1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Характеристика, понятие специальной выносливости и ее виды 6
1.2 Возрастные особенности старших школьников как условие развития
специальной выносливости 9
1.3 Техника безопасности при выполнении упражнений старшими
школьниками 12
1.4 Педагогический контроль при развитии специальной выносливости
детей старшего школьного возраста 15
1.5 Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития
специальной выносливости 16
1.6 Методика развития специальной выносливости у юношей и девушек
16-17 лет 19
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Организация исследования специальной выносливости у старших
школьников 21
2.2 Методы исследования специальной выносливости у старших
школьников 22
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1. Результаты развития специальной выносливости у юношей и девушек 16-17 лет 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
Понятие выносливости рассматривается не только в физической культуре и спорте, но и в профессиональной, повседневного жизни любого человека, которая отражает общий уровень работоспособности [3].
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске и обосновании наиболее эффективных средств и методов развития гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки.
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время проблемы методики развития специальной выносливости у старших школьников обусловлены спецификой предметной области «Физическая культура», предполагающей неоднократное обращение к различным упражнениям в течение всего периода обучения в старших классах, что определяет целесообразность ознакомления с основами техники безопасности при выполнении упражнений старшими школьниками, их возрастные особенности при выполнении упражнений, педагогический контроль при развитии специальной выносливости детей старшего школьного возраста, подробное изучение которых предстоит на последующих этапах овладения специальной выносливостью у старших школьников.
Изучение особенностей методики развития специальной выносливости у старших школьников облавливает актуальность выбранной темы. Актуальность исследования также обусловлена высоким ростом спортивной конкуренции, требующей способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
В теории и методике спорта развитие выносливости занимает одно из важнейших мест, поскольку именно от нее во многом зависит соревновательный результат. Вместе с тем основные закономерности воспитания выносливости у спортсменов на различных этапах годичного цикла недостаточно хорошо изучены, поскольку в процессе подготовки приходится применять не только различные средства, но и методы спортивной тренировки, каждый из которых по-разному воздействует на развитие физических качеств.
Представляется, что изучение всех основ методики развития специальной выносливости у старших школьников, позволяет школьникам младших классов правильно выражать свои мысли, формировать предложения, исследованию посвящены различные труды таких авторов, как Матвеева Л. П., [Матвеев, 47], Мейксон Г. Б. [Мейксон, 48], Набатниковой М. Я. [Набатникова, 50] и др. В работе по результатом исследования в части определения упражнений, выбран метод Лях В.И. [Лях, 35,36], выносливости учитель физической культуры может использовать упражнения:
Обоснованность и значимость работы над методикой развития специальной выносливости у старших школьников обуславливается, в первую очередь, его видами, средствами и методами. Роль учительского состава для школьников старших классов направлена на то, чтобы ученик сознательно и умело выполнял упражнения, направленные на развитие выносливости.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс
совершенствования методики развития специальной выносливости у старших школьников возраста 16-17 лет.
Предмет исследования: методика развития специальной выносливости у старших школьников.
Цель исследования: повышение уровня развития специальной выносливости у старших школьников возраста.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие специальной выносливости у старших школьников.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие специальной выносливости у старших школьников.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений для увеличения специальной выносливости у старших школьников, а так же метод контрольных испытаний в виде тестирования.
Структура выпускной квалификационной работы (далее по тексту - ВКР). Работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы, приложения, работа изложена на 58-ми листах, список литературы составляет - 53 источника. Кроме того, в ВКР обозначены таблицы, приложения в виде иллюстраций.
В исследовании определено, что понятие выносливости рассматривается не только в физической культуре и спорте, но и в профессиональной, повседневного жизни любого человека, которая отражает общий уровень работоспособности [3].
Настоящее исследование проведено на примере 10-11 класса. В исследовании определено, что у обучающихся старших классов отмечается снижение координационного развития - это и способность к вестибулярной устойчивости, быстрота выполнения упражнений, и гибкость скоростносиловых способностей (координационная выносливость). в таком возрасте, как юноши, так и девочки способны выдерживать интенсивную нагрузку. У юношей в отличие от девушек наблюдается значительно больший прирост мышечной массы и заметно опережает в развитии плечевой пояс.
В возрасте 16-17 лет у юношей наблюдается асимметрия в части увеличения мышц правой и левой половины тела, с целью симметричного развития мышц, силовые нагрузки предполагаются на левую или правую мышцу, либо на правую для развития туловища.
Перегрузка выполнения упражнений может негативно повлиять на развитие опорно-двигательного аппарата - задержать рост костей, вызывать необратимые деформации костей и суставов, поэтому, представляется верным выполнять условия техники безопасности, которые рассмотрены в следующем параграфе. При выполнении упражнений физической нагрузки, направленной на развитие методики выносливости, также следует учитывать нагрузку на развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развитие данной системы в таком возрасте приближено к показателям взрослого человека.
Функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у старшеклассников приближены и достигают показателей взрослых людей, частота сердечных сокращений (далее по тексту -ЧСС) в покое составляет 65-75 ударов в минуту, т.е. практически не отличается от ЧСС взрослого человека.
При этом, важно учитывать нагрузку на сердечно-сосудистую систему, правильность выполнения упражнений укрепляет сердечные сосуды и совершенствует его работу. Грудная клетка в возрасте 16-17 лет достигает значительных размеров, ее окружность увеличивается, легкие достаточно развиты, что способствует усвоению достаточного для нормальной жизнедеятельности потребления и усвоения кислорода.
В исследовании определено, что в целях повышения у обучающихся старших классов выносливости как силовой, координационной, так и специальной, предусматриваются специальные программы физического воспитания.
В работе определены виды педагогического контроля - предварительный, оперативный, текущий, поэтапный и итоговый.
На уроках физической культуры старших классов, необходимо использовать упражнения циклического характера, направленные на правильную работу всего организма обучающегося, поскольку на все функциональные показатели органов кровообращения и дыхания положительное влияние оказывает физическая работа и занятия спортом.
Некоторые виды выносливости могут не корректировать друг с другом. Можно овладеть высокой выносливостью в динамической работе и малой в удержании статического усилия
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что в возрасте 16-17 лет активная и пассивная выносливость развиваются параллельно.
Данный возраст является переходным, в исследуемом возрасте уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей органов и систем организма, особенно ЦНС, ССС, дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие выносливости у старшеклассников возраста 16-17 лет.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития выносливости у школьников 16-17 лет.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемого нами разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие методики выносливости у школьников возраста 16-17 лет.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. - М. : Просвещение, 1990. - С. 143-148.
2. Аганянц, Е.К. Очерки по физиологии спорта [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач. - Краснодар: Экоинвест, 2001. - 203 с.
3. Адаптация человека к спортивной деятельности. Предисловие [Текст] / Г.Г. Наталов, А.П. Исаев, С. А. Личагина, Р.У. Гаттаров и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. - С. 3-11.
4. Артеменков, А. А. Динамика вегетативных функций при адаптации к физическим нагрузкам [Текст] /А. А. Артеменков // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 63.
5. Астахов, A.B. Физическая работоспособность и. методика ее определения [Текст] / A.B. Астахов // Теория и практика физической культуры, 2007. - №8. - С.20.
6. Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте [Текст] /И.В. Аулик. - М.: Медицина, 1990. - 191с.
7. Бирюкова, О.В. Работоспособность при гипокинезии и двигательных нагрузках [Текст] : автореф. дис. ... докт. биол. наук. - М., 1998. - 36 с.
8. Бобкова, E.H. Дифференцированная методика воспитания скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического развития: дис.канд. пед. наук [Текст] / Е.Н. Бобкова. - Смоленск: СГАФКСТ, 2006. - 177 с.
9. Бойко, А.Ф. Основы легкой атлетики [Текст] / А.Ф. Бойко. - М.: Физическая культура и спорт, 2003. - 300 с.
10. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки [Текст] / А. П. Бондарчук. - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 303 с.
11. Борилкевич, В.Е. Физическая работоспособность в экстремальных условиях мышечной деятельности / В.Е. Борилкевич. - Л.: ЛГУ, 1982. - 97 с.
12. Вайцеховский, С. М. Книга тренера [Текст] / С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 488 с.
13. Виленский М.Я. В44 Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 214 с. — (Среднее профессиональное образование).Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
14. Гужаловский А. А. Основы теории и методики физической культуры. М. , 1988. 352 с.
15. Грачев О.К. Физическая культура. [Текст] / О.К. Грачев. М. : ИКЦ «МарТ», 2005 - 464с.
16. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А Сафонов. - М. : Лептос, 1994. - С. 232¬262.
17. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
...