ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 6
1.1. Структура концепта и способы его формирования 6
1.2. Методики исследования концептов 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВОЙ КОНЦЕПТ TECHNOLOGY В НАУЧНО¬
ПОПУЛЯРНОМ ДИСКУРСЕ 32
2.1. Анализ концепта TECHNOLOGY в научно-популярном дискурсе
32
2.2. Модель концепта TECHNOLOGY 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 64
Актуальность данной работы обусловлена значительным влиянием науки и технологий на современный мир - без них представить современные образ жизни и взгляд на естественные явления, которые мы часто воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, практически невозможно. Начиная с эпохи Ренессанса, мировоззрение человечества постепенно стало отдаляться от церковного и вбирать в себя новые идеи, подкреплённые научно-техническими разработками и открытиями: пожалуй, самым
очевидным примером является работа Николая Коперника под названием «О вращении небесных сфер» (лат. De revolutionibus orbium coelestium), в которой он предложил новую, гелиоцентрическую систему мира [Westman URL: https://www.britannica.com/biography/Nicolaus-Copernicus], которая со временем заменила геоцентрическую систему авторства Клавдия Птолемея [Geocentric model URL: https://www.britannica.com/science/geocentric-model] и теперь является общепринятой - математические расчёты и астрономические наблюдения убедили большую часть человечества в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что в корне изменило наши представления о Солнечной системе и вселенной в целом. Несколько веков после этого, в результате промышленной революции были изобретены телеграф, двигатели внешнего и внутреннего сгорания, лампа накаливания и многие другие вещи, радикально изменившие жизнь человека [Industrial Revolution URL: https://www.britannica.com/event/Industrial-Revolution]. Это всего лишь несколько примеров из истории; разумеется, на этом прогресс не остановился, и человечество и по сей день продолжает совершать научно-технические открытия, которые, в свою очередь, продолжают менять как нашу повседневную жизнь, так и наши представления об окружающем мире. Концептуальный анализ научно-популярного дискурса может помочь нам понять, как научно-технические открытия и разработки предстают в человеческом сознании: с чем они ассоциируются; что является главным, а что второстепенным. Также это даст представление о том, что на сегодняшний момент в научно-популярном дискурсе является приоритетным в исследованиях, куда движется наука, какие горизонты познания она открывает.
Объектом исследования является концепт TECHNOLOGY в научно - популярном дискурсе.
Предметом исследования является реализация концепта TECHNOLOGY в англоязычном научно-популярном дискурсе журналов The Atlantic и BBC Science Focus.
Целью работы является выявление концептуальных признаков концепта TECHNOLOGY, а также построение его вербализованной модели.
Для достижения вышеуказанной цели мы ставим следующие задачи:
1. Изучить актуальные для данного исследования теоретические аспекты когнитивной лингвистики.
2. Выявить концептуальные признаки исследуемого концепта.
3. Составить модель концепта TECHNOLOGY, состоящую из ядра, ближней, дальней и крайней периферий.
4. Провести анализ полученной модели: выяснить, какие концептуальные признаки преобладают в данном концепте, а также как соотносятся между собой составляющие модели концепта.
Для достижения поставленных задач в работе был использован материал из интернет-журналов The Atlantic и BBC Science Focus. BBC Science Focus - это журнал, освещающий только темы, связанные с наукой и технологиями, в то время как The Atlantic - это многосторонний журнал, включающий ряд разнообразных рубрик (в связи с этим материал из The Atlantic был взят только из рубрики “Technology”). Было проанализировано 198 статей; из них было извлечено 223 примера, иллюстрирующих выявленные концептуальные признаки концепта TECHNOLOGY, 56 из которых были приведены во второй главе данной работы.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, индукция, классификация, измерение, синтез, метод концептуального анализа, моделирование.
Работа состоит из двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются история и наиболее актуальные для данной работы теоретические аспекты когнитивной лингвистики. Во второй главе приводятся концептуальные признаки концепта TECHNOLOGY и иллюстрирующие их примеры, а также словесная модель данного концепта и анализ каждой из составляющих модели концепта. В заключении содержатся выводы, основанные на полученных в результате исследования данных.
Итак, как уже было упомянуто выше, научно-технические открытия и разработки занимают важное место в жизни человека - внимательный наблюдатель может заметить, что без них наша повседневная жизнь, как и наши представления об окружающем мире, были бы совсем другими, и, во многом, совсем не в лучшую сторону. Широко известно, что население Земли в период с начала XVIII века до конца XX века увеличилось практически в пять раз, с приблизительно 1 миллиарда в начале XVIII века до приблизительно 5 миллиардов в конце XX века; для сравнения, в начале нашей эры население Земли составляло около 300 миллионов, и к началу XI века н. э. это число практически не изменилось. Мы имеем хорошее представление о причинах такого значительного увеличения: улучшенные методы коммуникации и виды транспорта снизили смертоносный эффект локальных неурожаев; открытие существования бактерий и их влияния на здоровье человека позволили человечеству осознать необходимость улучшения здравоохранения и санитарных условий; наконец, промышленная революция привела к общему улучшению уровня жизни [Teitelbaum URL: https://www.britannica.com/science/population-biology-and-anthropology].
Вышеприведённые факты не оставляют места для сомнения в том, насколько значительно наука и технологии повлияли на человечество.
Ввиду вышесказанного, целью данной работы являлось выявление концептуальных признаков концепта TECHNOLOGY, а также построение его словесной модели для того, чтобы понять, как научно-технические открытия и разработки отображаются в сознании человека.
Мы начали данное исследование с рассмотрения актуальных для нашей работы теоретических аспектов когнитивной лингвистики : были изучены история когнитивной лингвистики; концепт, его структура и явление концептуализации; методики исследования концептов, главной из которых была семантико-когнитивная. В ходе исследования было также выяснено, что любое исследование, связанное с концептами, всегда будет ограничено некоторыми факторами, предотвращающими его абсолютную достоверность - мы не имеем возможности исследовать концепты напрямую и можем лишь изучать их вербальные выражения.
Рассмотрев теоретические аспекты когнитивной лингвистики, мы приступили ко второму этапу нашего исследования: были описаны источники, из которых был взят материал для исследования - журналы The Atlantic и BBC Science Focus; в материале мы выделили и перечислили концептуальные признаки, раскрывающие содержание концепта TECHNOLOGY, а также привели примеры, иллюстрирующие их; каждому из КП было дано толкование.
На основе выделенных концептуальных признаков была построена словесная модель концепта TECHNOLOGY, которая организована по принципу яркости концептуальных признаков - наиболее яркие КП входят в ядро, менее яркие - в ближнюю периферию, наименее яркие - в дальнюю и крайнюю периферии, соответственно. При этом яркость КП определяется количеством найденных примеров для данного КП, которое было указано соответствующим числом в скобках.
Наконец, проанализировав каждую из составляющих словесной модели концепта TECHNOLOGY, мы пришли к следующим выводам:
1. Самым ярким концептуальным признаком из всех оказался “Technology is convenient”: примеры данного КП, найденные в материале, составили около 22% от общего количества примеров. Данный КП выражает идею того, что научно-технический прогресс делает жизнь человека удобнее.
2. В целом, можно утверждать, что все составляющие модели концепта имеют одну общую характеристику: они содержат в себе противоречивые концептуальные признаки. В то время как некоторые составляющие модели преимущественно позитивны, другие преимущественно негативны, но исключительно позитивных, так же, как и исключительно негативных, нет.
Можно сказать, что оба вывода во многом совпадают с действительностью: достаточно лишь заглянуть в прошлое, чтобы понять, насколько удобнее стала наша жизнь - ещё век назад вещи, которые так распространены сегодня, такие как персональные компьютеры, смартфоны, интернет и многое другое были практически предметом научной фантастики; c другой стороны, противоречивость КП во всех составляющих модели концепта означает, что любым позитивным аспектам технологий могут сопутствовать негативные - мы знаем о том, как пагубно деятельность человека влияет на окружающую среду: то самое ископаемое топливо (уголь, нефть, природный газ), которое сделало возможным промышленную революцию и до сих пор является одним из главных источников энергии и которое привело к изобретению вещей, без которых мы уже не можем представить современный мир, может в долгосрочной перспективе привести к разрушительным, непоправимым последствиям.
1. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово // Рус. речь Новая серия. - 1928. - № 3. - С. 28-44.
2. Балашова, Е. Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: автореф. дис. ... канд. филол. наук.
- Саратов, 2004. - 262 с.
3. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С.18¬36.
4. Воркачев, С. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004.
- 236 с.
5. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов.
- М.: Лабиринт, 1998. - 256 с.
6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Наука, 1980. - 238 с.
7. Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. - С. 36-44.
8. Залевская, А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. - 2003. - № 1. - С.30-35.
9. Звегинцев, В. А. Мысли о лингвистике. - М.: МГУ, 1996. - 336 с.
10. Карасик, В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 477 с.
11. Колесов, В. В. Язык и ментальность // Русистика и современность - Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 12-16.
12. Колесов, В. В. Язык и ментальность. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 2004. - 237 с.
13. Коннова, М. Н. Введение в когнитивную лингвистику. - Калининград: Изд-во Балтийского федер. ун-та им. Иммануила Канта, 2012. - 312 с.
14. Костин, А. В. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В. И. Даля (на материале концепта «вода»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Иваново, 2002. - 208 с.
15. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
16. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. - М.: Филол. фак. МГУ, 1996.
- 245 с.
17. Крючкова, Н. В. Лингвокультурное варьирование концептов. - Саратов: Науч. кн., 2005. - 164 с.
18. Кубрякова, Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С.6-17.
19. Кузлякин, С. В. Проблема создания концептуальной модели в лингвистических исследованиях // Русистика и современность - Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 136-141.
...