Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования творческо- конструкторская деятельность 7
1.1. Творческо-конструкторская деятельность: определение, виды и
структура 7
1.2. Формирования творческо-конструкторской деятельности у
обучающихся в процессе обучения 8
1.3. Анализ методической литературы по формированию и развитию
творческо-конструкторской деятельности в процессе обучения технологии 11
Глава 2. Деятельность учителя технологии по формированию творческо- конструкторской деятельности 17
2.1. Диагностичные цели как необходимое условие успешного
формирования творческо-конструкторской деятельности 17
2.2. Принципы и критерии для основания отбора содержания учебного
материала и видов деятельности для формирования творческо- конструкторской деятельности 20
2.3. Мониторинг сформированости творческо-конструкторской
деятельности 21
Глава 3. Опытно-поисковая работа по оценке сформированности творческо- конструкторской деятельности 24
3.1. Общие сведения о месте проведения опытно-поисковой работы по оценке сформированности творческо-конструкторской деятельности... 24
3.2. Организация опытно поисковой работы по формированию творческо-
конструкторской деятельности 27
3.3. Анализ и общие выводы о сформированности творческо-
конструкторской деятельности обучающихся в процессе обучения технологии 30
Заключение 36
Список источников и литературы 38
Приложение 1 44
Приложение 2 44
Приложение 3 46
Приложение 4 47
Приложение 5 49
Приложение 6 50
Приложение 7 52
Таблица 1 52
Таблица 2 52
Приложение 8 54
Приложение 9 55
Актуальность исследования. Творческо-конструкторская деятельность это одно из важных направлений развития у наших школьников. Ни для кого не секрет, что творческие навыки необходимы практически во всех областях жизнедеятельности человека. Творческо- конструкторской деятельности отводиться важная роль в научной и образовательной областях, в сфере развлечения и коммуникативной сфере.
Таким образом, перед образовательными организациями поставлена задача помочь сформировать и развить творческие способности обучающихся, удовлетворить их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, не забывать о формировании культуры безопасного и здорового образа жизни, укреплять их здоровье, а также на организацию их свободного времени. Интегративная область предмета «Технология» обучающимся обеспечивает их адаптацию к жизни в современном обществе, профессиональную ориентацию и позволяет выявить, поддержать и развить у них творческие способности. Образовательная область предмета «Технология» при реализации учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Современные занятие по технологии в отличие от старой системы уроков дают большую свободу творческо-конструкторской мысли как учителя, так и школьника. Из-за этого на занятиях по технологии в общеобразовательном учреждении учитель должен больше уделить внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и изготовления изделия. При этом должны быть созданы благоприятные условия для реализации школьниками своих интересов и склонностей.
Кроме того, за последние десятилетие у учителей-практиков усилился интерес к проблеме формирования у подростков опыта творческо- конструкторской деятельности. Это, на мой взгляд, объясняется тем, что на сегодня этап развития общества характеризуется определённой мобильностью трудовой деятельности.
Таким образом, возникает противоречие между высокими требованиями к творческо-конструкторской деятельности на уроке среднего образования и трудностями в выборе эффективных средств для организации этой деятельности учителями технологии.
Проблема исследования: как организовать творческо-
конструкторскую деятельность в процессе обучения технологии, чтобы она была эффективной.
Цель исследования - изучение теоретических основ и создание методики для организации творческо-конструкторской деятельности школьников в процессе обучения технологии.
Объектом исследования является процесс обучения технологии в школе.
Предметом исследования является формирование творческо- конструкторской деятельности в процессе обучения технологии.
Гипотеза выпускной квалификационной работы основана на предположении о том, что организация творческо-конструкторской деятельности школьников будет эффективной в процессе обучения технологии, если :
1. Будут учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, чтобы они смогли получить удовольствие от самого процесса и его результатов;
2. Обучающиеся изучат теоретические основы организации творческо-конструкторской деятельности, которые помогут им тратить меньше каких-либо средств на достижение результатов;
3. Будут определены критерии, позволяющие диагностировать уровень сформированности у школьников опыта творческо-конструкторской деятельности;
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования конкретизируется в ряде взаимосвязанных задач:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы рассмотреть сущность творческо-конструкторской деятельности у обучающихся в процессе обучения технологии.
2. Раскрыть особенности формирования творческо-конструкторской деятельности у обучающихся в процессе обучения.
3. Проанализировать методическую литературу по формированию и развитию этой деятельности в процессе обучения технологии.
4. Охарактеризовать деятельность учителя технологии по формированию Творческо-конструкторской деятельности.
5. Провести опытно-экспериментальную работу, заключающуюся в выявлении уровня сформированности творческо-конструкторской деятельности школьников, а также разработке методических рекомендаций по организации уроков технологии, направленных на формирование творческо-конструкторской деятельности.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении ( Д.Б. Богоявленский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), рассматривающие иерархию методов от восприятия и усвоения готовой информации до овладения методотами научного познания, самостоятельного и творческого их применения, концепции развивающего обучения ( П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Матюшин, Н.А. Менчинская, Б.Д. Эльконин), основывающиеся на идеях единства процессов развития и обучения.
Анализу специфики деятельности учителя технологии посвящены работы П.Р. Атутова, С.В. Батышева, В.П.Беспалько, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко и др. В их трудах исследованы проблемы формирования технологических знаний и умений в соответствии с психофизиологическими и возрастными особенностями школьников.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на и практическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
База исследования: МАОУ СОШ №167 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость результатов исследования: доказаны возможности уроков технологии по формированию у школьников творческо- конструкторской деятельности, что расширяет представление о путях формирования учебной компетентности школьника по программе среднего общего образования.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в практике учителей, педагогов дополнительного образования и служить основой для поиска новых педагогических решений проблемы организации творческо-конструкторской деятельности школьников в современной практике среднего образования.
Структура ВКР: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Творческо-конструкторская деятельность формируют творческую личность, последовательно-логически думающую, развитую, способную создать из своей идеи конечный продукт, который будет новаторским и нужным обществу.
В задачи ТКД входит:
• формирование у обучающихся политехнических знаний о основах технологий и экологической культуры;
• развитие личности, которая творчески думает, легко адаптируется и активно действует, что крайне необходимо человеку в условиях конкуренции;
• получение знания по экономике, менеджменту, маркетингу и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг.
Современная жизнь предъявляет требование, заключающееся в формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций. Творческо- конструкторская деятельность способствует развитию личности именно в таком направлении.
Если рассматривать творческо-конструкторскую деятельность не исходя из интересов обучающихся, а в глобальном масштабе - из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности и развитие её индивидуальных творческих качеств. А значит в творческо- конструкторском обучении нужно идти навстречу подрастающему поколению и предоставлять больше возможностей для выбора вида деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках, поощрять инициативу.
Учитывая то, что творческо-конструкторская деятельность - это сочетание умственного и ручного труда, необходимо больше внимания уделять ручным навыкам трудовой деятельности, как в учебном заведении, так и в семье.
Предмет «Технология» связан с творческой деятельностью обучающихся напрямую. У обучающихся средней школы критическое мышление находится в стадии развития, и школьник не страдает, от того, что продукт его творческой деятельности не является новым или совершенным с точки зрения других людей, что открывает свободу его творческой самореализации. Поэтому у ребенка этого возраста есть желание научиться самим чему-либо. Необходимо поощрять такие их действия, помочь им. Творческие проекты, проводимые на уроках, как направление творческо- конструктивной деятельности, тем хороши и удобны, что обучающиеся сами выбирают темы проектов, согласовывая их с учителем. Это соответствует и программе, и удовлетворению какой-либо потребности подростков.
Из этого следует, что предмет «Технология» на ряду, с другими предметами и факультативами, обладает особыми возможностями развития творческо-конструкторской деятельности школьников.
Итак, задачи, поставленные в работе, нами решены, цель достигнута.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2. Балашов Ю. К. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма / Ю. К. Балашов, В. А. Рыжов. - М.: Высш. шк., 1987.-176 с.
3. Бенин, В.Л., Василина, Д.С. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках мировой художественной культуры / В.Л. Бенин, Д.С.Василина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 152 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: монография. - М.: ИД «Федоров», 2009. - 414 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Астрель, 2005. - 671с.
6. Галагузова, М.А., Творческо-педагогическое взаимодействие учебного заведения и базового предприятия в конкурсах профессионального мастерства / М.А Галагузова., Э.Р. Гайнеев // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С.252-257.
7. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 2000. - С. 432.
8. Жадаев, Ю.А., Жадаева, А.В., Селезнев, В.А. Организация производственной практики будущих учителей технологии в условиях реализации профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] / Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева, В.А. Селезнев // Известия ВГПУ. - 2017. - №10 (123). - С. 15-25
9. Иванова, О.Н. Формирование опыта творческой деятельности обучающихся (На материале учреждений дополнительного образования): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.Н. Иванова. - Саратов, 2003. - 203 с.
10. Карачев, А.А. О новых подходах к проектной деятельности школьников в условиях модернизации общего образования / А.А. Карачев // Вестник НГПУ. - 2013. - №6 (16). - С. 20-23
11. Клюков, Е.В. Проектная деятельность на уроках технологии / Е.В. Клюков, В.Д. Симоненко. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 625 с. - 15600 экз.
12. Ковальский, В.И. Проектирование изделия / монография / В.И. Ковальский; - М.: Перспектива, 2008. - 295 с. - 8100 экз.
13. Коротков С. Г. Формирование конструкторско-
технологической компетентности учителя технологии и
предпринимательства средствами проектного обучения // Непрерывное образование учителя технологии: материалы VII международной заочной научнопрактической конференции, 14 октября 2012 г. / под общ. ред. О. В. Атауловой. - Ульяновск: УИПКПРО, 2012. - С. 292-296.
14. Косырев, В.Н. Организация творческой работы / В.Н. Косырев, Ю.С. Егоров. - М.: Просвещение, 2011. - 635 с. - 100 экз.
15. Ледовская Д. С. Исследование творческо-конструкторской деятельности студентов во внеучебной работе в вузе // Молодой ученый. - 2018. - № 16. - С. 270-272...