Объект исследования - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского».
Рассмотрены особенности организации закупочной деятельности.
Даны рекомендации по совершенствованию процесса организации закупочной деятельности.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие и принципы контрактной системы в РФ 7
1.2. Организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения 12
Глава 2. Практика организации закупочной деятельности в государственных образовательных учреждениях (на примере ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») 21
2.1. Характеристика ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» 21
2.2. Финансирование ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 25
2.3. Особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 29
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования процесса организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.1. Проблемы системы организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 37
3.2. Совершенствование механизма по достижению результативности и прозрачности закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
Государственные закупки один из главных экономических и социальных институтов, направленный на удовлетворение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах. Непосредственно благодаря государственной закупочной деятельности идет перераспределение материальных благ.
Предназначение государственных закупок – целевое и эффективное расходование средств государственного бюджета. Государство прямо заинтересовано, чтобы закупочные процедуры для удовлетворения государственных и муниципальных нужд были направлены на то, чтобы быть прозрачными на всех этапах проведения торгов, детально регламентированы действия участников.
Государственную закупочную деятельность осуществляют федеральные бюджетные учреждения. К ним относятся учреждения здравоохранения, образования, органов исполнительной власти, культуры и спорта. Так как главным источником дохода для них является бюджет государства, данные учреждения находятся под особым контролем государства. Это касается и организации закупочной деятельности.
Для бюджетных учреждений существуют особенности и ряд ограничений по осуществлению закупочной деятельности. Эта деятельность регулируется специальными нормативно-правовыми актами и имеет свои механизмы организации закупок.
Несмотря на постоянное внимание к государственной системе закупок, данная сфера содержит множество проблем. В частности, с недопустимой частотой вносятся изменения в законодательство, в систему, условия и сроки совершенствования проведения закупок. При этом на снижение коррупции и на целевое использование средств это не отражается.
По этим причинам, данная отрасль нуждается в постоянном совершенствовании в части нормативного регулирования, механизмов и инструментов осуществления закупок. Так как в государственных закупках сосредоточенно подавляющая часть бюджетных денег, она требует постоянный мониторинг и контроль в целях недопущения нарушений и преступлений. Ведь именно из-за коррупционного фактора при проведении государственных закупок, государство бесцельно теряет финансы.
Таким образом, совершенствование управления закупками с участием учреждений образовательной сферы представляет особую актуальность для организации процесса качественного функционирования государственных закупок.
Степень разработанности темы. Анализ проблем законодательства регламентирование государственных закупок проводится в работах А. А. Морозова, Победоносцева К., Шершеневича Г. Ф. Мейера Д. И., Анненкова А и других. Проблемы системы закупок для целей государственных и муниципальных нужд исследуются в трудах экономистов: Акимова Н.А., Бауэрсокс Д. Дж., Власова В.А., Груздева В.В., Дегтева Г.В., Демина А.А., Райзберга Б.А., Родкиной Т.А., Ручкина Г.Ф., Салиола Ф. и других.
Цель работы – на основе анализа практики организации закупочной деятельности в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа № 293 имени А.Т. Твардовского» (ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского») разработать практические рекомендации по совершенствованию процесса организации государственных закупок для обеспечения нужд образовательного учреждения
Согласно обозначенной цели, выделим основные задачи:
− охарактеризовать понятие и принципы контрактной системы в РФ;
− проанализировать систему организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения;
− представить общую характеристику ГБОУ «Школа №239 им А.Т. Твардовского» и проанализировать его финансовое состояние;
− изучить особенности организации закупочной деятельности в ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» и выявить основные проблемы данной системы;
− определить направления по совершенствованию механизма по достижению результативности и прозрачности закупок в учреждении.
Объектом исследования являются государственные закупки для обеспечения нужд бюджетных учреждений
Предметом исследования является процесс организации закупочной деятельности в образовательном учреждении на примере ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы служат труды отечественных и зарубежных экспертов в области права и государственных закупок таких, как: … и др., а также статьи из периодических и электронных изданий и материалы сети Интернет по рассматриваемой в работе проблематике.
Информационно-правовой базой работы выступает совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих организацию закупок для государственных и муниципальных: Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон №223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также постановления, методические указания Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и др. документы.
Методологическую базу работы составляют общенаучные, экономические, математические и другие методы. Основные из них: сравнение, анализ, моделирование, дедукция, визуализация, описание, статистический анализ и другие методы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и методические рекомендации, приведенные в третьей главе исследования, представляют интерес для государственных органов на различных уровнях власти при проведении политики государственного регулирования закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Составленная в работе система показателей и методики оценок закупок могут успешно применяться на практике осуществления закупок и обоснования целевых программ.
Выпускная квалификационная работа выполнена на 52 страницах машинописного текста, без учета приложений, и включает 8 рисунков, 1 таблицу. Основной раздел работы состоит из введения, 3 разделов, включающих 7 пунктов, и заключения. Список использованных источников насчитывает 46 источников. Приложения представлены на 17 страницах
Теоретическое рассмотрение такой категории, как «контрактная система» позволило автору прийти к выводу, что она представляет собой совокупность норм, требований и правил, регулирующих отношения, связанные с процессом планирования обеспечения органов государственной и муниципальной власти, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов для эффективного выполнения государственными и муниципальными органами возложенных задач и функций.
Система организации закупочной деятельности для нужд государственного образовательного учреждения определяется спецификой их функционирования. Так, механизм и источники финансирования, состав и организационные особенности таких учреждений определяются некоммерческими чертами.
Главная цель бюджетных образовательных учреждений – предоставление качественных услуг в сфере образования. Они выполняют государственное (муниципальное) задание, которое служит основой для определения объема и состава расходов бюджетного учреждения, т.е. их финансирования, которое в дальнейшем направляется на закупки для хозяйственных и административных нужд.
В настоящее время с уверенностью можно сказать, что государством взят курс на обеспечение все возрастающей прозрачности и автоматизации деятельности отделов закупок федеральных и муниципальных органов власти, однако на местах до сих пор отмечается большое количество проблем в данной области.
Исследуемое учреждение – ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» – это современное учебное заведение, сформированное в рамках реорганизации в форме слияния школ и детских садов в 2012 году, расположенное на северо-востоке Москвы. Основным видом деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» является предоставление среднего общего образования, однако учреждение предоставляет также услуги дошкольного и общего начального образования.
Объем финансирования ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» составляет около 400 млн руб. Школа ведет активную закупочную деятельность в форме аукционов в рамках совместных лотов (по ежегодным базовым нуждам) и самостоятельную – в форме запроса котировок под запрос.
Как и большинство других российских образовательных учреждений ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» имеет ряд проблем, связанных с закупками. В частности автором выделяются:
− частичное отсутствие обоснования расчета НМЦК, что делает проведение процедуры закупки не вполне прозрачной;
− некорректный расчет НМЦК (завышение или занижение);
− отсутствие в штате ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» квалифицированного специалиста по закупкам;
− несовершенство документального обеспечения закупочных процедур.
Все эти проблемы, в свою очередь, повышают вероятность возникновения правонарушения и усиливают риск появления претензий к образовательному учреждению со стороны контролирующих органов. В целях совершенствования механизма по достижению результативности и прозрачности его закупочной деятельности ГБОУ «Школа № 293 им. А.Т. Твардовского» автором сделаны следующие рекомендации как в рамках внутреннего, так и внешнего уровня осуществления контроля:
− привлечение в штат школы квалифицированного специалиста по закупкам (желательно, имеющего сертификат);
− регламентация части закупочных процедур (например, в части определения сопоставимых рыночных цен для расчета НМЦК), особый контроль за возникновением конфликта интересов;
− организация регулярного повышения квалификации специалиста по закупкам;
− проведение эффективности расходования бюджетных средств посредством расчета индекса экономичности, который необходимо утверждать на плановый период в качестве целевого с возможностью удаленного доступа у внешних органов контроля к таким расчетам.
Стоит отметить, что указанные рекомендации могут быть использованы и для повышения прозрачности государственной и муниципальной закупочной деятельности другими бюджетными организациями вне зависимости от отрасли их деятельности.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
2. Федеральный Закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)
3. Федеральный Закон №223 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(с изменениями и дополнениями)
4. Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Книги, сборники, монографии
5. Алешин С.М. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 430с.
6. Буров, М.П. Региональная экономика и управление территориальным развитием: Учебник для магистров: учеб. – Москва: Дашков и К, 2017. – 446с.
7. Гамова Э.М. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. Учеб.пособие. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. – 160с.
8. Голованов В.И. Основы экономики муниципального сектора. Учеб.– Москва: Научный консультант, 2017. – 440с.
9. Горелик, О.М. Управленческий учет и анализ: учеб.пособие / О.М. Горелик, Л.А. Парамонова, Э.Ш. Низамова. – Москва: КноРус, 2014. – 254с.
10. Глущенко, И.Н. Управленческий учет: учеб.пособие / И.Н. Глущенко, Д.П. Устич. Москва: УМЦ ЖДТ, 2015. – 324с.
11. Грицюк Т.В. Финансы муниципальных образований, регионов и субъектов Федерации. Учеб.-метод. пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко. – Москва: Финансы и статистика, 2015. – 504с.
12. Доронин Б.А. Современные проблемы государственных финансов и налогообложения: учеб.пособие–Ставрополь: СтГАУ, 2015. –254 с.
13. Дьячкова, А.В. Экономика общественного сектора: учеб.пособие– Екатеринбург : УрФУ, 2016. –166 с.
14. Ермолаева, В.А. Экономическая география и регионалистика: учеб.пособие– Москва : ФЛИНТА, 2016. –411 с
15. Запольский С. В.. Управление бюджетными ресурсами и доходами (правовые вопросы): монография. –Москва: Прометей, 2017. – 392с.
16. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учеб. /Г.И. Золотарева–Москва :КноРус, 2014. – 232с.
17. Данилина Е.И. Экономика государственного и муниципального сектора: Учебник для бакалавров: учеб. / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. –Москва: Дашков и К, 2015. – 218 с.
18. Жуклинец И. И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. Учебник. – Москва: «Юрайт», 2015. – 300 с.
19. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации. Учеб.пособие. – Москва : КноРус, 2014. – 128с.
20. Кузьменко, Н.И. Региональная экономика: учеб-метод. пособие / Н.И. Кузьменко, А.Ф. Бейлина. – Воронеж: ВГПУ, 2017. – 124с.
21. Кумбашева, Ю.А. Экономические и социальные проблемы современной России: учеб. – Москва: ФЛИНТА, 2016. – 316 с.
22. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни. –Москва: Дашков и К, 2016. – 252с.
23. Левина Е.И. Особенности управленческого учета в отдельных отраслях экономики. Учеб. – Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2017. – 280с.
24. Рукавишникова И. В. Метод финансового права: Монография. – М.: Олма-Пресс. 2014. – 288 с.
25. Меркурьев В.В. Экономика государственного и муниципального сектора. Учеб.пособие / В.В. Меркурьев, П.Д. Косинский, К.В. Томилин. – Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2017. – 193с.
26. Моляков, Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: учеб.пособие– Москва: Финансы и статистика, 2014. – 200с.
27. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. Учеб. –Москва: Дашков и К, 2017. – 312с.
28. Панютин, А.Н. Финансы: учебное пособие для студентов направления 38.03.01: учеб.пособие– Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2014. – 116с.
29. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник / Е.В. Пономаренко. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 377c.
30. Тюленева Т. А. Управленческий учет и внутренний контроль в страховых организациях: учеб.пособие / Тюленева Т.А.– Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2018. – 156с.
31. Тюленева Т.А. Учет и анализ в секторе государственного управления. Учеб.пособие.– Кемерово: КузГТУ имени Т.Ф. Горбачева, 2017. – 300с.
32. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. Книга контрактного управляющего. – Москва: ООО «Буки Веди», 2015. – 435 с.
33. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. и др.; Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов / –Москва: ООО «Книга по Требованию», 2016. – 421 с.
34. Федорова И.Ю. Контрактная система: развитие финансового механизма государственных и муниципальных закупок: монография / –Москва: Дашков и К, 2018. – 226с.
35. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сборник нормативных правовых актов. 11-е изд. – Москва: ИД «Юриспруденция», 2015. – 428 с.
Статьи из периодической печати
36. Вадимова И.В. Учетная политика казенного учреждения / Вадимова И.В. // Советник бухгалтера бюджетной сферы. – 2011. – № 12. – С.32-41.
37. Волчкова М. Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности / М. Волчкова // Ваш бюджетный учет. –2013. – № 4. – С.32-46.
38. Ходасевич, О.Н., Шаламова, Е.Ю. Коррупция в сфере государственных закупок / О.Н. Ходасевич, Е.Ю. Шаламова // Концепт. – 2018. – №3. – с.89-94
39. Шибзухова М. Р. Особенности и механизм финансирования бюджетных учреждений / Шибзухова М. Р. // Вектор экономики. – 2018 г. – №4.
40. Шибзухова М. Р. Проблемы реализации Федерального Закона №44 как механизма эффективного использования бюджетных средств / Шибзухова М. Р. // Сборник научных трудов. XXXVII международная научная конференция «Тенденции развития науки и образования» – 2018 г.
Электронные Интернет-ресурсы
41. Организация ГБОУ ШКОЛА № 293 [Электронный ресурс]. URL: https://www.list-org.com/company/1624346 (дата обращения 02.06.2022)
42. Официальный интернет-ресурс Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 18.02.2022).
43. Официальный сайт Школа №293 имени А.Т. Твардовского [Электронный ресурс]. URL: https://sch293.mskobr.ru/#/ (дата обращения 01.06.2022)
44. Школа №293 имени А.Т. Твардовского [Электронный ресурс]. URL: https://schoolotzyv.ru/schools/5-moskva/25-srednie/699-shkola-293 (дата обращения 01.06.2022)
45. Электронная информационно-аналитическая система «Закупки 360» [Электронный ресурс]. URL:https://zakupki360.ru/ (дата обращения 02.06.2022)
46. Электронно-библиотечная система «Лань. [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/ (дата обращения 11.03.2022).