ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 15
1.3. Развитие метапредметных умений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Цели и задачи диагностики метапредметных умений учащихся ... 30
2.2. Анализ метапредметных заданий ВПР для четвертого класса
учащихся начальной школы 35
2.3. Рекомендации к заданиям, диагностирующих сформированность
метапредметных умений учащихся начальной школы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Общая характеристика учебной деятельности 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 15
1.3. Развитие метапредметных умений у младших школьников 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Цели и задачи диагностики метапредметных умений учащихся ... 30
2.2. Анализ метапредметных заданий ВПР для четвертого класса
учащихся начальной школы 35
2.3. Рекомендации к заданиям, диагностирующих сформированность
метапредметных умений учащихся начальной школы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Современное общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому возникает вопрос формирования у учеников умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, а именно обладать метапредметными компетентностями.
Сейчас основной задачей школы является «учить учиться», то есть формировать у обучающихся определенный набор навыков и умений, которые призваны обеспечить успешное освоение учебного материала.
Если раньше важным было получение обучающимися знаний, умений и навыков, которые преподносились им в виде готового материала, что не дает школьникам раскрыться, проявить свои способности, свою самостоятельность, то сегодня обучающиеся должны уметь самостоятельно получать новые знания и применять их в различных ситуациях. Они должны учиться ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои результаты. Учителя лишь направляют учеников на самостоятельное умение учиться, формируют у них универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам развитие умений, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования появляется обязательный элемент педагогического процесса - метапредметные результаты, к которым относятся освоенные школьниками универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В связи с этим появилась надежда, что ситуация в школе кардинально изменится. Ведь стандарт направлен на решение таких проблем как: умение осмысленно
самоопределяться в современном мире, принимать самостоятельно решения, быть активным и мобильным субъектом.
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику, где происходит разделение знаний по отдельным школьным предметам, на современные технологии, которые направлены на изучение целостной картины мира. Это позволяет объединить познавательное, общекультурное и личное развитие и саморазвитие обучающегося, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
С момента введения новых образовательных стандартов, прошло уже много лет, но метапредметность до сих пор остается полностью не воплощенной в жизнь идеей в сфере образования.
Вследствие этого возникает вопрос: как и с помощью чего внедрять такой подход в образовательном процессе, чтобы он полностью реализовал себя. Поэтому данная тема является актуальной для методологических исследований.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: оценка метапредметных умений младших школьников, формируемых в процессе обучения.
Цель исследования: обосновать необходимость развития метапредметных умений у младших школьников и в соответствии с этим оценить имеющиеся задания в ВПР, определяющие уровень сформированности у обучающихся метапредметных умений.
Задачи исследования:
1. Обосновать значимость формирования метапредметных умений у младших школьников.
2. Уточнить подходы к оценке сформированности метапредметных умений.
3. Проанализировать задания в ВПР для оценки сформированности метапредметных умений младших школьников.
4. Разработать рекомендации по оценке сформированности метапредметных умений младших школьников.
Практическая база: МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение заданий проверочных работ); эмпирические (сравнение).
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения; включает список литературы.
Сейчас основной задачей школы является «учить учиться», то есть формировать у обучающихся определенный набор навыков и умений, которые призваны обеспечить успешное освоение учебного материала.
Если раньше важным было получение обучающимися знаний, умений и навыков, которые преподносились им в виде готового материала, что не дает школьникам раскрыться, проявить свои способности, свою самостоятельность, то сегодня обучающиеся должны уметь самостоятельно получать новые знания и применять их в различных ситуациях. Они должны учиться ставить учебные цели, контролировать и оценивать свои результаты. Учителя лишь направляют учеников на самостоятельное умение учиться, формируют у них универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам развитие умений, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования появляется обязательный элемент педагогического процесса - метапредметные результаты, к которым относятся освоенные школьниками универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные и регулятивные. В связи с этим появилась надежда, что ситуация в школе кардинально изменится. Ведь стандарт направлен на решение таких проблем как: умение осмысленно
самоопределяться в современном мире, принимать самостоятельно решения, быть активным и мобильным субъектом.
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику, где происходит разделение знаний по отдельным школьным предметам, на современные технологии, которые направлены на изучение целостной картины мира. Это позволяет объединить познавательное, общекультурное и личное развитие и саморазвитие обучающегося, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
С момента введения новых образовательных стандартов, прошло уже много лет, но метапредметность до сих пор остается полностью не воплощенной в жизнь идеей в сфере образования.
Вследствие этого возникает вопрос: как и с помощью чего внедрять такой подход в образовательном процессе, чтобы он полностью реализовал себя. Поэтому данная тема является актуальной для методологических исследований.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: оценка метапредметных умений младших школьников, формируемых в процессе обучения.
Цель исследования: обосновать необходимость развития метапредметных умений у младших школьников и в соответствии с этим оценить имеющиеся задания в ВПР, определяющие уровень сформированности у обучающихся метапредметных умений.
Задачи исследования:
1. Обосновать значимость формирования метапредметных умений у младших школьников.
2. Уточнить подходы к оценке сформированности метапредметных умений.
3. Проанализировать задания в ВПР для оценки сформированности метапредметных умений младших школьников.
4. Разработать рекомендации по оценке сформированности метапредметных умений младших школьников.
Практическая база: МАОУ лицей №110 им. Л.К. Гришиной.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение заданий проверочных работ); эмпирические (сравнение).
Структура выпускной работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения; включает список литературы.
Развитие современного общества требует от школы выпускников, готовых к самостоятельной жизни, способных самим решать жизненные задачи, быть активными субъектами в различной деятельности.
Поэтому главной задачей учителя является формирование у школьника всех универсальных учебных действий и систематическая проверка этих умений. Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Любому педагогическому вмешательству должна предшествовать диагностика.
Изучаемая мной проблема актуальна для современной образовательной практики, так как связана с одним из направлений модернизации российской школы и повышения качества общего образования. Формируются новые понятия, методы, технологии и средства обучения. Учителя выстраивают по- новому ход, содержание и способы ведения уроков.
Решение поставленных задач, позволило сформулировать выводы:
• Метапредметные умения выполняют важную роль в развитии личности школьника и влияют на его дальнейшее самоопределение, самообразование и саморазвитие. В современном обществе нужны люди «обучаемые», а не только «обученные», готовые к самостоятельному принятию решений и планированию своей деятельности.
• Для оценки уровня сформированности метапредметных умений используются следующие подходы: стартовый (вводный) контроль, текущие (тематические) и итоговые проверочные работы, комплексная проверка.
• Анализ диагностических работ позволил выявить уровень сформированности метапредметных умений при выполнении заданий. Был сделан вывод, что в проверочных работах небольшое количество заданий, направленных на оценку метапредметных умений.
• Так как в школьной практике задания направлены в основном на развитие предметных результатов, то необходима разработка рекомендаций по оценке сформированности метапредметных умений младших школьников. Были подобраны методические задания для реализации УУД в начальной школе.
Полученные результаты позволяют утверждать, что цель моего исследования, заключающаяся в обосновании необходимости развития метапредметных умений у младших школьников и разработки рекомендаций по диагностированию их сформированности, достигнута.
Поэтому главной задачей учителя является формирование у школьника всех универсальных учебных действий и систематическая проверка этих умений. Деятельность преподавателя и диагностическая деятельность неразрывны. Любому педагогическому вмешательству должна предшествовать диагностика.
Изучаемая мной проблема актуальна для современной образовательной практики, так как связана с одним из направлений модернизации российской школы и повышения качества общего образования. Формируются новые понятия, методы, технологии и средства обучения. Учителя выстраивают по- новому ход, содержание и способы ведения уроков.
Решение поставленных задач, позволило сформулировать выводы:
• Метапредметные умения выполняют важную роль в развитии личности школьника и влияют на его дальнейшее самоопределение, самообразование и саморазвитие. В современном обществе нужны люди «обучаемые», а не только «обученные», готовые к самостоятельному принятию решений и планированию своей деятельности.
• Для оценки уровня сформированности метапредметных умений используются следующие подходы: стартовый (вводный) контроль, текущие (тематические) и итоговые проверочные работы, комплексная проверка.
• Анализ диагностических работ позволил выявить уровень сформированности метапредметных умений при выполнении заданий. Был сделан вывод, что в проверочных работах небольшое количество заданий, направленных на оценку метапредметных умений.
• Так как в школьной практике задания направлены в основном на развитие предметных результатов, то необходима разработка рекомендаций по оценке сформированности метапредметных умений младших школьников. Были подобраны методические задания для реализации УУД в начальной школе.
Полученные результаты позволяют утверждать, что цель моего исследования, заключающаяся в обосновании необходимости развития метапредметных умений у младших школьников и разработки рекомендаций по диагностированию их сформированности, достигнута.
Подобные работы
- Работа над проектами на уроке английского языка как средство развития метапредметных умений учащихся 7 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Формирование метапредметных образовательных результатов обучающихся начальной школы во внеурочной проектной деятельности (на примере МБОУ Прогимназия № 131)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование информационно-аналитических умений младших школьников на уроках русского языка (на материале учебно-научных текстов)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Формирование универсальных учебных действий при обучении говорению
на уроке английского языка в начальной школе
с помощью интернет-ресурсов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование универсальных учебных действий при обучении говорению на уроке английского языка в начальной школе с помощью интернет-ресурсов
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Информационно-коммуникационные технологии как ресурс повышения качества образования в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Система оценивания метапредметных результатов обучающихся при изучении раздела биологии «Бактерии. Грибы. Растения»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методические материалы к заданиям с текстами на уроках математики в третьем классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





