Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №94336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ
ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1. Психологические основы развития памяти у младших
школьников 6
1.2. Особенности запоминания и воспроизведения учебной
информации младшими школьниками 10
1.3. Педагогические условия запоминания и воспроизведения
учебной информации младшими школьниками 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ ЗАПОМИНАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 21
2.1. Диагностика особенностей запоминания и воспроизведения
информации младшими школьниками 21
2.2. Педагогические приемы, обеспечивающие успешное
запоминание и воспроизведение учебной информации младшими школьниками 31
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63

Актуальность исследования. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли памяти в умственном развитии младшего школьника, об определении сущности механизмов памяти.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения [1, с. 199]
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других, память выступает не только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является условием способствующим развитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность педагогического процесса в начальной школе.
Младшие школьники учатся использовать различные способы, облегчающие запоминание учебной информации. Проблема в том, что они не могут еще самостоятельно планировать и контролировать процесс запоминания, давать себе необходимые установки. Поэтому им понадобится помощь учителя и родителей.
Таким образом, проблема запоминания учебной информации детей младшего школьного возраста является одной из актуальных, поскольку считается условием полноценного развития личности и успешности его учебной деятельности.
В практике обучения младших школьников различным приёмам запоминания учебной информации имеется противоречие между необходимостью обучения младших школьников различным приёмам запоминания учебной информации и отсутствием систематической работы в данном направлении в практике начального школьного образования. Это связано с тем, что зачастую у учителей не хватает времени или опыта в обучении младших школьников разнообразным техникам, способам запоминания. Как правило, учителя чаще всего применяют в работе метод рифмовок, ассоциаций, вместе с тем, техник и способов запоминания учебной информации существует большое количество, при этом одному ученику может подойти один способ, а другому - совершенно иной. Поэтому учителям необходимо обучить детей различным способам и техникам запоминания, чтобы они пользовались теми, которые подходят непосредственно им.
На основе выделенного противоречия сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении и практической реализации педагогических методов и способов, обеспечивающих запоминание младшими школьниками учебной информации.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Педагогические приемы формирования способов
запоминания учебной информации у младших школьников».
Цель данной работы заключается в выявлении, обосновании возможностей использования разнообразных способов для запоминания учебной информации детьми младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс запоминания учебной информации у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические приёмы формирования способов запоминания учебной информации у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть психологические основы развития памяти у младших школьников.
2. Изучить особенности запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками.
3. Рассмотреть педагогические условия запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками.
4. Провести диагностику особенностей запоминания и воспроизведения информации младшими школьниками.
5. Подобрать педагогические приемы, обеспечивающие успешное запоминание и воспроизведение учебной информации младшими школьниками.
6. Выполнить сравнительный анализ результатов исследования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были реализованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, опрос).
База исследования - Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 69 города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие обучающиеся 1 «Д» класса в количестве 30 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 56 источников и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Поэтому очень важно в этот период задать основу для развития памяти.
Память - сложнейший психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из средств, облегчающих запоминания и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций является мнемотехника. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная). Память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной, однако для ее развития необходима целенаправленная работа по овладеванию мнемической деятельностью. Механизм запоминания - это переход от кратковременной памяти к долговременной. То есть, после прохождения информации через кратковременную, остается только та, которая потенциально нужна и полезна, и она сохраняется в мозге. Запоминание - это фиксация внимания на определенной, воспринимаемой информации и последующем ее сохранении. Воспроизведение - процесс памяти, благодаря которому актуализируется ранее закрепленная информация.
2. В младшем школьном возрасте память имеет свои особенности. Память младших школьников имеет преимущественно непроизвольный характер. Она постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Механическое запоминание у младших школьников хорошо развито. В младшем школьном возрасте запоминание становится всё более осмысленным. В целом, младший школьник может запоминать материал произвольно и непроизвольно, осмысленно и механически. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию.
3. В работе определены условия успешного запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками: осознание значимости и смысла запоминаемого и воспроизводимого материала; составление плана, опорной схемы, таблицы, другого наглядного зрительного образа; содержательность и доступность запоминаемого и воспроизводимого материала, его соотнесенность с опытом младшего школьника; эмоциональная насыщенность учебного материала; установка на необходимость воспроизведения учебного материала в определенных условиях (например, при ответе на уроке); содержание учебного материала должно способствовать достижению цели и задач урока; учет возрастных и индивидуальных особенностей запоминания и воспроизведения младшими школьниками учебной информации.
4. Проведена диагностика в 1 классе общеобразовательной школы. Для диагностики были использованы методики: методика «Определение типа памяти» Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой, методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти» П. И. Зинченко и методика «Опосредованное запоминание» А.Р. Лурия, Л.С. Выготского в адаптации А.Н. Леонтьева. Установлен преимущественно зрительный и комбинированый способы запоминания учебной информации школьниками. Большинство младших школьников имеют средний и высокий уровень развития способности к опосредованному запоминанию, что характеризуется в установлении опосредованных связей, их непрочностью, невозможностью удержании, объяснении и припоминания по ассоциациям. Учителю начальных классов следует акцентировать внимание на обучении учащихся эффективным способам запоминания.
Одним из эффективных способов являются мнемотехнические средства, использование которых облегчает и улучшает процесс запоминания информации, умственную активность, общую организованность мыслительного процесса.
5. Разработана программа кружка «Школа успешного запоминания», курс которого поможет школьникам грамотно и эффективно пользоваться способами и приемами запоминания учебной информации. В ходе обучения детей будут использоваться различные эффективные мнемотехники, игровые задания и упражнения. Перед началом занятий с родителями детей проводится мастер-класс по запоминанию, в ходе которого объясняется теория вопроса запоминания учебной информации детьми, раздаются составленные памятки для родителей. Разработан тематический план на 35 занятий кружка, в ходе практики проведено 10 занятий. Суть занятий с младшими школьниками состоит в том, что учитель обучает их разнообразным приёмам запоминания учебной информации, и каждый ребёнок использует те, при помощи которых он наиболее успешно запоминает материал. В ходе занятий также происходила индивидуализация процесса запоминания учебной информации у детей с разными особенностями развития памяти, а именно, в ходе каждого занятия использовались задания, упражнения и игры с приемами мнемотехники на все виды типов памяти детей, также большая доля заданий включает одновременно работу нескольких типов памяти детей. Например, выполняя упражнение «Слово и образ», ребенок слушает слова (слуховой тип памяти), затем сам делает зарисовки-ассоциации на слова (зрительный и моторный типы памяти), и уже по своим зарисовкам вспоминает и воспроизводит услышанные слова.
6. После проведения занятий с детьми по специальной программе, ориентированной на формирование способов запоминания учебной информации, у младших школьников повысился уровень развития памяти, приём дети научились запоминать учебную информацию различными способами. Большинство заданий и игр вызвали большой интерес не только у детей, но и их родителей, что способствовало более систематической работе по формированию способов запоминания учебной информации как дома, так и в семье. В ходе занятий младшие школьники научились запоминать учебную информацию с помощью разнообразных мнемических приёмов: разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.), классификация, структурирование, систематизация, схематизация (зарисовки, схемы), перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала (распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т.д.), ассоциация и другие.
В ходе занятий дети создавали ассоциативные образы для запоминания, запоминали информацию при помощи игр: «Я беру с собой в поход» (для запоминания имён, отчеств, фамилий), «рассказ» или «весёлая история» (для запоминания картинок), «Цепочка» (для запоминания слов), «Последовательное соединение образов» (запоминание длинного списка несвязанных между собой слов), «Интерьер» (для запоминания слов в определённой последовательности под заданными номерами), цифро - образы (запоминание числовой информации), «Календарик» (запоминание дат, кодирование месяцев года в ассоциативные образы), «ЦБК» (Цифро­буквенный код, запоминание числа с помощью символов-кодов), «Пиктограмма» Шифрование стихов (запоминание стихотворений, текстов) и другие игры и приемы
Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.


1. Баддли, А. Память / А. Баддли, М. Айзенк, М. Андерсон. - СПб. : Питер, 2014. - 560 с.
2. Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. - СПб.: Большая Российская энциклопедия, 2018. - 685 с.
3. Веккер, Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. - М. : Смысл, 2018. - 685 с.
4. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Лекции по психологии. - М. : Владос, 2019. - 234 с.
5. Выготский, Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Ю. Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М. : АСТ, 2018. - 646 с.
6. Галанов, А. С. Психодиагностика детей / А. С. Галанов - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
7. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М. : УРАО, 2017. - 286 с.
8. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М. : Академия, 2017. - 464 с.
9. Зиганов, М. А., Козаренко, В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов. - М. : Школа рационального чтения, 2016. - 173 с.
10. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2015. - 717 с.
11. Как развить хорошую память / И. Матюгин, Е. Жемаева, Е. Чакаберия, И. Рыбникова. - М. : Рипол Классик, 2014. - 416 с.
12. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. - М. : Сфера, 2015. - 345 с.
13. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учебник для студентов вузов. - М. : ТЦ «Сфера», 2016. - 464 с.
14. Леонтьев, А. Н. Логическая и механическая память // Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М. : ЧеРо, 2016. - С. 626-652.
15. Лурия, А. Р. Внимание и память / под ред. А. Р. Лурия. - М. : МГУ, 2015. - 328 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ