Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концептуальный анализ научно-популярного дискурса англоязычных журналов The Atlantic и BBC Science Focus

Работа №94303

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ 6
1.1. Структура концепта и способы его формирования 6
1.2. Методики исследования концептов 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВОЙ КОНЦЕПТ TECHNOLOGY В НАУЧНО¬
ПОПУЛЯРНОМ ДИСКУРСЕ 32
2.1. Анализ концепта TECHNOLOGY в научно-популярном дискурсе
32
2.2. Модель концепта TECHNOLOGY 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложения 64

Актуальность данной работы обусловлена значительным влиянием науки и технологий на современный мир - без них представить современные образ жизни и взгляд на естественные явления, которые мы часто воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, практически невозможно. Начиная с эпохи Ренессанса, мировоззрение человечества постепенно стало отдаляться от церковного и вбирать в себя новые идеи, подкреплённые научно-техническими разработками и открытиями: пожалуй, самым
очевидным примером является работа Николая Коперника под названием «О вращении небесных сфер» (лат. De revolutionibus orbium coelestium), в которой он предложил новую, гелиоцентрическую систему мира [Westman URL: https://www.britannica.com/biography/Nicolaus-Copernicus], которая со временем заменила геоцентрическую систему авторства Клавдия Птолемея [Geocentric model URL: https://www.britannica.com/science/geocentric-model] и теперь является общепринятой - математические расчёты и астрономические наблюдения убедили большую часть человечества в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, что в корне изменило наши представления о Солнечной системе и вселенной в целом. Несколько веков после этого, в результате промышленной революции были изобретены телеграф, двигатели внешнего и внутреннего сгорания, лампа накаливания и многие другие вещи, радикально изменившие жизнь человека [Industrial Revolution URL: https://www.britannica.com/event/Industrial-Revolution]. Это всего лишь несколько примеров из истории; разумеется, на этом прогресс не остановился, и человечество и по сей день продолжает совершать научно-технические открытия, которые, в свою очередь, продолжают менять как нашу повседневную жизнь, так и наши представления об окружающем мире. Концептуальный анализ научно-популярного дискурса может помочь нам понять, как научно-технические открытия и разработки предстают в человеческом сознании: с чем они ассоциируются; что является главным, а что второстепенным. Также это даст представление о том, что на сегодняшний момент в научно-популярном дискурсе является приоритетным в исследованиях, куда движется наука, какие горизонты познания она открывает.
Объектом исследования является концепт TECHNOLOGY в научно - популярном дискурсе.
Предметом исследования является реализация концепта TECHNOLOGY в англоязычном научно-популярном дискурсе журналов The Atlantic и BBC Science Focus.
Целью работы является выявление концептуальных признаков концепта TECHNOLOGY, а также построение его вербализованной модели.
Для достижения вышеуказанной цели мы ставим следующие задачи:
1. Изучить актуальные для данного исследования теоретические аспекты когнитивной лингвистики.
2. Выявить концептуальные признаки исследуемого концепта.
3. Составить модель концепта TECHNOLOGY, состоящую из ядра, ближней, дальней и крайней периферий.
4. Провести анализ полученной модели: выяснить, какие концептуальные признаки преобладают в данном концепте, а также как соотносятся между собой составляющие модели концепта.
Для достижения поставленных задач в работе был использован материал из интернет-журналов The Atlantic и BBC Science Focus. BBC Science Focus - это журнал, освещающий только темы, связанные с наукой и технологиями, в то время как The Atlantic - это многосторонний журнал, включающий ряд разнообразных рубрик (в связи с этим материал из The Atlantic был взят только из рубрики “Technology”). Было проанализировано 198 статей; из них было извлечено 223 примера, иллюстрирующих выявленные концептуальные признаки концепта TECHNOLOGY, 56 из которых были приведены во второй главе данной работы.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, индукция, классификация, измерение, синтез, метод концептуального анализа, моделирование.
Работа состоит из двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматриваются история и наиболее актуальные для данной работы теоретические аспекты когнитивной лингвистики. Во второй главе приводятся концептуальные признаки концепта TECHNOLOGY и иллюстрирующие их примеры, а также словесная модель данного концепта и анализ каждой из составляющих модели концепта. В заключении содержатся выводы, основанные на полученных в результате исследования данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, как уже было упомянуто выше, научно-технические открытия и разработки занимают важное место в жизни человека - внимательный наблюдатель может заметить, что без них наша повседневная жизнь, как и наши представления об окружающем мире, были бы совсем другими, и, во многом, совсем не в лучшую сторону. Широко известно, что население Земли в период с начала XVIII века до конца XX века увеличилось практически в пять раз, с приблизительно 1 миллиарда в начале XVIII века до приблизительно 5 миллиардов в конце XX века; для сравнения, в начале нашей эры население Земли составляло около 300 миллионов, и к началу XI века н. э. это число практически не изменилось. Мы имеем хорошее представление о причинах такого значительного увеличения: улучшенные методы коммуникации и виды транспорта снизили смертоносный эффект локальных неурожаев; открытие существования бактерий и их влияния на здоровье человека позволили человечеству осознать необходимость улучшения здравоохранения и санитарных условий; наконец, промышленная революция привела к общему улучшению уровня жизни [Teitelbaum URL: https://www.britannica.com/science/population-biology-and-anthropology].
Вышеприведённые факты не оставляют места для сомнения в том, насколько значительно наука и технологии повлияли на человечество.
Ввиду вышесказанного, целью данной работы являлось выявление концептуальных признаков концепта TECHNOLOGY, а также построение его словесной модели для того, чтобы понять, как научно-технические открытия и разработки отображаются в сознании человека.
Мы начали данное исследование с рассмотрения актуальных для нашей работы теоретических аспектов когнитивной лингвистики : были изучены история когнитивной лингвистики; концепт, его структура и явление концептуализации; методики исследования концептов, главной из которых была семантико-когнитивная. В ходе исследования было также выяснено, что любое исследование, связанное с концептами, всегда будет ограничено некоторыми факторами, предотвращающими его абсолютную достоверность - мы не имеем возможности исследовать концепты напрямую и можем лишь изучать их вербальные выражения.
Рассмотрев теоретические аспекты когнитивной лингвистики, мы приступили ко второму этапу нашего исследования: были описаны источники, из которых был взят материал для исследования - журналы The Atlantic и BBC Science Focus; в материале мы выделили и перечислили концептуальные признаки, раскрывающие содержание концепта TECHNOLOGY, а также привели примеры, иллюстрирующие их; каждому из КП было дано толкование.
На основе выделенных концептуальных признаков была построена словесная модель концепта TECHNOLOGY, которая организована по принципу яркости концептуальных признаков - наиболее яркие КП входят в ядро, менее яркие - в ближнюю периферию, наименее яркие - в дальнюю и крайнюю периферии, соответственно. При этом яркость КП определяется количеством найденных примеров для данного КП, которое было указано соответствующим числом в скобках.
Наконец, проанализировав каждую из составляющих словесной модели концепта TECHNOLOGY, мы пришли к следующим выводам:
1. Самым ярким концептуальным признаком из всех оказался “Technology is convenient”: примеры данного КП, найденные в материале, составили около 22% от общего количества примеров. Данный КП выражает идею того, что научно-технический прогресс делает жизнь человека удобнее.
2. В целом, можно утверждать, что все составляющие модели концепта имеют одну общую характеристику: они содержат в себе противоречивые концептуальные признаки. В то время как некоторые составляющие модели преимущественно позитивны, другие преимущественно негативны, но исключительно позитивных, так же, как и исключительно негативных, нет.
Можно сказать, что оба вывода во многом совпадают с действительностью: достаточно лишь заглянуть в прошлое, чтобы понять, насколько удобнее стала наша жизнь - ещё век назад вещи, которые так распространены сегодня, такие как персональные компьютеры, смартфоны, интернет и многое другое были практически предметом научной фантастики; c другой стороны, противоречивость КП во всех составляющих модели концепта означает, что любым позитивным аспектам технологий могут сопутствовать негативные - мы знаем о том, как пагубно деятельность человека влияет на окружающую среду: то самое ископаемое топливо (уголь, нефть, природный газ), которое сделало возможным промышленную революцию и до сих пор является одним из главных источников энергии и которое привело к изобретению вещей, без которых мы уже не можем представить современный мир, может в долгосрочной перспективе привести к разрушительным, непоправимым последствиям.


1. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово // Рус. речь Новая серия. - 1928. - № 3. - С. 28-44.
2. Балашова, Е. Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях: автореф. дис. ... канд. филол. наук.
- Саратов, 2004. - 262 с.
3. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С.18¬36.
4. Воркачев, С. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004.
- 236 с.
5. Горелов, И. Н. Основы психолингвистики. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов.
- М.: Лабиринт, 1998. - 256 с.
6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Наука, 1980. - 238 с.
7. Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. - С. 36-44.
8. Залевская, А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. - 2003. - № 1. - С.30-35.
9. Звегинцев, В. А. Мысли о лингвистике. - М.: МГУ, 1996. - 336 с.
10. Карасик, В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 477 с.
11. Колесов, В. В. Язык и ментальность // Русистика и современность - Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 12-16.
12. Колесов, В. В. Язык и ментальность. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 2004. - 237 с.
13. Коннова, М. Н. Введение в когнитивную лингвистику. - Калининград: Изд-во Балтийского федер. ун-та им. Иммануила Канта, 2012. - 312 с.
14. Костин, А. В. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В. И. Даля (на материале концепта «вода»): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Иваново, 2002. - 208 с.
15. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
16. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. - М.: Филол. фак. МГУ, 1996.
- 245 с.
17. Крючкова, Н. В. Лингвокультурное варьирование концептов. - Саратов: Науч. кн., 2005. - 164 с.
18. Кубрякова, Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С.6-17.
19. Кузлякин, С. В. Проблема создания концептуальной модели в лингвистических исследованиях // Русистика и современность - Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 136-141.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ