Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Работа №94330

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
168
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 13
1.1. Понятие о готовности детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях 13
1.2. Особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста
мотивационной готовности к обучению в школе 22
1.3. Содержание педагогических условий формирования у детей
старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе 31
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ
ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ 43
2.1. Начальная диагностика мотивационной готовности к обучению в
школе у детей старшего дошкольного возраста 43
2.2. Реализация в дошкольной образовательной организации
педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к школе 53
2.3. Итоги опытно-поисковой работы по теме исследования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

Основной стратегической целью современного образования является обеспечение условий для удовлетворения потребностей общества и рынка труда в качественном образовании. Создание таких условий происходит путем создания новых институциональных механизмов регулирования образовательного процесса, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования на всех его уровнях.
В настоящее время особое внимание уделяется обновлению содержания и образовательных технологий на уровне дошкольного образования, которое открывает образовательную траекторию и обеспечивает успешность личностного роста и освоения подрастающего поколения в образовательных программ последующих уровней образовательной системы. В связи с этим одна из стратегических задач первого уровня системы образования - дошкольного образования состоит в совершенствовании содержания и технологий в данной сфере. Решение этой задачи предполагает создание и реализацию модели образования детей старшего дошкольного возраста. Данная модель призвана обеспечить дошкольникам равные стартовые возможности для последующего обучения этапе начального образования.
Особую значимость в русле модернизации образования и в новом нормативно-правовом аспекте приобретает проблема преемственности дошкольного и начального общего образования, ядром которой является готовность детей к обучению в школе.
Проблеме обеспечения готовности детей к школе и школьному обучению на протяжении последнего столетия занимались многие видные исследователи, которые раскрыли отдельные ее аспекты.
Проблема формирования общей готовности дошкольников к обучению в школе в контексте дошкольного образования отражена в трудах известных отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Т.И. Бабаевой, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Н.В. Дурова, Л.А. Григорович, Д.Б. Эльконина,
В.И. Яшиной. Б.М. Бим-Бад в своих исследованиях подчеркивает, что дошкольное образование является основой формирования «универсальной типовой картины мира, психологических, когнитивных, поведенческих и иных стереотипов».
Дошкольное детство - это период для формирования у ребенка основ мотивационной готовности к школьному обучению как одному из факторов, обеспечивающих успешную социализацию и самореализацию личности в дальнейшем при освоении образовательных программ в непрерывной системе образования и на протяжении всей жизни.
Согласно мнению ряда ученых: Н.И. Гуткина, К.Р. Климова,
Я.Л. Коломинского, В.Я. Панько и др., в структуре общей готовности к школьному обучению недостаточное внимание уделяется мотивационному компоненту готовности. Мотивационная готовность детей к обучению представляет собой актуальную социально-психологическую проблему, что отражено в трудах Е.Е. Кравцовой, Б.М. Немова, Н.И. Чуткиной, решение которой позволит создать действительную основу для обеспечения равных возможностей детей в получении качественного образования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность нашей работы определена работами исследований Г.Н. Жаворонкова, И.А. Невской, Ю.И. Юричка. Которые говорят о возросшем количестве «немотивированных» детей на современном этапе образования. Анализ психолого - педагогической литературы показал, что в структуре общей готовности к школьному обучению недостаточное внимание уделяется мотивационному компоненту готовности. Изучение данного вопроса позволило нам систематизировать педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, а так же описать данные условия при реализации деятельности в конкретной дошкольной образовательной организации. Тем самым обеспечить создание равных возможностей дошкольника в получении качественного образования.
Изучив и проанализировав состояние проблемы готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе мы остановились на определении Л.И. Божович, которое является наиболее полным. По её мнению готовность к школе «это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника».
Далее на основе анализа и общения теоретических источников мы конкретизировали понятие «мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе». Под мотивационной готовностью ребенка к обучению в школе мы определили активизацию совокупности социально-личностных качеств ребенка, обеспечивающих позитивное отношение к занятиям, адекватное отношение ребенка к самому себе как будущему школьнику и наличие внутренней позиции школьника.
В работе уточнено содержание понятия «педагогические условия» в соответствии со спецификой мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках настоящего исследования введено ограничение в части предмета исследования, а именно рассматриваются организационно-педагогические условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, создаваемые в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Поэтому за основу мы взяли определение В.А. Беликова, который организационно - педагогические условия представляет как «особенности содержания, форм, методов полноценного педагогического процесса, направленных на достижение целей педагогической деятельности».
Мы определили, что необходимыми организационно - педагогическими условиям, обеспечивающими формирование
мотивационной готовности детей к школе, являются
• актуализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития для детей дошкольного возраста с учетом перспективы их перехода в школу как новую социальную общность для обеспечения позитивного отношения ребенка к самому себе, формирования представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению;
• применение организационных форм сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых, прежде всего педагогов, обеспечивающих положительное отношение детей к занятиям, интерес к обучению;
• поддержание позитивных взаимоотношений между детьми и педагогами для укрепления личностных качеств детей, обеспечивающих формирование внутренней позиции школьника и устойчивость мотивов учения.
В исследовании определены критерии: отношение к занятиям, заинтересованность в учении; отношение ребенка к самому себе как будущему школьнику, представление о себе в контексте предстоящего перехода к школьному обучению; наличие внутренней позиции школьника, характер мотивации к учению. Данные критерии представлены на трех уровнях: высокий, средний, низкий. В соответствии с определёнными нами критериями, подобраны диагностические методики: «Дерево с человечками», «Беседа о школе», опросник «Отношение ребенка к обучению в школе».
На основе теоретического анализа и диагностических данных, полученных на практике, определены и апробированы в опытно-поисковой работе педагогические условия формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Разработан и реализован в образовательной программе дошкольной образовательной организации «Календарь будущего первоклассника», который включает три линии деятельности («Мой мир», «Мир познания», «Я в мире школы»). В нем актуализировано содержание в области социально-коммуникативного развития, а так же включены организационные формы сотрудничества детей дошкольного возраста и взрослых обеспечивающих положительное отношение детей к занятиям, интерес к обучению и поддержание позитивных взаимоотношений между детьми и педагогами.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной группы начального и заключительного этапа опытно-поисковой работы показывает, что по результатам исследования произошло сокращение низкого уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе с 8 человек до 1 (уменьшилось на 7 человек, 29 %), а число воспитанников с высоким уровнем возросло с 4 человек до 10 (увеличилось на 6 человек, 25%).
Проведенная теоретическая и опытно-поисковая работа не претендует на окончательное решение проблемы формирования мотивационной готовности детей к обучению. Однако цель, поставленная нами в ходе исследования, достигнута, выдвинутая гипотеза подтверждена.


1. Анастази, А. Психологическое тестирование, Т.2. - М. : Педагогика, 1982. - 320 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
3. Асророва, М.У. Современные инновационные технологии в образовании / М.У. Асророва // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С.564­566.
4. Балин, А.В. Использование инновационных методов в образовании / А.В. Балин // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С.724-725.
5. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В.А. Беликов. - М. : Владос, 2004. - 357 с.
6. Белова, Е. Размышления перед школой: (Советы родителям) // Дошкольное воспитание. - 1994. -№8, С.80-83.
7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. : Педагогика, 1995. -192 с.
8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович - М. : Просвещение, 1995. - 154 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
10. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Божович Л.И., Благонадежина Л.Г. - М. : Педагогика,1992. - 352 с.
11. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 1-8. - С.75-79.
12. Большакова, О.Н. Проблема формирования мотивационной готовности детей к школе / О.Н. Большакова, О.С. Жевлакова // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики материалы Всероссийской научно­практической конференции, Братск, апрель 2014 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Иркутский гос. ун-т", Фил. Иркутского гос. ун-та в г. Братске, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Сибирский федеральный ун-т ; [редкол.: Ю. Л. Воробьев (пред.) и др.]. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - С. 259-264.
13. Бурнашева, Л.В. Организационно-педагогические условия
формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе /Л.В. Бурнашева, М.И. Дедюкина // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. - 2014. - С. 320-323.
14. Венгер, А.Л. хорошо ли вашему ребёнку в школе // Популярная психология для родителей. - М. : Знание, 1994. — 192 с.
15. Венерская, Е.П. Особенности внутренней позиции школьника / Венерская Е.П. // Психология обучения. - 2016. - № 1. - С. 380-390...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ