Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты тренировок силовой направленности у спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой 6
1.1. Сила как физическое качество человека 6
1.2. Структура силовых способностей человека 9
1.3. Влияние тренировок силовой направленности на
морфофункциональные показатели 14
1.4. Влияние различных факторов на проявление силы мышц 18
1.5. Средства развития силовых способностей 26
Глава 2. Организация и методы исследования 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 32
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1. Анализ результатов, полученных на констатирующем
этапе исследования 42
3.2. Оценка результатов эффективности использования тренировок
силовой направленности у спортсменов в возрасте 18-20 лет 44
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения 56
В процессе гармоничного физического развития особое место занимает силовая подготовка. Такие исследователи, как А. Н. Воробьев [10], Л. С. Дворкин [12, 13], отмечают, что мышечная сила является первоосновой
физического развития человека и имеет важное прикладное значение. Тем не менее, как подчеркивает В. К. Петров [44], молодые люди часто оказываются неспособны преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений, так как в системе физического воспитания школьников и учащейся молодежи практически не применяются упражнения с интенсивными дозированными отягощениями.
Между тем, по мнению Р. А. Романа [52], тренировка с такими напряжениями позволяет максимально мобилизовать способности нервномышечного аппарата занимающегося. Такие способности, как указывают М. П. Михайлюк [37], И. Л. Жешв [22], отчетливо проявляются в тренировке тяжелоатлетов при выполнении интенсивных силовых напряжений, так как подъем штанги, начиная со средних весов, осуществляется при выраженной концентрации нервных центров двигательного аппарата, регулируемых центральной нервной системой; это сознательное и управляемое действие человека.
Уровень развития мышечной силы влияет на повышение результатов практически во всех видах спорта, однако самые эффективные методы и средства для ее развития, как отмечено А. Н. Воробьевым [10], разработаны в тяжелой атлетике. Поэтому развитие силовых способностей спортсменов- тяжелоатлетов в процессе тренировок силовой направленности представляет собой важную задачу как для теории, так и для практики физического воспитания.
В исследованиях А. С. Медведева [35], А. Н. Воробьева [10], Л. С. Дворкина [12, 13], С. А. Дешле [14], А. Д. Ермакова [19], И. Л. Жешва [22], М. П. Михайлюка [37], Р. А. Романа [52] и др. освещены физиологические, психолого-педагогические и методические аспекты совершенствования силовых способностей тяжелоатлетов, этим обозначена актуальность исследования.
Между тем анализ научной литературы по проблеме исследования позволил обнаружить существование противоречия между достаточно высоким уровнем разработанности теоретического содержания тренировочного процесса тяжелоатлетов и отставанием в разработке практических методик, предполагающих совершенствование силовых способностей. Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования', каким образом влияют тренировки силовой направленности на развитие силовых способностей тяжелоатлетов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юношей 18-20 лет, занимающихся тяжелой атлетикой.
Предмет исследования - методика развития силовые способности у юношей 18-20 лет, занимающихся тяжелой атлетикой.
Цель исследования - определить эффективность применяемого комплекса упражнений, направленности на развитие силовых способностей спортсменов 18-20 лет.
В соответствии с целью исследования нами решались следующие задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие силовых способностей у спортсменов 18-20 лет.
3. Доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленный на развитие силовые способности у спортсменов- тяжелоатлетов 18-20 лет.
Структура выпускной квалификационная работы.
ВКР изложена на 56 страниц, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 67 источников и приложений. Текст ВКР снабжена таблицами и рисунками.
Совершенствование силовых способностей тяжелоатлетов является одной из актуальных проблем теории и методики физической культуры. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Сила мышц есть способность преодолевать внешнее сопротивление. Принято различать абсолютное и относительное значение силы мышц. В настоящее время под абсолютной силой мышц понимается то максимальное ее значение, которое способны развить мышцы при предельном для данного состояния напряжении; под относительной силой - отношение абсолютной силы к собственному весу человека.
На проявлении силы мышц человека отражаются многочисленные факторы внутренней и внешней среды: различные физические, химические агенты, уровень тренированности, эмоциональное состояние, питание, гормоны, фазы дыхания, натуживание и пр. Сила зависит от физиологического поперечника мышц. С увеличением собственного веса, при одинаковом уровне тренированности, абсолютная сила мышц возрастает, а относительная имеет тенденцию к снижению. Регулярные тренировки в подъеме тяжести формируют специальную гармонию развития силы мышц. Существенно повышается уровень развития силы разгибателей конечностей и туловища, в то время как сила их антагонистов изменяется незначительно.
Сравнение общепринятой программы тренировки (контрольная группа) и программы тренировки с применением максимального отягощения и оптимального числа подъемов веса в 80 и 90% соответственно 15 и 10 раз в каждом упражнении (экспериментальная группа) показывает, что по всем без исключения показателям результаты в экспериментальной группе выше, как видно из таблицы 3 по приросту результата. Это говорит о том, что использование тренировки силовой направленности (с применением максимального отягощения и оптимального числа подъемов веса) является эффективным средством развития силовых способностей спортсменов- тяжелоатлетов, что позволяет рекомендовать данный метод для применения в практике.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие силовые способности у спортсменов-тяжелоатлетов 18-20 лет.
Использование тренировки силовой направленности (с применением максимального отягощения и оптимального числа подъемов веса) является эффективным средством развития силовых способностей спортсменов- тяжелоатлетов, что позволяет рекомендовать данный метод для применения в практике. Ведущими факторами в развитии силы мышц является оптимальная величина раздражителя, т.е. отягощения и число подъемов штанги.
В связи с относительно быстрым приспособлением организма к стандартным (однообразным) нагрузкам важнейшим условием тяжелоатлетической тренировки должна быть вариативность нагрузки, это относится к весу отягощения, количеству подъемов в подходе, числу упражнений, темпу их выполнения и другим элементам тренировки.
3. Доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в увеличении уровня развития силовые способности у спортсменов-тяжелоатлетов 18-20 лет.
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - Москва: Физкультура и спорт, 1978 г. - 234 с.
2. Баршай, В. М. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи / В. М. Баршай. - Ростов-на Дону : РГПИ, 1987. - 201 с.
3. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности / Н. А. Бернштейн. - Москва : Медицина, 1978. - 320 с.
4. Богатыри России / сост. В. Е. Смирнов. - Москва : Советская Россия, 1983. - 240 с.
5. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я. С. Вайнбаум. - Москва: Академия, 2012. - 312 с.
6. Васильев, И. Г. Сохранение приобретенной в результате упражнений мышечной силы после перерывов в тренировке различной длительности / И. Г. Васильев // Труды КВ и ФК. - 2018. - № 7. - С. 34-51.
7. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - Москва. : Физкультура и спорт, 1984. - 238 с.
8. Виноградов, М. И. Физиология трудовых процессов / М. И. Виноградов. - Москва. : Медицина, 1987. - 219 с.
9. Волков, Н. И. Лекции по спортивной физиологии / Н. И. Волков. : Наука, 1990. - 145 с.
10. Воробьев, А. Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А. Н. Воробьев. - Москва. : Физкультура и спорт, 1988. - 255 с.
11. Выдрин, В. М. Спорт в современном обществе / В. М. Выдрин, Н. И. Пономарев, А. В. Седов. - Москва. : Физкультура и спорт, 1980. - 178 с.
12. Дворкин, Л. С. Тяжелая атлетика и возраст (научно-педагогические основы системы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов) / Л. С. Дворкин. - Свердловск : изд-во УПИ им. С. М. Кирова, 1989. - 129 с.
13. Дворкин, Л. С. Интенсивная силовая подготовка студентов: метод. реком. / И. С. Дворкин. - Свердловск : изд-во УПИ им. С. М. Кирова, 1990. - 53 с.
14. Дешле, С. А. Средства для развития силовых способностей / С. А. Дешле // Физическая культура в школе. - 1982. - № 6. - С. 43-47.
15. Дикуль, В. И. Как стать сильным / В. И. Дикуль // Физическая культура в школе. - 1990. - № 4. - С. 46-49...