ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 7
1.1 Понятие познавательных потребностей обучающихся 7
1.2 Специфика познавательных потребностей обучающихся 17
1.3 Методы и средства выявления познавательных потребностей
обучающихся на уроках технологии 24
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕХНОЛОГИИ .. 31
2.1 Организация учебного процесса на основе исследования познавательных
потребностей обучающихся на уроках технологии 31
2.2 Применение метода проектов для развития познавательного интереса
учащихся на уроках технологии 39
2.3 Анализ результатов проведенного педагогического исследования 6
классов 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ
Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет не эффективной. К сожалению, сейчас у многих учащихся пропадает желание учиться в школе, стремиться к достижению наивысших результатов в учебе. Такая деятельность не приносит морального и духовного удовлетворения, является не интересной и не продуктивной.
Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной российской школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться [39]. Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у школьников стойких познавательных потребностей, постоянного желания углубиться в сферу познания.
В настоящее время проблема познавательных потребностей как важного стимула формирования личности все больше привлекает внимание, как исследователей, так и учителей-практиков, ищущих эффективные методы исредства обучения. Познавательнаяпотребность - интегральное качество личности, которое имеет сложную структуру, включающую как отдельные психические процессы (умственные, эмоциональные, регулятивные), так и объективно-субъективные связи личности с миром, выраженные в отношениях. Ученик реализует свои интересы в процессе основной деятельности, так как сильнейшим мотивом в обучении является именно познавательныепотребности, которые активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, целями, результатами деятельности, отображают все составляющие личности: интеллект, волю, чувства.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм, активизирующих познавательные потребности школьников. Значительный вклад в решение указанной проблемы внесли психологи и педагоги А.Г. Асмолов,П.Я. Гальперина, П.Г. Морозова, К.Д.Ушинский, Г. И.Щукина, Н. Е.Щуркова, Д. Б.Эльконин, В. С. Юркевич и другие.
Несмотря на то, что проблема познавательных потребностей у школьников широко освещается в педагогических исследованиях и научных трудах многие десятилетия, она и в настоящее время является актуальной и сложнейшей психолого-педагогической проблемой. Активизация процесса обучения создает возможность преодоления противоречий между требованиями социума к основному образованию и общепринятым опытом обучения, между педагогической теорией и практикой.
Потребности в образовании являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Кроме того, процессы, связанные с развитием информационной эпохи, возникающие новые требования к личности превращают проблему исследования образовательных потребностей в одну из наиболее актуальных, поскольку их структура и характер являются индикатором уровня готовности личности и общества к важным социальным трансформациям не только в образовательном пространстве, но и в других сферах жизни [4, 25].
Актуальность исследования заключается в том, что в условиях изменения социально-экономических ориентиров общества и реформирования школы меняется образовательная парадигма, и развитие личности рассматривается как ключевая цель, достижению которой подчинены все компоненты системы образования.
Гуманизация школьного образования предполагает решение следующих задач: развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации; формирование готовности к сотрудничеству и толерантности к чужому мнению; формирование умения вести диалог и находить содержательные компромиссы; выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося.
Основная характеристика личности как субъекта деятельности - потребность, рассматривается учеными в качестве системообразующего свойства личности.
Затруднение в деятельности учителей по формированию познавательной потребности в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия еще не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной потребности учащихся. В них в основном дано содержание учебного материала, недостаточное количество заданий, требующих от каждого обучаемого наблюдения примеров; нахождения сходства и различия между сопоставляемыми явлениями; раскрытия существенных признаков, характеризующих сущность понятий, правил, законов; формулирования новых выводов. Правила, законы, выводы часто даются в готовом виде и требуют только заучивания.
Проблема исследования заключается в отсутствии познавательной потребности школьников на уроках.
Объект исследования: процесс обучения технологии учащихся 6
класса.
Предмет исследования: организация учебного процесса на основе выявленных познавательных потребностях школьников в учебном процессе.
Цель исследования: сформировать познавательные потребности
обучающихся 6 класса на уроках технологии.
Задачи исследования:
• на основе теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы по проблеме формирования познавательной потребности у учащихся выделить ключевые понятия и раскрыть их сущность.
• выявить специфику познавательных потребностей обучающихся
• определить методы и средства выявления познавательных потребностей обучающихся на уроках технологии.
• разработать критерии познавательных потребностей обучающихся
• провести организацию учебного процесса на основе исследования познавательных потребностей обучающихся.
Для написания работы применялся следующий комплекс методов:
• теоретические (изучение психолого-педагогической и учебно
методической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (анализ опыта педагогов-практиков, педагогическое наблюдение, описание, метод экспертной оценки);
• практический (проведения занятий по технологии)
Практическая значимость исследования состоит в организации учебного процесса на основе исследования познавательных потребностей обучающихся, а так же возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности.
Роль потребности в процессах деятельности очень велика. Потребности заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса, выражающего направленность личности, как правило, не приводит к его угасанию, а внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых, интересов, потребностей, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.
Итак, познавательная потребность - это, прежде всего потребность в новой информации, однако сама новая информация может выступать в самых различных формах: в новом стимуле (новый цвет предмета, неожиданный звук, необычная форма), в новом знании о предмете (его назначение, устройство и т.д.), и наконец, в новой системе представлений о мире (научные знания, наука в целом). И самые элементарные и самые сложные способы удовлетворения познавательной потребности в целом характеризуют одну и ту же познавательную потребность, однако в зависимости от этих способов различаются уровни развития познавательной потребности.
В классных коллективах, где познавательная потребность достигает такого уровня развития, встречаются отдельные учащиеся, у которых она перерастает в страсть, в жажду раздумий над предметом. Это обычно учащиеся с выдающимися способностями.
Таким образом, школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности - общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д.
Под методом исследования понимаются способы решения научноисследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения учебного в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деятельности.
К методам исследования можно отнести следующие: метод
наблюдения, метод описания, метод экспертной оценки.
Для выявления уровня сформированности познавательных потребностей школьников выделены следующие критерии и показатели:
• уровень познавательных потребностей;
• уровень самостоятельной деятельности;
• умение преодолевать трудности;
• степень проявления познавательных потребностей.
Полученные материалы психодиагностического исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что если будет разработана педагогически разумная организация деятельности школьника в учебном процессе на уроках «Технологии», то это будет способствовать формированию познавательного интереса, его прочности и глубине.
1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2014. - 160 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник, Высшая школа, Москва 2012 г.
3. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 2012. - 320с.
4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. - М.: 2015. - 310 с.
5. Ершов П.М. Потребности человека. М. 2017.
6. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно -методическое пособие, Тамбов, 2016. - 240 с.
7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 2015.
8. Кондрашов В.А. Этика. Эстетика: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.
9. Кривцун О.А. Эстетика: «Аспект-пресс», Москва, 2016 г.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. - 176 с.
11. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высшая школа, 2015. - 220 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3 - е изд. СПб.: Питер, 2013.
13. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории: лекция . - М.: МВШМ МВД России, 2013.
14. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. - СПб.: Питер,2017.
15. Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. - М.: Экзамен, 2015. - 203 с...