ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ 7
1.1. Понятие «методические условия» и его основные компоненты 7
1.2. Системно-деятельностный подход как методологическая основа
современного процесса обучения 12
1.3. Методы и приемы обучения с позиции современного
образовательного процесса 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО
ПОСОБИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ РОДНОГО КРАЯ 24
2.1. Методологические подходы к содержанию учебного пособия 24
2.2. Современное региональное пособие как средство изучения
географии родного края в школе 26
2.3. Физико-географическая характеристика Серовского района
как основа разработки содержания регионального учебного пособия 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СЕРОВСКОГО РАЙОНА В ШКОЛЕ 53
3.1. Методика разработки учебного пособия по географии
Серовского района 53
3.2. Апробация современного регионального пособия по географии
Серовского городского округа Свердловской области в школе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕГИОНАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА «СЕРОВ - ЦЕНТР СЕВЕРНОГО УРАЛА» . 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЦЕНЗИИ НА ИССЛЕДОВАНИЕ 84
В современном обществе Российской Федерации приоритет смещается на воспитание гражданина, который должен иметь активную жизненную позицию, любить свою Родину и семью [29]. Президент России Владимир Владимирович Путин считает, что воспитание гражданина и патриота своей страны, составляет суть национальной идеи и является для подростков «нравственным ориентиром» [77].
Современная школа должна обеспечить гармоничное развитие личности. При этом на первом месте стоит именно воспитание [89]. Однако большая часть учебного времени отводится на изучение школьных дисциплин, а их содержание должно быть нацелено на «нравственные ориентиры». Особенно велика в этом роль географии. Концепция развития географического образования в Российской Федерации основывается на том, что «география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека» [53].
Краеведческая деятельность - это «нравственный ориентир» интеллектуального развития человека, способ истинного общения с историей, источник познания окружающего мира. Краеведение хранит память, живет настоящим и смотрит в будущее. В традициях и истории прошлого своего края и страны ученик осознает признанные ценности гражданина, испытывает гордость за национальное достоинство. Обобщение интересов личности, общества и государства достигается через познание малой Родины.
Такие ученые, как Баранский Н.Н., Барков А.С., Баринова И.И., Дарин- ский А.В., Иванов П.В., Климова А.И., Ломоносов М.В., Матрусов И.С., Строев К.Ф., Ушинский К.Д. в своих работах подчеркивали необходимость изучения родного края, значимость именно регионального материала в формировании географических знаний у обучающихся в школе [85].
Приоритетная цель школьной географии - это система формирования географической картины мира, но она не может существовать в полной мере без географии своего края. Мировой опыт достаточно убедительно подтверждает это. Французский историк Ф. Бродель подчеркивает, что ценность географии состоит в многообразии составляющих ее элементов, ее густоте и протяженности во все [4].
В свою очередь, Н.Н. Баранский в основу школьного краеведения закладывал все то, что свое, близкое, что непосредственно окружает нас, будь то в природе, в человеческой и хозяйственной деятельности жизни, становится понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Так от частных примеров своего край, постепенно создается образ мирового географического пространства [66].
Особенно актуальны вопросы создания образовательных учебников и учебных пособий, а также изучение географии Серовского района. Например, проведенный анализ педагогической и учебно-методической литературы, за последние годы в Свердловской области и в районе не разрабатывались современные учебно-методические комплексы для изучения географии родного края, а существующий учебно-методический комплекс В.Г. Капустина и И.Н. Корнева «Свердловская область» считается содержательно устаревшим, так как выпущен около 15 лет назад [47].
При относительно малом объеме региональной географической характеристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования [29]. На данный момент в обществе пристальное внимание уделяется проблеме отсутствия универсальных методов, способов, технологии для разработки образовательных материалов учебно-методических комплексов и соответствующих стандартов. Поэтому изучение данного вопроса является весьма актуальным.
Объект исследования - территория Серовского района Свердловской области.
Предмет исследования - методические условия изучения географии Серовского района Свердловской области.
Указанные предпосылки определи цель данного исследования, которая заключается в разработке методических условий, необходимых для эффективного изучения географии Серовского района Свердловской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Выполнить анализ методических условий, направленных на изучение географии родного края.
2. Рассмотреть теоретические аспекты разработки учебных пособий и определить место современного регионального учебного пособия в концепции школьного географического образования.
3. Изучить географию Серовского района Свердловской области.
4. Разработать методический аппарат и создать учебное пособие необходимое для изучения географии Серовского района Свердловской области.
5. Апробировать методику изучения географии Серовского района с применением разработанных средств обучения.
Поставленные задачи можно решить с помощью следующих методов исследования:
1. Теоретические: анализ темы исследования на основе изучения источников научно-методической и педагогической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по географии регионального компонента образования с целью выявления в них объективных возможностей для формирования знаний по географии Серовского района; обобщение опыта работы школы по формированию знаний о родном крае.
2. Эмпирические: камеральные и полевые, картографический, педагогическое наблюдение, опрос (анкетирование), беседа.
3. Социологические: математическая и статистическая обработка данных педагогического опыта, графическое представление данных.
Для написания работы использованы опубликованные научные труды, картографический материал, интернет-ресурсы и фондовые материалы организаций: Центральной библиотеки имени Мамина-Сирибряка, Серовского исторического музея.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые обоснована структура и содержание современного регионального пособия по географии Серовского района, разработана методика его использования при формировании знаний о родном крае.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего научного изучения проблемы. Предложенное учебное пособие по географии Серовского района и методика его использования, способствующее формированию знаний о родном крае, может использоваться учителями на уроках при изучении регионального компонента, а также в исследовательской и краеведческой деятельности школьников.
Работа изложена на 73 страницах, включает Введение, три главы, Заключение, Список использованной литературы из 95 информационных источников и из 2 приложений.
В современном мире в обществе пристальное внимание уделяется проблеме отсутствия универсальных методов, способов, технологии для разработки образовательных материалов учебно-методических комплексов и соответствующих стандартов. Особенно актуальны вопросы создания образовательных учебников и учебных пособий при изучении географии родного края. При относительно малом объеме региональной географической характеристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования [29].
В ходе выполнения исследования были разработаны методические условия, необходимые для эффективного изучения географии Серовского района Свердловской области.
В рамках данного исследования было выявлено, что изучение родного края, один из значимых компонентов обучения. Благодаря большому количеству методических условий, можно разнообразить педагогический процесс и поможет эффективному усвоению новых знаний, и закреплению новых умений и навыков. Их выбор и реализация зависят от постановки образовательных целей и задач, профессионального мастерства педагога, содержательных особенностей учебного материала и специфики его познания. Плодотворное взаимодействие учителя и обучающегося происходит при грамотном выборе методических условий, которые в свою очередь помогут активизировать умственные способности обучающихся, воспитать, в них чувство красоты, чувство патриотизма к своему краю, а также в дальнейшем повлияет на саморазвитие и самоопределение. Методические условия представляют собой сложный механизм осуществления учебно-воспитательного процесса и это понятие обширно. К методическим условиям относятся нормативно-правовые, научно-методические, информационные, мотивационные, материальнотехнические.
Существующие разработки региональных учебных пособий в концепции школьного географического образования, отражают единство взглядов ученых-педагогов. Главное назначение современного учебника или учебного пособия - научить получать знания (учить учиться), что учебник или учебное пособие обязательно сопровождается дополнительными пособиями: хрестоматии, лабораторные практикумы, задачники, мультимедийные ресурсы.
Каждое учебное пособие строится с учетом всестороннего развития личности ученика и ориентируется на усвоение знания, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение полученных знаний и умений. Таким образом, при построении нового современного учебного пособия учитывается и используются возможности инновационных технологий. А какая концепция школьного учебника или учебного пособия завоюет симпатию учителя и ученика, покажет время.
Предложенное учебное пособие нацелено на изучение природы Серовского района, поэтому была дана его физико-географическая характеристика. Рассмотрена территория, природа, разнообразие растительного и животного миров, и можно сказать, что данная территория является хорошим объектом для изучения родного края. Разработав и систематизировав информацию, данный материал используется в учебном процессе.
Апробированное учебное пособие по изучению географии Серовского района Свердловской области, по мнению педагогического коллектива, привел к увеличению эффективности образовательного процесса. Результаты апробации показали, что при изучении географии родного края, у обучающихся формируются знания о родном регионе, его развитии и осознании его культурного и исторического наследия. Улучшается качество обучения школьников, они становятся мотивированы на более глубокое изучение процессов окружающего мира и приобретение навыков и умений по применению конкретных географических знаний.
Главной трудностью в процессе исследования была: отсутствие универсальной технологии разработки необходимых образовательных материалов для УМК. Как правило, каждый применяет собственную технологию проектирования учебных материалов исходя из собственного видения того, каким должно быть учебное пособие, какие структурные компоненты должно входить в его состав, какие формы представления и передачи знаний должны использоваться.
Составленное учебное пособие является начальной базой для дальнейшего изучения и систематизации сведений о природе Серовского городского округа.
Проведенная работа является актуальной в современном мире. Предложенное учебное пособие по географии Серовского района и методика его использования, способствующее формированию знаний о родном крае, может использоваться учителями на уроках при изучении регионального компонента, а также в исследовательской и краеведческой деятельности школьников.
Материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего научного изучения последующих тем экономики и населения Серовского района Свердловской области, а также основой для дополнение существующего материала о природе района.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А., Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Аксенова В.И. Использование интерактивных карт на уроках географии/ В.И. Аксенова // Наша сеть: социальная сеть работников образования. - Квазар, 2010-2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И., Лупанов К.Ю. Проблемы разработки учебнометодических пособий для системы дистанционного образования // Применение новых технологий в образовании. Материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 3-5 июня 1998 г.). — М.: АТИ- СО, 1998.
4. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. - Свердловск: Средне-Ур.кн.изд-во, 1975. - С. 304.
5. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. - М.: Просвещение, 1988.152 с.
6. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М., Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1961.- 263 с.
7. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования. Проблемы образования и развития личности учащихся / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МаГУ, 2001. - С. 69-73.
8. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока. Пути повышения эффективности обучения в школе/ Н.Ф. Белокур. - Челябинск, 1980. - С. 40.
9. Беляев М.И. Из опыта создания электронных учебников // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2009, № 1.
10. Берлянт А.М. Карта рассказывает. - М.: Просвещение, 1978.- 144 с.
11. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагоги-
ческий поиск», 2003. - 256 c.
12. Болотов В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Справочник заместителя директора школы. - М.: Информационный центр «Ресурсы образования», 2007. - 190 с.
13. Бороздинов Н.М. Географические кружки в школе. - М.: Просвещение, 1970.142 с.
14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей / Л.И. Божович. — М.: Педагогика, 1972. — 352с.
15. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,1984. - 64 с...