрыгиванием;
• Подъем туловища из положения лежа;
• Отжимания с хлопками
• Армейский жим
• Статический полуприсед
3. В ходе проведенного нами эксперимента, доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в увеличении уровня развития силовых способностей у мотокроссменов экспериментальной группы.
Таким образом, гипотеза о положительном влиянии применяемого нами комплекса упражнений, направленного на развитие силовых способностей детей 15-16 лет, занимающихся мотокроссом экспериментально подтверждено.
1. Алхасов, Д. С. Методика обучения предмету "физическая культура" в 2
ч. Часть 1: учебное пособие для СПО / Д. С. Алхасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
2. Андреева М.К. Упражнения для укрепления мышц живота и бедер. / М.К. Андреева - М.: АСТ, 2008г. - 127с.
3. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов : пер. с англ. / Т. Бомпа - М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. - 259 с.
4. Булич, Э. Г. Здоровье человека: биологическая основа
жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Э. Г. Булич, И. В. Муравов. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2013. - 216 с.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. / Зациорский В.М.
- М.: Физкультура и спорт, 1970. — 148 с.
7. Курамшина Ю.Ф. Попова В.И., теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с
8. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников /В.И. Лях. - М: ООО Фирма Издательство АСТ,1998. - 272 с.
9. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М.: АСТ: Астрель, 2004. - 863 с.
10. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры / В. С. Рубин. - М.: Физическая культура, 2006. - 112 с.
11. Симон, Ф. Упражнения для мускулатуры / Ф. Симон - М.: Диля, 2007.
- 192 с.
12. Трофимец Ю. И. Мотокросс. Подготовка гонщиков. / Ю. И. Трофимец
- М.: Патриот, 1990. - 142с.
13. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П.Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
14. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта. /Ж. К. Холодов — 2-е издание М.: Издательский центр «Академия», 2003 год
15. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - 2-е изд / Ж.К Холодов, В.С Кузнецов -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
16. «Воспитание специальной выносливости гонщика» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.mxplus.ru/ds/202
...