Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №94344

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА «Я-КОНЦЕПЦИИ» В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Понятие «Я-концепция» с точки зрения различных
авторов 7
1.2. Особенности «Я-концепции» детей младшего школьного
возраста 16
1.3. Условия и приёмы формирования «Я-концепции» детей младшего
школьного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ «Я-КОНЦЕПЦИИ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Описание диагностических методик и показателей диагностики
«Я-концепции» детей младшего школьного возраста 37
2.2. Анализ результатов диагностического исследования «Я-
концепции» младших школьников 40
2.3. Описание хода работы по созданию условий, способствующих
развитию «Я-концепции» младших школьников 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71

Актуальность исследования для теории и практики работы начальной школы в периоды кризиса и реорганизации образовательных систем важна исследованием в области самосознания каждого индивида, так как позволяет наиболее глубоко изучить особенности психики детей младшего школьного возраста, и решить значимые проблемы. «Я-концепция» один из важнейших аспектов развития человека, поэтому очень важно начинать работу с ним с детских пор. Теорией в данной области занимались такие авторы как А.В. Петровский, Р.Б. Бёрнс, С.Ю. Головин и многие другие.
Младший школьный возраст один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования «Я-концепции» период, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».
Появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях.
Прежде всего, это связано с социальной ситуацией развития и усложняющими видами деятельности, в условиях которых и происходит «осознания себя в обществе», через видения себя в других людях и установления отношений их к нему и его к ним. Согласно общепринятому положению в отечественной психологии о ведущей у младшего школьника учебной деятельности, происходит индивидуальное и социальное развитие. Прежде всего формируется позиция «Я» по отношению к обществу, формируются приемы умственной деятельности, а также воспитываются определенные личностные качества. Таким образом, учение становится социально значимым видом деятельности и основным мотивом управления собой, поэтому так важно в этот период заниматься формированием «Я- концепции» ребенка.
Одним из эффективных условий формирования позитивной «Я- концепции» является ситуация успеха. Проблемой изучения ситуации успеха занимались такие авторы как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.С. Белкин и другие. В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения, что позволит благоприятно сказаться на личности ребенка и повлиять на развитие его самооценки [44]. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Младший школьник находится в особой ситуации риска: именно ему необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме, учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика.
Проблемой развития «Я-концепции» и проблемой создания ситуации успеха занимались многие авторы, однако, существует не так много литературы и практического материала для педагога по работе с формированием «Я-концепции» по средствам создания ситуации успеха. Работа в данной области очень важна и должна быть подкреплена психолого­педагогической поддержкой, структурированной работой педагога.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для формирования позитивной «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью формировать у младших школьников позитивную «Я-концепцию» и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих позитивную «Я-концепцию» младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ»
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Объект исследования - процесс формирования «Я-концепции» в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - условия, способствующие формированию позитивной «Я-концепции» младших школьников.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании условий, способствующих развитию позитивной «Я- концепции» младшего школьника.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему формирования «Я-концепции» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики «Я-концепции» младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику по выбранным показателям формирования «Я-концепции» младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать содержание педагогической деятельности,
направленной на реализацию условий, способствующих формированию позитивной «Я-концепции» детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование).
Практическая база исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - гимназия № 94 г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 20 учеников, обучающихся во втором классе.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 52 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования по теме «Я-концепция» детей младшего школьного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему формирования «Я-концепции» в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики «Я-концепции» младших школьников и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику по выбранным направлениям сформированности «Я-концепции» младших школьников, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе поддержки и формирования позитивной «Я-концепции» детей младшего школьного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
Выделены показатели «Я-концепции» - самооценка, самоуважение, самоэффективность. На основании выделенных показателей выбраны диагностические методики.
Для диагностики уровня сформированности «Я-концепции» детей младшего школьного возраста мы выбрали следующие методики: «Лесенка» по В.Г. Щур для исследования показателя самооценки, «Шкала самоуважения Розенберга» для показателя самоуважения, «Определение степени самоэффективности» по Р. Шварцер и М. Ерусалем для показателя самоэффективности.
Диагностическое исследование уровня сформированности «Я- концепции» детей показало, что 3 ребенка (15%) имеют высокий уровень сформированности, 7 обучающихся (35%) - уровень выше среднего, 5 детей
(25%) - средний уровень развития, 5 обучающихся (25%) - уровень
сформированное™ ниже среднего.
В практической части нашей работы был разработан комплекс занятий «Я расту» на развитие самооценки (2 занятия), самоуважения (2 занятия) и особенно на развитие самооэффективности (4 занятия), так как данный показатель развит меньше всего. Целью данных занятий является развитие «Я-концепции» младших школьников, за счёт повышения самооценки и уверенности в себе; более высокой оценки самоэффективности, установления атмосферы доверия и сплочения в классе, по средствам заданий, направленных на создание ситуации успеха, так же был разработан лист рекомендаций для педагога, который будет способствовать развитию «Я» образа детей во всех сферах школьной деятельности, а не только во внеклассной или учебной.
Цель и задачи работы достигнуты.


1. Архиреева, Т. В. Развитие критического самоотношения у младших школьников / Т. В. Архиреева // Журнал «Начальная школа». - 2011. - № 7. С.25-29
2. Архиреева, Т. В. Вопросы психологии / Т. В. Архиреева. - Великий Новгород : НовГород, 2005. - 190 с.
3. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики / А. С. Белкин. - М. : Академия, 200. - 192 с.
4. Бёрнс, Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Б. Бёрнс. - М. : Прогресс, 1986. - 401 с.
5. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. - СПб. : Питер, 2002. - 303 с.
6. Богомолов, В. Тестирование детей. Серия «Психологический
практикум». / В. Богомолов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 352 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. - М. : Педагогика, 1972. - 352 с.
8. Большой психологический словарь: под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Аст-Москва, 2008. - 875 с.
9. Булавинцева, Е. А. Методики и приемы формирования самооценки обучающихся на уроках в начальной школе // Доклад. 2016. URL: https://infourok.ru/dokladpriemi-formirovaniya-samoocenki-v-nachalnoy-shkole- 1738072.html (дата обращения 12.02.2018)
10. Бурменская, Г. В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Г. В. Бурменская. - М. : Моск. псих.-соц. ин-т, 2005. - 655с.
11. Бухарова, И. С. Общая психология : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / И. С. Бухарова, О. В, Жилина, Т. А. Петрунина : Екатеринбург, 2000 г.
12. Волчегорская, Е. Ю. Динамика самооценки качества жизни младших школьников / Е. Ю. Волчегорская, И. Р. Минимуллина // Психологопедагогические проблемы личности и социального взаимодействия: материалы IV международной науч.-практ. конф. - Прага. : 2013 - С.77-79.
13. Воробейчик, Я. Н. Самоучитель по психотерапевтической помощи / Я. Н. Воробейчик. - Одесса : Полиграф, 2006. - 224 с.
14. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 306 с.
15. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 301 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ