Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО 6
1.1. Психолого-педагогические основы деятельностного подхода в
воспитании детей 6
1.2. Характеристика детей старшего дошкольного возраста 6
1.3. Организация совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте 17
ГЛАВА 2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих готовность детей к
совместной деятельности 25
2.2. Диагностика готовности детей к совместной деятельности старшего
дошкольного возраста 31
2.3. Рекомендации к развитию у дошкольников готовности к совместной деятельности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одними из основных принципов ДО (дошкольного образования) являются: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования , становится субъектом своего образования; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности[46]. Дошкольные образовательные организации должны обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Совместная деятельность педагога и детей в ДОО (дошкольная образовательная организация) - ведущий способ организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Кроме этого, совместная деятельность осуществляется в ходе режимных моментов, решает образовательные задачи, реализует образовательную деятельность.
Именно в дошкольном возрасте зарождается, развивается умение строить совместную деятельность. Дальнейшее социальное и личностное развитие будет зависеть как раз от данного умения. Подрастающее поколение в современном мире стало больше времени проводить за телевизором, компьютером и телефоном. В веке информационных технологий дети всё меньше гуляют, играют, меньше общаются друг с другом. Педагоги отмечают, что сейчас дети не умеют взаимодействовать друг с другом, строить отношения, организовывать общие дела, строить и даже участвовать в совместной деятельности. Это объясняется чрезмерной «технологизацией» нашей жизни и «интеллектуализацией» воспитания [28, с. 132]. 
совместной деятельности со сверстниками изучалась в контексте организации разных видов детской деятельности Т.М. Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.И. Зубковой, Т.А. Репиной.
Исследуемая тема актуальная тем, что совместная деятельность является одной из главных моделей реализации обучения и воспитания дошкольников, а также совместная деятельность способствует развитию личности, социализации ребёнка. Несомненно, педагог должен знать, как правильно и эффективно провести занятие или организовать детей. К тому же, он должен уметь делать это так, чтобы детям это было интересно, чтобы у них развивались познавательная активность, творческие способности, нравственные качества и многое другое.
Цель выпускной квалификационной работы - это теоретическое обоснование и подбор соответствующих рекомендаций, которые способствуют формированию готовности у детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности.
Объектом исследования является образовательный процесс в ДОО.
Предметом исследования является совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Выявление особенностей организации совместной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Подбор диагностик, изучающих готовность детей к совместной деятельности;
3. Рекомендации к развитию готовности к совместной деятельности у старших дошкольников
Методы исследования - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; практические: наблюдение, тестирование.
Практическая база исследования - данное исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №40/228 «Капитошка» г. Екатеринбурга, Свердловской области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологами и учёными выделены факторы, которые способствуют становлению личности ребёнка. Благодаря данным факторам происходит развитие и позитивная социализация у детей. Деятельность определена как активное взаимодействие человека со средой, где человек выступает как субъект преобразования действительности для удовлетворения потребностей. Совместная деятельность - активное взаимодействие непосредственно с окружающими людьми разного возраста или сверстниками, с социумом, внутри которого развивается ребёнок. Следовательно, совместная деятельность играет важную роль в формировании личностных качеств детей.
Учёные и педагоги В.Я. Ляудис, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский определили одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности такую совместную деятельность, где каждый компонент, от цели и до результата, оформляется совместно (педагогом и детьми или самостоятельно детьми между собой), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для взрослого, так и для ребёнка.
Именно в старшем дошкольном возрасте ребёнок в большей степени интересуется сверстниками, считается с их мнением. В старшем дошкольном возрасте сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребёнка, становится значимым лицом общения. В данном возрасте ребёнок играет не рядом со сверстниками (как это происходит в младшем дошкольном возрасте), а вместе со сверстниками. То есть со старшего дошкольного возраста педагог уже в полной мере может начать организовать, формировать совместную деятельность у детей.
Совместная деятельность способствует воспитанию и становлению личности ребёнка, когда она правильно организована. Для этого педагогу необходимо знать признаки и структуру совместной деятельности. К
признакам совместной деятельности относятся: пространственное и
временное соприсутствие участников, наличие единой цели, наличие органов организации и руководства, разделение процесса совместной деятельности между участниками и межличностных отношений, возникших в процессе совместной деятельности. Структура совместной деятельности состоит из общего мотива, совместных действий, общего результата.
В ходе исследования были проанализированы методики, изучающие готовность к совместной деятельности, А.Н. Лутошкиной, Л.Г. Жедуновой, В.С. Синявского и Б.А. Федоришина, О.В. Дыбиной. Мы остановились на методике, предложенной О.В. Дыбиной, так как именно она определяет уровень сформированности личностных качеств необходимых для эффективной, плодотворной совместной деятельности. Диагностика «Необитаемый остров» определяет уровень готовности к совместному продуктивному общению. Диагностика «Помощники» определяет уровень готовности к взаимодействию в процессе совместной деятельности. Диагностика «Не поделили игрушку» определяет уровень включения в конфликтную ситуацию.
В работе с детьми по формированию личностных качеств необходимых для плодотворного сотрудничества одним из эффективных средств являются игры. Например, игры «Я хочу с тобой дружить» и «Коробка с секретом». Данные игры способствуют формированию мотивации к общению, налаживанию доброжелательной обстановки в группе детей. Игры «Кенгуру и кенгурёнок», «Дорисуй рисунок» формируют умение взаимодействовать со сверстниками, повышают уровень включения в конфликтную ситуацию. Данные игры помогут детям старшего дошкольного возраста сформировать, повысить или поддержать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Поставленные цели и задачи в ходе проведения исследования выполнены.



1. Антонычева, Н.А. Конспект НОД на тему: «Насекомые» в младшей группе / Н.А. Антонычева. - URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/okruzhayushchiy-mir/2019/06/17/konspekt-nod-na-temu-nasekomye-v- mladshey-gruppe(Дата обращения: 02.09.2021)
2. Бабаева, Т.И., Римашевская Л. С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 224 с.
3. Бобкова, Т.С. Возрастные характеристики детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) / Т.С. Бобкова. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/09/14/vozrastnye- harakteristiki-detey-mladshego(Дата обращения: 01.08.2021)
4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -М., 1999. - 148с.
5. Васильева, М.А., Гербова, В.В., Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. - 3-е изд., испр. Идоп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
6. Воронин, А.С. Словарь Терминов по общей и социальной педагогике / Научный редактор: проф., д-р хим. наук, Г.Д Бухарова / А.С. Воронин. - 2006. - 135 с.
7. Дёмина, Ю.С. Я-пешеход и пассажир / Ю.С. Дёмина. - URL: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/ia_pieshiekhod_i_passazhir(Дата обращения: 02.09.2021)
8. Дмитриева, Н.Ю. Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок" / Н.Ю. Дмитриева. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie- rechi/2014/10/21/igra-razvivayushchaya-myshlenie-chudesnyy-sunduchok(Дата обращения: 11.11.2021)
9. Дыбина О.В., Еник О.А., Пенькова Л.А. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного
возраста / О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова. -М./: Центр
педагогического образования, 2013.- 64 с.
10. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет / О.В. Дыбина. -URL: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_4/477/000.htm(Дата обращения: 15.03.2019)
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд- во БГУ, 1976. -176 с.
12. Жедунова, Л.Г. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» / Л.Г. Жедунова. -URL: https://demo.multiurok.ru/files/metodika- psikhologicheskaia-atmosfera-v-kollektive.html(Дата обращения: 26.08.2021)
13. Жедунова, Л.Г. Методика психологического развития / Л.Г. Жедунова. -URL: https://cyberpedia.su/7x591f.html(Дата обращения: 26.08.2021)
14. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» / В.Ф. Жукова. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii- psihologicheskaya-gotovnost(Дата обращения: 11.11.2021)
15. Иванкова Р.А. Истоки диалога. Книга для воспитателей / Р.А. Иванкова. - М.: «Мозаика-Синтез», 2003. -40с.
16. Иванова, Е.М. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее
применение в практикепсихологического анализа профессиональной деятельности / Е.М. Иванова. -URL:
http://psy.msu.ru/science/seminars/activity/materials/06_ivanova.pdf (Дата
обращения: 11.11.2021)
17. Иглакова, М.В. Картотека дидактических игр по художественно- эстетическому развитию /М.В. Иглакова. -URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/risovanie/2021/01/07/kartoteka-didakticheskih-igr-po-hudozhestvenno- esteticheskomu(Дата обращения: 02.09.2021)
18. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 412 с.
19. Карпенко, Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-н/Д : Феникс, 1998. - 512 с.
20. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. -М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
21. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - Изд. 3-е, дораб. - Москва : Линка-Пресс, 2014. - 64 с.
22. Крайг Г., БокумД. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Д.9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 940 с.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Инфро, 2007.- 276 с.
24. Лутошкина, А.Н. Методика «Какой у нас коллектив»/ А.Н. Лутошкина. -URL: https: //infourok.ru/metodika-an-lutoshkina-kakoy-u-nas- kollektiv-799797.html (Дата обращения: 15.03.2019)
25. Лысцова О.О. Формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / О.О. Лысцова. -URL:
https://www.scienceforum.ru/2016(Дата обращения: 26.03.2019).
26. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М: Речь, 2005. - 176 с.
27. Модестова, Т.В. Скоро в школу: Экспресс-программа подготовки и развития [Текст] / Т.В. Модестова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 160 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
29. Нестерова, С.С. Методика проведения беседы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях/ С.С. Нестерова.- URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/18/metodika-provedeniya- besedy-s-detmi-v-doshkolnykh(Дата обращения: 11.11.2021)
30. Никитин, Б.П. Интеллектуальные игры / Б.П. Никитин. -Изд. 6-е, испр. и доп.Обнинск, “Световид”, 2009. - 216 с.
31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1994. - 680 с.
32. Платонов, К.К. Краткий словарь системы
психологическихпонятий /К.К.Платонов.- М.: Академия, 2016.- 176с.
33. Репина, Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/ Т.А.Репина. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
34. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / Т.А. Репина. - М: Педагогика, 1978. - 200 с.
35. Репина, Т.А., Стеркина Р.Б. Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. - М.:«Педагогика», 1990.- 280 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Издательство: Питер, 2002.- 720 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Арка, 2009.- 379 с.
38. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - М. Педагогика, 1989. - 216 с.
39. Рябцева, О.С. Картотека дидактических игр / О.С. Рябцева. -URL:
https://ryabceva-krgora-ds45.edumsko.ru/attestation/post/1583728 (Дата
обращения: 11.10.2021)
40. Синявский, В.А., Федоришин, Б.А. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1 / В.А. Синявский, Б.А. Федоришин.-URL: https://cyberpedia.su/11x237e.html(Дата обращения: 17.10.2021)
41. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Симрнова. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
42. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - 2013. - 77 с.
43. Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приёмы, коррекция / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
44. Стадии развития совместной деятельности детей. -URL: https://studopedia.su/11_126757_stadii-razvitiya-sovmestnoydeyatelnosti- detey.html(Дата обращения: 11.11.2021)
45. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
47. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2014. - 175с.
48. Цвиренко, И.А. Сборник дидактических игр с использованием игрового модуля "Огород" / И.А. Цвиренко. -URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2021/04/01/didakticheskie-igry-ogorod(Дата обращения: 02.09.2021)
49. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Издательство «Институт психологии РАН»,2013. - 464 с.
50. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005.-349 с.
51. Шестакова, О.Н. Дидактические игры для НОД по художественно-эстетическому развитию / О.Н. Шестакова. -URL: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-
trud/2014/11/04/didakticheskie-igry-dlya-nod-po-khudozhestvenno (Дата
обращения: 02.09.2021)
52. Якобсон, С.Г., Материалы к программе морального воспитания детей 5 - 7 лет / С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева, С. Чернавина. - Дошкольное воспитание. 1999. №4, №5, №6.
53. Якобсон, С.Г., Соловьёва, Е.В. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей детских садов / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 80 с.
54. Якобсон, С.Г., Формирование взаимоотношений между детьми 3 - 4 лет / С. Якобсон, С.Чернавина, Ж. Копачева, Е. Пахомова. - Дошкольное воспитание №1, 2002. - 12 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ