Объект исследования - ОАО «Санаторий «Родник» (Краснодарский край, г. Анапа).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1 ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА……6
1.1 Современные инструменты маркетинга в сфере НoReCa………………6
1.2 Особенности маркетингового продвижения гостиничного бизнеса…………… 12
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРИЯ «РОДНИК»………… 25
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности и конкурентных преимуществ санатория «Родник»………… 25
2.2 Анализ эффективности инструментов маркетингового продвижения санатория «Родник»…… 31
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОДВИЖЕНИЯ РАБОТЫ САНАТОРИЯ «РОДНИК» 45
3.1 Мероприятия по реструктуризации отдела маркетинга предприятия и совершенствованию его деятельности 45
3.2 Выявление оптимального канала распространения рекламы
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 69
Анализ мировых тенденций индустрии гостеприимства позволяет сделать вывод, что эта сфера деятельности имеет высокие темпы развития и приносит значительный доход в тех странах, где ей уделяется большое внимание. Современное отечественное гостеприимство находится в процессе развития, с большим трудом преодолевая препятствия, возникающие на его пути.
Поиск и использование новых форм организации бизнеса для внутреннего рынка стали важным моментом эффективного управления гостиничными предприятиями. Существующая практика российской гостиничной индустрии порой не отвечает современным требованиям рынка, что выражается в низкой рентабельности предприятий, вызванной огромными затратами, связанными с эксплуатацией и управлением гостиницами. Иностранные корпорации, выходя на российский рынок, легко захватывают и завоевывают его, отбирая у местных компаний свою долю бизнеса. Если обратить внимание на причины происходящего, то можно увидеть, что, в отличие от российских компаний, иностранные компании привыкли работать в конкурентной среде, предоставлять услуги высокого качества, следовать мировым тенденциям и стремятся презентовать новейшие достижения не только с точки зрения предоставления услуг как таковых, но и с точки зрения структуры управления, что повышает эффективность и привлекательность их компаний для потребителей.
Актуальность данного исследования в области анализа системы маркетинга в гостиничном бизнесе обусловлена необходимостью в современных условиях перехода к рыночным отношениям от поиска оптимальных управленческих и экономических решений, совершенствования управления в индустрии гостеприимства. Рассмотрение методов анализа качества гостиничных услуг направлено на повышение уровня обслуживания и эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, решение которых требует совершенствования управления. Руководителям гостиниц важно понимать необходимость постоянного совершенствования управления качеством обслуживания, уделять внимание его расширению, реконструкции помещений, внедрению новейших технологий и т. д.
Цель работы - изучить теорию и практику маркетинга гостиничных предприятий, а также найти пути совершенствования маркетинговой деятельности на примере санатория «Родник»;
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты маркетинга в гостиничном хозяйстве;
2. Проведение анализа маркетинговой деятельности санатория «Родник»;
3. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности базовой компании;
4. Экономически обосновать целесообразность предлагаемых мероприятий.
Объект исследования: Санаторий «Родник», город-курорт Анапа.
Предмет исследования: маркетинговая деятельность гостиничных предприятий.
Методы исследования: литературоведение, теоретический анализ и синтез, сравнение, наблюдение, опрос.
Структура работы представлена введением, тремя главами основного текста, заключением, списком литературы и приложением.
В дипломной работе, выполненной на тему маркетинговые инструменты продвижения гостиничных услуг (на примере санатория «Родник») цель достигнута и выполнены задачи:
1. Изучены теоретические аспекты маркетинговой деятельности в индустрии гостеприимства.
2. Проанализирована маркетинговая деятельность санатория "Родник".
3. Описаны рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности базового бизнеса.
Экономическая целесообразность предлагаемых мер обоснована.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Большинство компаний считают, что главная цель маркетинговой концепции - удовлетворение потребностей клиентов, а не увеличение производства товаров и услуг. Современные бизнес-планы в большей степени ориентированы на клиентов и конкурентов, что вполне обоснованно и реально. В разработке плана участвуют все функциональные подразделения компании. Менеджеры по маркетингу рассматривают себя скорее, как профессиональных менеджеров, чем как специалистов в узком смысле слова. Вовлеченность высшего руководства в разработку маркетинговых планов растет. Планирование становится непрерывным процессом, направленным на согласование действий компании с быстро меняющимися условиями рынка.
Маркетинговое планирование для гостиниц осуществляется отделом маркетинга, который состоит из директора и трех специалистов по маркетингу. Руководитель отдела маркетинга подчиняется непосредственно менеджеру отеля.
Анализ экономических показателей показывает, что компания обладает достаточно стабильными финансовыми ресурсами, позволяющими ей проводить внутренние реконструкции и переоборудование, а также внутренние кадровые реформы. В то же время медленная организация управления не позволяет дому престарелых быстро реагировать на меняющиеся потребности потребителей гостиничных услуг, что в долгосрочной перспективе может оказать негативное влияние на всю организацию. В этом контексте наиболее актуальными являются изучение потребительских предпочтений и анализ качества услуг отеля.
В результате анализа была выбрана маркетинговая стратегия для отеля с ограниченным ростом.
1. Заполнить выбранную рыночную нишу до конца.
2. Улучшать предлагаемые услуги.
Реклама должна занимать особое место в маркетинговой деятельности компании.
В санатории "Родник" необходимо использовать информативную рекламу (информирование гостей о предлагаемых услугах, изменении цен и т. д.); убеждающую рекламу (создание предложения для санатория и его услуг); напоминающую рекламу (поддержание осведомленности о санатории и его услугах).
Для того чтобы оптимизировать эффективность рекламы, кампания должна быть тщательно спланирована.
В ходе медиа-планирования в санатории «Родник» следует сформулировать стратегию "recency" (от англ. "recent" - недавний, последний), в русском варианте - стратегия "последнего контакта". Эта стратегия заточена под запуск новых брэндов и взрывной эффект. Она основывается на исследованиях, показавших, что последний перед покупкой рекламный контакт оказывает наибольшее влияние на принятие решения о покупке.
Экономический эффект рассматриваемых кампаний положительный, что означает, что предложения эффективны и принесут компании прибыль
1. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для вузов / Л. В. Баумгартен. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 338 с.
2. Бураковская, Н. В. Обслуживание в гостиничном комплексе особых категорий клиентов: учебное пособие для вузов / Н. В. Бураковская, О. В. Лукина, Ю. Р. Солодовникова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 98 с.
3. Быстров, С. А. Организация гостиничного дела: учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 432 с.
4. Вакуленко, Р. Я. Управление гостиничным предприятием: учебное пособие / Р. Я. Вакуленко, Е. А. Кочкурова. – Москва: Университетская книга; Логос, 2020. – 320 с.
5. Вотинцева, Н. А. Правовое обеспечение гостиничной деятельности: учебное пособие / Н. А. Вотинцева. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
6. Глазков, В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учебное пособие для вузов / В. Н. Глазков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 177 с.
7. Гостиничное дело: словарь / Н. С. Морозова, М. А. Морозов, Т. И. Зворыкина [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. С. Морозовой. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 247 с.
8. Гостиничное дело: учебное пособие / И. Ф. Игнатьева, И. Н. Чурилина, Т. Ю. Анисимов [и др.]; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петебург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. – 300 с.
9. Гостиничное хозяйство. Hotelwesen: учебное пособие / сост. Н. П. Алексеева. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 344 с.
10. Гостиничный менеджмент: учебное пособие / Н. В. Дмитриева, Н. А. Зайцева, С. В. Огнева, Р.Н. Ушаков; под ред. Н.А. Зайцевой. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
11. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация, классификация в туристской и гостиничной индустрии: учебное пособие для вузов / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
12. Джум, Т. А. Организация гостиничного хозяйства: учебное пособие / Т. А. Джум, Н. И. Денисова. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2019. — 400 с.
13. Иванов, В. В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В. В. Иванов, А. Б. Волов. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
14. Ключевская, И. С. Управление персоналом гостиничного предприятия: учебное пособие / И. С. Ключевская. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 386 с.
15. Кобяк, М. В. Управление качеством гостиничного предприятия : учебник для вузов / М. В. Кобяк, С. С. Скобкин ; под редакцией С. С. Скобкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 518 с.
16. Можаева, Н. Г. Гостиничный сервис: учебник / Н. Г. Можаева, Г.В. Рыбачек. – 2-е изд., испр. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 242 с.
17. Николенко, П. Г. Предпринимательская деятельность в сфере гостиничного бизнеса: администрирование отеля: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Т. Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 451 с.
18. Николенко, П. Г. Техническое оснащение гостиничных и ресторанных комплексов: учебник для вузов / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, А. Е. Фролова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 751 с.
19. Николенко, П. Г. Гостиничная индустрия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 449 с.
20. Николенко, П. Г. Организация гостиничного дела: учебник и практикум для вузов / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 449 с.
21. Николенко, П. Г. Проектирование гостиничной деятельности: учебник и практикум для вузов / П. Г. Николенко, Т. Ф. Гаврильева. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
22. Никольская, Е. Ю. Основы менеджмента и управление персоналом в индустрии гостеприимства / Е. Ю. Никольская, Л. В. Семенова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 226 с.
23. Никольская, Е. Ю. Управление качеством гостиничных услуг / Е. Ю. Никольская. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. – 198 с.
24. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебник для вузов / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
25. Скобкин, С. С. Экономика организации в гостиничном сервисе : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. С. Скобкин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 373 с.
26. Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 297 с.
27. Тимохина, Т. Л. Технологии гостиничной деятельности: теория и практика: учебник для вузов / Т. Л. Тимохина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
28. Ушаков, Р. Н. Организация гостиничного дела: обеспечение безопасности: учебное пособие / Р. Н. Ушаков, Н. Л. Авилова. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 136 с.
29. Фаустова, Н. В. Организация и специфика предоставления гостиничных услуг в гостиницах: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Фаустова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 188 с.
30. Хатикова, З. В. Организация и технология гостиничного дела / З. В. Хатикова, И. А. Шевчук, Д. В. Нехайчук. – Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – 204 с.
31. Чуваткин, П. П. Управление персоналом гостиничных предприятий: учебник для среднего профессионального образования / П. П. Чуваткин, С. А. Горбатов; под редакцией П. П. Чуваткина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 280 с.
32. Шанаурина, Ю. В. Нормативно-правовое регулирование в гостиничном сервисе : учебное пособие / Ю. В. Шанаурина. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНTA, 2020. — 254 с.
33. Bernardo H. Booms і Mary J. Bittner. The service encounter: diagnosing favorable and unfavorable incidents. // Journal of marketing, №57. – 57-71 pp.
34. Scharz A., Dorf D.C. Contemporary hotel business promotion procedures and practices. - New Jersey: Prentice-Hall. Inc., 1992. -275 p