ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с лёгкой
степенью дизартрии 11
1.3. Характеристика устной речи детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1. Организация констатирующего эксперимента 21
2.2. Анализ результатов исследования моторной сферы у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 24
2.3. Анализ результатов исследования речевых функций у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО¬ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 39
3.1. Анализ методической литературы по вопросам подготовке к
обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 39
3.2. Организация, планирование и содержание коррекционной работы
по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 85
На рубеже XX-XXI века многие исследователи, например, такие как Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, стали отмечать увеличение роста детей с нарушениями речевого развития [10, 12].
Наиболее частым расстройством у детей является дизартрия, для нее характерно нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность [6].
Известно, что легкая степень дизартрии у детей при поражении нервной системы связана с нарушением звукопроизношения, а также нарушением моторики и речевого дыхания; как следствие это приводит к недоразвитию фонематического слуха и дисграфии.
В дошкольном возрасте важна своевременная организация коррекционной работы с этими детьми, логопедическая помощь, которая включает в себя развитие звуковой стороны речи, развитие фонетической стороны речи с целью формирования у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу.
Данные авторы Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н. А. Никашина отводят большую роль формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать звуки речи (фонемы).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами по причине недостатков восприятия и произношения фонем. Кроме того, дети с ФФНР часто недостаточно подготовлены к обучению грамоте.
При раннем выявление нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке к обучении грамоте.
Объект исследования - состояние готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Цель - теоретически и экспериментально обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий исследование речевых и неречевых функций необходимых для подготовки ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Данный эксперимент проводился в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 9» города Реж. Участие в нем приняли 10 детей, в возрасте 6-7 лет. У всех детей по заключению логопеда ДОУ «фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии».
Методы исследования: исследование методических и педагогических источников в рамках данной проблематики, исследование логопедической документации, наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент и обучающий.
Готовность к обучению грамоте — это сложный многоуровневый процесс, состоящий из множества компонентов. Основой для овладения грамотой является достаточная сформированность у детей элементов устной речи, звукопроизношения, просодической стороны речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление), анализаторных систем (слух, зрение, моторика), зрительно-двигательной и зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки, зрительного восприятия, слуховой памяти, слухо-моторной координации и мелкой моторики рук.
Проблемы подготовки к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии были изучены теоретически и практически в результате чего мы выяснили, что тема нашего исследования актуальна и в настоящее время.
В ходе исследования был проведен констатирующий эксперимент с участием детей дошкольного возраста с ФФНР и легкой дизартрией в результате которого были выявлены нарушения общей моторики, произвольной моторики пальцев рук, а также выявлен разный уровень формирования фонетической стороны речи. Ярко выражены проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия.
По результатам обследования видно, что дети нуждаются в коррекционных логопедических занятиях. Для овладения грамотностью необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел его анализировать. Подготовка к обучению грамоте направлена не только на усвоение дошкольниками комплекса знаний и развитие ряда умений, но и на общее развитие ребенка.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо автоматизировать двигательные навыки артикуляционного аппарата, а также исправить фонематический слух и восприятие. При этом, учитывался как характер нарушений, так и индивидуальные особенности детей. Занятия с логопедом следует проводить поэтапно и последовательно с применением индивидуально разработанным планом работы для каждого ребенка.
После проведения логопедической работы с применением комплексов заданий и игр установилась положительная динамика формирования новых навыков, направленных на обучение грамотности, направленных на обучение грамотности детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
6. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
7. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
9. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии / Н. А. Бернштейн, Е. Д. Хомская. - Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 896 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Владос, 2008. - 279 с.
17. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина. - Москва : Дефектология, 1996. - 50 с.
18. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1985. - 27с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1972. - 192 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Москва : Академия, 2000. - 416 с.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. - Санкт-Петербург : МиМ, 1997. - 286 с.
22. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : Владос, 2004. - 129 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 364 с.
24. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 159 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. Психология личности / А. Н. Леонтьев. - Москва : Изд. МГУ, 1982. - 287 с.
26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина
- Санкт-Петербург : Союз, 2005. - 192 с.
27. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Союз, 2000. - 192 с.
28. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2002. - 77 с.
29. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А. А. Люблинская. - Москва : Просвещение, 1972. - 156 с.
64 Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А. И. Максаков. - Москва : Мозаика Синтез, 2005. - 64 с.
31. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. - Москва : Владос, 1997. - 304 с.
32. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. - Москва : Академия, 2002.
- 200 с.
33. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - Москва : Эксмо, 2015. - 320 с.
34. Поддьяков, Н. Н. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР / Н. Н. Поддьяков. - Москва : Просвещение, 1968. - 367 с.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
36. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый. - Москва : Владос, 2004. - 365 с.
37. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. - Москва : Владос, 1999. - 224 с.
38. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
39. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи / З. А. Репина. - Екатеринбург, 1995. - 121 с.
40. Смирнова, Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал / Л. Н. Смирнова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 56 с.
41. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и ВНД детей и подростков / В. М. Смирнов. - Москва : Академия, 2004. - 400 с.
42. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классик стиль, 2003. - 160 с.
43. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. - Санкт-Петербург : Акцидент, 1998. - 112 с.
44. Тригер, Р. Д. Подготовка к обучению грамоте / Р. Д. Тригер. - Смоленск : ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000. - 74 с.
45. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2005. - 50 с.
46. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
47. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
48. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 106 с.
49. Чиркина, Г. В. Воспитание правильной речи у детей с дизартрией / Г. В. Чиркина. - Екатеринбург, 1980. - 156 с.
50. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. - Москва : Тривола, 1994. - 168 с.