Организация закупочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении (Российский государственный социальный университет)
|
Объект исследования - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского».
Рассмотрены особенности организации закупочной деятельности.
Даны рекомендации по совершенствованию процесса организации закупочной деятельности.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие и принципы контрактной системы в РФ 7
1.2. Организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения 12
Глава 2. Практика организации закупочной деятельности в государственных образовательных учреждениях (на примере ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») 21
2.1. Характеристика ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» 21
2.2. Финансирование ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 25
2.3. Особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 29
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования процесса организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.1. Проблемы системы организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.2. Совершенствование механизма по достижению результативности и прозрачности закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
Рассмотрены особенности организации закупочной деятельности.
Даны рекомендации по совершенствованию процесса организации закупочной деятельности.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие и принципы контрактной системы в РФ 7
1.2. Организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения 12
Глава 2. Практика организации закупочной деятельности в государственных образовательных учреждениях (на примере ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») 21
2.1. Характеристика ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» 21
2.2. Финансирование ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 25
2.3. Особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 29
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования процесса организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.1. Проблемы системы организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.2. Совершенствование механизма по достижению результативности и прозрачности закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
Государственные закупки один из главных экономических и социальных институтов, направленный на удовлетворение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах. Непосредственно благодаря государственной закупочной деятельности идет перераспределение материальных благ.
Предназначение государственных закупок – целевое и эффективное расходование средств государственного бюджета. Государство прямо заинтересовано, чтобы закупочные процедуры для удовлетворения государственных и муниципальных нужд были направлены на то, чтобы быть прозрачными на всех этапах проведения торгов, детально регламентированы действия участников.
Государственную закупочную деятельность осуществляют федеральные бюджетные учреждения. К ним относятся учреждения здравоохранения, образования, органов исполнительной власти, культуры и спорта. Так как главным источником дохода для них является бюджет государства, данные учреждения находятся под особым контролем государства. Это касается и организации закупочной деятельности.
Для бюджетных учреждений существуют особенности и ряд ограничений по осуществлению закупочной деятельности. Эта деятельность регулируется специальными нормативно-правовыми актами и имеет свои механизмы организации закупок.
Несмотря на постоянное внимание к государственной системе закупок, данная сфера содержит множество проблем. В частности, с недопустимой частотой вносятся изменения в законодательство, в систему, условия и сроки совершенствования проведения закупок. При этом на снижение коррупции и на целевое использование средств это не отражается.
По этим причинам, данная отрасль нуждается в постоянном совершенствовании в части нормативного регулирования, механизмов и инструментов осуществления закупок. Так как в государственных закупках сосредоточенно подавляющая часть бюджетных денег, она требует постоянный мониторинг и контроль в целях недопущения нарушений и преступлений. Ведь именно из-за коррупционного фактора при проведении государственных закупок, государство бесцельно теряет финансы.
Таким образом, совершенствование управления закупками с участием учреждений образовательной сферы представляет особую актуальность для организации процесса качественного функционирования государственных закупок.
Степень разработанности темы. Анализ проблем законодательства регламентирование государственных закупок проводится в работах А. А. Морозова, Победоносцева К., Шершеневича Г. Ф. Мейера Д. И., Анненкова А и других. Проблемы системы закупок для целей государственных и муниципальных нужд исследуются в трудах экономистов: Акимова Н.А., Бауэрсокс Д. Дж., Власова В.А., Груздева В.В., Дегтева Г.В., Демина А.А., Райзберга Б.А., Родкиной Т.А., Ручкина Г.Ф., Салиола Ф. и других.
Цель работы – на основе анализа практики организации закупочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» (ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса организации государственных закупок для обеспечения нужд образовательного учреждения
Согласно обозначенной цели, выделим основные задачи:
− охарактеризовать понятие и принципы контрактной системы в РФ;
− проанализировать систему организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения;
− представить общую характеристику ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» и проанализировать его финансовое состояние;
− изучить особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» и выявить основные проблемы данной системы;
− определить направления по совершенствованию механизма по достижению результативности и прозрачности закупок в учреждении.
Объектом исследования являются государственные закупки для обеспечения нужд бюджетных учреждений
Предметом исследования является процесс организации закупочной деятельности в образовательном учреждении на примере ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы служат труды отечественных и зарубежных экспертов в области права и государственных закупок таких, как: … и др., а также статьи из периодических и электронных изданий и материалы сети Интернет по рассматриваемой в работе проблематике.
Информационно-правовой базой работы выступает совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих организацию закупок для государственных и муниципальных: Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон №223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также постановления, методические указания Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и др. документы.
Методологическую базу работы составляют общенаучные, экономические, математические и другие методы. Основные из них: сравнение, анализ, моделирование, дедукция, визуализация, описание, статистический анализ и другие методы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и методические рекомендации, приведенные в третьей главе исследования, представляют интерес для государственных органов на различных уровнях власти при проведении политики государственного регулирования закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Составленная в работе система показателей и методики оценок закупок могут успешно применяться на практике осуществления закупок и обоснования целевых программ.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 52 страницах машинописного текста, без учета приложений, и включает 8 рисунков, 1 таблицу. Основной раздел работы состоит из введения, 3 разделов, включающих 7 пунктов, и заключения. Список использованных источников насчитывает 46 источников. Приложения представлены на 17 страницах
Предназначение государственных закупок – целевое и эффективное расходование средств государственного бюджета. Государство прямо заинтересовано, чтобы закупочные процедуры для удовлетворения государственных и муниципальных нужд были направлены на то, чтобы быть прозрачными на всех этапах проведения торгов, детально регламентированы действия участников.
Государственную закупочную деятельность осуществляют федеральные бюджетные учреждения. К ним относятся учреждения здравоохранения, образования, органов исполнительной власти, культуры и спорта. Так как главным источником дохода для них является бюджет государства, данные учреждения находятся под особым контролем государства. Это касается и организации закупочной деятельности.
Для бюджетных учреждений существуют особенности и ряд ограничений по осуществлению закупочной деятельности. Эта деятельность регулируется специальными нормативно-правовыми актами и имеет свои механизмы организации закупок.
Несмотря на постоянное внимание к государственной системе закупок, данная сфера содержит множество проблем. В частности, с недопустимой частотой вносятся изменения в законодательство, в систему, условия и сроки совершенствования проведения закупок. При этом на снижение коррупции и на целевое использование средств это не отражается.
По этим причинам, данная отрасль нуждается в постоянном совершенствовании в части нормативного регулирования, механизмов и инструментов осуществления закупок. Так как в государственных закупках сосредоточенно подавляющая часть бюджетных денег, она требует постоянный мониторинг и контроль в целях недопущения нарушений и преступлений. Ведь именно из-за коррупционного фактора при проведении государственных закупок, государство бесцельно теряет финансы.
Таким образом, совершенствование управления закупками с участием учреждений образовательной сферы представляет особую актуальность для организации процесса качественного функционирования государственных закупок.
Степень разработанности темы. Анализ проблем законодательства регламентирование государственных закупок проводится в работах А. А. Морозова, Победоносцева К., Шершеневича Г. Ф. Мейера Д. И., Анненкова А и других. Проблемы системы закупок для целей государственных и муниципальных нужд исследуются в трудах экономистов: Акимова Н.А., Бауэрсокс Д. Дж., Власова В.А., Груздева В.В., Дегтева Г.В., Демина А.А., Райзберга Б.А., Родкиной Т.А., Ручкина Г.Ф., Салиола Ф. и других.
Цель работы – на основе анализа практики организации закупочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» (ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса организации государственных закупок для обеспечения нужд образовательного учреждения
Согласно обозначенной цели, выделим основные задачи:
− охарактеризовать понятие и принципы контрактной системы в РФ;
− проанализировать систему организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения;
− представить общую характеристику ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» и проанализировать его финансовое состояние;
− изучить особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» и выявить основные проблемы данной системы;
− определить направления по совершенствованию механизма по достижению результативности и прозрачности закупок в учреждении.
Объектом исследования являются государственные закупки для обеспечения нужд бюджетных учреждений
Предметом исследования является процесс организации закупочной деятельности в образовательном учреждении на примере ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы служат труды отечественных и зарубежных экспертов в области права и государственных закупок таких, как: … и др., а также статьи из периодических и электронных изданий и материалы сети Интернет по рассматриваемой в работе проблематике.
Информационно-правовой базой работы выступает совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих организацию закупок для государственных и муниципальных: Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон №223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также постановления, методические указания Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и др. документы.
Методологическую базу работы составляют общенаучные, экономические, математические и другие методы. Основные из них: сравнение, анализ, моделирование, дедукция, визуализация, описание, статистический анализ и другие методы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и методические рекомендации, приведенные в третьей главе исследования, представляют интерес для государственных органов на различных уровнях власти при проведении политики государственного регулирования закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Составленная в работе система показателей и методики оценок закупок могут успешно применяться на практике осуществления закупок и обоснования целевых программ.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 52 страницах машинописного текста, без учета приложений, и включает 8 рисунков, 1 таблицу. Основной раздел работы состоит из введения, 3 разделов, включающих 7 пунктов, и заключения. Список использованных источников насчитывает 46 источников. Приложения представлены на 17 страницах
Теоретическое рассмотрение такой категории, как «контрактная система» позволило автору прийти к выводу, что она представляет собой совокупность норм, требований и правил, регулирующих отношения, связанные с процессом планирования обеспечения органов государственной и муниципальной власти, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов для эффективного выполнения государственными и муниципальными органами возложенных задач и функций.
Система организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения определяется спецификой их функционирования. Так, механизм и источники финансирования, состав и организационные особенности таких учреждений определяются некоммерческими чертами.
Главная цель бюджетных образовательных учреждений – предоставление качественных услуг в сфере образования. Они выполняют государственное (муниципальное) задание, которое служит основой для определения объема и состава расходов бюджетного учреждения, т.е. их финансирования, которое в дальнейшем направляется на закупки для хозяйственных и административных нужд.
В настоящее время с уверенностью можно сказать, что государством взят курс на обеспечение все возрастающей прозрачности и автоматизации деятельности отделов закупок федеральных и муниципальных органов власти, однако на местах до сих пор отмечается большое количество проблем в данной области.
Исследуемое учреждение – ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» – это современное учебное заведение, сформированное в рамках реорганизации в форме слияния школ и детских садов в 2012 году, расположенное на северо-востоке Москвы. Основным видом деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» является предоставление среднего общего образования, однако учреждение предоставляет также услуги дошкольного и общего начального образования.
Объем финансирования ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» составляет около 400 млн руб. Школа ведет активную закупочную деятельность в форме аукционов в рамках совместных лотов (по ежегодным базовым нуждам) и самостоятельную – в форме запроса котировок под запрос.
Как и большинство других российских образовательных учреждений ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» имеет ряд проблем, связанных с закупками. В частности автором выделяются:
− частичное отсутствие обоснования расчета НМЦК, что делает проведение процедуры закупки не вполне прозрачной;
− некорректный расчет НМЦК (завышение или занижение);
− отсутствие в штате ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» квалифицированного специалиста по закупкам;
− несовершенство документального обеспечения закупочных процедур.
Все эти проблемы, в свою очередь, повышают вероятность возникновения правонарушения и усиливают риск появления претензий к образовательному учреждению со стороны контролирующих органов. В целях совершенствования механизма по достижению результативности и прозрачности его закупочной деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» автором сделаны следующие рекомендации как в рамках внутреннего, так и внешнего уровня осуществления контроля:
− привлечение в штат школы квалифицированного специалиста по закупкам (желательно, имеющего сертификат);
− регламентация части закупочных процедур (например, в части определения сопоставимых рыночных цен для расчета НМЦК), особый контроль за возникновением конфликта интересов;
− организация регулярного повышения квалификации специалиста по закупкам;
− проведение эффективности расходования бюджетных средств посредством расчета индекса экономичности, который необходимо утверждать на плановый период в качестве целевого с возможностью удаленного доступа у внешних органов контроля к таким расчетам.
Стоит отметить, что указанные рекомендации могут быть использованы и для повышения прозрачности государственной и муниципальной закупочной деятельности другими бюджетными организациями вне зависимости от отрасли их деятельности.
Система организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения определяется спецификой их функционирования. Так, механизм и источники финансирования, состав и организационные особенности таких учреждений определяются некоммерческими чертами.
Главная цель бюджетных образовательных учреждений – предоставление качественных услуг в сфере образования. Они выполняют государственное (муниципальное) задание, которое служит основой для определения объема и состава расходов бюджетного учреждения, т.е. их финансирования, которое в дальнейшем направляется на закупки для хозяйственных и административных нужд.
В настоящее время с уверенностью можно сказать, что государством взят курс на обеспечение все возрастающей прозрачности и автоматизации деятельности отделов закупок федеральных и муниципальных органов власти, однако на местах до сих пор отмечается большое количество проблем в данной области.
Исследуемое учреждение – ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» – это современное учебное заведение, сформированное в рамках реорганизации в форме слияния школ и детских садов в 2012 году, расположенное на северо-востоке Москвы. Основным видом деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» является предоставление среднего общего образования, однако учреждение предоставляет также услуги дошкольного и общего начального образования.
Объем финансирования ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» составляет около 400 млн руб. Школа ведет активную закупочную деятельность в форме аукционов в рамках совместных лотов (по ежегодным базовым нуждам) и самостоятельную – в форме запроса котировок под запрос.
Как и большинство других российских образовательных учреждений ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» имеет ряд проблем, связанных с закупками. В частности автором выделяются:
− частичное отсутствие обоснования расчета НМЦК, что делает проведение процедуры закупки не вполне прозрачной;
− некорректный расчет НМЦК (завышение или занижение);
− отсутствие в штате ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» квалифицированного специалиста по закупкам;
− несовершенство документального обеспечения закупочных процедур.
Все эти проблемы, в свою очередь, повышают вероятность возникновения правонарушения и усиливают риск появления претензий к образовательному учреждению со стороны контролирующих органов. В целях совершенствования механизма по достижению результативности и прозрачности его закупочной деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» автором сделаны следующие рекомендации как в рамках внутреннего, так и внешнего уровня осуществления контроля:
− привлечение в штат школы квалифицированного специалиста по закупкам (желательно, имеющего сертификат);
− регламентация части закупочных процедур (например, в части определения сопоставимых рыночных цен для расчета НМЦК), особый контроль за возникновением конфликта интересов;
− организация регулярного повышения квалификации специалиста по закупкам;
− проведение эффективности расходования бюджетных средств посредством расчета индекса экономичности, который необходимо утверждать на плановый период в качестве целевого с возможностью удаленного доступа у внешних органов контроля к таким расчетам.
Стоит отметить, что указанные рекомендации могут быть использованы и для повышения прозрачности государственной и муниципальной закупочной деятельности другими бюджетными организациями вне зависимости от отрасли их деятельности.
Подобные работы
- ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020



