ВВЕДЕНИЕ 3
I Глава. Теоретические основы формирования мотивации обучающихся 5
1.1 Понятие мотивации 5
1.2 Процесс формирования мотивации обучающегося 12
1.3 Средства и способы формирования мотивации обучающегося 24
1.4 Вывод по I главе 43
II Глава. Методические основы использования методов формирования
мотивации 46
2.1. Вербальные способы стимулирования мотивации обучающихся ... 46
2.2. Рекомендация использования вербальных методов стимулирования
мотивации 55
2.3 Вывод по II главе 66
Заключение 68
Использованные источники: 73
ВХХ1веке в связи с развитием информационного общества и средств информационной коммуникации, ребёнку приходится обрабатывать и фильтровать большое количество информации, то есть современный обучающийся испытывает перенасыщенность информацией.
У ребёнка включается естественная защита, отторжение «не нужных знаний», не нужных с точки зрения обучающегося. Чаще в эту категорию знаний попадают академические знания, преподаваемые в школе.
Отсюда у современного учителя возникает профессиональная потребность в грамотном воздействии на мыслительную деятельность обучающегося, с целью создания стойкой потребности у ребёнка в получении академических знаний.
Проблемой исследования, рассматриваемой в выпускной квалификационной работе, является низкая мотивация обучающихся для получения академических знаний.
Объект исследования: Процесс формирования мотивации
обучающихся в образовательном процессе.
Предмет исследования: Мотивация обучающихся средства и способы её формирования.
Цель исследования: повысить мотивацию обучающихся при изучении предмета технология.
Задачи:
1. Изучить понятие мотивация.
2. Исследовать процесс формирования мотивации обучающихся.
3. Ознакомиться с средствами и способами формирования мотивации обучающихся.
4. Освоить вербальные способы стимулирования мотивации обучающихся.
5. Овладеть не вербальными способами
мотивации обучающихся на уроках.
6. Выработать рекомендации стимулирования мотивации обучающихся на уроке.
Гипотеза исследования: если использовать в процессе обучения вербальные способы стимулирования, то повысится мотивация обучающихся к учёбе.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
Как мы видим из проведённого нами исследования на сегодняшний день разработано достаточно много методик и практик вербального воздействия человека на человека. Современный учитель для успешной педагогической деятельности должен обладать навыками применения способов вербального взаимодействия, в противном случае педагог намного быстрее будет подвержен симптому «профессионального выгорания».
Для гармоничной самореализации человеку необходимо чувствовать и видеть результат своей трудовой деятельности, для получения результата от педагогической деятельности важное значение несёт мотивация обучающихся. Одним из способов мотивации детей являются вербальные методы взаимодействия.
На уроке словами учитель способен вселить в обучающегося веру в собственные силы, увеличить желание ребёнка узнавать новые факты и принимать для себя лучшие решения встречающихся задач. Но в то же время, в какой-то мере учитель вербальным воздействием может повлиять на мотивы принятия решений учеником в противоположном, негативном направлении. Как это показано в художественном фильме режиссёра ДеннисаГанзель «Эксперимент 2: Волна». Учитель как врач в своей деятельности должен руководствоваться принципом: «Не навреди.»
Важную мотивирующую роль несёт похвала как достаточно действенный и тонкий педагогический инструмент. Похвала должна применяться педагогически грамотно, так как чрезмерная похвала может привести к «звёздности» ребёнка, что ведёт к негативным последствиям во внутренней мотивации ребёнка. Используя похвалу как педагогический инструмент, нужно учитывать, что похвала в большей степени оказывает положительное воздействие на детей со слабым характером, на детей, уверенных в свои собственные силы похвала практически не влияет. Публичная похвала всегда приветствуется людьми, тогда как публичный выговор приводит к противоположному результату.
Выговор целесообразно проводить наедине, в таком случае положительно прореагируют на выговор более половины обучающихся. Критика не должна сопровождаться иронией. Прежде чем начать стоит спросить оппонента, готов ли он выслушать. Человек, который согласен выслушать критику, будет более восприимчив к ней, если к нему самому проявили уважение. Критику целесообразно начать с позитивного вступления.
Для привлечения внимания обучающихся на уроке хороший эффект даст творческий, креативный подход к подаче материала. Учитель способный креативно мыслить и действовать способен завоёвывать внимание учеников.
Школьники охотнее будут воспринимать и запоминать информацию, которая кажется им актуальной.
Целеполагание является одной составной частью в формировании мотивации, ребёнок будет охотнее двигаться к ближней видимой цели, чем к большой недостижимой. Цель поставленная на определённый промежуток времени не может быть изменена, изменённая цель не приводит к поднятию работоспособности.
Для привлечения внимания обучающихся во время вербального повествования предлагается использовать наглядные материалы, но с тем условием, что они должны отвечать определённым требованиям:
1) какую реальную роль оратор определяет для наглядного материала, чем он должен помочь в усвоении общего текста повествования;
2) как соотносится предметное
составляющее подобранного демонстрационного материала к предмету, который необходимо осознать и усвоить.
Концентрическое преподавание заключается в том, чтобы материал расположить таким образом в школьной программе, чтобы он охватывал сразу весь курс в полном объёме, но кратко и упрощенно. Через какой-то промежуток времени учитель снова возвращается к той же теме, но не просто повторяя пройденный материал, а вникая в него еще раз более углубленно, 69
давая возможность узнать множество новой информации, связанной с данной темой. В этом случае не только все выученное обучающимися повторяется снова, но раскрываются факты с новой стороны, часть информации уже знакомой ученику постепенно связывается с незнакомой, при этом возникновение интереса происходит сам по себе.
Разработанная в Х1Хвеке Джоном Дьюи теория проектной деятельности, не потеряла актуальности в наше время, современные учителя достаточно широко используют проектную деятельность. Ребёнок с помощью взрослого ставит перед собой цель, а затем достигая её находит ответы на многие до сих пор не понятные ему вопросы. При этом у ребёнка поддерживается иллюзия полной самостоятельности...