Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 5
1.1. Характеристика художественной гимнастики как
вида спорта 5
1.2 Понятие гибкость 8
1.3 Виды гибкости 12
1.4. Возрастные особенности девочек 11-14 лет 18
1.5. Методика развития гибкости девочек 11-14 лет,
занимающихся художественной гимнастикой 22
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 42
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложения 60
В художественной гимнастике, одним из основных направлений учебно-тренировочного процесса является совершенствование методики развития гибкости. Процесс развития гибкости осуществляется постепенно, а также непрерывно. Упражнения на гибкость необходимо использовать в тренировочном процессе регулярно и в большом объеме.
Для благоприятного развития гибкости, прежде всего, необходимы теоретические знания вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методики физического воспитания, анатомии, физиологии.
В воспитания художественных гимнасток гибкость нужна для выполнения движений c большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может препятствовать проявлению таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, усиливая при этом энергозатраты и снижая экономичность работы организма, и, зачастую, приводит к серьезным травмам мышц и связок[32].
Актуальность темы. Данная тема исследования является актуальной, потому что в наше время уровень развития гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой в среднем школьном возрасте (10 - 14 лет) является ниже требуемого результата, в связи с резким
омоложением спорта. В настоящие время художественная гимнастика предъявляет очень высокие требования к исполнению элементов. Качественное исполнение элементов на прямую зависит от уровня развитии гибкости.таким образом, чтобы быть конкурентно способной спортсменкой в художественной гимнастике необходимо развивать данное качество до очень высокого уровня. Поэтому мы изучаем старые методики развития гибкости и разрабатываем новые экспериментальные методики.
Проблема исследования. Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных средств и методов развития гибкости, для исключения ошибоки травматизма на тренировочных занятиях при развитие гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой среднего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс девочек
занимающихся художественной гимнастикой среднего школьного возраста.
Предмет исследования: методика развития и совершенствования гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой среднего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: повышения уровня развития гибкости у девочек занимающиеся художественной гимнастикой среднего школьного возраста.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать методику, направленную на развитие гибкости у девочек занимающихся художественной гимнастикой среднего - школьного возраста.
3. Доказать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие гибкости девочек-гимнасток на этапе начальной подготовки.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР). пускная квалификационная работа состоит из введения, 3х глав, выводов, списка используемых источников, приложений, также в работе имеются таблицы. Работа изложена на 68 страницах компьютерного набора. Проанализировано 61 литературных источника.
Развитие I гибкости I имеет I особое I значение I для I воспитания I двигательных | качеств | (силы, | быстроты | реакции, | скорости | движений, | выносливости) и га|моничного физического |азвития. i
Анализ лите|ату|ных данных и |езультатов педагогического экспе|имента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ | |и обобщение |учебной |и щаучной |литературы |по изучаемой | теме | показал, |что i существует |воз|астная |предрасположенность i детей |к | воспитанию | гибкости, | обусловленная | |ядом | анатомо-физиологических | особенностей. | Гибкость зависит |от психического состояния, |воз|аста, |пола, | суточной |пе|иодики, |а также цазминки, |массажа, температуры тела |и |с|еды. | Гибкость | |может | развиваться | |в | |любом | |воз|асте. | |Для | |того | |чтобы |она | |азвивалась |и |сох|анялась, | нужны | |регулярные | т|ени|овки |и специальные | уп|ажнения |(активные, пассивные, динамические, статические, смешанные | статодинамические). I Важно I оп|еделить I оптимальные I п|опо|ции I в I использовании уп|ажнений и п|авильную дози|овку наг|узок.
2. Использование I специально I отоб|анных I с|едств I и I методов, I о|иенти|ованных на |азвитие гибкости, эффективно улучшает подвижность в суставах и показателях гибкости у учащихся с|еднего школьного воз|аста.
3. Это доказывает |езультат I педагогического I экспе|имента. I Он I
заключался | в I оп|еделении I исходного | у|овня | |азвития | гибкости | у I школьников, |внед|ения |методики |(|егуля|ного использования уп|ажнений) | и I доведения I повто|ного I тести|ования. I СI помощью I подоб|анных I уп|ажнений на |астягивание и их доведения в п|оцессе у|очных фо|м занятий было доказано, что у девочек экспе|иментальной г|уппы (по |езультатам |тестов |1, |2, |3) у|овень цазвития гибкости |оказался |выше, |чем |в | конт|ольной г|уппе, что стало следствием использования
экспе|иментальной методики для получения высоких результатов.
Выполнить | шпагат | можно | за | месяц | при | ежедневных | занятиях | специально подобранными упражнениями на растягивание.
Предположение гипотезы экспериментально подтвердило факт положительного влияния применяемого нами разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие гибкости у девочек, занимающихся художественной гимнастикой среднего школьного возраста. |
1. Атлер, |М. |Дж., | Наука |о | гибкости/ |М. |Дж. | Атлер. - Москва: Олимпийская лите|ату|а, 2017. - 422 с.
2. Ашма|ин, Б. А. Тео|ия и методика физического воспитания: учебник для пединститутов / Под |ед. Б. А. Ашма|ина. - Москва, 1990.- 287 с.
3. Ашма|ин, Б.А. |Тео|ия |и методика педагогических исследований | в цфизическом |воспитании/ |Б.А. |Амша|ин. |- ||Москва: Физкульту|а и спо|т,| 2018. - 223 с.
4. Бад|етдинов, Р.М. Воспитание гибкости у детей младшего школьного воз|асте / Р.М. Бад|етдинов. -Режим доступа: http://www.f- mx.ru/fizkultura_i_sport/diplom_vospitanie_ gibkosti_ u_detej.html
5. Ба|чуков, |И.С. || Физическая |культу|а |и |спо|т: | методология, | тео|ия, |п|актика: |учеб. | пособие |для |студ. |высш. |учеб. | заведений/ |И.С. | Ба|чуков, А.А. Несте|ов; под общ. Ред. Н.Н. Маликова. - Москва: Академия, 2016. - 528 с.
6. Ба|шай, | В. | М. | Гимнастика: | учеб. | для | студентов | вузов, | обучающихся |по специальности |050720.65 |«Физ. |культу|а». |3-е |изд., доп. |и | пе|е|аб. / В.М. Ба|шай. - Москва: Феникс, 2013. - 312 с.
7. Бойко, В. В. Целенап|авленное |азвитие двигательных способностей человека/ В. В. Бойко. - Москва: Физкульту|а и спо|т, 1987. - 143 с.
8. Вине|, И. А., Интег|альная подготовка в художественной гимнастике/ И. А. Вине| // Тео|ия и п|актика физической культу|ы. - 2006. - № 10. - С. 28-29.
9. Вине|, И. А., Тео|ия и методика художественной гимнастики/ И. А. Вине|, Е. С. К|ючек, Е.Н. Медведева, Р. Н. Те|ехина. - Санкт Пете|бу|г: Человек, 2014. - 120 с.
10. Верхошанский, Ю. В., Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
11. Волков,|Л.В., Методика (воспитания (физических (способностей | школьников/ под ред. Л.В. Волкова.- Киев: Радянская школа, 2016. - 120 с.
12. Горбунов,|Г.Д., Цсихопедагогика (спорта/ | Г.Д. (Горбунов ((- |Мосва: Советский спорт, 2014. - 328 с.
13. Губа,((В.П., Особенности i i индивидуализации i ( двигательных ц способностей (в (подготовке (юных (спортсменов (/ (Физическая (культура: ц воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 41-44.
14. Гужаловский, А. А., Основы теории и методики физической культуры / А. А. Гужаловский. - Москва: Физкультура и спорт, 1988. - 352 с.
15. Дитятин, А.Н., Современная гимнастика : проблемы, тенденции, перспективы: сборник материалов Х межд. науч.-практ. конф. / Под общ. ред А.Н. Дитятина. - Санкт Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 199 с...